Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Белгородской области
от 25 октября 2021 г. N 483-пп
Паспорт
подпрограммы 7 "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 7, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
Ежегодно на территории Белгородской области образуется около 599 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Рост численности населения в городах и уровень социально-экономического развития региона сопряжены с увеличением количества образующихся отходов. Неправильный сбор, несвоевременное удаление, неудовлетворительное обезвреживание - все это наносит существенный экологический ущерб окружающей среде. Выбор оптимального метода и технологии накопления и удаления отходов базируется, прежде всего, на недопущении обострения социальных аспектов и повышении экономической эффективности процессов обращения с отходами, рациональном использовании земельных ресурсов.
Отсутствие развитой сети по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов приводит к тому, что на захоронение без предварительного извлечения полезных компонентов поступает более 95 процентов ТКО.
Основными проблемами системы обращения с ТКО в Белгородской области являются:
1. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры системы обращения с ТКО в некоторых муниципальных районах и городских округах Белгородской области.
2. Малая доля сортируемых и утилизируемых ТКО на территории области.
3. Загрязнение окружающей среды от ТКО.
4. Низкий уровень экологической культуры населения области.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на территории Белгородской области запрещено захоронение продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, в объектах размещения отходов производства и потребления без предварительной рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции или уничтожения.
В образующихся ТКО содержатся такие полезные компоненты, как бумага, картон, полимерные материалы, стекло и другие компоненты, которые могут быть повторно использованы. Поэтому правильная организация накопления и переработки указанных отходов позволит существенно сократить объемы ТКО, направленные на захоронение, а также сократить потребление первичных природных ресурсов за счет повторной переработки.
Согласно проведенному анализу морфологического состава ТКО значения в процентном соотношении основных фракций ТКО по Белгородской области составляют: полезная фракция (макулатура, металл, стекло, ПЭТ) - 19 процентов; пищевые отходы - 36,8 процента; растительные остатки - 7,8 процента; неутилизируемые отходы - 36,4 процента (смет, кожа, резина, средства гигиены и подобное).
Извлечение ценных составляющих из объема ТКО должно осуществляться на постоянной основе с увеличением процента отбора полезных фракций и внедрением технологий по переработке и вторичному использованию.
В качестве одного из возможных направлений реализации совершенствования существующей системы сбора и накопления отходов предлагается также внедрение дуального сбора для многоквартирных жилых домов (далее - МКД) и бытового компостирования для индивидуального жилищного фонда (далее - ИЖД). Дуальная система сбора отходов в МКД подразумевает раздельный сбор от 2 фракций:
- неутилизируемые отходы и вторичное сырье (ПЭТ, стекло, металл, макулатура, пластики);
- органические отходы (пищевые и растительные остатки).
В ИЖД дуальность сбора заключается в том, что органические отходы (пищевые и растительные остатки) остаются в компостной площадке домовладения, а в контейнер выбрасываются только неутилизируемые отходы. Вторичное сырье, как и в системе сбора в МКД, либо сдается в пункты выкупа вторичного сырья, либо оставляется в том же контейнере.
Мероприятия подпрограммы 7 финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджета Белгородской области, местных бюджетов и внебюджетных источников.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы 7
Целью подпрограммы 7 является повышение экологической безопасности населения на территории Белгородской области, создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создание и развитие эффективной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории области путем строительства новых и модернизации действующих объектов, включая мероприятия по цифровизации системы обращения с ТКО, эколого-просветительской и образовательной деятельности.
2. Улучшение экологических условий проживания на территории Белгородской области населения за счет ликвидации (рекультивации) объектов накопленного вреда окружающей среде.
3. Предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот, а также обеспечение снижения экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку).
Реализация подпрограммы 7 - 2018 - 2024 годы, этапы реализации не выделяются.
3. Обоснование выделения системы мероприятий и краткое описание основных мероприятий подпрограммы 7
Мероприятия подпрограммы 7 направлены на повышение экологической безопасности населения путем модернизации существующей системы обращения с ТКО и обеспечения комплексного подхода к процессу сбора, транспортирования, переработки, утилизации и захоронения ТКО.
В рамках решения задачи 1 "Создание и развитие эффективной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории области путем строительства новых и модернизации действующих объектов, включая мероприятия по цифровизации системы обращения с ТКО и эколого-просветительской и образовательной деятельности" планируются основные мероприятия и мероприятия:
Основное мероприятие 7.1 "Создание эффективных механизмов управления в отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами" включает следующие мероприятия:
Мероприятие 7.1.1. "Строительство объекта размещения твердых коммунальных отходов".
Мероприятие 7.1.2 "Организация весового контроля на объектах размещения отходов (полигонах) Белгородской области", предусматривающее цифровизацию отрасли обращения с ТКО. Сведения с весовых платформ автоматически передаются в используемое региональным оператором специализированное программное обеспечение АСУ "Управление отходами" с указанием государственного номера машины, массы отходов, а также даты и времени заезда на объект и выезда с объекта после разгрузки. Весовые платформы оснащены системами видеонаблюдения, позволяющими контролировать процесс взвешивания мусоровозов. Усиление контроля позволяет повысить уровень ответственности организаций, осуществляющих транспортирование ТКО, что положительно сказывается на качестве оказания услуги.
Кроме того, в рамках цифровизации системы по обращению с ТКО региональным оператором в рамках предоставления грантов государственной поддержки проектов по внедрению отечественных продуктов, созданных на базе "сквозных" цифровых технологий, планируется оборудовать 11500 контейнеров. Установка данных технических средств позволит обеспечить строгий учет объемов образования ТКО практически в режиме реального времени, а также осуществлять мониторинг наполняемости и эффективности расположения контейнерных площадок, а также оптимального количества и объема установленных контейнеров.
Мероприятие 7.1.3 "Строительство объектов обработки твердых коммунальных отходов", предусматривающее строительство современных объектов обработки ТКО, соответствующих требованиям природоохранного законодательства.
Мероприятие 7.1.4 "Строительство мусороперегрузочных станций".
Мероприятие 7.1.5 "Создание пунктов приема вторичного сырья от населения на территории муниципальных образований Белгородской области", включающее активно развивающиеся сети: пунктов выкупа вторичного сырья ООО "Чистый Белый Край" (макулатура, различные виды пластика, алюминий пищевой и т.д.) и вендинговых аппаратов ("фандоматов") для приема пластиковой и алюминиевой тары. Средства, вырученные от реализации вторичного сырья сети вендинговых аппаратов, перечисляются в БРОО "Святое Белогорье против детского рака".
Мероприятие 7.1.6. "Организация информирования граждан о формировании новой системы обращения с отходами".
Мероприятие 7.1.7 "Разработка проектно-сметной документации на строительство объектов размещения твердых коммунальных отходов".
Мероприятие 7.1.8 "Модернизация объектов обращения с твердыми коммунальными отходами".
Мероприятие 7.1.9 "Приобретение оборудования и иного движимого имущества, необходимых для осуществления мероприятий по модернизации объектов обращения с твердыми коммунальными отходами".
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Белгородской области на выполнение мероприятий по созданию эффективных механизмов управления в области обращения с ТКО представлен в приложении N 9 к государственной программе.
Детализированная информация о перспективных объектах обращения с твердыми коммунальными отходами, содержащая полное наименование, мощность, тип, срок реализации, включая проектную стоимость объектов и источники финансирования, представлены в приложении N 13 к государственной программе.
Основное мероприятие 7.2 "Разработка электронной модели территориальной схемы по обращению с отходами" направлено на автоматизацию процессов территориальной схемы по обращению с отходами, в том числе с ТКО Белгородской области, в целях повышения прозрачности деятельности участников сферы обращения с отходами на территории Белгородской области.
Основное мероприятие 7.3 "Субсидии на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию объектов накопленного вреда окружающей среде".
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Белгородской области на исполнение мероприятия по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию объектов накопленного вреда окружающей среде представлен в приложении N 11 к государственной программе.
Мероприятия по эколого-просветительской и образовательной деятельности направлены на формирование экологической культуры и осознанного отношения к обращению с отходами (организация публичных мероприятий, событий, общественных акций, направленных на знакомство населения с современными методами обращения с ТКО и участие в них граждан).
В настоящее время в регионе необходимо создать систему всеобщего комплексного непрерывного экологического образования и просвещения населения. Наличие системы экообразования и экопросвещения, включающей все возрастные категории населения, позволит обеспечить устойчивое развитие общества и обеспечить экологическую безопасность в будущем.
Региональный оператор реализует экологический просветительский проект "Береги Белгородчину с нами!". Проект разделен на несколько блоков, включающих комплекс экологических мероприятий, носящих системный характер, и направлен на воспитание экологической культуры у различных возрастных групп населения, прежде всего у детей и молодежи.
Реализация проекта осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО совместно с департаментом образования области, департаментом внутренней политики области, а также при активном участии органов местного самоуправления.
В свою очередь, активную и систематическую работу среди детей и молодежи в части экологического воспитания осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Белгородский областной детский эколого-биологический центр". На территории области созданы и функционируют ученические производственные бригады, экологические бригады. В рамках реализации мероприятий Календаря экологических мероприятий в регионе проводится не менее 25 областных экологических мероприятий.
Основной целью Единого стандарта экологического просвещения в Белгородской области станет разработка комплекса экологических мероприятий, направленных на повышение экологической культуры населения Белгородской области. Мероприятия должны носить системный характер и проводиться с использованием форм и методов организационной работы с учетом возрастной категории участников.
В рамках задачи 2 "Улучшение экологических условий проживания на территории Белгородской области населения за счет ликвидации (рекультивации) объектов накопленного вреда окружающей среде" реализуется проект 7.G1 "Чистая страна", входящий в состав национального проекта "Экология". Данное мероприятие направлено на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов (объектов накопленного вреда окружающей среде).
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Белгородской области на ликвидацию (рекультивацию) объектов накопленного вреда окружающей среде представлен в приложении N 10 к государственной программе.
Выявление вновь образованных мест несанкционированного размещения отходов осуществляется в рамках полномочий управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области.
В 2020 году разработана и внедрена информационная система "Мониторинг ликвидации мест несанкционированного размещения отходов".
Основная цель внедрения программного модуля - обеспечение учета обнаруженных и ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов (свалок) на территории области.
Программный модуль необходим для автоматизации процессов по сбору сведений от инспекторов управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области, ответственных сотрудников администраций муниципальных образований области, контролю ликвидации обнаруженных мест несанкционированного размещения отходов (свалок) и подготовки сводных отчетов о количестве обнаруженных и ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов (свалок).
Согласно Правилам обращения с ТКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", региональный оператор, в случае выявления места несанкционированного размещения ТКО (далее - свалка), обязан должным образом уведомить собственника земельного участка об обнаружении свалки и, в случае непринятия последним мер по ее ликвидации в тридцатидневный срок, ликвидировать ее собственными силами с последующим взысканием понесенных расходов в судебном порядке.
В рамках решения задачи 3 "Предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот, а также обеспечение снижения экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку)" реализуется проект 7.G2 "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", входящий в состав национального проекта "Экология".
В рамках реализации данного проекта, в том числе предусмотрены мероприятия по закупке контейнеров для раздельного накопления ТКО в целях развития системы раздельного сбора ТКО на территории области.
В условиях города для жителей предусмотрено два типа контейнеров - для вторичного сырья и неутилизируемой фракции. Жителям частных домовладений предлагается обеспечить компостирование органических отходов в организованных на территории частных домовладений компостных площадках, а ТКО, не содержащие органическую фракцию, складировать в установленные для данных целей сетчатые контейнеры. Пилотные площадки находятся в городе Белгороде, Губкинском, Старооскольском городских округах, Ровеньском и Прохоровском районах.
Оборудование мест (площадок) накопления ТКО контейнерами для раздельного накопления ТКО запланировано в соответствии с приложением N 12 к государственной программе.
Система мероприятий и показателей подпрограммы 7 представлена в приложении N 1 к государственной программе.
4. Прогноз конечных результатов подпрограммы 7. Перечень показателей подпрограммы 7
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы 7 к 2024 году позволит достичь следующие конечные результаты:
1. Доля обработанных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов - 8,1 процента в 2018 году.
2. Увеличение доли охвата потребителей услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами до 100 процентов к 2020 году.
3. Проведение мероприятий по эколого-просветительской и образовательной деятельности - не менее 48 единиц к 2024 году.
Сведения о динамике значений показателей конечного и непосредственного результатов представлены в приложении N 1 к государственной программе.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы 7 (в разрезе главных распорядителей средств областного бюджета, основных мероприятий, а также по годам реализации подпрограммы 7)
Планируемые объемы финансирования подпрограммы 7 в разрезе источников финансирования по годам реализации представлены в таблице 11.
Таблица 11
Годы |
Источники финансирования, тыс. рублей |
|||||
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Бюджеты муниципальных образований |
Территориальные внебюджетные фонды |
Иные источники |
Всего |
|
2018 |
0 |
5000,0 |
0,0 |
0,0 |
61399,0 |
66399,0 |
2019 |
0 |
25564,0 |
4436,0 |
0,0 |
347120,0 |
377120,0 |
2020 |
111059,7 |
63726,4 |
4835,9 |
0,0 |
298636,1 |
478258,1 |
2021 (прогноз) |
0 |
136395,6 |
9246,1 |
0,0 |
84597,7 |
230239,4 |
2022 (прогноз) |
0 |
0 |
0 |
0 |
546630,0 |
546630,0 |
2023 (прогноз) |
0 |
0 |
0 |
0 |
197067,0 |
19067,0 |
2024 (прогноз) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего |
111059,7 |
230686,0 |
18518,0 |
0,0 |
1535449,8 |
1895713,5 |
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий подпрограммы 7 из различных источников финансирования и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 7 государственной программы за счет средств бюджета Белгородской области по годам представлены соответственно в приложениях N 3 и N 4 к государственной программе.
Объем финансового обеспечения подпрограммы 7 подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Белгородской области от 25 октября 2021 г. N 483-пп "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.