Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждена
Местной администрации
городского округа Прохладный КБР
от 26 марта 2021 г. N 281
Муниципальная программа
"Экономическое развитие и инновационная экономика в городском округе Прохладный КБР"
29 марта 2022 г.
Паспорт изменен с 31 марта 2022 г. - Постановление местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 29 марта 2022 г. N 326
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2021 г.
Паспорт
муниципальной программы городского округа Прохладный КБР "Экономическое развитие и инновационная экономика в городском округе Прохладный КБР"
Ответственный исполнитель программы |
местная администрация городского округа Прохладный КБР |
Соисполнители программы |
отсутствуют |
Исполнители программы |
отдел экономического развития, торговли и поддержки предпринимательства местной администрации городского округа Прохладный КБР; отдел муниципального имущества и земельных отношений местной администрации городского округа Прохладный КБР; отдел контроля муниципального заказа местной администрации городского округа Прохладный КБР; некоммерческая микрокредитная компания "Фонд микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства КБР" (по согласованию); АО "Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики" (по согласованию); Межрайонная ИФНС России N 4 по КБР (по согласованию); МУП "Управление Бизнес-инкубатора" |
Подпрограмма программы |
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском округе Прохладный КБР |
Мероприятие программы |
Содержание отдела экономического развития, торговли и поддержки предпринимательства местной администрации городского округа Прохладный КБР |
Цели программы |
достижение экономического роста городского округа Прохладный КБР, основанного на формировании благоприятной инвестиционной среды, создании благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций в экономику городского округа, расширении использования специальных механизмов привлечения инвестиций, повышении темпов развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов социально-экономического развития городского округа Прохладный КБР, снижении административных барьеров |
Задачи программы |
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, адекватной стоящим задачам, возможностям государства и потребностям частного сектора; развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; создание и развитие эффективной информационной, консультационной, правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; снижение социальной напряженности на рынке труда |
Целевые индикаторы и показатели программы |
отгрузка товаров собственного производства, выполнение работ и оказание услуг собственными силами (по чистым видам деятельности) по городскому округу Прохладный КБР (млн рублей); объем прямых инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) в экономику городского округа Прохладный КБР (млн рублей); объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета городского округа Прохладный КБР (млн рублей); среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (рублей); количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность на территории городского округа Прохладный КБР, на 1000 человек населения, единиц; уровень безработицы в среднем за год, процентов |
Этапы и сроки реализации программы |
муниципальная программа будет реализована в три этапа: 1-й этап - 2021 год; 2-й этап - 2022 год; 3-й этап - 2023 год |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Финансовое обеспечение муниципальной программы предусмотрено из следующих источников: общий объем бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета на реализацию муниципальной программы, подлежит ежегодному уточнению; общий объем бюджетных ассигнований за счет средств республиканского бюджета на реализацию муниципальной программы, подлежит ежегодному уточнению; общий объем бюджетных ассигнований за счет средств местного бюджета городского округа Прохладный КБР на реализацию муниципальной программы составляет 6101467,04 рублей, в том числе по годам: на 2021 год - 2132479,04 рублей; на 2022 год - 1984494,00 рублей; на 2023 год - 1984494,00 рублей; внебюджетные источники: - собственные средства субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Прохладный КБР; - займы и кредиты коммерческих и общественных организаций; - средства некоммерческой микрокредитной компании "Фонд микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства КБР"; общий объем бюджетных ассигнований за счет всех источников финансирования на реализацию муниципальной программы составляет 6101467,04 рублей, в том числе: на 2021 год - 2132479,04 рублей; на 2022 год - 1984494,00 рублей; на 2023 год - 1984494,00 рублей |
Ожидаемые результаты реализации программы |
в количественном выражении: объем отгрузки товаров собственного производства, выполнение работ и оказание услуг собственными силами (по чистым видам деятельности) по городскому округу Прохладный КБР увеличится в 2023 году на 181,70 млн рублей по сравнению с 2021 годом и составит 2329,00 млн рублей; объем прямых инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) в экономику городского округа Прохладный КБР в 2023 году составит 193,20 млн рублей в год; объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета городского округа Прохладный КБР увеличится в 2023 году на 10,40 млн рублей по сравнению с 2021 годом и составит 268,60 млн рублей; рост уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы до 32980,00 рублей; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность на территории городского округа Прохладный КБР, на 1000 человек населения, с 23,4 единицы в 2020 году до 26,5 единицы в 2023 году; снижение уровня безработицы до 1,0 процента; в качественном выражении: снижение уровня социальной напряженности, обеспечение занятости населения, повышение реальных доходов населения; улучшение условий ведения бизнеса в городском округе Прохладный КБР; повышение инвестиционной привлекательности; снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции; снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности; создание эффективной нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля |
I. Характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Главными задачами в 2020 году были решение вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", достижение на этой основе увеличения численности населения нашего города, повышения уровня и качества жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, социальной защищенности граждан, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.
Основными задачами для достижения положительных результатов следует обозначить, как и прежде, выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития с одновременным совершенствованием управления всем комплексом городского хозяйства, увеличение выпуска продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, повышение производительности труда. Для этого необходимо ежегодно увеличивать число хозяйствующих субъектов, темпы роста собственных доходов и уровень бюджетной обеспеченности на душу населения.
Экономические показатели городского округа Прохладный КБР отражают особенности его специализации. Основу экономики города составляет промышленное производство. Именно развитие реального сектора экономики является условием роста благосостояния жителей города. По численности населения и промышленному потенциалу Прохладный является вторым после города Нальчика.
Общее состояние экономики городского округа Прохладный КБР характеризуется следующими показателями.
Численность населения городского округа Прохладный КБР на 01.01.2020 составляет 58226 человек.
Развитие человеческого потенциала напрямую зависит от состояния рынка труда.
Численность населения в трудоспособном возрасте в городе составляет 33968 человек, численность экономически активного населения города - 31288 человек.
На крупных и средних предприятиях города трудятся 6537 человек (6836 человек в 2019 г.), или 21% от экономически активного населения города.
По состоянию на 01.01.2021 на территории городского округа зарегистрировано 617 юридических лиц, из них 305 относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства и 1056 индивидуальных предпринимателей.
Среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях города за 2020 год составила 29660,60 рубля, что на 13% выше уровня соответствующего периода 2019 года (26234,80 рубля), выполнение годового прогноза составило 116,2% (25517,00 рублей).
В Центр труда, занятости и социальной защиты г. Прохладного в 2020 году за содействием в трудоустройстве обратилось 2680 человек (в 2019 году - 1048 человек), из них признаны безработными 2044 человека (в 2019 году - 633 человека).
По состоянию на 01.01.2021 трудоустроено 306 безработных граждан, или 11,4% от обратившихся в службу в отчетном периоде.
Численность граждан со статусом "безработного", состоящих на учете на конец года, составила 681 человек (в 2019 году - 328 человек), получают пособие 401 человек.
Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению на конец 2020 года составил 2,2%.
На конец 2020 года заявлено вакансий 320, из них по рабочим профессиям - 218 (в 2019 году заявлено вакансий 336, из них по рабочим профессиям - 219).
За 2020 год ГКУ "ЦТЗСЗ" города Прохладного ярмарки вакансий не проводились по причине неблагоприятной эпидемиологической обстановки (COVID-19).
Для снижения напряженности на рынке труда ГКУ "ЦТЗСЗ" города Прохладного реализована программа активной политики занятости по различным направлениям.
В рамках мероприятий по снижению численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, осуществляющих нелегальную деятельность, в городском округе Прохладный проводится мониторинг работы по снижению неформальной занятости, в результате которого за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 было выявлено 776 работников, которыми на момент проверки не были представлены заключенные трудовые договоры, из которых: с 662 работниками заключены трудовые договоры, на основании которых они продолжают осуществлять свою трудовую деятельность, 114 физических лиц легализовали свою трудовую деятельность, зарегистрировавшись в Межрайонной ИФНС России N 4 по КБР в качестве индивидуального предпринимателя.
Всего выявлено 776 человек, или 100,8% от установленного плана (770 человек), которые по результатам проверки оформили свою трудовую деятельность.
Ведущими отраслями экономического развития городского округа Прохладный КБР по прежнему являются промышленность, торговля и услуги.
Промышленная политика города направлена на создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности организаций городского округа и отраслей, развития эффективных производств, привлечения в них инвестиций и в перспективе решает задачи целенаправленной модернизации экономики и определения долговременной стратегии экономического развития городского округа.
На сегодняшний день промышленный комплекс города представлен 14 крупными и средними промышленными предприятиями.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним предприятиям городского округа Прохладный КБР в 2020 году составил 9048,9 млн рублей, или 191,3% к уровню 2019 года, выполнение II варианта годового прогноза составило 187,0% (4839,1 млн рублей).
Наибольший вклад в общий рост промышленного производства по прежнему внесли обрабатывающие производства, доля которых в общем объеме отгрузки товаров собственного производства составила 91,4%.
В структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес сохранился за предприятиями по производству электрооборудования (86,0%), производству готовых металлических изделий (3,6%) и производству напитков (9,9%).
При этом наибольший удельный вес в объеме выпускаемой продукции заняли ООО "УК "Кавказкабель" (74%) и АО "Кабельный завод "Кавказкабель-ТМ" (12%), осуществляющие промышленное производство электрического оборудования.
Показатель общего сальдированного финансового результата - прибыль (убыток) крупных и средних организаций городского округа (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) за 2020 год составил 8,7 млн рублей прибыли.
Перспективы развития большинства производственных предприятий сдерживают недостаток собственных оборотных средств и инвестиционных ресурсов, дефицит высококвалифицированного персонала, высокие издержки и слабо диверсифицированная система сбыта продукции. Перерабатывающие предприятия требуют расширения производства на новой технологической основе, но уровень прибыли не позволяет удовлетворить ее инвестиционные потребности.
Формирование и реализация эффективной инвестиционной политики на территории городского округа, направленной на удовлетворение потребностей жителей в комплексном развитии социально-культурной и инженерно-коммунальной инфраструктуры, - это основная цель деятельности местной администрации городского округа Прохладный в этом направлении.
Направления инвестиционной деятельности на территории городского округа Прохладный КБР - это строительство жилья, ремонт и содержание дорог, строительство, ремонт и реконструкция объектов производственной и социальной сферы.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа Прохладный КБР были разработаны и утверждены на период до 2030 года.
Разработаны и утверждены схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения городского округа Прохладный на период до 2029 года.
Всего в сфере нового строительства или реконструкции существующих объектов капитального строительства за 12 месяцев 2020 года на территории городского округа Прохладный КБР введено в эксплуатацию 103 индивидуальных жилых дома, общей площадью 12092,00 кв. м жилья, или 88,0% и 98,1% соответственно к соответствующему периоду 2019 года (117 индивидуальных жилых домов, общей площадью 12326,00 кв. м жилья), выполнение годового прогноза составило 92,3% (13100,0 кв. м).
Введен в эксплуатацию 5-этажный хирургический корпус на 180 койко-мест общей площадью 12434,20 кв. м, с подземным этажом.
На территории города введены в эксплуатацию два блока ясельных групп к зданию дошкольного отделения N 10 МКОУ "СОШ N 11" и к зданию дошкольного отделения N 14 МБОУ "СОШ N 8" по 40 мест и общей площадью 534,30 кв. м каждый.
На территории городского округа Прохладный КБР введено в эксплуатацию 24 коммерческих объекта.
Выдано 28 разрешений на строительство коммерческих объектов, 89 уведомлений на строительство и реконструкцию индивидуальных жилых домов, 1 разрешение на строительство многоквартирного жилого дома (24 квартиры), площадью 1576,2 кв. м, разрешение на строительство 4-х домов блокированной застройки (дуплексы), общей площадью 764,8 кв. м, 1 разрешение на строительство медицинского учреждения, предназначенного для диализного центра на 10 коек, общей площадью 1465 кв. м.
В настоящее время стратегическая задача социально-экономического развития городского округа Прохладный КБР - поддержать развитие новых эффективных производств, предпринимательства, инфраструктуры, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, развития сферы услуг.
Вместе с тем, существует ряд проблем, препятствующих привлечению инвестиций, это: недостаточная развитость инженерной инфраструктуры имеющихся инвестиционных площадок; недостаток инвестиционных вложений.
Успешное осуществление всех запланированных к реализации инвестиционных проектов позволит создать дополнительные рабочие места, увеличить доходную часть местного бюджета, а также сформировать благоприятный инвестиционный климат городского округа с целью дальнейшего привлечения внешних инвесторов.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу крупных и средних предприятий и организаций города за 2020 год предоставлен УФС государственной статистики по СКФО. Объем инвестиций за 2020 год составил 1767902,00 тыс. руб., в том числе:
- за счет собственных средств - 731075,00 тыс. руб.;
- за счет привлеченных средств - 1036827,00 тыс. руб. (федеральный бюджет - 72872,0 тыс. руб.; бюджет субъекта федерации - 736819,00 тыс. руб.; местный бюджет - 225575,0 тыс. руб.; прочие - 1561,00 тыс. руб.).
Основные инвестиции осуществлены:
- МБУС "СОЦ "Олимп" - 135050,0 тыс. руб.;
- ГБУЗ "ЦРБ" г.о. Прохладный - 721129,00 тыс. руб.;
- ООО "РИАЛ" - 225270,00 тыс. руб. (обрабатывающие производства, модернизация производства).
Определенная роль в качестве дополняющих факторов инвестиционного развития в городе отводится привлеченным средствам.
На территории городского округа Прохладный КБР реализуются две инвестиционные программы АО "Городские электрические сети" и АО "Прохладный Теплоэнерго", направленные на реализацию и финансирование комплексной программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры в городском округе Прохладный КБР.
Городской округ Прохладный КБР имеет высокий уровень инвестиционной привлекательности для потенциальных инвесторов вследствие высокой степени удобства географического положения. Город расположен в узле железнодорожных дорог трех направлений и автодорог по четырем направлениям. Узловое транспортное положение города в центральной части Предкавказья позволяет ему взять на себя функции торгового центра СКФО.
Для активизации процесса привлечения инвестиций на территорию городского округа осуществляется подготовка специальных 5 инвестиционных площадок, информация о которых размещена на официальном сайте местной администрации городского округа Прохладный КБР.
Для содействия инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории городского округа Прохладный подписано Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между акционерным обществом "Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики" и местной администрацией городского округа Прохладный КБР от 09.06.2017.
Успешное осуществление всех запланированных к реализации инвестиционных проектов позволит создать дополнительные рабочие места, увеличить доходную часть местного бюджета, а также сформировать благоприятный инвестиционный климат городского округа с целью дальнейшего привлечения внешних инвесторов.
По всем видам деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства за 2020 год создано 114 рабочих мест.
Потребительский рынок муниципального образования - значимая часть экономики, которая обеспечивает повседневные потребности населения, играет важную роль в развитии предпринимательской деятельности и в формировании доходов местного бюджета.
В городском округе сложились благоприятные условия для развития потребительского рынка товаров и услуг, где основная доля в торговле и общественном питании приходится на предприятия малого бизнеса.
Оборот розничной торговли по организациям города, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, в 2020 году составил 1459,6 млн рублей, темп роста к соответствующему периоду 2019 года - 135,8% (1074,7 млн рублей).
Торговую деятельность на территории городского округа осуществляют 485 хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою деятельность в 563 торговых объектах. В городском округе осуществляют деятельность розничные сетевые компании, такие как "Магнит", "Караван", "Эксперт", "Пятерочка", "Глория Джинс", "Билайн", "Мегафон", "Евросеть", "МТС", "Связной". Наиболее крупные торговые предприятия - ООО "ТД РБС-Прохладненский" и АБС. На территории городского округа Прохладный КБР в 2020 году функционировали 1 оптово-розничный сельскохозяйственный рынок (действовал по апрель 2020 года включительно) и 5 ярмарок.
Объем платных услуг населению за 2020 год составил 250,8 млн рублей, или 86,0% к соответствующему периоду 2019 года (291,5 млн рублей).
Одним из важнейших направлений развития экономики в городском округе является развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства, поскольку малый и средний бизнес способен не только увеличить налоговые поступления в местный бюджет городского округа и создать рабочие места, но и обеспечить самозанятость населения.
В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства как самостоятельного системного направления социально-экономической политики сформирована вся необходимая нормативно-правовая база, создана комплексная система финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, которая направлена на поддержку как начинающих, так и уже действующих предпринимателей. Создана инфраструктура поддержки предпринимательства: НМК "Фонд микрокредитования СМП КБР" и МУП "Управление "Бизнес-инкубатора". Осуществляют свою деятельность Совет по предпринимательству и Общественный омбудсмен городского округа Прохладный КБР. Местная администрация городского округа ведет работу по укреплению положительного имиджа предпринимателя, проводится конкурс "Лучший предприниматель года".
С целью оказания содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении на рынки производимых ими товаров (работ, услуг), увеличения доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта, заказчики городского округа Прохладный КБР осуществляют закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок.
Местной администрацией городского округа Прохладный КБР проводится работа по информационной, консультационной поддержке предпринимателей и граждан городского округа Прохладный КБР, принявших решение заняться предпринимательской деятельностью.
Успешная реализация комплексных мероприятий, предусмотренных муниципальной программой, позволит добиться положительной динамики в экономике городского округа Прохладный, повысить инвестиционную привлекательность города.
II. Приоритеты муниципальной политики, цели, задачи в сфере реализации муниципальной программы и показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей и решение задач, ожидаемые конечные результаты
Данная муниципальная программа представляет собой не формальное распределение денежных средств по программным мероприятиям, а формирование стратегического баланса и приоритетных направлений, ориентированных на достижение целей экономического развития и инновационной экономики городского округа Прохладный КБР.
К числу приоритетов отнесены следующие направления:
формирование благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечение инвестиций в экономику городского округа Прохладный КБР;
содействие развитию конкуренции;
устранение излишних административных барьеров;
обеспечение защиты прав собственности и контрактных обязательств;
развитие институтов прав собственности и корпоративных отношений;
привлечение для развития инфраструктуры внебюджетных средств при активизации использования механизмов МЧП, обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах.
С учетом приоритетов муниципальной политики целями реализации муниципальной программы являются устранение социальных проблем и ускорение социально-экономического развития городского округа Прохладный КБР, достижение экономического роста, создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций в экономику городского округа, повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, замещение импортной продукции, создание условий для удовлетворения потребностей граждан в товарах и услугах экономически эффективным образом.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, адекватной стоящим задачам, возможностям государства и потребностям частного сектора;
развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание и развитие эффективной информационной, консультационной, правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
снижение социальной напряженности на рынке труда.
Реализация мероприятий программы будет иметь высокую социальную и экономическую значимость для городского округа Прохладный КБР и окажет значительный эффект на развитие отдельных отраслей и предприятий города.
Результатом программы будет являться достижение ее целевых показателей и индикаторов.
В результате реализации муниципальной программы ожидается:
в количественном выражении:
объем отгрузки товаров собственного производства, выполнение работ и оказание услуг собственными силами (по чистым видам деятельности) по городскому округу Прохладный КБР составит 2329,00 млн рублей;
объем прямых инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) в экономику городского округа Прохладный КБР составит 193,20 млн рублей в год;
объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета городского округа Прохладный КБР составит 268,6 млн рублей;
рост уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы до 32980,0 рублей;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность на территории городского округа Прохладный КБР, на 1000 человек населения, с 23,4 единицы в 2020 году до 26,5 единицы в 2023 году;
снижение уровня безработицы до 1,0 процента;
в качественном выражении:
снижение уровня социальной напряженности, обеспечение занятости населения, повышение реальных доходов населения;
улучшение условий ведения бизнеса в городском округе Прохладный КБР;
повышение инвестиционной привлекательности;
снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции;
снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;
создание эффективной нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Сведения о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы приведены в приложении N 1 к муниципальной программе.
Сроки реализации муниципальной программы - 2021 - 2023 годы.
III. Обобщенная характеристика подпрограмм муниципальной программы
Для достижения заявленных целей и решения поставленных задач в рамках настоящей муниципальной программы предусмотрены реализация подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском округе Прохладный КБР" и обеспечение реализации мероприятий муниципальной программы.
Подпрограмма
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском округе Прохладный КБР"
Паспорт изменен с 31 марта 2022 г. - Постановление местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 29 марта 2022 г. N 326
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2021 г.
Паспорт подпрограммы
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском округе Прохладный КБР" муниципальной программы городского округа Прохладный КБР "Экономическое развитие и инновационная экономика в городском округе Прохладный КБР"
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений реформирования экономики. Значимость малого и среднего предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность достаточно гибко реагировать на все изменения конъюнктуры рынка.
В рамках поддержки малого и среднего предпринимательства как самостоятельного системного направления социально-экономической политики в городском округе Прохладный КБР сформирована вся необходимая нормативно-правовая база, создана комплексная система финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, которая направлена на поддержку как начинающих, так и уже действующих предпринимателей, инфраструктура поддержки предпринимательства.
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа характеризуется достижением следующих показателей.
По состоянию на 01.01.2021 на территории городского округа зарегистрировано 617 юридических лиц, из них 305 относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства и 1056 индивидуальных предпринимателей.
Динамика числа субъектов малого предпринимательства в городском округе Прохладный КБР за последние годы имеет отрицательную тенденцию. Так, в 2018 году в городе осуществляли деятельность 302 малых предприятия и 1388 индивидуальных предпринимателей; в 2019 году - 281 малое предприятие и 1316 индивидуальных предпринимателей; а в 2020 году - 305 малых предприятий и 1056 индивидуальных предпринимателей.
Численность экономически активного населения города составляет 31288 человек. На крупных и средних предприятиях города трудятся 6537 человек, или 21% от экономически активного населения города. В сфере малого и среднего бизнеса занято около 3769 человек, что составляет 36,6% от общего количества работающего населения города (10306 человек).
Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий городского округа значительно не меняется: непроизводственная сфера, прежде всего торговля, остается более привлекательной для малого бизнеса чем производственная.
Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.
По всем видам деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства в 2020 году дополнительно создано 114 рабочих мест, в 2019 году - 169.
Малый бизнес обеспечивает занятостью 36,6% работающего населения города и приносит существенную долю налоговых доходов в бюджет города.
Общие данные, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Прохладный КБР, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия республиканских и городских властей (создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса, механизмов финансовой поддержки, поддержка общественных объединений предпринимателей), уровень развития малого предпринимательства в городе сравнительно низок как по численности занятых, так и по объему производства и осуществлению инвестиций. Основная причина такого положения - ограниченный платежеспособный спрос населения. Кроме того, интенсивное развитие малого предпринимательства сдерживается недостаточной финансово-кредитной поддержкой субъектов малого бизнеса.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней. Основной целью является не простое статистическое увеличение числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, а рост числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих успешно.
В городском округе Прохладный КБР осуществляют свою деятельность Совет по предпринимательству городского округа Прохладный КБР, Общественный омбудсмен городского округа, Прохладненское межрайонное отделение НМК "Фонд микрокредитования СМП КБР" и МУП "Управление "Бизнес-инкубатора". Местная администрация городского округа ведет работу по укреплению положительного имиджа предпринимателя.
Успешное развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов.
Ввиду того, что предприниматели, как правило, не имеют возможности извлечения из оборота значительных сумм наличных денежных средств для приобретения нового современного оборудования и транспортных средств, получение займа в НМК "Фонд микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства КБР" является одним из инструментов для обновления производственного оборудования и расширения ассортимента реализуемой продукции. Низкая процентная ставка, предоставление отсрочки по погашению основного долга, возможность предоставления займа под поручительство физических лиц либо под залог имущества, принадлежащего предпринимателям на праве собственности, являются основным стимулом для обращения в Фонд с заявлением о предоставлении займа.
Так, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 некоммерческой микрокредитной компанией "Фонд микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства КБР" по городскому округу Прохладный было заключено 10 договоров микрозайма на сумму 7370,6 тыс. рублей.
С целью развития субъектов малого предпринимательства, оказания содействия им в продвижении на рынки производимых ими товаров (работ, услуг), обеспечения занятости населения и развития самозанятости; увеличения доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и во исполнение требований по обеспечению участия малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций при осуществлении закупок, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиками городского округа Прохладный КБР в 2020 году предусмотрены закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее пятнадцати процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе.
Проведено 115 электронных аукционов. Заключен с субъектами малого предпринимательства 61 контракт (договор) по итогам проведенных процедур. Основными видами товаров, работ и услуг, приобретаемых у субъектов малого предпринимательства, являлись поставка пищевых продуктов, поставка наградной и сувенирной продукции, выполнение работ по межеванию, оценке имущества, поставка канцелярских и хозяйственных товаров.
В рамках имущественной поддержки начинающих предпринимателей в городском округе Прохладный с 2010 года функционирует Бизнес-инкубатор офисного назначения.
Бизнес-инкубатор предоставляет субъектам МСП на ранней стадии их деятельности в аренду на льготных условиях офисные помещения и оказывает консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения.
Бизнес-инкубатор имеет общую площадь 1792,7 кв. м, в том числе:
- 28 офисных (кабинетов) помещений, оборудованных мебелью и оргтехникой, бесплатным доступом к сети "Интернет", площадью от 15 до 34 кв. м;
- зал переговоров - 34,3 кв. м;
- зал для проведения заседаний, "круглых столов" и семинаров - 121,4 кв. м;
- компьютерный класс - 51,2 кв. м на 15 рабочих мест.
За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в Бизнес-инкубаторе заключено с субъектами МСП 9 договоров аренды помещений, общей площадью 231,6 кв. м, которыми создано 18 рабочих мест. Наполняемость на 01.01.2021 - 89,29%.
По состоянию на 01.01.2021 в Бизнес-инкубаторе размещен 21 резидент, которые занимают 25 офисных помещений и которыми создано 48 рабочих мест.
Специально для предприятий малого и среднего бизнеса на базе МУП "Управление Бизнес-инкубатора" систематически проводятся образовательные семинары, дающие разъяснения и освещающие возникающие проблемы бизнеса, изменения законодательства и актуальные вопросы развития экономики.
С начала 2020 года проведено 3 заседания Совета по предпринимательству городского округа Прохладный КБР, на котором участники Совета обсудили вопросы, зафиксированные в свою очередь в протоколе заседаний Совета по предпринимательству, в числе которых:
- информация Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по вопросу перехода участников оборота обувных товаров к обязательной маркировке продукции (письмо от 20.02.2020 N ЕВ-11549/28);
- обязательная маркировка товаров в 2020 году;
- утверждение плана работы Совета по предпринимательству городского округа Прохладный КБР на 2020 год.
На сегодняшний день Совет по предпринимательству является своеобразной площадкой для встреч представителей общественных организаций предпринимателей, объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, молодежи, а также всех заинтересованных предприятий и организаций с представителями органов исполнительной власти города. В будущем деятельность Совета по предпринимательству будет направлена на дальнейшее развитие и укрепление этого малого и среднего сектора экономики, повышение эффективности взаимодействия власти города и предпринимательства.
С 2013 года ведет деятельность Общественный омбудсмен городского округа Прохладный КБР Можгин Владислав Владимирович, который осуществляет прием предпринимателей, принимает участие в "круглых столах", совещаниях, касающихся деятельности предпринимателей на территории городского округа.
В целях создания положительного имиджа субъектов малого предпринимательства, активизации роли предпринимательства в общественной жизни городского округа местной администрацией городского округа Прохладный КБР ежегодно проводится конкурс "Лучший предприниматель года". По итогам проведенного конкурса в 2019 году 3 индивидуальных предпринимателя по разным номинациям стали победителями и были награждены 4 дипломами и ценными подарками, 5 предпринимателям были вручены почетные грамоты местной администрации городского округа.
В целях влияния органов местного самоуправления на создание новых рабочих мест, местная администрация проводит мероприятия по улучшению инвестиционного климата на территории города, стабилизации социально-экономического положения городского округа.
В настоящее время местной администрацией была разработана и размещена на официальном сайте города информация о 5 инвестиционных площадках.
Потенциальные инвесторы имеют прямой доступ к официальному сайту местной администрации городского округа Прохладный КБР www.admprohladnyi.ru.
Местной администрацией городского округа Прохладный КБР проводится работа по информационной, консультационной поддержке предпринимателей и граждан городского округа Прохладный КБР, принявших решение заняться предпринимательской деятельностью.
Для повышения информированности предпринимателей и граждан по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, и мерам муниципальной поддержки малого и среднего бизнеса в городском округе используются все ресурсы: проводятся семинары, тренинги, курсы, размещается информация на специальном стенде в местной администрации городского округа, оперативно обеспечивается информацией раздел "Развитие и поддержка предпринимательства" на официальном сайте местной администрации городского округа Прохладный КБР в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.admprohladnyi.ru, систематически направляются материалы в СМИ, в том числе муниципальную газету "Вести Прохладного".
Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг предприятиями малого бизнеса, их доля в общем объеме товарного производства по прежнему остается низкой. Одним из сдерживающих факторов роста является низкая инвестиционная активность малых предприятий. Структурный анализ действующих и вновь создаваемых предприятий указывает на тенденцию развития тех сфер бизнеса, которые ориентированы на потребительский рынок, на реальный платежеспособный спрос, не требуют больших первоначальных капиталовложений и быстро себя окупают. Однако с учетом высокой степени конкуренции в торговле, общественном питании и сфере бытовых услуг перспективными становятся производственная и инновационная деятельность, что требует создания инфраструктуры их кредитования и инвестирования.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства в городе может и должно стать точкой опоры для социальной стабильности в городе, фактором обеспечения занятости населения, снижения миграционного оттока молодежи, повышения уровня жизни населения, роста деловой активности, активизации конкурентной среды, насыщения потребительского рынка качественными товарами и услугами.
Правовое регулирование, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства и устранение административных барьеров
Для создания эффективной системы совершенствования существующей нормативно-правовой базы требуется организация мониторинга действующего законодательства с целью определения его эффективности с позиции развития предпринимательской инициативы и проблем, возникающих при применении действующих норм, и проведение процедуры общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы малого предпринимательства.
Правовая экспертиза актов, затрагивающих интересы малого предпринимательства, осуществляется в соответствии с административным регламентом местной администрации городского округа Прохладный КБР по исполнению муниципальной функции "Правовая экспертиза проектов распоряжений и постановлений местной администрации городского округа Прохладный КБР, проектов соглашений и договоров, подготовленных и представленных на согласование", утвержденным постановлением местной администрации городского округа Прохладный КБР.
Процедура проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов местной администрации городского округа Прохладный КБР и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов местной администрации городского округа Прохладный КБР, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории городского округа Прохладный КБР, осуществляется в соответствии с положением о проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов местной администрации городского округа Прохладный КБР и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов местной администрации городского округа Прохладный КБР, утвержденным постановлением местной администрации городского округа Прохладный КБР, в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности городского округа Прохладный КБР при наличии в них следующих положений, устанавливающих:
1) новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской или инвестиционной деятельности;
2) изменяющих или отменяющих ответственность субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Основные административные барьеры возникают при прохождении субъектами малого предпринимательства следующих процедур:
- лицензирование отдельных видов деятельности;
- проведение сертификации;
- выдача разрешений, организация согласований, оформление арендных отношений;
- проверка деятельности субъектов малого предпринимательства органами муниципального и государственного контроля (надзора).
Основными мероприятиями по устранению административных барьеров в деятельности субъектов малого предпринимательства являются:
а) институциональные меры:
- создание механизмов представления интересов субъектов малого предпринимательства на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, в том числе через саморегулируемые профессиональные ассоциации;
- обеспечение открытого доступа субъектов малого предпринимательства к информации о готовящихся к принятию законодательных и иных нормативных правовых актов;
- проведение правовой экспертизы и ревизии нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов малого предпринимательства;
- анализ лицензионной практики;
- разработка и принятие нормативных правовых актов, муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, предусматривающих меры по устранению административных барьеров;
- в целях выявления и устранения факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства, отделом экономического развития, торговли и поддержки предпринимательства местной администрации городского округа Прохладный КБР осуществляется предоставление консультаций по телефону 8 (86631) 41272; при личном посещении по адресу: КБР, г. Прохладный, ул. Гагарина, 47, кабинет N 209; или в электронном виде при отправке запросов по адресу электронной почты: prohladniy@kbr.ru;
б) координация действий муниципальных и государственных органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и регулирование деятельности в сфере малого предпринимательства:
- переход к проведению комплексных проверок деятельности субъектов малого предпринимательства;
- информирование предпринимателей о порядке проведения проверок их деятельности;
- выявление и устранение фактов нарушения законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;
- создание саморегулируемых организаций, повышение их роли во взаимодействии с надзорными и контролирующими органами;
в) обеспечение условий для равного доступа субъектов малого предпринимательства к инфраструктуре субъектов естественных монополий.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств республиканского бюджета и средств местного бюджета, путем предоставления субсидий, грантов, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В этом направлении осуществляются мероприятия по развитию кредитно-финансового механизма, включающего развитие системы микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках, развитие финансового лизинга, создание и поддержка кредитных кооперативов.
Первоочередной задачей программы в области финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является упрощение доступа малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам.
Решение задачи упрощения и расширения доступа малого предпринимательства к источникам финансовых средств в 2021 - 2023 годах предполагает:
- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства путем финансирования расходов, связанных с началом или дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности;
- совершенствование технологий кредитования субъектов малого предпринимательства;
- развитие кредитной кооперации как источника микрофинансирования субъектов малого предпринимательства;
- использование базы данных кредитных историй при кредитовании субъектов малого предпринимательства в целях снижения рисков кредитования и упрощения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам;
- создание рынка реализации залогов, выставляемых в обеспечение кредитов субъектов малого предпринимательства.
В части налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо осуществление следующих мероприятий:
- совершенствование форм статистической отчетности малых предприятий;
- расширение информационной базы налоговых органов для установления реальной налоговой базы субъектов малого предпринимательства;
- информирование органов местного самоуправления о сумме налогов, поступивших от деятельности субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на территории муниципального образования;
- проведение мониторинга условий функционирования субъектов малого предпринимательства и разработка предложений по оптимизации ставок единого налога на вмененный доход, земельного налога, налога на имущество, арендной платы за пользование землями несельскохозяйственного назначения, а также по предоставлению производственных и служебных помещений.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В целях обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению муниципальной поддержки, оказание имущественной поддержки, равно как и финансовой, производится на конкурсной основе.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в следующих направлениях:
- содействие в обеспечении субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями и земельными участками для реализации предпринимательской деятельности;
- содействие в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, созданными в целях поддержки субъектов малого предпринимательства МУП "Управление Бизнес-инкубатора";
- содействие в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в муниципальной собственности.
Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности городского округа Прохладный КБР, субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с решением Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР от 23.07.2015 N 58/4 "Об утверждении Положения о передаче в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Прохладный КБР и Правил определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности городского округа Прохладный КБР".
В соответствии с решением Совета местного самоуправления городского округа Прохладный КБР от 25.03.2016 N 68/3 "Об организации деятельности муниципального унитарного предприятия "Управление Бизнес-инкубатора" городского округа Прохладный КБР" основанием для предоставления субъектам малого предпринимательства в аренду нежилых помещений в МУП "Управление Бизнес-инкубатора" являются результаты конкурса между субъектами малого предпринимательства. Решение о размещении субъектов малого предпринимательства принимается конкурсной комиссией.
Право аренды имущественного объекта на льготных условиях предусматривает установление ставок арендной платы для субъекта малого предпринимательства по договору аренды в следующих размерах:
- в первый год аренды - 40 процентов от ставки арендной платы, установленной администрацией городского округа Прохладный КБР на основании отчета независимого оценщика;
- во второй год аренды - 60 процентов от ставки арендной платы, установленной администрацией городского округа Прохладный КБР на основании отчета независимого оценщика;
- в третий год аренды - 100 процентов от ставки арендной платы, установленной администрацией городского округа Прохладный КБР на основании отчета независимого оценщика.
Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органом местного самоуправления через официальное издание МУ "РГ "Вести Прохладного" и официальный сайт местной администрации городского округа Прохладный КБР в сети "Интернет", созданные в целях обеспечения информацией:
1) о реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их видами экономической деятельности;
3) об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;
4) о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;
5) о проблемах развития малого бизнеса;
6) о вопросах поддержки малого бизнеса, направленных на распространение положительного опыта деятельности малых предприятий на территории городского округа Прохладный КБР;
7) освещение в средствах массовой информации и сети "Интернет" проведения конкурса "Лучший предприниматель года" с целью популяризации и формирования позитивного имиджа предпринимателей;
8) информацией иного характера (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства).
Кроме того, информационная поддержка субъектов малого бизнеса осуществляется путем проведения с субъектами малого и среднего предпринимательства семинаров, тренингов, обучающих курсов, "круглых столов".
Успешная реализация комплексных мероприятий, предусмотренных муниципальной программой, позволит добиться положительной динамики в экономике городского округа Прохладный, повысит инвестиционную привлекательность города.
2. Приоритеты государственной политики, цели, задачи в сфере реализации подпрограммы и показатели (индикаторы), характеризующие достижение целей и решение задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются:
повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов социально-экономического развития городского округа Прохладный КБР;
облегчение предпринимательского старта и укрепление финансово-экономического положения малых и средних предприятий;
обеспечение конкурентоспособности продукции, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках;
повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, рост средних доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий, увеличение объемов производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг);
вовлечение широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, в том числе социально незащищенных (безработных, инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, лиц, вернувшихся из мест заключения);
создание благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, адекватной стоящим задачам, возможностям государства и потребностям частного сектора;
развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;
совершенствование механизмов экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности, ориентированного на законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства, с учетом мнения предпринимателей, снижение административных барьеров;
подготовка кадров для сферы малого и среднего предпринимательства;
развитие малого и среднего предпринимательства в приоритетных для области отраслях экономики;
создание и развитие эффективной информационной, консультационной, правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.
Целевыми индикаторами и показателями подпрограммы являются:
количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность на территории городского округа Прохладный КБР, на 1000 человек населения, единиц;
темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства, процентов;
число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства по отношению к общему числу занятых в экономике городского округа Прохладный КБР, процентов;
объем поступлений налоговых платежей по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет городского округа, млн рублей.
Сроки реализации подпрограммы - 2021 - 2023 годы.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
Мероприятия подпрограммы распределены по следующим разделам, сформированным с учетом проблем, требующих решения на муниципальном уровне:
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и развитие информационно-аналитического обеспечения субъектов малого предпринимательства;
- развитие системы финансово-кредитной поддержки, расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие социального партнерства в сфере взаимоотношений субъектов малого предпринимательства и контролирующих органов власти;
- совершенствование информационного обеспечения и освещение деятельности субъектов малого предпринимательства в средствах массовой информации и сети "Интернет", повышение престижа субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства, направленное на привлечение иностранных инвестиций и повышение экспортного потенциала;
- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства, обеспечивающей доступность образования по основам предпринимательской деятельности для широких слоев населения.
При необходимости возможна корректировка мероприятий 2021 - 2023 годов в зависимости от результатов анализа эффективности их реализации в предыдущем году и постановка новых задач в рамках основной подпрограммы.
4. Основные меры муниципального регулирования реализации подпрограммы
На начальном этапе реализации подпрограммы применение мер правового регулирования не планируется.
В последующем, по мере выявления необходимости, ответственным исполнителем будет принято и внесено на рассмотрение главе местной администрации городского округа Прохладный КБР решение о применении в установленном порядке налоговых, тарифных и иных мер правового регулирования реализации мероприятий подпрограммы.
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями городского округа Прохладный КБР в рамках подпрограммы
Оказание муниципальными учреждениями городского округа Прохладный КБР муниципальных услуг (работ) в рамках подпрограммы не предусмотрено.
Пункт 6 изменен с 31 марта 2022 г. - Постановление местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 29 марта 2022 г. N 326
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2021 г.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, местного бюджета городского округа Прохладный КБР и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы в 2021 - 2023 годах за счет всех источников финансирования на реализацию подпрограммы составит 28985,04 рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета, подлежит ежегодному уточнению;
- за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, подлежит ежегодному уточнению;
- за счет средств местного бюджета городского округа Прохладный КБР - 28985,04 рублей;
- за счет средств внебюджетных источников:
- собственные средства субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Прохладный КБР;
- займы и кредиты коммерческих и общественных организаций;
- средства Некоммерческой микрокредитной компании "Фонд микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства КБР.
7. Описание мер муниципального регулирования и управления рисками реализации подпрограммы
При реализации подпрограммы и для достижения намеченной цели необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски. Важнейшими условиями успешной реализации подпрограммы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке ее приоритетных направлений и показателей.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации подпрограммы существенными являются нижеперечисленные риски.
Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, с высокой инфляцией, кризисом банковской системы.
Реализация данных рисков может вызвать ужесточение бюджетных ограничений в сфере реализации подпрограммы, сокращение финансирования программных мероприятий.
В рамках данной подпрограммы минимизация указанных рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий подпрограммы;
своевременной корректировки перечня мероприятий и показателей подпрограммы.
8. Оценка планируемой эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится ежегодно для обеспечения ответственного исполнителя информацией о ходе и промежуточных результатах реализации подпрограммы.
По результатам оценки эффективности реализации подпрограммы производится уточнение и корректировка задач подпрограммы.
Для оценки эффективности реализации подпрограммы используются целевые индикаторы и показатели, отражающие:
степень выполнения основных мероприятий подпрограммы;
степень достижения целей и решения задач подпрограммы;
степень соответствия фактических затрат местного бюджета городского округа Прохладный КБР запланированному уровню затрат и эффективности использования средств местного бюджета городского округа Прохладный КБР.
Экономический эффект подпрограммы напрямую влияет на экономический эффект муниципальной программы.
IV. Характеристика основного мероприятия муниципальной программы "Содержание отдела экономического развития, торговли и поддержки предпринимательства местной администрации городского округа Прохладный КБР"
В рамках данного мероприятия предусмотрены расходы на содержание отдела экономического развития, торговли и поддержки предпринимательства местной администрации городского округа Прохладный КБР на 2021 - 2023 годы.
Перечень основных мероприятий муниципальной программы приведен в приложении N 2 к муниципальной программе.
V. Основные меры муниципального регулирования реализации муниципальной программы
На начальном этапе реализации муниципальной программы применение мер правового регулирования не планируется.
В последующем, по мере выявления необходимости, ответственным исполнителем будет принято и внесено на рассмотрение главе местной администрации городского округа Прохладный КБР решение о применении в установленном порядке налоговых, тарифных и иных мер правового регулирования реализации мероприятий муниципальной программы.
VI. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями городского округа Прохладный КБР в рамках муниципальной программы
Оказание муниципальными учреждениями городского округа Прохладный КБР муниципальных услуг (работ) в рамках муниципальной программы не предусмотрено.
Раздел VII изменен с 31 марта 2022 г. - Постановление местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 29 марта 2022 г. N 326
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 23 декабря 2021 г.
VII. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы в 2021 - 2023 годах составит 6101467,04 рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета, подлежит ежегодному уточнению;
- за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, подлежит ежегодному уточнению;
- за счет средств местного бюджета городского округа Прохладный КБР - 6101467,04 рублей;
- за счет средств внебюджетных источников, которые включают в себя:
- собственные средства субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа Прохладный КБР;
- займы и кредиты коммерческих и общественных организаций;
- средства Некоммерческой микрокредитной компании "Фонд микрокредитования субъектов малого и среднего предпринимательства КБР".
Сведения о ресурсном обеспечении реализации муниципальной программы за счет средств местного бюджета городского округа Прохладный КБР приведены в Приложении N 3 к муниципальной программе.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования приведена в Приложении N 4 к муниципальной программе.
VIII. Описание мер муниципального регулирования и управления рисками реализации муниципальной программы
Реализация муниципальной программы подвержена влиянию следующих "групп рисков" и негативных факторов.
Отсутствие финансирования либо финансирование в недостаточном объеме мероприятий подпрограммы. В этом случае будет затруднена реализация запланированных мероприятий подпрограммы.
Также необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации муниципальной программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке ее приоритетных направлений и показателей.
Еще одним негативным фактором, который может существенно осложнить планы по улучшению инвестиционного климата городского округа Прохладный КБР, является параллельное принятие законодательных и ведомственных актов (как на федеральном, так и на региональном (муниципальном) уровне). Так, реализация данного негативного сценария может привести к избыточным административным и иным ограничениям и, соответственно, дополнительным необоснованным расходам инвесторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.