Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование механизма обеспечения подъема затонувших судов и иного имущества.
Из пояснительной записки следует, что проект разработан с учетом положений Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года (далее - Конвенция), определяющей районом ее действия исключительную экономическую зону государства-участника (статья 1 Конвенции). Обращаем внимание, что согласно пункту 1 проектируемой статьи 107 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) правила удаления затонувшего имущества будут распространяться только на ту часть исключительной экономической зоны Российской Федерации, которая входит в акваторию Северного морского пути.
Проектируемой статьей 109.1 КТМ предусматривается возложение на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности по удалению имущества, затонувшего в акватории Северного морского пути за пределами внешней границы территориального моря Российской Федерации, то есть в исключительной экономической зоне.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 67 Конституции Российской Федерации в исключительной экономической зоне Российской Федерации обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию Российская Федерация.
Также обращаем внимание, что Федеральный закон N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает указанных полномочий у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проектируемые пункт 2 статьи 13 КТМ и пункт 2 статьи 11 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, касающиеся удаления затонувшего судна или его части в случае, когда судно затонуло вследствие непреодолимой силы или вследствие аварии не согласуются с другими положениями проекта, предусматривающими удаление затонувшего имущества и в иных случаях.
Согласно проектируемому пункту 4 статьи 107 КТМ правила удаления затонувшего имущества, содержащиеся в проектируемой Главе VII КТМ, не распространяются на военное имущество и затонувшее морское имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на морском дне. Учитывая проектируемое определение затонувшего имущества, следует уточнить, осуществляется ли удаление указанных объектов, не находящихся на морском дне, но при этом признаваемых затонувшими в соответствии с указанной главой КТМ.
В проектируемом подпункте 3 пункта 3 статьи 109 КТМ на собственника затонувшего имущества возлагается обязанность по его удалению, в частности, в случае, если оно "снижает туристическую ценность морского побережья". Поскольку порядок и критерии "туристической ценности побережья" в законодательстве не установлены, указанное понятие нуждается в определении.
Пунктом 9 статьи 111 КТМ предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по удалению и утилизации затонувшего имущества. В связи с этим необходимо учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок выделения бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств. При этом при определении размера такого софинансирования, определяемого по правилам части 10 проектируемой статьи 111 КТМ, следует учитывать также возмещение, которое могут получить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с проектируемыми частями 6 и 7 указанной статьи.
Проектируемая статья 113 КТМ, исходя из ее наименования, предусматривает регулирование вопросов права собственности на затонувшее имущество. В тоже время, как следует из содержания указанной статьи, в ней урегулированы вопросы, связанные с прекращением, переходом и возникновением права собственности только на затонувшие суда, исключая иное затонувшее имущество. Кроме того, не ясен механизм оформления права собственности на затонувшее судно, возникающего у субъекта Российской Федерации в соответствии с проектируемым пунктом 3 статьи 113 КТМ.
Нуждается в уточнении порядок обмена информацией о затонувшем имуществе между органами и лицами, которым в соответствии с проектом направляется указанная информация (проектируемые статьи 108, 114 КТМ).
Используемое в проекте наименование "федеральный орган исполнительной власти в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами" (проектируемый подпункт 1 пункта 7 статьи 108 КТМ) следует привести в соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
Проектом предусматривается замена термина "подъем затонувшего имущества" на "удаление затонувшего имущества". Соответствующие изменения необходимо также внести в пункт 8 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.