Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
города-курорта Кисловодска
от 11.08.2021 N 830
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения города-курорта Кисловодска
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения города-курорта Кисловодска. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - СНЛК) - совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории города-курорта Кисловодска. СНЛК создана на базе ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Кисловодске".
1.2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и организационно объединяет в единую систему пункты наблюдения и лабораторного контроля, созданные на базе (основе) учреждений и организаций (далее - учреждений СНЛК), предназначенных для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой на территории города-курорта Кисловодска.
1.3. Общее руководство СНЛК осуществляет ее штаб. Состав штаба СНЛК утверждается постановлением администрации города-курорта Кисловодска. Непосредственное руководство структурными подразделениями (лабораториями) учреждений, включенных в состав СНЛК с учетом их компетенции (специализации), осуществляют их руководители.
1.4. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в городе-курорте Кисловодске (далее - городская комиссия по ЧС) координирует деятельность организаций и учреждений, включенных в состав СНЛК, контролирует состояние готовности СНЛК к выполнению основных задач и функций, осуществляет непосредственное руководство их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (далее - ЧС).
II. Задачи и функции СНЛК
2.1. Основными задачами СНЛК являются:
2.1.1. Лабораторный контроль и мониторинг состояния радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановки на территории города-курорта Кисловодска;
2.1.2. Участие в мероприятиях по защите в мирное и военное время населения, материальных и культурных ценностей на территории города-курорта Кисловодска от опасностей, вызванных зараженностью (загрязненностью) территорий и объектов окружающей среды радиоактивными веществами (далее - РВ), отравляющими веществами (далее - ОВ), аварийными химически опасными веществами (далее - АХОВ) и биологическими средствами (далее - БС).
2.2. Основными функциями СНЛК являются:
2.2.1. Своевременное обнаружение радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, диагностика заразных, в том числе особо опасных, болезней человека, животных и растений;
2.2.2. Организация и проведение радиационной, химической и эпидемиологической разведки для выявления и установления границ территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;
2.2.3. Прогнозирование возникновения и развития ЧС радиационного, химического и биологического характера;
2.2.4. Установление наличия и вида возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений;
2.2.5. Осуществление сбора, обобщения и анализа информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении объектов окружающей среды при ЧС;
2.2.6. Оценка и прогнозирование дальнейшего развития гидрометеорологической, радиационной, химической и биологической обстановки;
2.2.7. Подготовка предложений органам местного самоуправления по защите населения и территорий от ЧС радиационного, химического и биологического характера;
2.2.8. Организация и обеспечение, в режиме повседневной деятельности, постоянной готовности сил и средств РСЧС и гражданской обороны к проведению экстренных мероприятий по локализации и ликвидации очагов радиационного, химического, биологического и иного заражения;
2.2.9. Проведение лабораторных индикационных исследований различных материалов из объектов окружающей среды с целью обнаружения возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, а также лабораторных диагностических микробиологических исследований клинического материала от больных людей (подозрительных на инфекционное заболевание), животных и растений;
2.2.10. Измерение мощности амбиентного эквивалента дозы ионизирующих излучений на местности;
2.2.11. Определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды и установление радионуклидного состава исследуемых проб;
2.2.12. Установление наличия в объектах окружающей среды возбудителей болезней растений, на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;
2.2.13. Отбор и доставка проб для проведения экспертизы и исследований по определению их загрязненности РВ, зараженности ОВ, АХОВ и БС;
2.2.14. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы на загрязненность РВ, зараженность ОВ, АХОВ и БС;
2.2.15. Проведение длительных систематических наблюдений за состоянием окружающей среды, флоры и фауны на стационарных контрольных участках;
2.2.16. Совершенствование методов и технических средств наблюдения и лабораторного контроля;
2.2.17. Подготовка специалистов по ведению радиационного и химического наблюдения и диагностике БС.
III. Структура и органы координации СНЛК
3.1. СНЛК состоит из территориальной и функциональных подсистем РСЧС и действует на муниципальном уровне.
3.2. Территориальные СНЛК создаются в Ставропольском крае для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий. В территориальные СНЛК включаются учреждения и организации независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой на территории Ставропольского края.
Организация, состав сил и средств территориальных СНЛК, а также функции и порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке Правительством Ставропольского края.
3.3. Состав и структура функциональных СНЛК определяются создающими их федеральными органами исполнительной власти.
Функциональные СНЛК работают в тесном взаимодействии с территориальными СНЛК.
3.4.Координация деятельности СНЛК осуществляется координационными органами.
3.5. Координационными органами СНЛК являются:
3.5.1. На региональном и муниципальном уровнях - Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю совместно с комиссиями по ЧС Ставропольского края и города-курорта Кисловодска;
3.5.2. На объектовом уровне - комиссиями по ЧС организаций.
IV. Силы и средства СНЛК
4.1. К силам и средствам СНЛК относятся силы и средства учреждений и организаций соответствующего профиля независимо от форм собственности, включенные в структуру СНЛК с учетом их компетенции, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой на территории города-курорта Кисловодска.
4.2. В состав сил и средств СНЛК входят силы и средства постоянной готовности РСЧС, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и участие в проведении работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
4.3. Состав сил и средств СНЛК, в том числе перечень сил постоянной готовности, утверждается Губернатором Ставропольского края по согласованию с Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю.
4.4. Готовность сил и средств СНЛК к выполнению возложенных на них задач проверяется в ходе учений (тренировок) и проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС России и его территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на базе которых создаются учреждения СНЛК.
4.5.Управление и информационное обеспечение СНЛК осуществляется с использованием средств и каналов связи, а также информационно-управляющих систем РСЧС.
Сбор и обмен информацией в рамках СНЛК осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.6. Проведение мероприятий в рамках СНЛК осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного уровня.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках СНЛК осуществляет Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю.
V. Режимы функционирования СНЛК
5.1. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
- режим повседневной деятельности;
- режим повышенной готовности;
- режим чрезвычайной ситуации.
Решение на перевод СНЛК, находящихся на территории Ставропольского края, в различные режимы функционирования принимают Губернатор Ставропольского края, на территории города-курорта Кисловодска - Глава города-курорта Кисловодска.
5.2. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая и сейсмическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, определенных их Положениями (уставами), утвержденными соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности и в МКУ "Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне города-курорта Кисловодска" через Единую дежурно-диспетчерскую службу города-курорта Кисловодска или по запросу.
5.3. В режиме повышенной готовности (прогнозирование ЧС, ухудшение радиационной, химической, и биологической обстановки, нарастание угрозы агрессии против Российской Федерации) организациями и учреждениями СНЛК осуществляется проведение следующих мероприятий:
5.3.1. Непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС радиационного, химического и биологического характера;
5.3.2. Участие в уточнении планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС радиационного, химического и биологического характера и иных документов;
5.3.3. Приведение при необходимости сил и средств СНЛК в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
5.3.4. Введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил СНЛК на стационарных и подвижных пунктах управления;
В режиме повышенной готовности информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, ОВ, АХОВ и БС в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений немедленно передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в МКУ "Центр по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне города-курорта Кисловодска" и Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю.
В режиме повышенной готовности передача информации осуществляется в установленные сроки в формализованном для каждого конкретного вида наблюдений и лабораторного контроля и неформализованном виде по существующим каналам связи.
5.4. В режиме ЧС учреждениями СНЛК осуществляется проведение следующих мероприятий:
5.4.1. Непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, гидрометеорологической обстановкой, прогнозирование развития возникших ЧС радиационного, химического и биологического характера и их последствий;
5.4.2. Участие в проведении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС радиационного, химического и биологического характера;
5.4.3. Участие в организации работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС;
5.4.4. Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС радиационного, химического и биологического характера и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
5.4.5. Участие в организации первоочередных мероприятий по защите населения в ЧС радиационного, химического и биологического характера.
В режиме ЧС передача информации осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) в установленные сроки. Последующая информация о развитии обстановки передается с установленной периодичностью.
5.5. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил СНЛК устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
5.6. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы СНЛК функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
5.7. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации передается учреждениями СНЛК в порядке, определенном нормативными правыми документами Правительства Российской Федерации, Правительства Ставропольского края, администрации города-курорта Кисловодска и организаций.
VI. Материально-техническое руководство
6.1. Оснащение учреждений СНЛК материально-техническими средствами (лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и др.), а также финансовое обеспечение учреждений СНЛК для выполнения задач по предназначению осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, объектов среды обитания человека, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и материала от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием, проводится по методикам, утвержденным Минздравом России и Роспотребнадзором. Исследование сырья животного и растительного происхождения, а также диагностика заболеваний животных проводится по методикам, утвержденным Минсельхозом России.
Лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Минприроды России, Минздравом России, Роспотребнадзором, Росгидрометом и Ростехнадзором в соответствии с установленной областью аккредитации. Вопросы качества проводимых измерений при осуществлении наблюдения и лабораторного контроля регулируются нормативно-техническими документами Государственной системы обеспечения единства измерений.
6.3. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на них задач обеспечивается органами местного самоуправления и организациями путем подготовки (обучения) специалистов и оснащением учреждений СНЛК необходимым оборудованием, приборами и методиками по проведению анализов проб. Оценка готовности учреждений СНЛК проводится в соответствии с требованиями по проверке и оценке состояния функциональных и территориальной подсистем РСЧС.
6.4. Ответственность за готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач несут руководители учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.