Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Администрации города
Симферополя Республики Крым
от 06.10.2021 N 6309
Пояснительная записка к Прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на долгосрочный период до 2034 года
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на долгосрочный период до 2034 года разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закона Республики Крым от 02.06.2015 N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым", а также постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 11.09.2015 N 876 "Об утверждении Положения о порядке разработки и корректировки прогнозов социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на среднесрочный или долгосрочный периоды".
Стратегические цели муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - городской округ Симферополь) на долгосрочный период сформированы исходя из приоритетов и ориентиров национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года (далее - Стратегия), мероприятиями, реализуемыми в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2025 года", а также с учетом прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Крым на период до 2036 года.
При разработке прогноза использовались данные Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю, ТО ГКУ "Центр занятости населения" в г. Симферополь, Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым, территориального отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, ИФНС России по г. Симферополю, отраслевых (функциональных) органов (структурных подразделений) администрации города Симферополя, а также применялись индексы-дефляторы.
Прогноз разработан на основе текущих внутренних и внешних тенденций.
В период введения ограничений по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции усилились внутренние факторы развития городского округа Симферополь:
- необходимость полного выполнения социальных обязательств перед жителями городского округа Симферополь и первоочередное обеспечение этих расходов, особенно в период сокращения экономической активности и введения мер экономической поддержки пострадавших отраслей (в том числе налоговые льготы). Это значительно ограничивает возможность концентрации расходов на инвестиционные проекты в прорывных секторах экономики, которые в долгосрочной перспективе могут сформировать увеличение прибавочной стоимости и создать основу для стабильного роста производительности труда;
- снижение деловой и инвестиционной активности, что привело к значительному сокращению инвестиционных вложений.
На долгосрочный период сохранится влияние следующих внешних факторов развития городского округа Симферополь:
- сохранение высокой доли инвестиционных вложений в инфраструктурные отрасли экономики;
- сохранение неопределенности в отношении глобальных вторичных эффектов от падения спроса, сокращения туризма и снижения объема денежных потоков, а также высокой волатильности рисков прогнозирования, строящихся на динамике развития сферы общественного здравоохранения и экономики, которые, по своей сути, сложно предсказать.
Первоочередные проблемы, связанные с последствиями распространения новой коронавирусной инфекции, решаются с помощью федеральных, региональных и муниципальных мер поддержки экономики в период пандемии и реализации регионального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, а также долгосрочные структурные изменения.
Преодоление системных внешних и внутренних ограничений развития городского округа Симферополь планируется в рамках одобренного на федеральном уровне Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, реализации основных направлений развития, отраженных в Стратегии, утвержденной решением 80-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от 19.12.2017 N 1462 "О стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым на период до 2030 года", национальных (региональных) проектах, государственных и муниципальных программах, что позволит создать высокоэффективную и устойчивую экономику с высокой производительностью труда, обеспечить дальнейшее развитие городского округа Симферополь как административного, финансово-делового и культурно-исторического центра Республики Крым, а также сформировать прочную основу для повышения благосостояния граждан.
Сценарные условия прогноза разработаны в базовом, консервативном и целевом вариантах, соответствующих консервативному, модернизационному и инновационному вариантам Стратегии, и отражающих возможные изменения внешних и внутренних условий.
При этом вариант 1 - базовый - является основным вариантом прогноза и описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики городского округа Симферополь. Вариант 2 - консервативный - основан на предпосылке о неблагоприятной экономической ситуации, структурном замедлении темпов ее роста. Вариант 3 - целевой - предполагает активизацию хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности субъектов предпринимательства, обеспечивающей полное восстановление, а также прогнозируемую динамику роста занятости и доходов населения.
Как в базовый, так и целевой варианты, заложена успешная реализация структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Эти меры, реализуемые, как в рамках управленческого механизма национальных (региональных) проектов, так и за его пределами, должны обеспечить повышение инвестиционной активности, с одной стороны, и рост доходов населения с другой.
Ключевое отличие базового, консервативного и целевого сценариев заключается - в предположении о скорости и эффективности реализации структурных мер муниципальной политики, а также - в скорости адаптации к ухудшившимся в текущем периоде условиям и факторам социально-экономического развития.
В то же время, поэтапное внедрение технологических инноваций в разных отраслях экономики, с учетом качественного управления в государственном, муниципальном и частном секторах, будет способствовать перераспределению занятости из трудоемких сфер с низким уровнем заработной платы (торговля, ряд обрабатывающих производств, транспорт и др.) в сферу услуг с более высоким уровнем оплаты труда.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития городского округа Симферополь за 2020 год
Население. В 2020 году наблюдалось снижение численности постоянного населения городского округа Симферополь за счет увеличения в 3,6 раза объема естественной убыли населения по сравнению с январем - декабрем 2019 года. Так, среднегодовая численность постоянного населения в 2020 году составила - 359,2 тыс. чел.
За январь - декабрь 2020 года в городском округе Симферополь количество родившихся составило 4 203 чел., умерших - 4 833 чел. Естественная убыль составила 630 чел.
Коэффициент рождаемости в 2020 году, как и в предыдущем отчетном периоде, составил 13,5. Коэффициент рождаемости по сравнению с 2019 годом (12,3) уменьшился и составил 11,7.
Число прибывших в 2020 году составило 6 769 чел, выбывших - 8 528 чел.
Негативное влияние на демографическую ситуацию оказало распространение новой коронавирусной инфекции на территории Республики Крым, а также уменьшение количества прибывших граждан. По сравнению с предыдущим годом число прибывших уменьшилось на 19,2%, а число выбывших увеличилось на 8,2%.
Промышленное производство. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (далее - объем отгруженных товаров), в 2020 году составил - 33 497,6 млн. руб., что на 26,2% меньше, чем в предыдущем году, в том числе:
- объем отгруженных товаров на предприятиях по добыче полезных ископаемых увеличился на 18,7% и составил 7 102,4 млн. руб.
- объем отгруженных товаров на предприятиях обрабатывающих производств увеличился на 21,5% и составил 11 559,9 млн. руб.;
- объем отгруженных товаров на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха уменьшился на 53,6% и составил 12 922,3 млн. руб.;
- объем отгруженных товаров на предприятиях водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений уменьшился на 4,1% и составил 1 913,0 млн. руб.
Инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого и среднего предпринимательства, ненаблюдаемых прямыми статистическими методами), составил 82,98 млрд. руб., что на 8,8% больше, чем в 2019 году. В расчете на 1 человека указанный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом и составил 230 994,5 руб.
При этом удельный вес городского округа Симферополь по объему инвестиций наибольший в структуре Республики Крым и по итогам 2020 года составляет 57,9%.
Малое и среднее предпринимательство. По состоянию на 31.12.2020, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного ИФНС России по г. Симферополю, на территории городского округа Симферополь зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 25 377 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Значительную долю в численности субъектов малого и среднего предпринимательства занимают индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (около 60%).
Численность населения, занятого в сфере МСП, в 2020 году составило 72 394 чел.
С учетом того, что численность населения в 2020 году составила 359,2 тыс. чел., численность субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения составила 713 единиц, что на 0,83% меньше по сравнению с 2019 годом.
Уменьшение значения данного показателя связано не только с ликвидацией предприятий, но, в том числе, ввиду несвоевременной сдачи отчетности, негативного воздействия распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Крым.
Строительство. Объем выполненных предприятиями и организациями городского округа Симферополь работ по виду деятельности "Строительство" в 2020 году составил 109 169,7 млн. руб., что в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года на 0,9% больше, чем в 2019 году.
В разрезе муниципальных образований строителями столицы в 2020 году выполнено 77,2% общего объема строительства в Республике Крым.
Площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию в 2020 году, составила 241,3 тыс. кв. м. и уменьшилась на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
По вводу в эксплуатацию жилья - удельный вес городского округа Симферополь наибольший в структуре по муниципальным образованиям Республики Крым (31,1%).
Транспорт. В 2020 году услугами автомобильного транспорта общего пользования городского округа Симферополь (с учетом перевозок индивидуальными предпринимателями) воспользовались 46,3 млн. пассажиров, что на 24,8% больше объема пассажироперевозок предыдущего года. Пассажирооборот по сравнению с 2019 годом уменьшился на 35,2% и составил 819,5 млн. пассажиро-километров.
В разрезе муниципальных образований Республики Крым удельный вес пассажирооборота автомобильного транспорта городского округа Симферополь в 2020 году составил 52,7%.
В 2020 году автомобильным транспортом крупных и средних организаций городского округа Симферополь выполнено 20,5% общего объема грузоперевозок Республики Крым. Данным видом транспорта перевезено 621,6 тыс. т. грузов, что на 4,3% больше по сравнению с 2019 годом. Грузооборот по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличился в 1,9 раза и составил 61,8 млн. тонно-километров.
Открытые новые участки автомобильной трассы "Таврида", грузовое движение по железной дороге через Крымский мост между крупными городами России и Симферополем, способствуют росту объема отгруженных товаров, увеличению товарооборота и притоку населения.
Доходы населения, труд и занятость. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера) одного работника организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по городскому округу Симферополь в 2020 году составила 43 200 руб., что на 5,1% больше, чем в 2019 году (в среднем по Республике Крым - 38 895 руб.).
Увеличение данного показателя зафиксировано на 8,4% в строительстве и в 2,2 раза в финансовой и страховой деятельности.
Средняя численность работников городского округа Симферополь в 2020 году составила 114 822 чел., что на 4,5% больше, чем в 2019 году.
Основная доля работников занята в таких сферах, как: государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (16,3%), образование (15,8%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (14%), промышленное производство (10,8%), торговля оптовая и розничная (10,5%).
По данным Управления по вопросам миграции МВД по Республике Крым, в 2020 году на основании уведомлений работодателей, заказчиков работ (услуг) о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров, фактически осуществляли трудовую деятельность 1 748 иностранных граждан.
Численность не занятых трудовой деятельностью граждан в 2020 году увеличилась в 4,8 раза и составила 14 771 чел. Численность горожан, имеющих официально статус безработного, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилась в 15,7 раз и составила 12 838 чел.
Оценка факторов и ограничений экономического роста городского округа Симферополь на долгосрочный период
Факторы ускорения экономического роста городского округа Симферополь, а также потенциально возможные угрозы, оказывающие влияние на его социально-экономическое развитие, рассматриваются с учетом тенденций и процессов в экономической, технологической, социальной и культурной сферах Российской Федерации и Республики Крым.
К факторам, определяющим конкурентные преимущества городского округа Симферополь, относятся:
- высокая инвестиционная привлекательность;
- действие льготного режима Свободной экономической зоны;
- сохранившийся производственный потенциал (машиностроение, пищевая, легкая промышленность и др.), наличие крупных высокотехнологичных предприятий;
- наибольшая доля по объему отгруженной продукции, а также в региональном обороте организаций по видам экономической деятельности;
- концентрация научных и технологических компетенций (крупный вуз федерального масштаба ФГАОУ ВО "КФУ имени В.И. Вернадского", ФГБУН "НИИ сельского хозяйства Крыма" и др.);
- высокая активность субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с другими муниципальными образованиями Республики Крым;
- постоянно развивающийся строительный комплекс, наличие запасов строительных материалов в близлежащих муниципальных образованиях;
- статус республиканского центра, повышающий инвестиционную привлекательность, концентрация учреждений государственной власти;
- наличие специализированных органов поддержки предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности.
К слабым сторонам, ограничивающим муниципальное развитие, представляющим угрозу стабильности социально-экономической ситуации, относятся:
- дефицит водных ресурсов, отсутствие повторного цикла использования водных ресурсов;
- отсутствие свободных земельных участков от прав третьих лиц;
- действие экономических санкций, ограничивающих приток иностранных и частных российских инвестиций;
- ограниченный доступ к рынку капитала, высокая стоимость финансовых ресурсов;
- низкий уровень инновационной активности предприятий;
- дефицит высококвалифицированных кадров для будущего технологического рывка;
- высокий износ транспортной инфраструктуры;
- необходимость в ремонте / реконструкции ряда объектов социальной инфраструктуры и жилищного фонда;
- значительная доля теневого сектора экономики (туристическая сфера, сферы торговли и перевозок);
- высокая энерго- и ресурсоемкость многих производств;
- отсутствие научных центров всероссийского значения в ключевых отраслях производственной специализации.
1. Население
Муниципальная политика городского округа Симферополь в сфере демографии на период до 2034 года будет направлена на увеличение числа родившихся, уменьшение смертности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении, развитие и усовершенствование системы здравоохранения, внедрение современных передовых стандартов качества жизни и долголетия.
При этом экологическая политика, политика охраны здоровья рассматриваются как одна из основ для последовательного роста качества жизни в городском округе Симферополь, постепенного увеличения продолжительности жизни.
Кроме того, в долгосрочной перспективе ожидается дальнейший миграционный приток за счет миграций из северных регионов России, Донбасса, а также притока переселенцев из Симферопольского, Белогорского и Бахчисарайского районов.
В целях стабилизации демографической ситуации в городском округе Симферополь в долгосрочной перспективе продолжится реализация мероприятий национальных (региональных) проектов, которые направлены на улучшение репродуктивного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, стимулирование к занятиям физкультурой и спортом.
Среднегодовая численность населения к 2034 году по базовому варианту составит 362,1 тыс. чел.
В городском округе Симферополь тенденция ежегодного прироста населения отмечается с 2012 года (за исключением 2019 года, а также 2020 года, когда численность населения соответственно уменьшилась на 21 чел. и 2,9 тыс. чел.).
Также к 2034 году ожидается увеличение продолжительности жизни мужчин и женщин.
Коэффициент рождаемости к 2034 году по базовому варианту прогноза составит 13,4 на 1000 чел. населения.
Увеличение рождаемости обусловлено поэтапным повышением уровня оказания крупнейшими учреждениями здравоохранения Республики Крым акушерско-гинекологической, перинатальной помощи гражданам, а также неонатальной помощи и помощи новорожденным.
В прогнозном периоде коэффициент смертности по базовому варианту к 2034 году составит 12,2 на 1000 чел. населения.
Снижение показателя обусловлено реализацией мероприятий по совершенствованию профилактики заболеваний, повышению уровня диагностики лечебно-профилактическими учреждениями заболеваний на ранних стадиях.
2. Промышленное производство
При расчете прогнозных параметров развития производственных видов деятельности учитывались нацеленность промышленного производства на повышение эффективности и конкурентоспособности за счет перевооружения и модернизации действующих производств, внедрение инновационных технологий, реализацию инвестиционных проектов, а также увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Реальный сектор экономики городского округа Симферополь развивается достаточно активно и является относительно диверсифицированным, а также восприимчивым к изменениям.
Отраслевая структура промышленности городского округа Симферополь представлена пищевой, легкой и перерабатывающей промышленностями, добычей природных ископаемых, приборостроительными предприятиями, предприятиями по производству и распределению электроэнергии, газа и воды и др.
Кроме того, по сравнению с другими муниципальными образованиями Республики Крым, Симферополь характеризуется наиболее высоким уровнем развития деловой среды, кредитно-банковской системы и сферы обслуживания.
Доля городского округа Симферополь в региональном обороте организаций по видам экономической деятельности составляет - более 40%.
Промышленный сектор городского округа Симферополь обеспечивает: около 36% производства и распределения электрической энергии, газа и пара, кондиционирования воздуха Республики Крым; более 75% добывающей отрасли; более 25% водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений и 14% продукции обрабатывающей промышленности.
Базовый сценарий прогноза предусматривает сохранение положительного тренда в экономической активности предприятий.
В течение прогнозируемого периода планируется: развитие существующего промышленного потенциала (перевооружение промышленности), создание новых производственных мощностей, повышение экологичности промышленных предприятий, повышение производительности труда, реализация ряда мероприятий в части реновации заброшенных промышленных зон и освоения пустырей, дальнейшее расширение сотрудничества предприятий с производителями других регионов России.
Кроме того, за счет реализации вышеуказанных мероприятий, а также мероприятий в рамках национальных проектов по направлениям: цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, к 2034 году планируется развитие высокотехнологичной промышленности (в том числе пищевых предприятий), наукоемких видов деятельности.
Также в условиях активизации промышленной политики со стороны республиканских органов власти планируется формирование новых "точек роста" и развития кластеров, что приведет к повышению объемов промышленного производства и увеличению добавленной стоимости.
К 2034 году по базовому варианту прогнозируется объем отгруженных товаров: на предприятиях по добыче полезных ископаемых в размере 9 358,2 млн. руб., на предприятиях обрабатывающих производств в размере 20 500 млн. руб., на предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром в размере 28 841,2 млн. руб., на предприятиях водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов - 2 716 млн. руб.
3. Инвестиции
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций осуществляется в рамках реализации федеральных, республиканских, государственных и муниципальных программ.
Городской округ Симферополь осуществляет функции финансового центра в рамках реализации мероприятий крупных инвестиционных проектов, в том числе, в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года".
В экономику городского округа Симферополь осуществляется около 50% от общего объема региональных инвестиций в основной капитал.
В период с 2017 года на территории городского округа Симферополь наблюдается стабильный рост объема инвестиций в основной капитал (за исключением 2019 года).
Снижение объема инвестиций в основной капитал в 2019 году по сравнению с 2018 годом обусловлено успешным завершением реализации крупнейших инвестиционных проектов (в том числе строительство Международного аэропорта "Симферополь").
Необходимо отметить, что городской округ Симферополь является одним из наиболее привлекательных муниципальных образований Республики Крым для инвестора, что подтверждается лидирующей позицией по количеству заключенных инвестиционных соглашений.
Интерес потенциальных инвесторов вызван географическим положением, развитой деловой средой, наличием на территории города органов власти всех уровней, а также высоким уровнем развития всех отраслей экономики.
В текущую экономическую ситуацию городского округа Симферополь внесла свои коррективы сложившаяся санитарно-эпидемиологическая обстановка. В связи с этим, согласно прогнозной оценке, в 2021 - 2022 годах значительный приток инвестиций в основной капитал не ожидается, и по базовому варианту составит: 88,6 млрд. руб. в 2021 году, 90,5 млрд. руб. в 2022 году.
В целом к 2034 году прогнозируется планомерный рост объема инвестиций в основной капитал: 2023 год - 93,9 млрд. руб., 2024 год - 97,8 млрд. руб., 2025 год - 102,2 млрд. руб., 2026 год - 107,0 млрд. руб., 2027 год - 112,1 млрд. руб., в связи с чем, в период 2028 - 2031 годов инвестиции в основной капитал составят 114,3 млрд. руб., в период 2032 - 2034 годов - 120,2 млрд. руб. (по базовому варианту).
В настоящее время в рамках подписанных соглашений на территории городского округа Симферополь реализуется 41 инвестиционный проект с общим объемом инвестиций более 31,9 млрд. руб.
По результатам заключения соглашений о реализации инвестиционных проектов инвесторами проявлена инициатива по оказанию содействия в развитии городского округа Симферополь. За 2020 год инвесторами исполнено социальных обязательств в сумме 13,2 млн. руб., в результате чего на территории городского округа Симферополь организовано: обеспечение жилыми помещениями нуждающихся граждан, строительство детских площадок, асфальтирование дорог и т.д.
Положительное влияние на рост объемов инвестиций также оказывает функционирование Свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) на территории Республики Крым.
Так, городской округ Симферополь занимает 1 место по количеству заключенных договоров участниками СЭЗ (765 договоров).
Основной "ставкой" на развитие инвестиционного потенциала городского округа Симферополь в долгосрочной перспективе будет являться:
- создание условий для развития городских пространств;
- создание и развитие промышленных центров, индустриальных парков, где сосредоточены оптово-распределительные комплексы и формируется опорный пункт транспортно-логистических цепочек;
- создание транспортного хаба с логистическим центром, гостиничной инфраструктурой, экспоцентром и пр.
Повышению инвестиционной привлекательности городского округа Симферополь в прогнозном периоде будет способствовать реализация политики, направленной на создание новых проектов в форме муниципально-частного партнерства (в том числе в рамках реализации мероприятий муниципальных программ), а также поддержка различных социально-значимых проектов и увеличение числа потенциальных инвестиционных площадок с развитой инфраструктурой.
4. Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики городского округа Симферополь и является важнейшей составляющей стабильного экономического развития, обеспечивающей значительную часть занятости населения, и играющее существенную роль в социальной жизни населения.
В городском округе Симферополь зарегистрировано и осуществляют свою деятельность около 1/3 субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Крым.
С целью популяризации ведения предпринимательской деятельности, создания условий для повышения квалификации кадров малого и среднего бизнеса, усиления рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) на внутреннем региональном, межрегиональном рынках, администрацией города Симферополя реализуется муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым", утвержденная постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 16.10.2015 N 1115 (далее - муниципальная программа).
В рамках муниципальной программы субъектам предпринимательства ежегодно, на конкурсной основе, оказывается финансовая, информационно-образовательная и правовая поддержка.
По итогам конкурсного отбора на предоставление субсидий (грантов) в 2020 году финансовая поддержка оказана 12 субъектам на общую сумму - 3,46 млн. руб. В 2021 году финансовая поддержка в виде грантов запланирована по 5-ти категориям на общую сумму 3,3 млн. руб.
С учетом того, что вследствие негативных последствий распространения новой коронавирусной инфекции, количество заявителей на регистрацию юридического лица, а также физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снизилось, существенный рост количества, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории городского округа Симферополь, не прогнозируется.
В настоящее время в городском округе Симферополь наблюдается существенное увеличение количества зарегистрированных в качестве самозанятых, а также положительная динамика среднесписочной численности работников в субъектах МСП и их оборота от основного вида деятельности. При этом значения по вышеуказанным показателям увеличиваются быстрыми темпами.
Реализуемые меры поддержки, а также миграционный прирост, позволяют прогнозировать незначительный темп роста субъектов МСП по базовому варианту: в 2021 году - 735 единиц, в 2022 году - 748 единиц, в 2023 году - 767 единиц, в 2024 году - 792 единицы, в 2025 году - 808 единиц, в 2026 году - 833 единицы, в 2027 году - 861 единица, в период 2028 - 2031 годов - 891 единица, в период 2032 - 2034 годов - 922 единицы.
Также к 2034 планируется активный рост МСП в сфере торговли, строительства, гостиничного бизнеса и в сфере услуг.
С целью повышения и стимулирования предпринимательской инициативы, создания новых точек роста экономики городского округа Симферополь, формирования кластеров, в долгосрочной перспективе планируется реализация комплекса мероприятий в рамках налогово-бюджетной и социальной политики, предоставление прямых грантов, отсрочки по налоговым и арендным платежам и др. (в зависимости от изменения внутренних и внешних условий).
5. Строительство
Строительная отрасль, проектирование жилья, новой социальной инфраструктуры на территории городского округа Симферополь динамично развиваются. Симферопольский строительный рынок перспективный как для размещения производственных объектов, так и для реализации строительных проектов.
Уровень ввода нового жилья на душу населения - в 2 раза превышает среднее значение по Республике Крым.
На развитие строительного комплекса городского округа Симферополь будет оказывать влияние реализация мероприятий по увеличению объемов строительства и ввода жилья, улучшению жилищных условий и повышению обеспеченности жильем нуждающихся граждан.
При этом необходимо отметить, что развитие строительного сектора в долгосрочной перспективе будет основываться на секторе социального жилья, индустрии развлечений, бизнес- и торговых центров, сегменте малоэтажного жилья.
Продолжение реализации Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года", Республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 18.12.2020 N 2032-р, окажет положительное влияние на результаты выполненных работ.
Увеличение доли строительства также будет обеспечено за счет реализации мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда".
С целью увеличения количества реконструированных объектов социальной инфраструктуры, нуждающихся в ремонте, а также устранения дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, планируется реализация ряда мер по взаимодействию с застройщиками в части приоритетного строительства (реконструкции) детских садов, школ, больниц в рамках выполнения ими социальных обязательств.
Кроме того, в рамках формирования человеко-ориентированной, гуманистической городской среды, в долгосрочной перспективе, к 2034 году запланировано обеспечение:
- безусловного сохранения историко-градостроительной среды и объектов культурного наследия городского округа Симферополь;
- создания, поддержания, расширения "зеленых городских зон и пространств";
- стимулирования жилищного строительства преимущественно на уже застроенных участках и территории, подвергшейся антропогенному воздействию (гаражные кооперативы и стихийные парковки, промышленные зоны и др.);
- строительства специализированных, остающихся в государственной или муниципальной собственности домов (социальное жилье) для малоимущих граждан с использованием современных дешевых технологий домостроения на недорогих земельных участках.
По базовому варианту в долгосрочном периоде, к 2034 году, прогнозируется увеличение объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", до 205 100 млн. руб.
Площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию, к 2034 году по базовому варианту составит - 334,7 тыс. кв. м.
6. Транспорт
Городской округ Симферополь находится в центре транспортно-коммуникационных осей Республики Крым.
Благодаря выгодному географическому положению, транспортно-дорожный комплекс городского округа Симферополь является одним из двигателей развития социально-экономической сферы и представлен крупнейшей системой автомобильных дорог, центральным автовокзалом, 4 автостанциями и железнодорожным вокзалом.
Обновление объектов транспортной инфраструктуры, в том числе общественного транспорта, ремонт дорог местного значения, в соответствии со Стратегией, является одним из наиболее приоритетных направлений.
Городской округ Симферополь занимает лидирующую позицию среди всех муниципальных образований Республики Крым по показателям деятельности транспортного комплекса: его доля составляет более 15% объема автомобильных грузоперевозок, 34% грузооборота автомобильного транспорта, более 50% пассажирооборота, 100% гражданских авиаперевозок.
Так, показатели работы транспортной сети городского округа Симферополь увеличивались на протяжении многих лет. Это способствует увеличению спроса на ряд услуг (в том числе гостиничного бизнеса), росту объема отгруженных товаров, увеличению товарооборота, притоку населения и, соответственно, росту инвестиционной привлекательности городского округа Симферополь.
Количество перевезенных автомобильным транспортом пассажиров в 2034 году по базовому варианту прогноза составит 77,3 млн. пассажиров.
Объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом крупных и средних организаций, по базовому варианту составит: 637,1 тыс. т. в 2021 году, 655,2 тыс. т. в 2022 году, 642,1 тыс. т. в 2023 году, 669 тыс. т. в 2024 году, 688 тыс. т. в 2025 году, 702,4 тыс. т. в 2026 году, 702,4 тыс. т. в 2027 году, 715 тыс. т. в период 2028 - 2031 годов, 729,3 тыс. т. в период 2032 - 2034 годов.
По экспертным оценкам, в долгосрочном периоде существует перспектива поэтапного роста грузоперевозок в городском округе Симферополь.
Рост объемов грузоперевозок будет обусловлен положительной динамикой показателей строительства на территории муниципального образования, в том числе объектов социальной инфраструктуры.
Также ожидается увеличение доли протяженности автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, дальнейшее развитие транспортной агломерации Симферополя и Симферопольского района, увеличение динамики применения механизмов обеспечения пассивной безопасности, нетерпимости к дорожно-транспортным происшествиям, внедрение системных мер в сфере развития общественного транспорта.
Кроме того, поскольку городской округ Симферополь занимает одну из лидирующих позиций среди муниципальных образований Республики Крым по количеству заключенных инвестиционных соглашений, планируется дальнейшая реализация мероприятий по активизации работы с потенциальными инвесторами (более 20% проектов относится к благоустройству территории, транспортной отрасли).
Вышеуказанные мероприятия, реализуемые, в том числе, в рамках федеральных, республиканских, государственных и муниципальных программ, позволят существенно повысить доступность и качество магистральной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также обеспечат организацию скоростного автомобильного сообщения между городами Республики Крым, что будет способствовать развитию Симферопольской агломерации.
7. Доходы населения, труд и занятость
Координация политики в сфере занятости и социального обеспечения, эффективное использование всех ресурсов социальной защиты, имеет существенное значение для сохранения источника дохода населения, в том числе пожилых людей.
Мероприятия по поддержке и развитию рынка труда позволят создать условия для сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, смягчить последствия долговременной безработицы, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы путем профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, повысить мобильность незанятого населения на рынке труда, снизить уровень безработицы.
Основная доля работников городского округа Симферополь занята в таких сферах, как: образование; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; торговля оптовая и розничная; промышленное производство.
В 2032 - 2034 годах среднесписочная численность работников организаций по базовому варианту прогнозируется в размере 118,6 тыс. чел.
Высокий уровень заработной платы, превышающий средний показатель по экономике, наблюдается в следующих сферах: деятельность финансовая и страховая; строительство; деятельность профессиональная, научная; деятельность в области информации и связи; промышленное производство; государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение.
В условиях повышения устойчивости социально-экономического развития, роста конкурентоспособности экономики городского округа Симферополь, в прогнозном периоде ожидается повышение показателей уровня жизни населения, в том числе восстановление роста реальных денежных доходов населения и потребительской активности на фоне ослабления инфляционных процессов.
Сокращению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума будет способствовать совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности, предоставление мер социальной поддержки гражданам льготных категорий, а также гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (инвалидность, длительная болезнь, приобретение дорогостоящих лекарств, оперативное вмешательство, негативные последствия чрезвычайных ситуаций и т.д.), оказание материальной помощи семьям с детьми.
К 2034 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, по базовому варианту составит 77,5 тыс. руб.
Увеличение среднемесячной заработной платы работников городского округа Симферополь в прогнозном периоде планируется за счет обеспечения сохранения достигнутых соотношений заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со средней заработной платой в муниципальном образовании, проведения ежегодной индексации заработной платы работникам муниципальных учреждений, индексации межотраслевых соотношений и размеров тарифных ставок первого разряда основных профессий по видам экономической деятельности, с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.
За счет эффективной реализации ряда мер, направленных на сохранение занятости, снижение напряженности на рынке труда, легализацию заработной платы и трудовых отношений с работниками, расширение сотрудничества территориального органа службы занятости с работодателями, ожидается постепенное уменьшение числа официально зарегистрированных безработных по базовому варианту. Так, в период 2032 - 2034 годов численность официально зарегистрированных безработных (имеющих статус безработных) составит 810 чел.
В свою очередь, реализация на территории городского округа Симферополь национальных проектов "Демография", "Образование", "Жилье и городская среда" будет усиливать достижение целей по повышению ожидаемой продолжительности жизни, устойчивому росту реальных доходов, снижению бедности и улучшению жилищных условий, что позволит сформировать прочную основу для повышения благосостояния людей.
8. Доходы бюджета
Главным направлением развития налоговой политики, как и прежде, будет являться сохранение социальной и экономической стабильности в городском округе Симферополь, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышение результативности мер, направленных на расширение налогового потенциала и увеличение доходной базы бюджета города с учетом консервативной оценки доходного потенциала.
Доходная часть бюджета городского округа Симферополь на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов формировалась в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации, а также законодательством Республики Крым и нормативными актами муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, с учетом прогнозных данных ИФНС России по г. Симферополю, главных администраторов доходов бюджета муниципального образования, определенных в соответствии с методиками прогнозирования доходов, и составляют:
Доходы бюджета городского округа Симферополь на 2022 - 2024 годы прогнозируются в следующем объеме: на 2022 год - 3 767,2 млн. руб., на 2023 год - 3 915,3 млн. руб., на 2024 год - 4 079,4 млн. руб.
Прогноз на 2025 - 2034 годы рассчитан с учетом прироста в размере 4% (уровень инфляции, установленный Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов") к начисленному за предыдущий год объему поступлений.
Общий объем налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа Симферополь, в том числе, в разрезе доходных источников, составляет:
- на 2025 год - 4 242,6 млн. руб.;
- на 2026 год - 4 412,3 млн. руб.;
- на 2027 год - 4 588,8 млн. руб.;
- на 2028 - 2031 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период прогнозируется в объеме 5 066,4 млн. руб.;
- на 2032 - 2034 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период прогнозируется в объеме 5 809,2 млн. руб.
Проект бюджета городского округа Симферополь на 2022 год, плановый период 2023 - 2024 годов и на долгосрочный период 2025 - 2034 годов в разрезе статей доходов бюджетной классификации характеризуется, в том числе, следующими показателями:
Налог на доходы физических лиц.
Поступление налога на доходы физических лиц в бюджет города на 2022 год прогнозируется в сумме 1 819,0 млн. руб., на основании данных ИФНС России по г. Симферополю, определенных в соответствии с Методикой прогнозирования поступлений доходов консолидированного бюджета Республики Крым на очередной год и плановый период (приказ УФНС России по Республике Крым от 15.04.2020 N 01-16/0076@).
Для расчета прогнозных поступлений налога на доходы физических лиц ИФНС России по г. Симферополю использовались показатели проекта прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, учитывалась номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, общая сумма доходов, принимаемая налоговыми агентами для расчета налоговой базы (статистический отчет 5-НДФЛ), суммы налоговых вычетов, предоставляемых в соответствии с законодательством (имущественные, стандартные, профессиональные, социальные, прочие вычеты).
В основу расчета легла налоговая база, отраженная в статистических отчетах 5-НДФЛ, с учетом темпа роста среднемесячной начисленной номинальной заработной платы по базовому варианту - 106,5%.
Прогнозные показатели поступления налога на 2023 год определены ИФНС России по г. Симферополю в сумме 1 915,9 млн. руб. (105,3% к предыдущему году), на 2024 год - в сумме 2 012,9 млн. руб. (105,1% к предыдущему году).
Прогноз на 2025 - 2034 годы рассчитан с учетом прироста в размере 4% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляет:
- на 2025 год - 2 093,4 млн. руб.;
- на 2026 год - 2 177,2 млн. руб.;
- на 2027 год - 2 264,2 млн. руб.;
- на 2028 - 2031 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 2 499,9 млн. руб.;
- на 2032 - 2034 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 2 866,5 млн. руб.
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование муниципального имущества, прогнозируются в объемах: на 2022 год - 956,1 млн. руб., на 2023 год - 994,3 млн. руб. (104% к 2022 году), на 2024 год - 1 034,1 млн. руб. (104% к 2023 году).
Прогноз на 2025 - 2034 годы рассчитан с учетом прироста в размере 4% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляет:
- на 2025 год - 1 075,5 млн. руб.;
- на 2026 год - 1 118,5 млн. руб.;
- на 2027 год - 1 163,2 млн. руб.;
- на 2028 - 2031 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 1 284,3 млн. руб.;
- на 2032 - 2034 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 1 472,6 млн. руб.
В состав указанных доходов входят:
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на 2022 год прогнозируются в сумме 735,5 млн. руб.
Прогноз рассчитан с учетом прироста в размере 4% к начисленному в 2021 году объему поступлений арендной платы за 2 331 земельный участок (индекс инфляции, определенный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов").
Прогнозные данные поступлений арендной платы за землю на плановый период 2023 и 2024 годов определены с учетом прироста в размере 4% к прогнозу на предыдущий финансовый год, а именно: на 2023 год в сумме 764,9 млн. руб., на 2024 год в сумме 795,5 млн. руб.
Прогноз на 2025 - 2034 годы рассчитан с учетом прироста в размере 4% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляет:
- на 2025 год - 827,3 млн. руб.;
- на 2026 год - 860,4 млн. руб.;
- на 2027 год - 894,8 млн. руб.;
- на 2028 - 2031 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 988,0 млн. руб.;
- на 2032 - 2034 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 1132,8 млн. руб.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городского округа и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) и имущества, составляющего городскую казну, прогнозируются в объемах: на 2022 год - 220,6 млн. руб., на 2023 год - 229,4 млн. руб. (104%); на 2024 год - 238,6 млн. руб. (104%).
При определении прогнозных показателей поступлений по арендной плате на 2022 - 2024 годы, к начисленной за 2021 год арендной плате по 236 договорам аренды и объемам арендной платы 2-х муниципальных унитарных предприятий, учтены индексы потребительских цен, приведенные в предварительном прогнозе социально-экономического развития Республики Крым на указанный период (1,04).
Прогноз на 2025 - 2034 годы рассчитан с учетом прироста в размере 4% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляет:
- на 2025 год - 248,1 млн. руб.;
- на 2026 год - 258,1 млн. руб.;
- на 2027 год - 268,4 млн. руб.;
- на 2028 - 2031 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 296,3 млн. руб.;
- на 2032 - 2034 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 339,8 млн. руб.
Прогнозные данные по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2022 - 2024 годы следующие: на 2022 год - 362,5 млн. руб., на 2023 год - 377,0 млн. руб., на 2024 год - 392,0 млн. руб. Вышеуказанные значения определены ИФНС России по г. Симферополю с учетом норматива отчислений из бюджета Республики Крым в размере 16,21%, ежегодный прирост поступлений - 4% (уровень индекса инфляции).
Прогноз на 2025 - 2034 годы рассчитан с учетом прироста в размере 4% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляет:
- на 2025 год - 407,7 млн. руб.;
- на 2026 год - 424,0 млн. руб.;
- на 2027 год - 440,9 млн. руб.;
- на 2028 - 2031 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 486,8 млн. руб.;
- на 2032 - 2034 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 558,2 млн. руб.
Поступления по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, на 2022 - 2024 годы прогнозируются в следующих объемах (данные ИФНС России по г. Симферополю): на 2022 год - 115,0 млн. руб., на 2023 год - 118,0 млн. руб. (прирост к 2022 году - 2,6%), на 2024 год - 122,0 млн. руб. (103,4% к 2023 году).
Прогноз на 2025 - 2034 годы рассчитан с учетом прироста в размере 4% к начисленному за предыдущий год объему поступлений и составляет:
- на 2025 год - 126,9 млн. руб.;
- на 2026 год - 132,0 млн. руб.;
- на 2027 год - 137,2 млн. руб.;
- на 2028 - 2031 годы - прогнозное среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 151,5 млн. руб.;
- на 2032 - 2034 годы - среднегодовое поступление доходов в указанный период составит 173,7 млн. руб.
Руководитель аппарата |
И.А. Шевченко |
Начальник МКУ |
О.Р. Чубко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.