Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития
Свердловской области
на среднесрочный период
2022 - 2024 годов
Пояснительная записка
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2022 - 2024 годов (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", программы "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 N 546-УГ "О программе "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз сформирован исходя из анализа статистических данных за 2020 год, январь-июль 2021 года и прогнозных расчетов по основным видам экономической деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
Прогноз разработан в двух вариантах.
Вариант 1 Прогноза (консервативный) (далее - вариант 1) основан на предпосылке о более затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (далее - новая коронавирусная инфекция).
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 1 в 2022 году рост физических объемов валового регионального продукта (далее - ВРП) прогнозируется на уровне 102,5% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах, в 2023 году - 102,4%, в 2024 году - 102,3%.
Вариант 2 Прогноза (базовый) (далее - вариант 2) описывает наиболее вероятный сценарий социально-экономического развития Свердловской области с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного Правительством Российской Федерации 23.09.2020 (далее - Общенациональный план действий), и Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Свердловской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), утвержденного Первым Заместителем Губернатора Свердловской области от 08.04.2020 (далее - План мероприятий Свердловской области). Вариант 2 предполагает достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 2 в 2022 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 103,7% по сравнению с предыдущим годом, в 2023 году - 103,8%, в 2024 году - 103,6%.
Для разработки проекта областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов предлагается использовать вариант 2.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Свердловской области
Со второго квартала 2020 года показатели социально-экономического развития Свердловской области находились под влиянием негативных тенденций, связанных с ухудшением внешне- и внутриэкономических условий, а также внеэкономических факторов, связанных с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Благодаря реализации пакета антикризисных мер, предусмотренных в Общенациональном плане действий и Плане мероприятий Свердловской области, по итогам 2020 года в экономике Свердловской области сохранилась стабильная ситуация.
В 2020 году динамика основных макроэкономических показателей сложилась в рамках прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2021 - 2023 годов, одобренного постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2020 N 770-ПП "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2021 - 2023 годов" (далее - прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2021 - 2023 годы). Валовой региональный продукт, по оценке, составил 97,1% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах (вместо ожидаемых 95,4%) за счет роста производственных показателей основных отраслей промышленности. Инвестиции в основной капитал в 2020 году составили 90,1% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах. В силу объективных причин, связанных с влиянием негативных последствий распространения новой коронавирусной инфекции на отдельные отрасли экономики, несколько хуже, чем ожидалось, ситуация сложилась в сфере торговли, платных услуг населению, общественного питания, транспорта.
С начала 2021 года в экономике Свердловской области сохраняется стабильная ситуация, однако восстановление экономики пока не завершено.
В январе-июле 2021 года объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области (далее - организации), составил 1672,5 млрд, рублей, или 129,9% к уровню января - июля 2020 года в действующих ценах. Индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 99,1% к уровню января - июля 2020 года.
Индекс производства продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, в январе - июне 2021 года составил 95,8% к уровню января - июня 2020 года в сопоставимых ценах.
В январе - июле 2021 года автомобильным транспортом (по кругу крупных и средних организаций) перевезено 18,3 млн. тонн грузов, или 95,9% к уровню января - июля 2020 года.
Продолжается постепенное восстановление потребительского спроса. Оборот розничной торговли в Свердловской области в январе-июле 2021 года сложился в сумме 681,2 млрд, рублей, или 100,1% к уровню января-июля 2020 года в сопоставимых ценах. Объем платных услуг населению составил 222,5 млрд, рублей, или 119,1% к уровню января - июля 2020 года в сопоставимых ценах.
По итогам января - июня 2021 года прибыль прибыльных крупных и средних организаций составила 259,5 млрд, рублей, что в 1,8 раза выше уровня января - июня 2020 года.
В январе - июне 2021 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом малых предприятий и оценки неформальной деятельности) составил 134 млрд, рублей, или 85,6% к уровню января-июня 2020 года в сопоставимых ценах. В общем объеме инвестиций 78,1% освоено крупными и средними организациями, что составило 104,6 млрд, рублей.
Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "строительство", в январе - июле 2021 года составил 121,3 млрд, рублей, или 108,7% к уровню января - июля 2020 года в сопоставимых ценах.
В январе-июле 2021 года введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1410,3 тыс. кв. метров, что в 1,6 раза выше уровня января - июля 2020 года.
По итогам января-марта 2021 года внешнеторговый оборот Свердловской области составил 3066 млн. долларов США, в том числе экспорт - 1772,3 млн. долларов США, импорт -1293,7 млн. долларов США. Основу экспорта Свердловской области в январе-марте 2021 года составляли металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, а также продукция химической промышленности.
По итогам января-июля 2021 года фонд начисленной заработной платы в Свердловской области составил 474 млрд, рублей, или 108,5% к уровню января - июля 2020 года.
Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций в январе - июле 2021 года составила 46 690 рублей (109,7% к уровню января - июля 2020 года).
На рынке труда наблюдается последовательное улучшение ситуации. Уровень регистрируемой безработицы на 01.08.2021 составил 1,75% (на 01.08.2020 - 5,02%).
Среднегодовая численность населения Свердловской области в 2020 году составила 4300,4 тыс. человек. По численности постоянного населения среди субъектов Российской Федерации Свердловская область занимает пятое место. В январе-июле 2021 года естественная убыль населения Свердловской области составила 14 693 человека, родилось 24,7 тыс. человек, умерло 39,4 тыс. человек. Рождаемость в Свердловской области составила 97,8% к уровню января-июля 2020 года, смертность - 108,8%.
В целом Свердловская область сохраняет свои позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации по показателям объемов отгруженной промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, оборота оптовой и розничной торговли, предоставления платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья.
Произошедшая адаптация бизнеса и населения к карантинным ограничениям, а также набирающая обороты вакцинация позволяют рассчитывать на дальнейшее постепенное восстановление экономической активности в течение 2021 года.
По итогам 2021 года динамика большинства показателей социально-экономического развития Свердловской области ожидается в рамках прогноза социально-экономического развития Свердловской области на 2021 - 2023 годы: валовой региональный продукт оценивается на уровне 103,6% к уровню 2020 года, что предполагает выход экономики Свердловской области к концу 2021 года на траекторию устойчивого роста, индекс промышленного производства - 101,4%, индекс физического объема сельского хозяйства - 100%, оборота розничной торговли - 103,2%, инвестиций в основной капитал - 104,5%.
Факторы и ограничения экономического роста Свердловской области на среднесрочный период 2022 - 2024 годов
Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в том числе внеэкономического характера.
За истекший период 2021 года экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции в большинстве стран до конца не преодолены, а в отдельных странах введены вновь либо продлены карантинные ограничения, направленные на борьбу с ростом заболеваемости. Сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития, которая в краткой среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
Вместе с тем восстановление будет носить неоднородный характер по странам: более активный рост ожидается в США и Китае, в то время как в европейских странах экономическая активность достигнет докризисных показателей не ранее 2022 года.
При этом существенным риском остаются вспышки эпидемии новой коронавирусной инфекции, распространение новых штаммов вируса, а также дальнейший рост мировых цен на металлы и изделия из них. Подорожание металлов может обострить проблему нехватки оборотных средств у потребителей металлопродукции.
Сбалансированная макроэкономическая политика и значительный объем накопленных резервов позволили Свердловской области ограничить влияние ухудшения внешней конъюнктуры на внутренний рынок.
В среднесрочном периоде ожидается продолжение устойчивого роста экономики. Вместе с тем скорость и сроки восстановления экономики в настоящее время характеризуются высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами.
Системная поддержка инвестиционных проектов, реализация широкого спектра мер по улучшению инвестиционного климата, развитие инвестиционной инфраструктуры обеспечат основу для восстановления инвестиционной активности и увеличения темпов экономического роста.
Тенденции в инвестиционной деятельности будут способствовать росту производительности труда в секторах, которые наиболее активно осуществляют модернизацию основных фондов.
Росту промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет способствовать дальнейший переход предприятий к полной автоматизации производства, логистики, управленческих решений, участие предприятий в реализации инвестиционных проектов крупнейших компаний нефтегазовой отрасли и энергетического комплекса, а также в мероприятиях, предусмотренных государственными программами Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Формирование современной транспортно-логистической инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям экономики, развитие крупнейших транспортных узлов и магистральных транспортных коммуникаций, приведение автомобильных дорог общего пользования в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние и повышение пропускной способности всех видов транспорта послужат существенным фактором экономического развития Свердловской области. Интеграции региона в федеральную и мировую транспортные системы будет способствовать реализация масштабного проекта по продлению до Екатеринбурга скоростной магистрали Москва - Нижний Новгород - Казань.
Существенное влияние на социально-экономическое развитие Свердловской области в прогнозируемый период будут оказывать восстановление потребительского спроса, улучшение ситуации на рынке труда, рост денежных доходов населения.
Основные тенденции демографического развития Свердловской области в прогнозируемый период будут соответствовать общероссийским.
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) сохранение санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий, что ведет к росту текущих издержек бизнеса;
2) зависимость уровня инвестиционной активности от продолжительности ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции;
3) зависимость производственной деятельности промышленных предприятий Свердловской области от инвестиционных программ и планов крупнейших компаний нефтегазовой отрасли и энергетического комплекса;
4) отсутствие комплексных мер поддержки по сопровождению жизненного цикла гражданской продукции;
5) нарастающее отставание заработной платы в отраслях реального сектора экономики Свердловской области относительно среднероссийских показателей.
Ключевым риском Прогноза является недостаточный темп восстановления экономического роста в период после снятия всех пандемических ограничений. Вероятность данного риска существенно снижается в результате реализации мер государственной политики по поддержке граждан и экономики.
Валовой региональный продукт
Ключевой задачей в экономической сфере на ближайшие годы является дальнейший рост экономики, что создает надежную основу для достижения сопряженных целей в области развития человеческого потенциала, технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения.
В 2022 - 2024 годах ключевые отрасли будут определять дальнейшую динамику ВРП, в связи с чем значительных структурных сдвигов в экономике не ожидается.
В структуре ВРП Свердловской области к 2024 году доля основных отраслей составит:
1) обрабатывающие производства - 33,8-34,1%;
2) оптовая и розничная торговля - 12-12,2%;
3) транспорт и связь - 10,9-11%.
При реализации варианта 1 ВРП к концу прогнозного периода (2024 год) составит 111,2% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 108,4%, в том числе в обрабатывающих производствах -109,4%;
2) сельское хозяйство - 100%;
3) розничная торговля - 109,5%.
При реализации варианта 2 ВРП к концу прогнозного периода (2024 год) составит 115,7% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах с учетом реализации структурных мер макроэкономической политики, включая запуск нового инвестиционного цикла, в том числе:
1) промышленность - 113%, в том числе в обрабатывающих производствах - 114,2%;
2) сельское хозяйство - 102,4%;
3) розничная торговля - 116,1%.
Росту производства также будут способствовать дальнейшее развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина", реализация комплекса мер государственной поддержки, нацеленных на стимулирование развития индустриальных парков на территории Свердловской области.
В среднесрочной перспективе предполагается реализация дополнительных мер экономической политики, направленных на обеспечение технологического развития и цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.
Крупнейшие компании Свердловской области продолжат реализацию программ инновационного развития, что будет способствовать повышению производительности труда в Свердловской области.
Ожидается, что в 2024 году производительность труда в экономике (по добавленной стоимости) увеличится на 29,5-33,7% к уровню 2020 года в действующих ценах и по варианту 1 составит 1630,9 тыс. рублей в расчете на одного занятого в экономике, по варианту 2 - 1682,7 тыс. рублей.
Промышленное производство
На протяжении всего прогнозного периода ожидается рост промышленного производства, который будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в лидирующих для Свердловской области видах экономической деятельности: металлургии, машиностроении, химическом производстве.
Прогноз промышленного производства на среднесрочный период разработан с учетом следующих факторов:
1) повышение цен на металлы, приводящее к росту издержек в смежных отраслях;
2) повышение цен на базовое полимерное сырье;
3) введение временных вывозных пошлин на черные и цветные металлы (с 01.08.2021 по 31.12.2021);
4) применение коэффициента 3,5 к ставке налога на добычу полезных ископаемых в отношении твердых полезных ископаемых;
5) введение маркировки товаров (лекарственных средств и продукции легкой промышленности);
6) введение запрета экспорта необработанной древесины и установления заградительной вывозной таможенной пошлины в отношении лесоматериалов со степенью естественной влажности более 22%;
7) последствия санкционных ограничений США для российской экономики, в том числе на взаимодействие с "токсичными" российскими корпорациями.
В 2024 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется по варианту 1 на уровне 3250,5 млрд, рублей, по варианту 2 - 3384,8 млрд, рублей, что в действующих ценах в 1,3-1,4 раза выше уровня 2020 года.
Индекс промышленного производства в 2024 году по варианту 1 составит 108,4% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 113%.
Рост промышленного производства будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в ключевых для Свердловской области видах экономической деятельности. Крупнейшими инвестиционными проектами являются:
1) реконструкция химико-металлургического производства с внедрением технологии Ausmelt акционерного общества "Святогор";
2) расширение мощности по производству колес акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат";
3) реконструкция III очереди цеха электролиза меди акционерного общества "Уралэлектромедь";
4) освоение Собственно-Качканарского месторождения акционерного общества "ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат";
5) создание производства металлического бериллия акционерным обществом "Мариинский прииск";
6) строительство единственного в России производственного комплекса для выпуска высокоскоростных электропоездов на площадке общества с ограниченной ответственностью "Уральские локомотивы";
7) развитие производственных мощностей в городе Новоуральске для изготовления катализаторов нового поколения для автомобильного транспорта, удовлетворяющих нормам Евро-6b/6с, общества с ограниченной ответственностью "Экоальянс";
8) создание производственного комплекса по выпуску авиационных изделий из полимерных композитных материалов - новой передовой компетенции промышленного комплекса Свердловской области - акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации";
9) модернизация мощностей в городе Екатеринбурге с целью производства новых видов качественной продукции с высокой добавленной стоимостью для комплексного обеспечения потребностей горнодобывающих и металлургических предприятий публичным акционерным обществом "Уральский завод тяжелого машиностроения";
10) организация производства химической продукции для литейной промышленности по лицензионной технологии обществом с ограниченной ответственностью "Уралхимпласт-Хюттенес Альбертус".
В целях развития системы импортозамещения и внутрироссийской кооперации будет продолжена работа по расширению использования потенциала организаций промышленного комплекса Свердловской области, развитию производства продукции гражданского и двойного назначения за счет реализации капиталоемких инвестиционных проектов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Сельское хозяйство
По варианту 1 предполагается сохранение темпов развития сельского хозяйства на достигнутом уровне. В результате в 2024 году объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, составит 102.8 млрд, рублей.
По варианту 2 планируемому развитию производства будет способствовать обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования, внедрение в производство новых технологий, реализация научно-исследовательских работ в сельскохозяйственных организациях Свердловской области, сохранение тенденций к импортозамещению, а также увеличение объемов государственной поддержки, рост экспортного потенциала и развитие новых направлений комплексного развития сельских территорий. Объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, в 2024 году составит 104.9 млрд, рублей, или 102,4% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
В сфере животноводства с участием государственной поддержки будет продолжена реализация мероприятий по техническому перевооружению, строительству новых и реконструкции уже функционирующих объектов животноводства, а также техническая и технологическая модернизация, диверсификация производства и наращивание мощностей, создание (модернизация) высокопроизводительных рабочих мест, в том числе за счет применения технологий цифровизации.
Положительные тенденции в отрасли растениеводства будут связаны с наращиванием объемов производства кормовых и зерновых культур и повышением их качества.
В целях сохранения качества произведенной сельскохозяйственной продукции и увеличения срока ее реализации будет продолжена работа по строительству хранилищ и складов для хранения овощей, а также по сбыту сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, произведенных в Свердловской области.
Рынок товаров и услуг
В 2022 - 2024 годах прогнозируется восстановление траектории роста потребительского рынка. Одновременно сохранятся результаты положительной трансформации бизнеса - развитие дистанционной формы торговли и обслуживания, бесконтактной доставки, выдачи и оплаты товаров.
В основу прогноза развития потребительского рынка по варианту 1 заложены невысокие, но положительные темпы индекса физического объема оборота розничной торговли на фоне сдержанного восстановления потребительского спроса и роста доходов населения. Оборот розничной торговли в 2024 году составит 1459,4 млрд, рублей, или 109,5% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
По варианту 2 развитие торговли будет происходить под воздействием импульса повышения деловой активности со второй половины 2021 года и активного компенсационного роста потребительского спроса. Наиболее перспективными направлениями розничной торговли станут развитие многоформатной торговли, повышение уровня торгового обслуживания, повышение качества и безопасности пищевых продуктов, поддержка российских производителей товаров, в том числе местных, развитие кадрового потенциала потребительского рынка и соблюдение санитарно-эпидемиологических мер в объектах потребительского рынка в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В 2022 - 2024 годах оборот розничной торговли восстановит траекторию роста со средним темпом 104% в год. В 2024 году оборот розничной торговли составит 1535,1 млрд, рублей, или 116,1% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
Аналогичные факторы будут определять тенденции развития рынка платных услуг. В 2024 году платные услуги населению по варианту 1 прогнозируются на уровне 460,9 млрд, рублей, или 122,6% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 479,1 млрд, рублей, или 125,4%.
Финансы
В 2024 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется по варианту 1 в размере 617,1 млрд, рублей или по варианту 2 - в размере 658.7 млрд, рублей, что в 1,3-1,4 раза выше уровня 2020 года.
Положительной динамике финансово-экономических показателей деятельности организаций будет способствовать рост производства в основных отраслях промышленности Свердловской области (металлургии, машиностроении, химическом производстве), восстановление потребительского спроса, внешнего и внутреннего спроса на продукцию организаций Свердловской области, реализация комплекса антикризисных мер поддержки бизнеса.
Введение на федеральном уровне с 1 августа 2021 года механизма экспортных пошлин на продукцию черной и цветной металлургии на фоне роста цен на металлы окажет влияние на перераспределение прибыли в обрабатывающей промышленности (металлургический и машиностроительный комплексы), строительстве и других металлоемких отраслях в среднесрочном периоде.
Инвестиции
По варианту 1 в условиях затяжного восстановления мировой экономики, постепенного восстановления внешнего и внутреннего спроса, санкционного противостояния прогнозируется сдержанная инвестиционная активность.
Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году прогнозируется на уровне 536.8 млрд, рублей, или 118,1% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
По варианту 2 стабилизация макроэкономических условий, развитие на федеральном и региональном уровнях власти систем государственной поддержки и стимулирования капитальных вложений, обеспечение стабильности и предсказуемости условий ведения бизнеса, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, окажут влияние на повышение инвестиционной активности организаций Свердловской области.
В результате в 2024 году объем инвестиций в основной капитал увеличится на 21,8% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах и составит 564,7 млрд, рублей.
Прогнозируемые тенденции будут способствовать достижению целевых ориентиров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В Свердловской области положительной динамике инвестиций в основной капитал в среднесрочном периоде будет способствовать реализация следующих комплексных мер:
1) развитие существующих инструментов поддержки инвесторов и внедрение новых, включая соглашение о защите и поощрении капиталовложений и меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности;
2) эффективное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области;
3) развитие системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и продвижение инвестиционного потенциала Свердловской области на российском и международном уровнях;
4) развитие территорий опережающего социально-экономического развития и объектов инвестиционной инфраструктуры - особой экономической зоны "Титановая долина" и индустриальных парков с применением инструментов государственной поддержки;
5) повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства;
6) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и обеспечение ее деятельности;
7) комплексная система поддержки малых и средних предприятий;
8) продвижение туристских продуктов Свердловской области и формирование имиджа региона как территории, благоприятной для развития туризма.
Значительное содействие в повышении деловой активности, расширении торгово-экономического сотрудничества и привлечении инвестиций окажет развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение международных мероприятий, в том числе Всемирных летних студенческих игр 2023 года в городе Екатеринбурге. Крупнейшим конгрессно-выставочным мероприятием, проводимым ежегодно в Свердловской области, является Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ".
Устойчивый рост инвестиций в основной капитал создаст основу для развития экономики Свердловской области.
Жилищное строительство
В 2024 году объем введенного в эксплуатацию жилья прогнозируется по варианту 1 на уровне 2700 тыс. кв. метров, или 113,8% к уровню 2020 года, по варианту 2 - 2984 тыс. кв. метров, или 125,8% к уровню 2020 года.
Рост объемов жилищного строительства предполагается в рамках реализации региональных проектов "Жилье" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда", в том числе:
1) строительство объектов социальной сферы и автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, в том числе предусматривающих строительство стандартного жилья;
2) стимулирование платежеспособного спроса на жилье для населения, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
3) обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Кроме того, в связи с подготовкой к проведению Всемирных летних студенческих игр 2023 года в городе Екатеринбурге планируется строительство объектов спортивной инфраструктуры, жилой зоны, медицинского центра, коммунальной и транспортной инфраструктур. Построенные объекты будут адаптированы для спортивных состязаний международного и всероссийского уровней не только в период проведения Всемирных летних студенческих игр 2023 года в городе Екатеринбурге, но и после них.
Внешнеэкономическая деятельность
На протяжении прогнозного периода динамика внешнеторгового оборота Свердловской области будет складываться с учетом конъюнктуры на мировых рынках металлов, траектории экономического развития стран-партнеров, действия торговых ограничений в отношении предприятий Свердловской области.
Активизации экспортной деятельности в регионе будет способствовать повышение спроса на металлургическую продукцию и продукцию машиностроения, снятие торговых барьеров и улучшение условий выхода российских товаров на внешние рынки, а также развитие инфраструктуры продвижения экспорта и системы поддержки экспортеров.
В 2024 году объем экспорта по варианту 1 прогнозируется в сумме 8,1 млрд, долларов США, или 106,3% к уровню 2020 года в текущих ценах, по варианту 2-9 млрд, долларов США, или 117,9%.
Выпуск конкурентоспособной продукции предприятиями Свердловской области и повышение эффективности производства, а также активное привлечение к экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства позволят наращивать несырьевой неэнергетический экспорт и сдерживать расширение импорта.
В период до 2024 года товарная структура внешнеторгового оборота не претерпит существенных изменений в силу сложившейся структуры экономики Свердловской области и закрепления распределения производительных сил на мировых рынках. Основными видами экспортных товаров останутся черные и цветные металлы и изделия из них. Вследствие этого сохранятся риски и ограничения внешней торговли, характерные для предыдущих лет.
Малое предпринимательство
В период 2022 - 2024 годов прогнозируется планомерное увеличение темпов роста показателей малого и среднего предпринимательства, в том числе в ключевых видах экономической деятельности (торговле, промышленности, строительстве, транспорте и связи).
К 2024 году число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 увеличится до 102,2 тыс. единиц, что составит 115,9% к уровню 2020 года, по варианту 2 - до 112,1 тыс. единиц, или 127,2% к уровню 2020 года.
В 2024 году оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 ожидается в сумме 1758,9 млрд, рублей, или 127,9% к уровню 2020 года в действующих ценах, по варианту 2 - 2200 млрд, рублей, или в 1,6 раза к уровню 2020 года в действующих ценах.
Восстановлению показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будет способствовать реализация в Свердловской области комплекса антикризисных мер поддержки бизнеса, введенных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также мероприятий в рамках региональных проектов, входящих в состав национального проекта "Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Указанные мероприятия будут направлены на создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, легкого старта и комфортного ведения бизнеса, а также акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Труд и занятость
К концу 2021 года на стадии восстановления экономики Свердловской области уровень регистрируемой безработицы составит 1,6%.
В целях сдерживания социальной напряженности в рамках государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", реализуются мероприятия активной политики занятости населения.
В Свердловской области реализуется постановление Правительства Свердловской области от 22.10.2020 N 768-ПП "Об утверждении комплекса мероприятий, направленных на восстановление численности занятого населения Свердловской области (до уровня 2019 года) к IV кварталу 2021 года" (далее - комплекс мероприятий). Комплекс мероприятий направлен на восстановление численности занятого населения и предупреждение роста безработицы.
Реализация комплекса мероприятий позволит трудоустроить и восстановить занятость 55 100 граждан.
В 2024 году уровень регистрируемой безработицы по варианту 1 прогнозируется на уровне 1,8%, по варианту 2 - на уровне 1,3%.
В среднесрочной перспективе на ситуацию на рынке труда и занятость существенное влияние окажет поэтапное повышение пенсионного возраста. Расширение границ трудоспособного возраста будет способствовать изменению структуры трудовых ресурсов, в которой будет снижаться численность работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста и увеличиваться численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Прогноз численности занятых в экономике Свердловской области разработан с учетом общероссийских тенденций. В результате в 2024 году численность занятых в экономике Свердловской области по варианту 1 прогнозируется на уровне 2000 тыс. человек, по варианту 2 - на уровне 2013 тыс. человек.
Уровень жизни населения
В условиях восстановления рынка труда в среднесрочном периоде 2022 - 2024 годов продолжит рост среднемесячная заработная плата в Свердловской области. Прогноз учитывает принятие активных мер по поддержке реального сектора экономики, сотрудничеству с крупнейшими налогоплательщиками, работодателями, профсоюзами, развитию малого и среднего бизнеса в Свердловской области. Одним из таких механизмов является ежегодное установление начиная с 2021 года минимальной заработной платы, превышающей величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
Также будет продолжена работа по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы Свердловской области в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По варианту 1 среднемесячная заработная плата в Свердловской области в 2024 году прогнозируется на уровне 57 325 рублей (среднегодовой темп роста в 2022 - 2024 годах - 106,6%).
Вариант 2 прогноза среднемесячной заработной платы обеспечит устойчивый рост реальных доходов населения Свердловской области, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
По варианту 2 среднемесячная заработная плата в Свердловской области в 2024 году достигнет 57 864 рублей (среднегодовой темп роста в 2022 - 2024 годах - 107%).
С учетом прогнозируемой динамики среднемесячной заработной платы, социальной поддержки населения, восстановления предпринимательской активности в Свердловской области денежные доходы населения Свердловской области к 2024 году прогнозируются по вариантам 1 и 2 на уровне 2419 млрд, рублей и 2595 млрд, рублей соответственно, что на 26-35% выше уровня 2020 года. Реальные располагаемые денежные доходы в период 2022 - 2024 годов составят в среднем 101,5-102,8%.
По итогам 2020 года доля населения Свердловской области, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, составила 9% от общей численности населения Свердловской области.
В рамках достижения национальной цели по снижению в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации, установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474, прогнозируется, что в 2024 году численность этой категории населения снизится до 7,8%.
Согласно комплексной программе Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22.07.2021 N 448-ПП "Об утверждении комплексной программы Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года", снижение уровня бедности будет достигнуто путем реализации мероприятий по стимулированию общего роста реальных доходов населения, повышения уровня социального обеспечения и адресности мер социальной поддержки. Среди ожидаемых результатов реализации комплексной программы:
1) рост реальных денежных доходов жителей Свердловской области;
2) снижение численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;
3) увеличение числа граждан, прошедших переобучение и повышение квалификации;
4) увеличение количества получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Фонд начисленной заработной платы
С учетом планируемых мер, направленных на создание новых высокопроизводительных рабочих мест и модернизацию действующих рабочих мест, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, рост среднемесячной заработной платы, к 2024 году фонд заработной платы по варианту 1 прогнозируется на уровне 1008,3 млрд, рублей, или 133% к уровню 2020 года, по варианту 2 - на уровне 1015,8 млрд, рублей, или 134% к уровню 2020 года.
Демографические показатели
В 2022 - 2024 годах прогнозируется снижение естественной убыли населения Свердловской области на фоне снижения общего коэффициента смертности населения. Часть естественной убыли населения будет компенсирована миграционным приростом.
Государственная демографическая политика Свердловской области будет направлена на преодоление негативных последствий роста смертности населения, снижения рождаемости в 2020 году - первой половине 2021 года под влиянием эпидемиологического фактора.
В прогнозный период продолжится реализация мероприятий региональных проектов в рамках национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение".
Основные тенденции демографического развития Свердловской области в среднесрочной перспективе будут определяться в соответствии с национальной целью развития "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474. Целевым показателем, характеризующим ее достижение, является повышение ожидаемой продолжительности жизни.
В структуре населения в прогнозируемый период продолжится тенденция увеличения численности населения в трудоспособном возрасте, сокращения численности населения в возрасте старше трудоспособного возраста.
Вариант 1 базируется на предположении о постепенном преодолении тенденции роста смертности населения, сохранении в Свердловской области положительного миграционного прироста. В то же время прогнозируется сохранение тенденции снижения рождаемости, что обусловлено сложившейся половозрастной структурой населения, распространением европейской модели семьи. Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2024 году составит 4212,7 тыс. человек, или 98% к уровню 2020 года. Общий коэффициент рождаемости составит 9,2 родившихся живыми на тысячу населения.
По варианту 2 прогнозируется преодоление к 2024 году негативных последствий ухудшения демографической ситуации в 2020 году, восстановление общих коэффициентов рождаемости, смертности населения на допандемийном уровне.
Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2024 году составит 4235 тыс. человек, или 98,5% к уровню 2020 года. Общий коэффициент рождаемости увеличится и составит 10,6 родившихся живыми на тысячу населения.
Финансовое обеспечение государственных программ Свердловской области
В соответствии с Перечнем государственных программ Свердловской области, утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области от 31.10.2014 N 1355-РП "Об утверждении Перечня государственных программ Свердловской области", на территории Свердловской области реализуется 33 государственные программы Свердловской области (далее - государственные программы). С 2022 года на территории Свердловской области будут реализовываться мероприятия 34 государственных программ.
Государственные программы можно объединить в 3 блока:
1) "Социальное развитие";
2) "Модернизация и инновационное развитие";
3) "Государственное управление".
Основной объем расходов областного бюджета приходится на блок "Социальное развитие", который составляет более 60% общего объема бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ (таблица).
Таблица
Расходы
на финансирование государственных программ Свердловской области на 2021 - 2024 годы за счет средств областного бюджета*
Но мер строки |
Наименование блока |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
||
1. |
Расходы по государственным программам, всего в том числе по блокам: |
264,9 |
100 |
245,6 |
100 |
253,7 |
100 |
231,9 |
100 |
2. |
"Социальное развитие" |
165,4 |
62,4 |
163,8 |
66,7 |
172,1 |
67,9 |
151,4 |
65,3 |
3. |
"Модернизация и инновационное развитие" |
56,4 |
21,3 |
45,6 |
18,6 |
44,6 |
17,6 |
43,7 |
18,9 |
4. |
"Государственное управление" |
43,1 |
16,3 |
36,3 |
14,8 |
37,0 |
14,6 |
36,7 |
15,9 |
В блок "Социальное развитие" включены следующие государственные программы:
1) "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года";
2) "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года";
3) "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года";
4) "Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года";
5) "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года";
6) "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года".
Учитывая, что вышеуказанные государственные программы направлены на выполнение социальных обязательств, а также на развитие человеческого потенциала, блок "Социальное развитие" имеет приоритетное значение для реализации государственной политики.
При прогнозировании учтены расходы областного бюджета по блоку "Социальное развитие" ежегодно на уровне 151-172 млрд, рублей (в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области об утверждении государственных программ Свердловской области).
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Социальное развитие", по итогам прогнозного периода 2022 - 2024 годов можно отнести следующие:
1) по окончании прогнозного периода доля населения, обеспеченного первичной и скорой медицинской помощью, соответствующей стандартам доступности, составит 100%;
2) к 2024 году планируется увеличение более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2021 года доли граждан старше трудоспособного возраста, охваченных профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию;
3) доля образовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, увеличится с 44,9% в 2021 году до 52,1% по итогам 2024 года;
4) по итогам 2024 года доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, составит 80%;
5) доля граждан, имеющих доступ к федеральной информационно-телекоммуникационной системе "Работа в России", увеличится с 85% в 2021 году до 91% к концу 2024 года;
6) доля муниципальных учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, возрастет с 78,5% в 2021 году до 80% к концу 2024 года;
7) количество спортивных площадок, оснащенных специализированным оборудованием для занятий уличной гимнастикой, возрастет со 125 единиц в 2021 году до 200 единиц в 2024 году.
Государственные программы блока "Модернизация и инновационное развитие" оказывают непосредственное влияние на темпы экономического роста Свердловской области.
В блок "Модернизация и инновационное развитие" включены следующие государственные программы:
1) "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года";
2) "Реализация основных направлений государственной политики в сферах агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2025 года";
3) "Комплексное развитие сельских территорий Свердловской области до 2025 года";
4) "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года";
5) "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года";
6) "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года";
7) "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года";
8) "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года";
9) "Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018 - 2024 годы".
Объем расходов областного бюджета на государственные программы по блоку "Модернизация и инновационное развитие" составляет от 43 до 56 млрд, рублей.
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Модернизация и инновационное развитие", по итогам прогнозного периода 2022 - 2024 годов можно отнести следующие:
1) объем протяженности построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального значения в 2022 - 2024 годах составит 55,53 километра;
2) снизится доля выбросов загрязняющих веществ на один пассажирокилометр по автомобильному транспорту с 65% в 2021 году до 50% к 2024 году;
3) объем экспорта продукции агропромышленного комплекса к 2024 году планируется увеличить до 133,7 млн. долларов США, что превысит уровень 2021 года на 19,7%;
4) к 2024 году ввод дополнительных мощностей газопроводов и газовых сетей в Свердловской области составит 1123,6 км;
5) доля городов с благоприятной средой от общего количества городов Свердловской области возрастет с 32% в 2021 году до 60% к 2024 году;
6) по итогам 2024 года объем экспорта промышленной продукции организациями, расположенными на территории Свердловской области, планируется на уровне 8,7 млрд, долларов США.
Доля государственных программ, относящихся к блоку "Государственное управление", составляет 14-16,2% от общего объема программных расходов.
В блок "Государственное управление" включены следующие государственные программы:
1) "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2024 года";
2) "Управление государственными финансами Свердловской области до 2024 года";
3) "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2024 года";
4) "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2024 года";
5) "Обеспечение деятельности мировых судей Свердловской области до 2024 года";
6) "Охрана, надзор и регулирование использования животного мира Свердловской области до 2024 года";
7) "Совершенствование механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Свердловской области до 2024 года";
8) "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года";
9) "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2024 года";
10) "Осуществление регионального государственного жилищного
и строительного надзора на территории Свердловской области до 2024 года";
11) "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления Свердловской области до 2024 года";
12) "Обеспечение деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов, находящихся в государственной собственности Свердловской области, до 2024 года";
13) "Развитие деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в Свердловской области до 2024 года";
14) "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Свердловской области до 2024 года";
15) "Государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, до 2024 года";
16) "Информационное общество Свердловской области до 2024 года";
17) "Реализация основных направлений внутренней политики Свердловской области и развитие гражданского общества до 2025 года";
18) "Обеспечение эффективности системы информирования населения Свердловской области до 2025 года";
19) "Противодействие коррупции в Свердловской области до 2025 года".
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Государственное управление", по итогам прогнозного периода 2022 - 2024 годов можно отнести следующие:
1) уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в период 2022 - 2024 годов планируется поддерживать на уровне 90%;
2) доля федеральных проектов, в реализации которых принимает участие Свердловская область, возрастет до 77% к 2024 году.
При формировании проекта закона Свердловской области об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в приоритетном порядке необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию государственных программ, направленных на достижение целей, показателей и результатов национальных проектов и региональных составляющих национальных проектов, обеспечивая тем самым концентрацию ресурсов на ключевых направлениях развития экономики и социальной сферы, взаимосвязь ресурсов и получаемых результатов.
В 2024 году прекращает действие большинство государственных программ Свердловской области. В этой связи в 2022 году потребуется разработка новых государственных программ, с учетом параметров которых будет осуществляться разработка документов среднесрочного планирования с 2025 года.
-----------------------------------------
* В соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области об утверждении государственных программ Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.