Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1223203-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания публично-правовой компании "Фонд развития территорий"), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1223203-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания публично-правовой компании "Фонд развития территорий"), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Концепция законопроекта предусматривает создание публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд развития территорий) путем реорганизации и слияния государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) и публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд защиты прав дольщиков).
Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ). Так, пунктом 3 указанной статьи необоснованно расширяется понятие "предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда".
В настоящее время в соответствии с действующей редакцией пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 185-ФЗ Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в определенном случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Законопроектом устанавливается, что Фонд развития территорий предоставляет указанные средства на условиях, предусмотренных не только Федеральным законом N 185-ФЗ, но и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Данное положение создает неопределенность в получении субъектами Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств указанного Фонда, поскольку условия ее предоставления будут являться нестабильными и меняться в зависимости от принимаемых Правительством Российской Федерации решений без учета каких-либо требований и ограничений на законодательном уровне.
Аналогичная норма установлена в пункт 3 части 1 статьи 3 законопроекта.
Пунктом 4 статьи 2 главы 2-4 Федерального закона N 185-ФЗ признаются утратившими силу. Между тем, статья 12 устанавливает и регулирует правила и порядок отчетности государственной корпорации. Так, согласно части 3 статьи 12 годовой отчет Фонда ЖКХ направляется Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, и подлежит обязательному размещению на официальном сайте Фонда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом.
Такая форма отчетности позволяет, в частности Государственной Думе, осуществлять парламентский контроль, анализировать ситуацию, связанную с расходованием выделяемых из федерального бюджета средств на оказание соответствующей финансовой поддержки, прогнозировать объем средств, необходимый для выделения Фонду ЖКХ на последующие годы, выявлять причины недостижения заявленных показателей и вносить требуемые изменения в законодательство Российской Федерации.
Аналогичные требования, за исключением размещения годового отчета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в отношении публично-правовой компании установлены в части 7 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем законопроект не предусматривает внешней отчетности вообще и в частности предоставление годового отчета в Государственную Думу, что может негативно повлиять на выполнение полномочий Государственной Думы в изложенной выше части.
Статьей 4 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 218-ФЗ).
Статью 3 Федерального закона N 218-ФЗ предлагается изложить в новой редакции исходя из новых целей Фонда развития территорий, и наделить его определенными функциями и полномочиями. Так, пунктом 1 части 1 статьи 3 предлагается установить, что Фонд развития территорий осуществляет комплексное развитие территорий на основании решений, принятых Правительством Российской Федерации. Между тем, комплексному развитию территорий посвящена целая глава в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Решение о комплексном развитии территории принимается Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или главой местной администрации. Таким образом, формулировка данного полномочия требует корректировки и (или) уточнения.
Аналогичное замечание к проектируемой статье 5.1 законопроекта.
Часть 1 статьи 4 законопроекта не содержит сведения о том, что имущество Фонда развития территорий формируется также и за счет преобразуемого Фонда ЖКХ.
Частью 12 статьи 4 установлено, что использование имущества Фонда для осуществления функций и полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данная норма противоречит действующей статьей 13.1, которая так и называется "Использование имущества Фонда" и устанавливает перечень целей, на которые это имущество может использоваться. Предлагается часть 12 статьи 4 перенести в действующую статью 13.1.
В настоящее время согласно части 2 статьи 9 генеральный директор Фонда назначается на должность сроком на три года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Именно в этом порядке или правилах назначения генерального директора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7.10.2017 г. N 1231, подробно прописан механизм назначения и требования к кандидату.
Предлагаемая редакция части 2 утратила ссылку на указанный порядок, в связи с чем не понятно даже, кто назначает генерального директора.
В законопроекте не откорректированы действующие ссылки. Так, действующая редакция части 1 статьи 9.1. Федерального закона N 218-ФЗ в целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства к Фонду переходят земельные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, указанных в пункте 5 части 1 статьи 3, в то время как статья 3 в законопроекте изложена в новой редакции.
В предложенной редакции законопроекта появляется правовая неопределенность относительно объектов инфраструктуры, подлежащих размещению на земельных участках, передаваемых застройщиком Фонду развития территорий.
Пунктом 3 статьи 5 законопроекта установлено, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются на создание, реорганизацию, деятельность Фонда развития территорий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Данный пункт изложен некорректно, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации имеет большую силу перед другими федеральными законами, регулирующие специальные правоотношения.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству концептуально поддерживает проект федерального закона N 1223203-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" цели - создание публично-правовой компании "Фонд развития территорий", но отмечает необходимость существенной доработки текста законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.