Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу
социально-экономического развития
Свердловской области
на среднесрочный период
2022 - 2024 годов
Пояснительная записка
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2022 - 2024 годов (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", программы "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 N 546-УГ "О программе "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз сформирован исходя из анализа статистических данных за 2020 год, январь-июль 2021 года и прогнозных расчетов по основным видам экономической деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
Прогноз разработан в двух вариантах.
Вариант 1 Прогноза (консервативный) (далее - вариант 1) основан на предпосылке о более затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (далее - новая коронавирусная инфекция).
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 1 в 2022 году рост физических объемов валового регионального продукта (далее - ВРП) прогнозируется на уровне 102,5% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах, в 2023 году - 102,4%, в 2024 году - 102,3%.
Вариант 2 Прогноза (базовый) (далее - вариант 2) описывает наиболее вероятный сценарий социально-экономического развития Свердловской области с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного Правительством Российской Федерации 23.09.2020 (далее - Общенациональный план действий), и Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Свердловской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), утвержденного Первым Заместителем Губернатора Свердловской области от 08.04.2020 (далее - План мероприятий Свердловской области). Вариант 2 предполагает достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В случае развития экономики Свердловской области по варианту 2 в 2022 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 103,7% по сравнению с предыдущим годом, в 2023 году - 103,8%, в 2024 году - 103,6%.
Для разработки проекта областного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов предлагается использовать вариант 2.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Свердловской области
Со второго квартала 2020 года показатели социально-экономического развития Свердловской области находились под влиянием негативных тенденций, связанных с ухудшением внешне- и внутриэкономических условий, а также внеэкономических факторов, связанных с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Благодаря реализации пакета антикризисных мер, предусмотренных в Общенациональном плане действий и Плане мероприятий Свердловской области, по итогам 2020 года в экономике Свердловской области сохранилась стабильная ситуация.
В 2020 году динамика основных макроэкономических показателей сложилась в рамках прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2021 - 2023 годов, одобренного постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2020 N 770-ПП "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2021 - 2023 годов" (далее - прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2021 - 2023 годы). Валовой региональный продукт, по оценке, составил 97,1% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах (вместо ожидаемых 95,4%) за счет роста производственных показателей основных отраслей промышленности. Инвестиции в основной капитал в 2020 году составили 90,1% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах. В силу объективных причин, связанных с влиянием негативных последствий распространения новой коронавирусной инфекции на отдельные отрасли экономики, несколько хуже, чем ожидалось, ситуация сложилась в сфере торговли, платных услуг населению, общественного питания, транспорта.
С начала 2021 года в экономике Свердловской области сохраняется стабильная ситуация, однако восстановление экономики пока не завершено.
В январе-июле 2021 года объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области (далее - организации), составил 1672,5 млрд, рублей, или 129,9% к уровню января - июля 2020 года в действующих ценах. Индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 99,1% к уровню января - июля 2020 года.
Индекс производства продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, в январе - июне 2021 года составил 95,8% к уровню января - июня 2020 года в сопоставимых ценах.
В январе - июле 2021 года автомобильным транспортом (по кругу крупных и средних организаций) перевезено 18,3 млн. тонн грузов, или 95,9% к уровню января - июля 2020 года.
Продолжается постепенное восстановление потребительского спроса. Оборот розничной торговли в Свердловской области в январе-июле 2021 года сложился в сумме 681,2 млрд, рублей, или 100,1% к уровню января-июля 2020 года в сопоставимых ценах. Объем платных услуг населению составил 222,5 млрд, рублей, или 119,1% к уровню января - июля 2020 года в сопоставимых ценах.
По итогам января - июня 2021 года прибыль прибыльных крупных и средних организаций составила 259,5 млрд, рублей, что в 1,8 раза выше уровня января - июня 2020 года.
В январе - июне 2021 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом малых предприятий и оценки неформальной деятельности) составил 134 млрд, рублей, или 85,6% к уровню января-июня 2020 года в сопоставимых ценах. В общем объеме инвестиций 78,1% освоено крупными и средними организациями, что составило 104,6 млрд, рублей.
Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "строительство", в январе - июле 2021 года составил 121,3 млрд, рублей, или 108,7% к уровню января - июля 2020 года в сопоставимых ценах.
В январе-июле 2021 года введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1410,3 тыс. кв. метров, что в 1,6 раза выше уровня января - июля 2020 года.
По итогам января-марта 2021 года внешнеторговый оборот Свердловской области составил 3066 млн. долларов США, в том числе экспорт - 1772,3 млн. долларов США, импорт -1293,7 млн. долларов США. Основу экспорта Свердловской области в январе-марте 2021 года составляли металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, а также продукция химической промышленности.
По итогам января-июля 2021 года фонд начисленной заработной платы в Свердловской области составил 474 млрд, рублей, или 108,5% к уровню января - июля 2020 года.
Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций в январе - июле 2021 года составила 46 690 рублей (109,7% к уровню января - июля 2020 года).
На рынке труда наблюдается последовательное улучшение ситуации. Уровень регистрируемой безработицы на 01.08.2021 составил 1,75% (на 01.08.2020 - 5,02%).
Среднегодовая численность населения Свердловской области в 2020 году составила 4300,4 тыс. человек. По численности постоянного населения среди субъектов Российской Федерации Свердловская область занимает пятое место. В январе-июле 2021 года естественная убыль населения Свердловской области составила 14 693 человека, родилось 24,7 тыс. человек, умерло 39,4 тыс. человек. Рождаемость в Свердловской области составила 97,8% к уровню января-июля 2020 года, смертность - 108,8%.
В целом Свердловская область сохраняет свои позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации по показателям объемов отгруженной промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, оборота оптовой и розничной торговли, предоставления платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья.
Произошедшая адаптация бизнеса и населения к карантинным ограничениям, а также набирающая обороты вакцинация позволяют рассчитывать на дальнейшее постепенное восстановление экономической активности в течение 2021 года.
По итогам 2021 года динамика большинства показателей социально-экономического развития Свердловской области ожидается в рамках прогноза социально-экономического развития Свердловской области на 2021 - 2023 годы: валовой региональный продукт оценивается на уровне 103,6% к уровню 2020 года, что предполагает выход экономики Свердловской области к концу 2021 года на траекторию устойчивого роста, индекс промышленного производства - 101,4%, индекс физического объема сельского хозяйства - 100%, оборота розничной торговли - 103,2%, инвестиций в основной капитал - 104,5%.
Факторы и ограничения экономического роста Свердловской области на среднесрочный период 2022 - 2024 годов
Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды, в том числе внеэкономического характера.
За истекший период 2021 года экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции в большинстве стран до конца не преодолены, а в отдельных странах введены вновь либо продлены карантинные ограничения, направленные на борьбу с ростом заболеваемости. Сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития, которая в краткой среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
Вместе с тем восстановление будет носить неоднородный характер по странам: более активный рост ожидается в США и Китае, в то время как в европейских странах экономическая активность достигнет докризисных показателей не ранее 2022 года.
При этом существенным риском остаются вспышки эпидемии новой коронавирусной инфекции, распространение новых штаммов вируса, а также дальнейший рост мировых цен на металлы и изделия из них. Подорожание металлов может обострить проблему нехватки оборотных средств у потребителей металлопродукции.
Сбалансированная макроэкономическая политика и значительный объем накопленных резервов позволили Свердловской области ограничить влияние ухудшения внешней конъюнктуры на внутренний рынок.
В среднесрочном периоде ожидается продолжение устойчивого роста экономики. Вместе с тем скорость и сроки восстановления экономики в настоящее время характеризуются высокой степенью неопределенности, связанной с эпидемиологическими факторами.
Системная поддержка инвестиционных проектов, реализация широкого спектра мер по улучшению инвестиционного климата, развитие инвестиционной инфраструктуры обеспечат основу для восстановления инвестиционной активности и увеличения темпов экономического роста.
Тенденции в инвестиционной деятельности будут способствовать росту производительности труда в секторах, которые наиболее активно осуществляют модернизацию основных фондов.
Росту промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет способствовать дальнейший переход предприятий к полной автоматизации производства, логистики, управленческих решений, участие предприятий в реализации инвестиционных проектов крупнейших компаний нефтегазовой отрасли и энергетического комплекса, а также в мероприятиях, предусмотренных государственными программами Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Формирование современной транспортно-логистической инфраструктуры, удовлетворяющей потребностям экономики, развитие крупнейших транспортных узлов и магистральных транспортных коммуникаций, приведение автомобильных дорог общего пользования в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние и повышение пропускной способности всех видов транспорта послужат существенным фактором экономического развития Свердловской области. Интеграции региона в федеральную и мировую транспортные системы будет способствовать реализация масштабного проекта по продлению до Екатеринбурга скоростной магистрали Москва - Нижний Новгород - Казань.
Существенное влияние на социально-экономическое развитие Свердловской области в прогнозируемый период будут оказывать восстановление потребительского спроса, улучшение ситуации на рынке труда, рост денежных доходов населения.
Основные тенденции демографического развития Свердловской области в прогнозируемый период будут соответствовать общероссийским.
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) сохранение санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий, что ведет к росту текущих издержек бизнеса;
2) зависимость уровня инвестиционной активности от продолжительности ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции;
3) зависимость производственной деятельности промышленных предприятий Свердловской области от инвестиционных программ и планов крупнейших компаний нефтегазовой отрасли и энергетического комплекса;
4) отсутствие комплексных мер поддержки по сопровождению жизненного цикла гражданской продукции;
5) нарастающее отставание заработной платы в отраслях реального сектора экономики Свердловской области относительно среднероссийских показателей.
Ключевым риском Прогноза является недостаточный темп восстановления экономического роста в период после снятия всех пандемических ограничений. Вероятность данного риска существенно снижается в результате реализации мер государственной политики по поддержке граждан и экономики.
Валовой региональный продукт
Ключевой задачей в экономической сфере на ближайшие годы является дальнейший рост экономики, что создает надежную основу для достижения сопряженных целей в области развития человеческого потенциала, технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения.
В 2022 - 2024 годах ключевые отрасли будут определять дальнейшую динамику ВРП, в связи с чем значительных структурных сдвигов в экономике не ожидается.
В структуре ВРП Свердловской области к 2024 году доля основных отраслей составит:
1) обрабатывающие производства - 33,8-34,1%;
2) оптовая и розничная торговля - 12-12,2%;
3) транспорт и связь - 10,9-11%.
При реализации варианта 1 ВРП к концу прогнозного периода (2024 год) составит 111,2% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 108,4%, в том числе в обрабатывающих производствах -109,4%;
2) сельское хозяйство - 100%;
3) розничная торговля - 109,5%.
При реализации варианта 2 ВРП к концу прогнозного периода (2024 год) составит 115,7% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах с учетом реализации структурных мер макроэкономической политики, включая запуск нового инвестиционного цикла, в том числе:
1) промышленность - 113%, в том числе в обрабатывающих производствах - 114,2%;
2) сельское хозяйство - 102,4%;
3) розничная торговля - 116,1%.
Росту производства также будут способствовать дальнейшее развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина", реализация комплекса мер государственной поддержки, нацеленных на стимулирование развития индустриальных парков на территории Свердловской области.
В среднесрочной перспективе предполагается реализация дополнительных мер экономической политики, направленных на обеспечение технологического развития и цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.
Крупнейшие компании Свердловской области продолжат реализацию программ инновационного развития, что будет способствовать повышению производительности труда в Свердловской области.
Ожидается, что в 2024 году производительность труда в экономике (по добавленной стоимости) увеличится на 29,5-33,7% к уровню 2020 года в действующих ценах и по варианту 1 составит 1630,9 тыс. рублей в расчете на одного занятого в экономике, по варианту 2 - 1682,7 тыс. рублей.
Промышленное производство
На протяжении всего прогнозного периода ожидается рост промышленного производства, который будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в лидирующих для Свердловской области видах экономической деятельности: металлургии, машиностроении, химическом производстве.
Прогноз промышленного производства на среднесрочный период разработан с учетом следующих факторов:
1) повышение цен на металлы, приводящее к росту издержек в смежных отраслях;
2) повышение цен на базовое полимерное сырье;
3) введение временных вывозных пошлин на черные и цветные металлы (с 01.08.2021 по 31.12.2021);
4) применение коэффициента 3,5 к ставке налога на добычу полезных ископаемых в отношении твердых полезных ископаемых;
5) введение маркировки товаров (лекарственных средств и продукции легкой промышленности);
6) введение запрета экспорта необработанной древесины и установления заградительной вывозной таможенной пошлины в отношении лесоматериалов со степенью естественной влажности более 22%;
7) последствия санкционных ограничений США для российской экономики, в том числе на взаимодействие с "токсичными" российскими корпорациями.
В 2024 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется по варианту 1 на уровне 3250,5 млрд, рублей, по варианту 2 - 3384,8 млрд, рублей, что в действующих ценах в 1,3-1,4 раза выше уровня 2020 года.
Индекс промышленного производства в 2024 году по варианту 1 составит 108,4% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 113%.
Рост промышленного производства будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в ключевых для Свердловской области видах экономической деятельности. Крупнейшими инвестиционными проектами являются:
1) реконструкция химико-металлургического производства с внедрением технологии Ausmelt акционерного общества "Святогор";
2) расширение мощности по производству колес акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат";
3) реконструкция III очереди цеха электролиза меди акционерного общества "Уралэлектромедь";
4) освоение Собственно-Качканарского месторождения акционерного общества "ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат";
5) создание производства металлического бериллия акционерным обществом "Мариинский прииск";
6) строительство единственного в России производственного комплекса для выпуска высокоскоростных электропоездов на площадке общества с ограниченной ответственностью "Уральские локомотивы";
7) развитие производственных мощностей в городе Новоуральске для изготовления катализаторов нового поколения для автомобильного транспорта, удовлетворяющих нормам Евро-6b/6с, общества с ограниченной ответственностью "Экоальянс";
8) создание производственного комплекса по выпуску авиационных изделий из полимерных композитных материалов - новой передовой компетенции промышленного комплекса Свердловской области - акционерного общества "Уральский завод гражданской авиации";
9) модернизация мощностей в городе Екатеринбурге с целью производства новых видов качественной продукции с высокой добавленной стоимостью для комплексного обеспечения потребностей горнодобывающих и металлургических предприятий публичным акционерным обществом "Уральский завод тяжелого машиностроения";
10) организация производства химической продукции для литейной промышленности по лицензионной технологии обществом с ограниченной ответственностью "Уралхимпласт-Хюттенес Альбертус".
В целях развития системы импортозамещения и внутрироссийской кооперации будет продолжена работа по расширению использования потенциала организаций промышленного комплекса Свердловской области, развитию производства продукции гражданского и двойного назначения за счет реализации капиталоемких инвестиционных проектов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Сельское хозяйство
По варианту 1 предполагается сохранение темпов развития сельского хозяйства на достигнутом уровне. В результате в 2024 году объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, составит 102.8 млрд, рублей.
По варианту 2 планируемому развитию производства будет способствовать обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования, внедрение в производство новых технологий, реализация научно-исследовательских работ в сельскохозяйственных организациях Свердловской области, сохранение тенденций к импортозамещению, а также увеличение объемов государственной поддержки, рост экспортного потенциала и развитие новых направлений комплексного развития сельских территорий. Объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, в 2024 году составит 104.9 млрд, рублей, или 102,4% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
В сфере животноводства с участием государственной поддержки будет продолжена реализация мероприятий по техническому перевооружению, строительству новых и реконструкции уже функционирующих объектов животноводства, а также техническая и технологическая модернизация, диверсификация производства и наращивание мощностей, создание (модернизация) высокопроизводительных рабочих мест, в том числе за счет применения технологий цифровизации.
Положительные тенденции в отрасли растениеводства будут связаны с наращиванием объемов производства кормовых и зерновых культур и повышением их качества.
В целях сохранения качества произведенной сельскохозяйственной продукции и увеличения срока ее реализации будет продолжена работа по строительству хранилищ и складов для хранения овощей, а также по сбыту сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, произведенных в Свердловской области.
Рынок товаров и услуг
В 2022 - 2024 годах прогнозируется восстановление траектории роста потребительского рынка. Одновременно сохранятся результаты положительной трансформации бизнеса - развитие дистанционной формы торговли и обслуживания, бесконтактной доставки, выдачи и оплаты товаров.
В основу прогноза развития потребительского рынка по варианту 1 заложены невысокие, но положительные темпы индекса физического объема оборота розничной торговли на фоне сдержанного восстановления потребительского спроса и роста доходов населения. Оборот розничной торговли в 2024 году составит 1459,4 млрд, рублей, или 109,5% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
По варианту 2 развитие торговли будет происходить под воздействием импульса повышения деловой активности со второй половины 2021 года и активного компенсационного роста потребительского спроса. Наиболее перспективными направлениями розничной торговли станут развитие многоформатной торговли, повышение уровня торгового обслуживания, повышение качества и безопасности пищевых продуктов, поддержка российских производителей товаров, в том числе местных, развитие кадрового потенциала потребительского рынка и соблюдение санитарно-эпидемиологических мер в объектах потребительского рынка в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В 2022 - 2024 годах оборот розничной торговли восстановит траекторию роста со средним темпом 104% в год. В 2024 году оборот розничной торговли составит 1535,1 млрд, рублей, или 116,1% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
Аналогичные факторы будут определять тенденции развития рынка платных услуг. В 2024 году платные услуги населению по варианту 1 прогнозируются на уровне 460,9 млрд, рублей, или 122,6% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 479,1 млрд, рублей, или 125,4%.
Финансы
В 2024 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется по варианту 1 в размере 617,1 млрд, рублей или по варианту 2 - в размере 658.7 млрд, рублей, что в 1,3-1,4 раза выше уровня 2020 года.
Положительной динамике финансово-экономических показателей деятельности организаций будет способствовать рост производства в основных отраслях промышленности Свердловской области (металлургии, машиностроении, химическом производстве), восстановление потребительского спроса, внешнего и внутреннего спроса на продукцию организаций Свердловской области, реализация комплекса антикризисных мер поддержки бизнеса.
Введение на федеральном уровне с 1 августа 2021 года механизма экспортных пошлин на продукцию черной и цветной металлургии на фоне роста цен на металлы окажет влияние на перераспределение прибыли в обрабатывающей промышленности (металлургический и машиностроительный комплексы), строительстве и других металлоемких отраслях в среднесрочном периоде.
Инвестиции
По варианту 1 в условиях затяжного восстановления мировой экономики, постепенного восстановления внешнего и внутреннего спроса, санкционного противостояния прогнозируется сдержанная инвестиционная активность.
Объем инвестиций в основной капитал в 2024 году прогнозируется на уровне 536.8 млрд, рублей, или 118,1% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
По варианту 2 стабилизация макроэкономических условий, развитие на федеральном и региональном уровнях власти систем государственной поддержки и стимулирования капитальных вложений, обеспечение стабильности и предсказуемости условий ведения бизнеса, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, окажут влияние на повышение инвестиционной активности организаций Свердловской области.
В результате в 2024 году объем инвестиций в основной капитал увеличится на 21,8% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах и составит 564,7 млрд, рублей.
Прогнозируемые тенденции будут способствовать достижению целевых ориентиров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474.
В Свердловской области положительной динамике инвестиций в основной капитал в среднесрочном периоде будет способствовать реализация следующих комплексных мер:
1) развитие существующих инструментов поддержки инвесторов и внедрение новых, включая соглашение о защите и поощрении капиталовложений и меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности;
2) эффективное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области;
3) развитие системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и продвижение инвестиционного потенциала Свердловской области на российском и международном уровнях;
4) развитие территорий опережающего социально-экономического развития и объектов инвестиционной инфраструктуры - особой экономической зоны "Титановая долина" и индустриальных парков с применением инструментов государственной поддержки;
5) повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства;
6) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и обеспечение ее деятельности;
7) комплексная система поддержки малых и средних предприятий;
8) продвижение туристских продуктов Свердловской области и формирование имиджа региона как территории, благоприятной для развития туризма.
Значительное содействие в повышении деловой активности, расширении торгово-экономического сотрудничества и привлечении инвестиций окажет развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение международных мероприятий, в том числе Всемирных летних студенческих игр 2023 года в городе Екатеринбурге. Крупнейшим конгрессно-выставочным мероприятием, проводимым ежегодно в Свердловской области, является Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ".
Устойчивый рост инвестиций в основной капитал создаст основу для развития экономики Свердловской области.
Жилищное строительство
В 2024 году объем введенного в эксплуатацию жилья прогнозируется по варианту 1 на уровне 2700 тыс. кв. метров, или 113,8% к уровню 2020 года, по варианту 2 - 2984 тыс. кв. метров, или 125,8% к уровню 2020 года.
Рост объемов жилищного строительства предполагается в рамках реализации региональных проектов "Жилье" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда", в том числе:
1) строительство объектов социальной сферы и автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, в том числе предусматривающих строительство стандартного жилья;
2) стимулирование платежеспособного спроса на жилье для населения, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования;
3) обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Кроме того, в связи с подготовкой к проведению Всемирных летних студенческих игр 2023 года в городе Екатеринбурге планируется строительство объектов спортивной инфраструктуры, жилой зоны, медицинского центра, коммунальной и транспортной инфраструктур. Построенные объекты будут адаптированы для спортивных состязаний международного и всероссийского уровней не только в период проведения Всемирных летних студенческих игр 2023 года в городе Екатеринбурге, но и после них.
Внешнеэкономическая деятельность
На протяжении прогнозного периода динамика внешнеторгового оборота Свердловской области будет складываться с учетом конъюнктуры на мировых рынках металлов, траектории экономического развития стран-партнеров, действия торговых ограничений в отношении предприятий Свердловской области.
Активизации экспортной деятельности в регионе будет способствовать повышение спроса на металлургическую продукцию и продукцию машиностроения, снятие торговых барьеров и улучшение условий выхода российских товаров на внешние рынки, а также развитие инфраструктуры продвижения экспорта и системы поддержки экспортеров.
В 2024 году объем экспорта по варианту 1 прогнозируется в сумме 8,1 млрд, долларов США, или 106,3% к уровню 2020 года в текущих ценах, по варианту 2-9 млрд, долларов США, или 117,9%.
Выпуск конкурентоспособной продукции предприятиями Свердловской области и повышение эффективности производства, а также активное привлечение к экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства позволят наращивать несырьевой неэнергетический экспорт и сдерживать расширение импорта.
В период до 2024 года товарная структура внешнеторгового оборота не претерпит существенных изменений в силу сложившейся структуры экономики Свердловской области и закрепления распределения производительных сил на мировых рынках. Основными видами экспортных товаров останутся черные и цветные металлы и изделия из них. Вследствие этого сохранятся риски и ограничения внешней торговли, характерные для предыдущих лет.
Малое предпринимательство
В период 2022 - 2024 годов прогнозируется планомерное увеличение темпов роста показателей малого и среднего предпринимательства, в том числе в ключевых видах экономической деятельности (торговле, промышленности, строительстве, транспорте и связи).
К 2024 году число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 увеличится до 102,2 тыс. единиц, что составит 115,9% к уровню 2020 года, по варианту 2 - до 112,1 тыс. единиц, или 127,2% к уровню 2020 года.
В 2024 году оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 ожидается в сумме 1758,9 млрд, рублей, или 127,9% к уровню 2020 года в действующих ценах, по варианту 2 - 2200 млрд, рублей, или в 1,6 раза к уровню 2020 года в действующих ценах.
Восстановлению показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будет способствовать реализация в Свердловской области комплекса антикризисных мер поддержки бизнеса, введенных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также мероприятий в рамках региональных проектов, входящих в состав национального проекта "Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Указанные мероприятия будут направлены на создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, легкого старта и комфортного ведения бизнеса, а также акселерацию субъектов малого и среднего предпринимательства.
Труд и занятость
К концу 2021 года на стадии восстановления экономики Свердловской области уровень регистрируемой безработицы составит 1,6%.
В целях сдерживания социальной напряженности в рамках государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", реализуются мероприятия активной политики занятости населения.
В Свердловской области реализуется постановление Правительства Свердловской области от 22.10.2020 N 768-ПП "Об утверждении комплекса мероприятий, направленных на восстановление численности занятого населения Свердловской области (до уровня 2019 года) к IV кварталу 2021 года" (далее - комплекс мероприятий). Комплекс мероприятий направлен на восстановление численности занятого населения и предупреждение роста безработицы.
Реализация комплекса мероприятий позволит трудоустроить и восстановить занятость 55 100 граждан.
В 2024 году уровень регистрируемой безработицы по варианту 1 прогнозируется на уровне 1,8%, по варианту 2 - на уровне 1,3%.
В среднесрочной перспективе на ситуацию на рынке труда и занятость существенное влияние окажет поэтапное повышение пенсионного возраста. Расширение границ трудоспособного возраста будет способствовать изменению структуры трудовых ресурсов, в которой будет снижаться численность работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста и увеличиваться численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Прогноз численности занятых в экономике Свердловской области разработан с учетом общероссийских тенденций. В результате в 2024 году численность занятых в экономике Свердловской области по варианту 1 прогнозируется на уровне 2000 тыс. человек, по варианту 2 - на уровне 2013 тыс. человек.
Уровень жизни населения
В условиях восстановления рынка труда в среднесрочном периоде 2022 - 2024 годов продолжит рост среднемесячная заработная плата в Свердловской области. Прогноз учитывает принятие активных мер по поддержке реального сектора экономики, сотрудничеству с крупнейшими налогоплательщиками, работодателями, профсоюзами, развитию малого и среднего бизнеса в Свердловской области. Одним из таких механизмов является ежегодное установление начиная с 2021 года минимальной заработной платы, превышающей величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
Также будет продолжена работа по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы Свердловской области в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По варианту 1 сре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.