Заключение Счетной палаты РФ от 15 октября 2021 г. N ЗСП-191/16-09
на проект федерального закона N 1258306-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
(утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 15 октября 2021 г. N 64 К (1507)))
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации рассмотрела проект федерального закона N 1258306-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
Законопроектом предлагается закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации положения, которыми в соответствии с отдельными федеральными законами устанавливались особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 и 2021 годах (далее - федеральные законы об особенностях исполнения бюджетов).
Так, законопроектом предусматривается установить в пункте 4 статьи 94 и в пункте 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации правовые основания для направления остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года в объеме, не превышающем сумму "несвязанных" остатков средств федерального бюджета, на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в случае увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации за счет соответствующего уменьшения иных бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий финансовый год.
В этой связи закрепление указанных положений на постоянной основе в Бюджетном кодексе Российской Федерации представляется нецелесообразным.
Следует отметить, что при принятии федеральных законов об особенностях исполнения бюджетов необходимость увеличения резервного фонда Правительства Российской Федерации обосновывалась как мера оперативного принятия управленческих решений, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Эффективность механизма перераспределения бюджетных ассигнований федерального бюджета и аккумулирования средств в резервном фонде Правительства Российской Федерации вызывает сомнение, учитывая сложившуюся за последние годы тенденцию роста неиспользованных остатков как в целом бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Полагаем целесообразным положения о возможности направления "не связанных" остатков средств федерального бюджета на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и о внесении изменений в сводную бюджетную роспись в случае увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации применять как временные нормы при исполнении федерального бюджета в 2022 году.
Также законопроектом предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 78 и пункт 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и установить, что в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих порядки предоставления субсидий юридическим лицам, закрепляются требования об осуществлении главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, предоставляющими субсидию, проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов ее предоставления, а органами государственного (муниципального) финансового контроля - проверок в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полагаем целесообразным уточнить предлагаемые изменения и предусмотреть, что в указанных актах должно содержаться требование о проверке соблюдения порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления как главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, предоставившими субсидии, так и органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации новой нормой, согласно которой в случае поступления поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Министра финансов Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении отдельных юридических лиц Счетная палата Российской Федерации и Федеральное казначейство получают право не проводить обязательную проверку главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты.
Следует отметить, что Счетная палата Российской Федерации, являющаяся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации, в том числе проводит контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в отношении отдельных организаций в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.
В этой связи предлагаемые дополнения статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации требуют соответствующей корректировки.
На основании изложенного законопроект требует доработки до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.