Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1222108-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части совершенствования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей)
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 13 октября 2021 г. N 3.25-5/1)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 1222108-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части совершенствования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается уточнение понятийного аппарата Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) и совершенствование порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
В частности, законопроектом предлагается ввести новое понятие "качество электрической энергии"; уточнить определения понятий "оперативно-технологическое управление", "оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике", "установленная генерирующая мощность"; исключить понятие "веерное отключение", "максимально доступная генерирующая мощность".
Предусмотренные законопроектом изменения в пункт 3 статьи 5, пункт 2 статьи 13, пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 21 и статью 28 Федерального закона N 35-ФЗ направлены на установление полномочий федерального органа исполнительной власти по установлению наряду с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, требований к качеству электрической энергии, а также на установление обязанностей субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии по их соблюдению.
Законопроектом также предлагается унифицировать с учетом сложившейся практики регулирования отрасли отдельные положения Федерального закона N 35-ФЗ.
Так, предлагается исключить требование о заключении договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению до заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку усложняется порядок заключения договора с сетевыми организациями для субъектов электроэнергетики и потребителей, не являющихся плательщиками за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению.
Также предлагается исключить положение Федерального закона N 35-ФЗ, предусматривающее осуществление системным оператором контроля за реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, который, по мнению авторов законопроекта, эффективно обеспечивается другими действующими механизмами.
Законопроектом предлагается конкретизировать положение Федерального закона N 35-ФЗ, устанавливающее основания для применения графиков аварийного ограничения режима потребления и использования противоаварийной автоматики.
Законопроектом предлагается внести изменения в полномочия Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти в части уточнения механизма установления порядка технологического присоединения, а также дополнения перечня полномочий установлением порядка утверждения нормативов запасов топлива.
Помимо этого, законопроектом положения Федерального закона N 35-ФЗ о применении технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и качеству электрической энергии, приводятся в соответствие с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Комитет отмечает, что подпункт "а" пункта 17 статьи 1 законопроекта предусматривает изменения в пункт 1 статьи 34 Федерального закона N 35-ФЗ. Формулировка таких изменений отождествляет указанные в пункте 1 статьи 34 Федерального закона N 35-ФЗ документы и, в частности Правила оптового рынка, с обязательными требованиями, что представляется некорректным, поскольку не все нормы, которые содержатся в указанных документах, являются обязательными требованиями.
В этой связи предлагается скорректировать формулировку изменений в пункт 1 статьи 34 Федерального закона N 35-ФЗ, изложив подпункт "а" пункта 17 статьи 1 законопроекта в следующей редакции:
"а) в абзаце первом пункта 1 слова "а также правилами оптового рынка" заменить словами ", правилами оптового рынка, а также правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти".".
В целом, вносимые законопроектом изменения в Федеральный закон N 35-ФЗ соответствуют принципам реализации механизма "регуляторной гильотины" и учитывают современную систему нормативного регулирования, формируемую в отрасли.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1222108-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части совершенствования порядка взаимодействия субъектов электроэнергетики и потребителей).
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.