Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 29 октября 2021 г. N 681-п
Основные направления
долговой политики Тюменской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Долговая политика Тюменской области является частью бюджетной политики Тюменской области.
Основные направления долговой политики Тюменской области разработаны с учетом положений бюджетного прогноза Тюменской области на долгосрочный период до 2028 года, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 18.01.2017 N 12-п, и определяют цели, задачи, приоритеты и общие направления деятельности по управлению государственным долгом Тюменской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
1. Итоги реализации долговой политики Тюменской области
Долговая политика Тюменской области в 2020 - 2021 годах, как и в предыдущие периоды, ориентировалась на поддержание долговой нагрузки на бюджет на уровне, относящем Тюменскую область к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Отношение государственного долга Тюменской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, характеризующее уровень долговой нагрузки на областной бюджет на 1 января 2021 года, составило 1,8%, ожидаемая оценка по состоянию на 1 января 2022 года - 1,0%.
Основные показатели долговой устойчивости Тюменской области по итогам 2020 и 2021 годов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели долговой устойчивости Тюменской области
N |
Наименование показателя |
на 01.01.2020 отчет |
на 01.01.2021 отчет |
на 01.01.2022 (оценка) |
1 |
Отношение объема государственного долга к общему утвержденному годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений |
1,5% |
1,8% |
1,0% |
2 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций |
0,0002% |
0,0002% |
0,0001% |
3 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета |
0,0002% |
0,0002% |
0,0002% |
4 |
Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга |
0% |
0% |
0% |
Объем государственного долга Тюменской области по состоянию на 01.01.2021 составил 2 772 млн рублей, сократился на 8,3% по сравнению с данными на 01.01.2020 в связи с уменьшением объема обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Тюменской области.
По итогам 2021 года ожидается уменьшение объема государственного долга области до 2 088 млн рублей или на 24,7% по сравнению с данными на 01.01.2021. Снижение обусловлено уменьшением объема обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Тюменской области.
Данные об объеме и структуре государственного долга Тюменской области приведены в таблице 2.
Таблица 2
Объем и структура государственного долга Тюменской области
Наименование показателя |
на 01.01.2020 |
на 01.01.2021 |
на 01.01.2022 (оценка) |
|||
Объем госдолга, млн рублей |
Доля, % |
Объем госдолга, млн рублей |
Доля, % |
Объем госдолга, млн рублей |
Доля, % |
|
Государственный долг Тюменской области, всего, в т.ч. |
3 024 |
X |
2 772 |
X |
2 088 |
X |
Бюджетные кредиты |
321 |
11 |
321 |
12 |
321 |
15 |
Государственные гарантии |
3 024 |
91 |
2 451 |
88 |
1 767 |
85 |
В структуре государственного долга в 2019 - 2021 годах основную долю составляют государственные гарантии.
Государственные гарантии Тюменской области выступают важным инструментом государственной поддержки, способствуют реализации инвестиционных, инфраструктурных и социально значимых проектов, позволяют юридическим лицам оперативно привлекать заемные средства в кредитных организациях.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации планируются бюджетные ассигнования на возможное исполнение государственных гарантий Тюменской области. Расчеты предельных объемов этих ассигнований определяются исходя из графиков платежей по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Тюменской области, и с учетом оценки вероятности наступления гарантийных случаев. В 2020 году на эти цели было предусмотрено 104 млн рублей, в 2021 году - 41 млн рублей.
Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Тюменской области не было, обеспеченные государственными гарантиями обязательства в полном объеме исполнены принципалами.
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Тюменской области в 2020 году состояли из расходов по обслуживанию реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту в сумме 0,3 млн рублей или 0,0002% от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, по оценке 2021 года они составят также 0,3 млн рублей или 0,0001%.
По оценке Министерства финансов Российской Федерации в 2020, 2021 годах Тюменская область вошла в состав субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Состояние государственного долга наряду с другими бюджетными показателями обусловило наивысший уровень кредитного рейтинга по национальной шкале.
В 2021 году Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА АО) подтвержден присвоенный в 2017 году Тюменской области наивысший уровень кредитного рейтинга по национальной шкале ("ААА", прогноз "Стабильный").
Кредитный рейтинг Тюменской области свидетельствует о высоком уровне кредитоспособности и платежеспособности Тюменской области и создает возможности для привлечения государственных заимствований на более выгодных условиях.
Информация о величине и структуре государственного долга Тюменской области размещена на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://admtyumen.ru/ogv.ru/finance/finance/gosdolg.htm.
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Тюменской области
Основными факторами, определяющими характер долговой политики Тюменской области на 2022 - 2024 годы при исполнении областного бюджета, являются:
- риски снижения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и роста расходов областного бюджета в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения;
- проводимая государственная политика по стимулированию инвестиционной деятельности и социально-экономического развития региона.
Объем и формы государственных заимствований Тюменской области на 2022 - 2024 годы будут определять следующие факторы:
1) Формирование областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов с дефицитом и планирование государственных заимствований для его покрытия может привести к увеличению государственного долга Тюменской области.
Основными источниками финансирования дефицита бюджета области будут планироваться рыночные заимствования. При этом значения показателей долговой устойчивости Тюменской области будут находиться на безопасном уровне.
Целевые предельные значения показателей долговой устойчивости областного бюджета на 2022 - 2024 годы определены разделом 6 настоящих основных направлений долговой политики.
2) Состояние внутреннего рынка заимствований.
В 2021 году решениями Банка России ключевая ставка увеличена с 4,25% годовых на начало 2021 года до 6,75% годовых по состоянию на 01 октября 2021 года. Увеличение ключевой ставки влияет на рост процентных ставок на финансовом рынке.
При определении формы и срока государственных заимствований Тюменской области на 2022 - 2024 годы стоимость заемных ресурсов будет являться определяющим фактором.
3) Потребность в развитии инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов и разработанные Правительством Российской Федерации меры государственной поддержки для стимулирования инвестиционной деятельности и социально-экономического развития регионов в рамках реализации перечня поручений Президента Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753.
Тюменская область продолжит принимать участие в реализации пилотного проекта по использованию механизма инфраструктурных облигаций для финансирования объектов инфраструктуры, в том числе для жилищного строительства.
Начиная с 2022 года Тюменская область планирует расходы на реализацию инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета.
3. Цели и задачи долговой политики Тюменской области
В 2022 - 2024 годах долговая политика будет направлена на обеспечение региона заемными ресурсами, необходимыми для социально-экономического развития региона при поддержании высокой степени долговой устойчивости.
Основными задачами долговой политики Тюменской области являются:
1) привлечение необходимого объема государственных заимствований Тюменской области, их диверсификация по видам и срокам заимствований;
2) минимизация бюджетных рисков при осуществлении государственных заимствований и при предоставлении государственных гарантий Тюменской области, а также в течение срока их действия;
3) равномерное распределение долговой нагрузки по годам и минимизация стоимости обслуживания заимствований;
4) своевременное исполнение и обслуживание долговых обязательств Тюменской области;
5) поддержание показателей долговой устойчивости на уровне, относящем Тюменскую область к субъектам Российской Федерации с высокой долговой устойчивостью;
6) создание условий для сохранения кредитного рейтинга Тюменской области по национальной шкале на наивысшем уровне кредитоспособности;
7) обеспечение доступности информации о государственном долге Тюменской области в 2022 - 2024 годах путем размещения информации на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Инструменты реализации долговой политики
В качестве источников заемных ресурсов в 2022 - 2024 годах будут рассматриваться заимствования, диверсифицированные по видам и срокам погашения.
Государственные облигации Тюменской области планируются в качестве долгосрочного источника покрытия дефицита бюджета. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются конкурентный механизм ценообразования, возможность гибкого управления государственным долгом в части, касающейся объемов и графиков платежей, использования ценных бумаг в рамках мероприятий по управлению ликвидностью областного бюджета, а также повышение открытости и прозрачности долговой политики Тюменской области.
Целевым ориентиром средневзвешенного срока до погашения портфеля государственных облигаций Тюменской области устанавливается срок до 10 лет, доходность - на уровне доходности облигаций эмитентов с аналогичными кредитными рейтингами.
Кредиты кредитных организаций планируются для покрытия потребности в краткосрочных и среднесрочных средствах.
Получение бюджетных кредитов из федерального бюджета рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.
В 2022 - 2023 годах будет использован новый инструмент регионального развития - бюджетные кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Тюменской области.
Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность, долговая устойчивость областного бюджета, а структура платежей по погашению и обслуживанию государственного долга была равномерной и не имела пиков платежей в отдельном финансовом году.
Расходные обязательства области по обслуживанию государственного долга в 2022 - 2024 годах будут определяться на основании действующих и планируемых долговых обязательств, прогнозного уровня доходности государственных облигаций Тюменской области и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.
В 2022 - 2024 годах будет продолжено оказание государственной гарантийной поддержки, способствующей реализации инвестиционных, социально-значимых проектов.
Взаимодействие с инвестиционным сообществом и рейтинговыми агентствами (кредитными рейтинговыми агентствами) планируется осуществлять в 2022 - 2024 годах путем проведения онлайн-конференций, семинаров и иных мероприятий.
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Тюменской области
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики Тюменской области на 2022 - 2024 годы, являются:
риск процентной ставки - риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
риск снижения ликвидности рынка - отказ инвесторов (потенциальных приобретателей государственных облигаций Тюменской области) предоставить заемные средства в результате изменения макроэкономической ситуации;
риск наступления гарантийных случаев - неплатежи принципалов по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Тюменской области.
Основными мерами, принимаемыми для снижения рисков, являются:
проведение аналитической работы, мониторинг рыночной ситуации, прогнозирование движения процентных ставок;
осуществление постоянного мониторинга рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок на горизонте планирования расходов областного бюджета;
осуществление планирования государственных заимствований с проведением стресс-тестирования потоков по государственному долгу в целях определения уровня рисков по фактическому и прогнозируемому портфелю долговых обязательств с использованием таких показателей, как отношение краткосрочного долга к долгосрочным обязательствам, средний срок погашения (дюрация) долговых обязательств, наличие "пиков" платежей по долгу.
Для снижения рисков исполнения условных обязательств будут применяться следующие меры:
совершенствование правовой основы для предоставления государственных гарантий Тюменской области;
распределение рисков между Тюменской областью и получателями государственных гарантий Тюменской области (принципалами), гарантирование обязательств только в части основного долга;
установление права регрессного требования по предоставляемым гарантиям. Государственной гарантией, не предусматривающей право регрессного требования могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100% акций (долей) которого принадлежит Тюменской области;
анализ финансового состояния принципала, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственных гарантий Тюменской области;
мониторинг финансового состояния принципалов, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью обеспечения после предоставления государственных гарантий Тюменской области.
6. Предельные значения показателей долговой устойчивости Тюменской области на 2022 - 2024 годы
Предельные значения показателей долговой устойчивости областного бюджета на 2022 - 2024 годы:
Наименование показателя |
на 01.01.2023 |
на 01.01.2024 |
на 01.01.2025 |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений |
не более 50% |
не более 50% |
не более 50% |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций |
не более 5% |
не более 5% |
не более 5% |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета |
не более 13% |
не более 13% |
не более 13% |
Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга |
не более 15% |
не более 15% |
не более 15% |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 29 октября 2021 г. N 681-п "Об основных направлениях долговой политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.