Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1217589-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий и обязанностей субъектов гидроэнергетики)
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 13 октября 2021 г. N 3.25-5/1)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 1217589-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (в части уточнения полномочий и обязанностей субъектов гидроэнергетики) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Законопроектом уточняется понятийный аппарат Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 N 117-ФЗ (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ). Водятся понятия "авария гидротехнического сооружения", "гидроузел", "эксперт в области безопасности гидротехнических сооружений".
Законопроектом корректируются полномочия Правительства Российской Федерации, которому предоставляется право устанавливать порядок аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений, порядок формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, а также порядок определения величины финансового обеспечения за вред, причиненный в результате возможной аварии гидротехнического сооружения.
Одновременно из полномочий Правительства Российской Федерации исключаются полномочие по установлению критериев классификации гидротехнических сооружений и полномочие по определению федеральных органов исполнительной власти, устанавливающее требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений.
В свою очередь, Комитет обращает внимание на предлагаемую в законопроекте терминологию.
В части использования в законопроекте термина "эксперт в области безопасности гидротехнических сооружений" требуется проработка, поскольку в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений государственную экспертизу деклараций безопасности проводят не эксперты, а экспертные центры, которые несут ответственность за результат экспертизы. В этой связи необходимо уточнить терминологию.
Определение термина "декларация безопасности гидротехнического сооружения" требует уточнение понятия "с учетом их классов". В соответствии со сводом правил в законодательстве о техническом регулировании применяется понятие "класс ответственности". Понятие "класс сооружения" в законодательстве о техническом регулировании не применяется, что может привести к проблемам в назначении классов сооружений и разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения.
Законопроектом также предусматривается введение новой системы оценки опасности гидротехнических сооружений - категорий риска причинения вреда (ущерба). Согласно указанным изменениям присвоение гидротехническим сооружениям классов предлагается заменить на присвоение категорий риска причинения вреда (ущерба), одновременно сохранив в Федеральном законе N 117-ФЗ разделение гидротехнических сооружений на классы. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении или их обновлении такому гидротехническому сооружению присваивается категория риска причинения вреда (от 1 до 4) в зависимости от уровня опасности (от низкого до чрезвычайно высокого). Присвоение категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется исходя из класса гидротехнического сооружения, определенного проектной документацией на его строительство или реконструкцию. Классы гидротехнических сооружений фактически совпадают с предлагаемыми категориями риска причинения вреда (ущерба).
Таким образом, предусматриваются две системы оценки опасности гидротехнических сооружений - категории риска причинения вреда (ущерба) гидротехническим сооружением и класс опасности гидротехнического сооружения.
В отношении данного изменения в пояснительной записке правовое обоснование его внесения отсутствует.
Следует обратить внимание, что действующая статья 13 Федерального закона N 117-ФЗ вступает в противоречие со статьей 25 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В частности, статьей 13 установлена периодичность выездных плановых проверок для гидротехнического сооружения высокой опасности не более 1 раза в год, в то время как часть 3 статьи 25 Федерального закона N 248-ФЗ устанавливает для объектов контроля высокого риска периодичность проверок - не более 1 раза в 2 года. В связи с этим и, учитывая предлагаемые законопроектом поправки к статье 7 Федерального закона N 117-ФЗ, предлагается внести соответствующее изменение в статью 13 Федерального закона N 117-ФЗ.
Также предлагается предусмотреть в законопроекте положения о продлении срока эксплуатации гидротехнических сооружений и необходимости проведения специализированного обследования - преддекларационного обследования в пункте 9 Статьи 1 законопроекта.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1217589-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.