Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства области
от 26.10.2021 N 994-пп
Основные направления государственной долговой политики Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
I. Итоги реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2020 году и текущее состояние государственного долга Оренбургской области
Государственный долг Оренбургской области (далее - государственный долг) по состоянию на 1 января 2021 года составил 21 381,9 млн. рублей, или 32,8 процента от доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, и по сравнению с 1 января 2020 года снизился на 670,9 млн. рублей, или на 3 процента.
В структуре государственного долга по состоянию на 1 января 2021 года 43,12 процента, или 9 219,9 млн. рублей, занимают государственные ценные бумаги Оренбургской области.
В течение 2020 года Оренбургской областью произведены выплаты по частичному погашению основного долга по ранее размещенным государственным облигациям в размере 440 млн. рублей.
Объем государственного долга по бюджетным кредитам по состоянию на 1 января 2021 года составил 12 162 млн. рублей, или 56,88 процента в общей структуре государственного долга.
Оренбургская область участвует в программе реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета, предоставленных в 2015 - 2017 годах. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" реструктуризированная задолженность Оренбургской области по бюджетным кредитам составила 6 060,2 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2020 года остаток реструктуризированной задолженности Оренбургской области по бюджетным кредитам составил 5 454,2 млн. рублей.
В 2020 году период погашения реструктуризированной задолженности по бюджетным кредитам продлен до 2029 года включительно со следующими сроками погашения:
в 2020 году - в размере 0 процентов суммы задолженности (подлежащая погашению в 2020 году задолженность по основному долгу погашается с 2025 до 2029 года включительно);
в 2021 - 2024 годах - в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно;
в 2025 - 2029 годах - ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности.
В соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности возврат бюджетных кредитов составит: в 2021 - 2024 годах по 303,0 млн. рублей ежегодно; в 2025 - 2029 годах по 848,4 млн. рублей ежегодно.
Между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Оренбургской области 7 сентября 2020 года заключено дополнительное соглашение N 5/5 к соглашениям, заключенным в 2010 году, о предоставлении бюджету Оренбургской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Оренбургской области, которым предусмотрено продление периода погашения реструктуризированных обязательств (задолженности) Оренбургской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам до 2034 года включительно. Реструктуризированная задолженность в размере 2 828,4 млн. рублей подлежит погашению в период с 2025 по 2034 год включительно ежегодно равными долями.
В связи с продлением периода и снижением объема погашения задолженности по бюджетным кредитам в 2022 - 2024 годах объем высвобождаемых средств областного бюджета, рассчитанный как разница между объемом погашения долга по ранее действовавшим графикам и объемом погашения долга по новым графикам, составит 909,0 млн. рублей в 2022 году и 1 191,9 млн. рублей в 2023 - 2024 годах ежегодно. Указанные средства областного бюджета, высвобождаемые в 2022 - 2024 годах, подлежат направлению на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
По условиям соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, Оренбургская область должна была обеспечить объем государственного долга в 2020 году на уровне не более 41,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год (фактическое значение - 32,8 процента), в том числе объем государственного долга по государственным ценным бумагам Оренбургской области и кредитам кредитных организаций (далее - государственный долг по рыночным заимствованиям) - на уровне не более 24,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год (фактическое значение - 14,1 процента).
В 2021 году необходимо обеспечить объем государственного долга на уровне не более 39,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год, в том числе государственного долга по рыночным заимствованиям, - на уровне не более 25,0 процента суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2021 год. Возможность превышения установленных показателей предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам".
Расходы по обслуживанию государственного долга за 2020 год составили 1 121,8 млн. рублей, или 99,9 процента к годовым бюджетным назначениям, и по сравнению с 2019 годом снизились на 112,0 млн. рублей.
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации провело оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации". Оценивались такие показатели, как уровень долговой нагрузки, доля расходов на обслуживание долга в общем объеме расходов, объем платежей по погашению долговых обязательств.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Оренбургская область в 2020 году отнесена в группу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Основные показатели реализации государственной долговой политики Оренбургской области в 2019 - 2020 годах
|
|
|
(млн. рублей) |
N |
Наименование показателя |
на 1 января |
на 1 января |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Объем государственного долга, в том числе: |
22 052,8 |
21 381,9 |
объем государственного долга по государственным ценным бумагам |
9 659,8 |
9 219,9 |
|
объем государственного долга по бюджетным кредитам |
12 392,9 |
12 162,0 |
|
объем государственного долга по кредитам от кредитных организаций |
0,0 |
0,0 |
|
объем государственного долга по государственным гарантиям |
0,0 |
0,0 |
|
2. |
Объем расходов на обслуживание государственного долга |
1 233,8 |
1 121,8 |
3. |
Объем доходов областного бюджета, в том числе: |
99 685,5 |
111 502,5 |
налоговые и неналоговые доходы областного бюджета |
74 260,3 |
65 263,1 |
|
объем безвозмездных поступлений |
25 425,1 |
46 239,4 |
|
4. |
Отношение государственного объема долга к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (процентов) |
29,7 |
32,8 |
5. |
Объем расходов областного бюджета |
99 477,7 |
114 059,1 |
6. |
Объем расходов, осуществляемых за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета |
5 506,2 |
8 833,5 |
7. |
Объем расходов областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета |
93 971,5 |
105 225,6 |
8. |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к расходам областного бюджета, за исключением субвенций, поступающих из федерального бюджета (процентов) |
1,3 |
1,1 |
По состоянию на 1 сентября 2021 года государственный долг Оренбургской области составил 20 162,0 млн. рублей.
Основная сумма долгового портфеля Оренбургской области - это задолженность по бюджетным кредитам, привлеченным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на долю которых в структуре государственного долга приходится 12 162,0 млн. рублей, или 60,32 процента.
Объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам Оренбургской области по сравнению с началом 2021 года уменьшился на 1 219,9 млн. рублей и составляет 8 000,0 млн. рублей, или 39,68 процента от общей суммы государственного долга.
Государственный долг по кредитам, полученным от кредитных организаций, и по ранее выданным государственным гарантиям по состоянию на 1 сентября 2021 года отсутствует.
Расходы по обслуживанию государственного долга за 8 месяцев 2021 года составили 524,2 млн. рублей, или 34,70 процента к годовым бюджетным назначениям.
II. Цели, принципы и задачи государственной долговой политики Оренбургской области
Государственная долговая политика Оренбургской области является частью государственной политики в сфере бюджетной деятельности в Оренбургской области и определяет основные цели, задачи и направления деятельности Правительства Оренбургской области по управлению государственным долгом на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Долговая политика является важнейшим компонентом системы управления финансами Оренбургской области. Как часть бюджетной политики представляет собой комплекс мероприятий по привлечению государственных заимствований Оренбургской области (далее - государственные заимствования) для обеспечения финансовыми ресурсами бюджетных обязательств, их обслуживанию и управлению.
Основными целями государственной долговой политики Оренбургской области являются:
обеспечение исполнения расходных обязательств Оренбургской области;
недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении областного бюджета;
поддержание государственного долга в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств Оренбургской области;
сохранение финансовой устойчивости и сбалансированности областного бюджета.
Государственная долговая политика Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - государственная долговая политика Оренбургской области) будет основываться на следующих принципах:
безусловное выполнение долговых обязательств Оренбургской области;
оптимизация объема и структуры государственного долга в целях минимизации расходов на его обслуживание;
соблюдение ограничений по объему государственного долга и расходам на его обслуживание, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и заключенными соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов;
сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне, контроль за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;
обеспечение равномерности погашения долговых обязательств Оренбургской области по годам;
недопущение необоснованных государственных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о государственных заимствованиях с потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств;
создание необходимых условий для снижения стоимости и обеспечения оптимальных сроков государственных заимствований;
обеспечение доступности информации о государственном долге.
В процессе управления государственным долгом будут решаться следующие задачи:
обеспечение потребностей Оренбургской области в заемном финансировании в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, финансирования дефицита областного бюджета, погашения долговых обязательств Оренбургской области, пополнения в течение финансового года остатков средств на счете областного бюджета;
отнесение Министерством финансов Российской Федерации Оренбургской области к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
реализация мероприятий, направленных на рост доходов, оптимизацию расходов областного бюджета и сокращение государственного долга;
своевременное и полное исполнение долговых обязательств Оренбургской области;
сокращение рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию государственного долга и обеспечение раскрытия информации о государственном долге;
привлечение государственных заимствований в объемах, дополняющих доходы областного бюджета до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств Оренбургской области;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
сохранение репутации Оренбургской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои долговые обязательства;
повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств областного бюджета;
выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
III. Риски при реализации государственной долговой политики Оренбургской области
Основными рисками при реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:
риск снижения поступления доходов в областной бюджет, влекущего увеличение потребности в осуществлении государственных заимствований и соответственно - увеличение размера государственного долга;
риск роста процентной ставки, следствием которого является вероятность неблагоприятного для Оренбургской области изменения стоимости государственных заимствований в зависимости от времени и объема потребности в заемных ресурсах;
риск рефинансирования, то есть вероятность невозможности провести рефинансирование накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможность рефинансировать текущие обязательства вовсе;
риск снижения ликвидности рынка.
С целью снижения вышеуказанных рисков реализация государственной долговой политики Оренбургской области осуществляется на основе прогнозов поступления доходов, финансирования расходов и привлечения государственных заимствований, анализа исполнения бюджета предыдущих лет с соблюдением следующих требований:
при планировании государственных заимствований должны учитываться экономические возможности по привлечению ресурсов, текущая и ожидаемая конъюнктура на рынках заимствований;
государственные заимствования должны носить планомерный характер, при этом объемы государственных заимствований должны распределяться в течение года таким образом, чтобы снизить риск ухудшения условий государственных заимствований;
при исполнении областного бюджета необходимо осуществлять управление ликвидностью счета областного бюджета для сглаживания пиков платежей по финансированию дефицита областного бюджета и погашению государственного долга.
IV. Основные факторы, инструменты и мероприятия государственной долговой политики Оренбургской области
Основными факторами, определяющими характер и направления государственной долговой политики Оренбургской области, являются:
реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", посланий Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации;
проводимая Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитная политика, принимаемые решения по уровню ключевой ставки;
обязательства Оренбургской области, предусмотренные соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
Основными инструментами реализации государственной долговой политики Оренбургской области являются:
привлечение временно свободных остатков средств на счетах государственных бюджетных учреждений Оренбургской области и государственных автономных учреждений Оренбургской области для покрытия кассовых разрывов в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
выпуск государственных облигаций Оренбургской области преимущественно с амортизационными выплатами и на возможно длительный срок обращения;
привлечение кредитов от кредитных организаций в рамках возобновляемых кредитных линий с возможностью досрочного погашения кредитов;
мониторинг исполнения областного бюджета с целью определения возможных кассовых разрывов, покрытие которых будет осуществляться за счет привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете областного бюджета в Управлении Федерального казначейства по Оренбургской области;
обеспечение регулярного раскрытия актуальной информации о проводимой долговой политике Оренбургской области, а также об объеме и о составе накопленных долговых обязательств Оренбургской области, сроках их погашения и процентных ставках.
Основными мероприятиями государственной долговой политики Оренбургской области являются:
реализация положений Федерального закона от 28 июня 2021 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" в части привлечения из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
равномерное распределение выплат на погашение государственного долга;
осуществление среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (более 5 лет) государственных заимствований. Привлечение краткосрочных государственных заимствований (менее 1 года) возможно только для поддержания текущей ликвидности областного бюджета;
осуществление регулярного мониторинга рынка кредитных ресурсов для оптимизации структуры государственного долга с целью сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области и при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры проведение работы по замещению ранее привлеченных кредитов на кредиты под более низкие процентные ставки;
привлечение в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1,0 процента годовых;
включение в состав источников финансирования дефицита областного бюджета и программу государственных заимствований бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется после принятия решений о предоставлении таких кредитов (за исключением бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации);
отказ от планирования предоставления государственных гарантий Оренбургской области;
обеспечение в 2022 - 2024 годах годового объема платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств Оренбургской области со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, на уровне не более 13,0 процента от общего объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за соответствующий финансовый год;
поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Оренбургской области с учетом ситуации на финансовом рынке;
обеспечение в 2022 - 2024 годах годового объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга на уровне не более 5,0 процента объема расходов областного бюджета за соответствующий финансовый год, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета;
обеспечение прозрачности государственной долговой политики Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.