Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 26.10.2021 N 992-пп
Прогноз социально-экономического развития Оренбургской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Оренбургской области за отчетный период
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области (далее - Оренбургстат), численность населения области на 1 января 2021 года составила 1942,9 тыс. человек, что на 13,9 тыс. человек меньше численности на 1 января 2020 года.
В Оренбургской области 1182,1 тыс. человек (60,8 процента) - городские жители и 760,8 тыс. человек (39,2 процента) - сельские жители.
Возрастно-половая структура населения Оренбургской области характеризуется процессом демографического старения. Численность населения трудоспособного возраста на 1 января 2020 года составила 54,97 процента от общей численности населения, что выше значения на 1 января 2019 года на 0,97 процента, что связано с повышением пенсионного возраста. Удельный вес численности граждан в возрасте 65 лет и более в общей численности населения составляет 14,9 процента.
В 2020 году в области зарегистрировано 18674 родившихся (95,1 процента к 2019 году) и 31807 умерших (124,4 процента к 2019 году). Естественная убыль населения за 2020 год составила 13133 человека.
Экономический рост в области за 2019 год, по данным Оренбургстата, превысил среднероссийское значение (101,6 процента) и составил 102,2 процента к 2018 году.
Валовой региональный продукт на душу населения составил 564,9 тыс. рублей. По данному показателю среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 25 место, среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) - 3 место.
Исходя из итоговых значений, характеризующих состояние базовых отраслей экономики Оренбургской области, в 2020 году ВРП оценивается на уровне 1 083,2 млрд. рублей, что составляет 97,0 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года.
Ограничения в экономике, введенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в 2020 году повлияли на снижение показателей промышленного производства, строительства, инвестиций, малого и среднего предпринимательства, падение потребительского спроса, рост безработицы.
За 2020 год по сравнению с 2019 годом основные показатели социально-экономического развития Оренбургской области сложились следующим образом:
индекс промышленного производства - 98,4 процента;
индекс продукции сельского хозяйства - 108,4 процента;
объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", - 87,7 процента;
ввод в действие жилых домов - 97,4 процента;
индекс оборота розничной торговли - 97,8 процента;
индекс объема платных услуг населению - 88,7 процента.
По итогам 2020 года, на основании данных Оренбургстата, среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область занимает 6 место в ПФО и 32 место в России по объему инвестиций; по вводу жилья - 8 место и 25 место соответственно; по производству молока - 7 место и 18 место соответственно; по производству зерна - 4 место и 15 место соответственно; по производству скота и птицы на убой в живом весе - 6 место и 25 место соответственно; по обороту розничной торговли - 4 место и 33 место соответственно; по обороту общественного питания - 9 место и 65 место соответственно.
На развитие экономики и социальной сферы области в 2020 году были направлены инвестиции в объеме 198 972,9 млн. рублей, что составило 91,1 процента к уровню 2019 года. Снижение индекса физического объема инвестиций связано с завершением крупных инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях и энергетике.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2020 году составила 35075,1 рубля, или 106,7 процента к уровню 2019 года.
В настоящее время экономика Оренбургской области постепенно восстанавливается, преодолевая последствия ограничений в экономике, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
За 8 месяцев 2021 года динамика развития экономики по большинству макроэкономических показателей перешла в "положительную зону":
индекс промышленного производства - 104,2 процента;
объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", - 115,6 процента;
ввод в действие жилых домов - 107,3 процента;
индекс оборота розничной торговли - 107,6 процента;
индекс объема платных услуг населению - 111,9 процента;
индекс оборота общественного питания - 110,7 процента;
грузооборот автомобильного транспорта - 114,2 процента.
Однако индекс продукции сельского хозяйства составил 68,5 процента. Снижение произошло в результате аномальных погодных условий (засуха). В 30 муниципальных образованиях области был объявлен режим чрезвычайной ситуации по засухе.
Оценка факторов и ограничений социально-экономического роста Оренбургской области на среднесрочный период
На развитие Оренбургской области оказывают влияние как внешние, так и внутренние экономические и социальные факторы.
К внешним факторам относятся: ограничения в экономике, введенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, мировые цены на сырьевые товары, увеличение стоимости международных логистических услуг, "узкие места" в глобальных цепочках поставок.
На рынке нефти дополнительным фактором формирования цен стали ограничения предложений со стороны крупнейших стран - производителей в рамках сделки ОПЕК+, которые привели к быстрому исчерпанию избыточных запасов нефти, сформировавшихся в 2020 году.
После достижения странами ОПЕК+ новых договоренностей об увеличении добычи нефти ежемесячно, начиная с апреля 2021 года (к концу 2021 года она должна вырасти на 2 млн. баррелей), средняя цена на нефть марки "Юралс" в июне 2021 года сложилась в размере 71,4 доллара за баррель (в июне 2020 года - 41,93 доллара за баррель), в августе 2021 года - 68,33 доллара за баррель (август 2020 года - 44,74 доллара за баррель).
Цена на нефть марки "Юралс" в 2021 году ожидается в среднем на уровне 66,0 доллара США за баррель.
Рост стоимости энергоносителей, металлов, строительных материалов, удобрений вызывает всплеск инфляции во всех странах. В результате центральные банки стран мира вынуждены повышать ставки и преждевременно сворачивать стимулирующие меры. Все это приводит к замедлению темпов экономического роста.
Снижение цен на энергоносители, в свою очередь, приводит к убыточности компаний добывающих отраслей, снижению их налоговой базы.
Рост цен на металлопрокат высокими темпами в 2021 году негативно повлиял на отрасли-потребители, в первую очередь - на стройиндустрию.
Сохраняются внешние риски для оценки инфляции текущего года в связи с ростом мировых продовольственных цен, повышенная мировая инфляция.
Внешними факторами остаются риски макростабильности, неустойчивые изменения структуры спроса и организации бизнеса, технологические вызовы, климатическая повестка, что повышает уровень неопределенности для российской экономики.
К внутренним факторам, влияющим на тенденции социально-экономического развития области в среднесрочном периоде, относятся низкий уровень инвестиционных вложений в основной капитал, недостаточный уровень внедрения инноваций, в том числе цифровых технологий, инструментов бережливого производства, направленных на повышение производительности труда, усиление конкуренции с другими регионами в части привлечения инвесторов.
Сдерживающим фактором развития экономики области остается также демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательной динамикой естественного и миграционного прироста населения.
Направления (приоритеты) социально-экономического развития Оренбургской области исходя из задач, определенных национальными и региональными проектами, а также государственными программами Оренбургской области. Сценарные варианты развития Оренбургской области
Прогноз социально-экономического развития Оренбургской области (далее - прогноз) разработан на основании сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, размещенного на сайте министерства экономического развития Российской Федерации, а также с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Основные параметры прогноза сформированы в двух вариантах.
Первый вариант - консервативный - отражает менее благоприятную санитарно-эпидемиологическую и экономическую ситуацию, длительное восстановление мировой и российской экономик, умеренные темпы роста макроэкономических показателей из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Второй вариант - базовый - принят за основу прогноза и базируется на ускорении развития экономики на фоне роста инвестиционных вложений, повышения производительности труда, потребительского спроса.
Ключевые задачи развития области определены стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, государственными программами Оренбургской области и региональными проектами.
В 2021 году в Оренбургской области реализуются 44 региональных проекта. Заключено 44 соглашения о реализации региональных проектов и утверждено 44 паспорта региональных проектов. В настоящее время ожидается подписание соглашения о реализации регионального проекта в сфере туризма.
По состоянию на 18 октября 2021 года на реализацию региональных проектов в 2021 году предусмотрено 20 391,0 млн. рублей, в том числе 9 789,3 млн. рублей - из федерального бюджета, 10 167,1 млн. рублей - из областного бюджета и 434,6 млн. рублей - из местных бюджетов.
Валовой региональный продукт
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) является основным макроэкономическим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие Оренбургской области.
ВРП Оренбургской области в 2019 году составил 1 107,2 млрд. рублей, индекс физического объема по сравнению с 2018 годом составил 102,2 процента, превысив среднероссийское значение (101,6 процента).
По оценочным расчетам, значительных изменений в структуре ВРП до 2024 года не прогнозируется.
В 2020 году ВРП оценочно составил 1 083,2 млрд. рублей, или 97,0 процента в сопоставимых ценах к предыдущему году. На динамику ВРП повлияли снижение внутреннего конечного спроса, ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекцией, а также решение о сокращении добычи нефти в рамках ОПЕК+.
В 2021 году показатель ВРП оценивается в сумме 1 239 млрд. рублей, с ростом на 2,4 процента к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.
В прогнозном периоде до 2024 года ожидается рост экономики, ведущим фактором которого является наращивание объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционная активность. Индексы физического объема ВРП в 2022 году прогнозируются на уровне 102,3 процента по консервативному и 102,8 процента - по базовому вариантам прогноза с последующим ростом в 2024 году к оценке 2021 года на 7,6-8,8 процента по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно.
Правительством Оренбургской области реализуется комплекс мер, направленных на экономический рост:
привлечение инвестиций в создание особой экономической зоны "Оренбуржье", в территории опережающего социально-экономического развития;
создание и развитие инвестиционной инфраструктуры (индустриальные парки, промышленные парки, инвестиционные площадки);
государственная поддержка инвесторов;
содействие в создании новых производств и рабочих мест, модернизации производственных мощностей предприятий.
Промышленное производство
В 2021 году индекс промышленного производства оценивается на уровне 104,1 процента, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в 2021 году составит оценочно 1 061 312,8 млн. рублей.
Предполагается, что с учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности, в 2024 году индекс промышленного производства по консервативному варианту увеличится на 2,6 процента, по базовому варианту прогноза - на 3,4 процента к предыдущему году.
Ускорению темпов роста в 2021 - 2024 годах будут способствовать постепенное ослабление ограничительных мероприятий, эффективная реализация мер, направленных на восстановление и развитие пострадавших отраслей.
Прогнозируемая динамика промышленного роста показывает, что наибольшие резервы промышленного развития связаны с ростом инвестиций в основной капитал, освоением новых рыночных направлений, в том числе экспортных, повышением производительности труда.
Наибольшую долю в промышленном производстве занимает добыча полезных ископаемых, индекс промышленного производства в 2020 году составил 97,4 процента. В 2021 году индекс производства в добыче полезных ископаемых ожидается на уровне 104,3 процента к уровню 2020 года, в 2022 году - 104,0 процента к уровню 2021 года, в 2023 году - 104,0 процента к уровню 2022 года, в 2024 году - 103,0 процента к уровню 2023 года по базовому варианту прогноза.
Это обусловлено предполагаемым ростом добычи нефти и газа на следующих ведущих предприятиях отрасли:
публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Оренбургнефть";
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Газпромнефть-Оренбург";
ООО "Новый поток";
ООО "Сладковско-Заречное".
Ожидается восстановление докризисного уровня добычи нефти после того, как в 2022 году сделка ОПЕК+ будет завершена.
Акционерное общество (далее - АО) "Оренбургнефть" планомерно внедряет передовые технологии по всем направлениям деятельности, повышая эффективность бизнес-процессов. Наращивание технологического потенциала - одно из ключевых направлений стратегии "Роснефть - 2022". Извлекаемые запасы нефти составляют более 448 млн. тонн.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" - дочернее предприятие ПАО "Газпром нефть" - открыло новое месторождение углеводородов на территории муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области. Актив станет частью западного кластера нефтедобычи предприятия с общей ресурсной базой более 30 млн тонн нефти.
Геологи АО "ФортеИнвест" в 2021 году открыли две новые залежи нефти Оренбургской области на Утяевском и Олимпийском месторождениях.
В 2021 году после проведения комплекса геологических и технологических мероприятий скважин получен промышленный приток нефти из пласта турнейского яруса. Суммарный прирост извлекаемых запасов оценивается в 1,7 млн. тонн нефти.
В 2022 - 2024 годах в АО "Орское карьероуправление" планируется увеличение объемов производства путем выпуска новых видов фракций щебня. Также планируется увеличение выпуска щебня фракций кубовидной формы, при этом уменьшится выпуск щебня крупных фракций из-за снижения спроса на рынке нерудных материалов.
Динамику промышленного производства области в значительной степени определяет также деятельность обрабатывающих производств. Индекс обрабатывающих производств ожидается в 2021 году на уровне 100,7 процента к 2020 году, в 2022 году - 101,2 процента к 2021 году, в 2023 году - 101,8 процента к 2022 году, в 2024 году - 101,7 процента к 2023 году по базовому варианту прогноза.
Наиболее динамичным предполагается развитие отраслей, ориентированных на потребительский спрос, производство автокомплектующих, прицепов и полуприцепов.
ПАО "Орскнефтеоргсинтез" продолжило модернизацию производства и запустило строительство нового комплекса замедленного коксования, включающего 12 объектов. Суммарные инвестиции в площадку ПАО "Орскнефтеоргсинтез" в ближайшие 5 лет составят 68 млрд. рублей.
ООО "Аккерман Цемент" (производство прочей неметаллической минеральной продукции) входит в десятку крупнейших производителей цемента России. Предприятием планируется увеличение объемов производства.
Предприятие ООО "Волма-Оренбург" в 2021 году приступило к реализации крупных инвестиционных экспортно-ориентированных# проектов в сфере химической промышленности: производство сухих строительных смесей, а также гипсовых и строительных плит. Полученная в результате реализации инвестиционных проектов промышленная продукция планируется к реализации в странах Евросоюза.
Основной вклад в металлургическое производство области внесен такими предприятиями, как АО "Уральская Сталь", ООО "Медногорский медно-серный комбинат", ООО "НСплав", ООО "Металлекс", ООО "Гайский завод по обработке цветных металлов".
Развитие металлургических предприятий области в среднесрочной перспективе связывается с ростом цены и спроса на мировых рынках на металлургическую продукцию.
Предприятием АО "Уральская Сталь" на основании стратегии развития компании ООО УК "МЕТАЛЛОИНВЕСТ" до 2024 года предусматривается укрепление позиций компании как мирового лидера в производстве товарного горячебрикетированного железа, увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью и повышение качества продукции.
Предприятием АО "Механический завод" проводится работа по модернизации производства, в ходе которой планируется существенно увеличить загрузку производственных мощностей завод и сохранить лидерство в России и странах СНГ по серийному производству артиллерийской гильзы любого калибра.
Открытым акционерным обществом (далее - ОАО) "Завод бурового оборудования" продолжится работа по совершенствованию имеющихся разработок и расширению линейки буровых установок. Реализуется инвестиционный проект "Разработка наземных гидрофицированных геологоразведочных буровых установок для бурения глубоких скважин технологией со съемным керноприемником (Wireline) с применением цифровых решений в области контроля и регистрации параметров бурения с удаленным мониторингом данных" (2021 - 2024 годы).
ООО "Джон Дир Русь" в начале 2021 года приступил к серийному производству тракторов с двигателем мощностью от 230 до 410 л.с.
На ООО "Оренбургский радиатор" будет продолжена реконструкция и техническое перевооружение основного производства. Продукция поставляется на российский рынок и экспортируется в Республики Беларусь, Казахстан, Украину, Молдову, Азербайджан, Пакистан, Камбоджа# (экспортные поставки составляют 23 процента).
На развитие обрабатывающих производств в среднесрочной перспективе будут оказывать влияние следующие факторы:
участие промышленных предприятий области в реализации национального проекта "Повышение производительности труда";
реализация промышленными предприятиями области инвестиционных проектов;
реализация мер государственной промышленной политики в рамках государственной программы "Развитие промышленности, обеспечение энергосбережения и повышение энергетической эффективности Оренбургской области".
Сельское хозяйство
В 2021 году индекс производства продукции сельского хозяйства, по прогнозной оценке, составит 77,58 процента по отношению к 2020 году, в том числе в растениеводстве, - 61,87 процента, в животноводстве, - 100,0 процента.
Причиной снижения индекса производства является атмосферная засуха, которая повлияла на уменьшение прогнозных показателей по валовому сбору зерна и масличных культур, снижение продуктивности естественных сенокосов и пастбищ.
По объемам производства основных видов продукции агропромышленного комплекса Оренбургская область занимает лидирующее положение среди субъектов Российской Федерации.
По производству молока в хозяйствах всех категорий за январь - июнь 2021 года Оренбургская область с объемом 312,6 тыс. тонн занимает 17 место среди субъектов Российской Федерации. Среди регионов ПФО Оренбургская область занимает 7 место.
По производству скота и птицы всех видов в хозяйствах всех категорий за январь - июнь 2021 года Оренбургская область с объемом 66,1 тыс. тонн занимает 36 место среди субъектов Российской Федерации, среди регионов ПФО - 9 место.
По состоянию на 14 сентября 2021 года область по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий с объемом 1 419,3 тыс. тонн (в бункерном весе) занимает 23 место среди субъектов Российской Федерации, субъектов ПФО - 6 место.
В дальнейшем на перспективу 2022 - 2024 годов развитие ситуации в агропромышленном комплексе области будет характеризоваться положительной динамикой всех основных показателей производства продукции сельского хозяйства.
В 2022 году индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к уровню 2021 года прогнозируется по консервативному варианту прогноза 116,19 процента, по базовому варианту прогноза - 129,2 процента, в 2023 году по консервативному варианту прогноза - 103,08, по базовому варианту прогноза - 105,03 процента к уровню 2022 года, в 2024 году по консервативному варианту прогноза - 103,08, по базовому варианту прогноза - 105,05 процента к уровню 2023 года.
Основными направлениями развития животноводства остаются сохранение и восстановление поголовья скота, совершенствование селекционно-племенной работы с маточным поголовьем, развитие мясного и молочного скотоводства, укрепление кормовой базы животноводства и улучшение работы ветеринарной службы.
Рост производства продукции растениеводства будет обеспечен за счет поддержки элитного семеноводства, реализации комплекса мер по технической и технологической модернизации отрасли, повышения плодородия почв, расширения посевов озимых культур до 1 млн. гектаров, поддержки экспортно ориентированных организаций агропромышленного комплекса.
Инвестиции
Одним из основных драйверов экономического развития остаются инвестиции.
На развитие экономики и социальной сферы области в 2021 году будет направлено инвестиций в основной капитал в объеме 188,2 млрд. рублей, что составит 90 процента к аналогичному периоду 2020 года.
Снижение инвестиционной активности предприятий связано со снижением объема инвестиций на 40 процентов в нефтедобывающих компаниях региона, в том числе - АО "Оренбургнефть" и ООО "Газпромнефть Оренбург", входящих в крупные федеральные холдинги за счет снижения бурения эксплуатационных и разведочных скважин. Большинство используемых компаниями месторождений находятся в режиме "падающий нефтедобычи", поэтому складывается высокая себестоимость добычи.
Также в 2020 году введено# ряд крупных объектов в области солнечной электроэнергетики, что негативно повлияло на темп роста инвестиций в производстве электроэнергии в текущем году (37,5 процента к уровню 2020 года по данным Оренбургстат за 1 полугодие).
Кроме того, отрицательное влияние на рост инвестиций оказывают последствия сложной эпидемиологической ситуации в регионе и вводимые ограничения на деятельности предприятий.
С целью обеспечения роста инвестиционной активности в среднесрочной перспективе реализуются следующие мероприятия:
актуализация индивидуального инвестиционного плана Оренбургской области;
работа АО "Корпорация развития Оренбургской области" по привлечению в регион новых инвесторов;
привлечение дополнительного объема инвестиций в основной капитал на территорию Оренбургской области за счет расширения использования мер налогового стимулирования (в том числе инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций);
привлечение новых резидентов в 2 территории опережающего социально-экономического развития, созданные в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах): территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) "Новотроицк" и ТОСЭР "Ясный";
создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее - ОЭЗ ППТ) "Оренбуржье" на двух площадках: в г. Оренбурге и г. Орске.
В 2022 году инвестиционная активность предприятий области по базовому варианту прогнозируется на уровне 103,2 процента.
Рост инвестиций будет осуществляться в основном за счет средств предприятий с привлечением внебюджетных источников.
С 2023 по 2024 годы темп роста по базовому варианту прогноза сложится на уровне показателей 103,5 процента и 105,1 процента соответственно.
Динамика в период до 2024 года в части прироста инвестиций планируется незначительной.
Достижению целевых показателей роста инвестиций в основной капитал будут способствовать новые меры поддержки, такие как:
налоговые льготы резидентам ОЭЗ ППТ "Оренбуржье";
расширение перечня получателей льготы по инвестиционному налоговому вычету по налогу на прибыль организаций;
возмещение части затрат инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, включенные в сводный перечень новых инвестиционных проектов, утвержденный приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 386 "Об утверждении сводного перечня новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерации по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры";
стимулирование инвесторов, заключивших с Оренбургской областью соглашения о защите и поощрении капитальных вложений;
расширение перечня Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ТОСЭР.
Внешнеэкономическая деятельность
Торговыми партнерами Оренбургской области в 2020 году в экспортно-импортных операциях являлась 91 страна (по итогам 2019 года - 85 стран).
Внешняя торговля Оренбургской области имеет ярко выраженную экспортно ориентированную структуру. Структурообразующими экспортными товарами Оренбургской области в 2020 году являлись: продукция топливно-энергетического комплекса - 827,6 млн. долларов США, или 46,1 процента всего регионального экспорта (в 2019 году - 45,6 процента) и продукция черной металлургии - 497,2 млн. долларов США, или 27,7 процента (в 2019 году - 32 процента).
Основу регионального импорта в 2020 году составили закупки несырьевой неэнергетической продукции: машиностроения (44,1 процента), цветных металлов (16,4 процента).
Объем экспорта товаров Оренбургской области в 2021 году, по оценке, составит 2 018,4 млн. долларов США (рост к уровню 2020 года - на 11,8 процента).
Объем импорта в Оренбургскую область в 2021 году оценивается в сумме 293,7 млн. долларов США (снижение к уровню 2020 года на 8,9 процента).
В 2022 году объем экспорта по консервативному варианту прогноза возрастет к уровню 2021 года на 3,4 процента и составит 2 086,0 млн. долларов США, по базовому варианту прогноза - 2 105,1 млн. долларов США (рост на 4,3 процента).
Объем импорта в 2022 году прогнозируется по первому варианту в сумме 311 млн. долларов США (рост к уровню 2021 года на 5,9 процента), по второму варианту - 315,5 млн. долларов США (рост на 7,4 процента).
В перспективе в 2024 году прогнозируется стабильный рост объемов экспорта: по консервативному варианту прогноза - на 11,6 процента к уровню 2021 года (до 2 252,9 млн. долларов США), по базовому варианту прогноза - на 15 процентов до 2 322,0 млн. долларов США.
Объем импорта в Оренбургскую область в 2024 году составит по консервативному варианту прогноза 344,0 млн. долларов США с ростом к оценке 2021 года на 17,1 процента, по базовому варианту прогноза - 357,0 млн. долларов США с ростом на 21,5 процента.
Строительство
Планируемый объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", в 2021 году составит, по оценке, 98 264,9 млн. рублей. В прогнозном периоде до 2024 года ожидаются стабильные темпы роста показателя "Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство".
План по вводу жилья на 2021 год составляет 970 тыс. кв. метров (100,3 процента к уровню 2020 года).
В случае развития экономики по:
консервативному варианту прогноза - в 2024 году в Оренбургской области запланировано сдать в эксплуатацию 1050 тыс. кв. метров жилья, а за весь период с 2022 по 2024 год - 3025 тыс. кв. метров;
базовому варианту прогноза - в 2024 году в Оренбургской области запланировано сдать в эксплуатацию 1184 тыс. кв. метров жилья, а за весь период с 2022 по 2024 годы - 3354 тыс. кв. метров.
Вместе с тем достижение значений показателей "Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", "Ввод в действие жилых домов" напрямую зависит от изменений покупательного спроса, законодательства Российской Федерации в вопросе финансирования жилищного строительства; отсутствия (недостаточности) финансирования объектов коммунальной, социальной и дорожной инфраструктур, а также от санитарно-эпидемиологической ситуации в Российской Федерации и Оренбургской области.
Малое и среднее предпринимательство
В рамках государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" реализуется комплекс мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса как важнейшего ресурса экономического развития и социальной стабильности региона.
Распространение новой коронавирусной инфекции оказало негативное влияние на оборот и среднесписочную численность работников сферы малого бизнеса в 2021 году. Тем не менее продолжается работа по реализации региональных проектов, направленных на всестороннюю поддержку бизнеса, что приведет к росту основных показателей по малым и средним предприятиям в 2022 - 2024 годах.
С 1 января 2021 года действует обновленный паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Для решения задач, поставленных в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", с 2021 года реализуются следующие региональные проекты:
"Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" - поддержка самозанятых граждан;
"Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса" - предакселерация;
"Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" - финансовые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктура для комфортной работы и развития, экспортная и имущественная поддержка.
Перечисленные меры позволят минимизировать последствия ограничений в экономике, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией, для предпринимателей и сохранить положительную динамику показателей в долгосрочном периоде.
В результате реализации комплекса мероприятий в рамках региональных проектов:
количество малых и средних предприятий в 2021 году составит, по оценке, 16971 единиц (снижение по сравнению с 2020 годом на 782 единицы, или на 4,6 процента) и к 2024 году по базовому варианту прогноза достигнет 17883 единицы;
оборот малых и средних предприятий по всем видам деятельности увеличится с 399,67 млрд. рублей в 2021 году, по оценке, до 536,11 млрд. рублей в 2024 году по базовому варианту прогноза (увеличение на 34,1 процента, или на 136,44 млрд. рублей по сравнению с 2021 годом);
среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, в 2021 году оценивается на уровне 106,45 тыс. человек, или на 91,25 процента к уровню 2020 года, и к 2024 году достигнет 118,02 тыс. человек по базовому варианту прогноза (увеличение на 10,9 процента, или на 11,57 тыс. человек по сравнению с 2021 годом);
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в 2021 году оценивается на уровне 217,8 тыс. человек (увеличение по сравнению с 2020 годом на 3,7 тыс. человек) и к 2024 году достигнет 230,1 тыс. человек по базовому варианту прогноза.
Потребительский рынок
Инфраструктура сферы торговли Оренбургской области представлена предприятиями разных форматов:
около 267 объектов оптовой торговли;
свыше 10,1 тысяч стационарных торговых объектов с общей торговой площадью более 1 млн. кв. метров, из них:
2866 - продовольственных;
3674 - непродовольственных;
3619 - со смешанным ассортиментом товаров;
1354 предприятия питания общедоступной сети на 65395 посадочных мест;
14 розничных рынков и 74 постоянно действующих ярмарочных площадок, общее количество торговых мест - свыше 14,7 тысяч.
Обеспеченность площадью торговых объектов в Оренбургской области составила:
стационарных торговых объектов - 819,2 кв. метра на 1000 жителей при нормативе 509,0 кв. метра;
нестационарных торговых объектов на 10000 жителей:
киосков и павильонов по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции - 8,1 кв. метра при нормативе 8,0 кв. метра;
киосков и павильонов по продаже продукции общественного питания - 1,2 кв. метра при нормативе 0,9 кв. метра;
киосков и павильонов по продаже печатной продукции - 0,7 кв. метра при нормативе 1,5 кв. метра;
торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках, - 1,8 кв. метра на 1000 жителей при нормативе 1,4 кв. метра.
На фоне постепенного снятия ограничений, связанных с новой коронавирусной инфекцией, в 2021 году темп роста оборота розничной торговли оценивается в 106,0 процента к уровню 2020 года.
При этом ожидается увеличение доли продовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли на 0,7-1,0 процента.
По мере восстановления экономики и роста доходов населения в 2022 - 2024 годах динамика потребления населения будет восстанавливаться. Прогнозируется расширение сети торговли, обновление ее структуры, внедрение более совершенных, прогрессивных форм и методов продажи товаров и услуг.
В 2022 - 2024 годах повышение покупательной способности населения, обусловленное ростом реальных располагаемых денежных доходов, будет способствовать увеличению объема оборота розничной торговли: в 2022 году - на 2,4 процента по консервативному варианту прогноза и на 2,90 процента по базовому варианту прогноза, 2023 году - на 2,3 процента по консервативному варианту прогноза и на 2,8 процента по базовому варианту прогноза, 2024 году - на 2,3 процента по консервативному варианту прогноза и на 2,8 процента по базовому варианту прогноза.
Объем платных услуг в 2021 году оценивается в сумме 95,9 млрд. рублей, или 105,5 процента к 2020 году.
В 2021 году структура платных услуг населению существенно не изменится. В структуре платных услуг населению сохраняется преобладающая доля жилищно-коммунальных услуг, телекоммуникационных, транспортных и бытовых услуг, которые в совокупности занимают 79,0 процента.
В 2022 году прогнозируется по консервативному варианту прогноза объём платных услуг населению 102,7 млрд. рублей, по базовому варианту прогноза - 103,5 млрд. рублей, что составит к предыдущему году 103,2 процента и 103,8 процента соответственно.
В 2023 году объем платных услуг населению прогнозируется по консервативному варианту прогноза 109,4 млрд. рублей, по базовому варианту прогноза - 111,1 млрд. рублей, что составит к предыдущему году 102,8 процента и 103,0 процента соответственно.
В 2024 году объем платных услуг населению прогнозируется по консервативному варианту прогноза 116,6 млрд. рублей, по базовому варианту прогноза - 119,1 млрд. рублей, что составит к предыдущему году 102,8 процента и 103,0 0 процента соответственно.
Демография
Демографическая ситуация по итогам 2020 года продолжала характеризоваться депопуляционными процессами. Численность населения по состоянию на 1 января 2021 года снизилась с 1956,8 тыс. человек до 1942,9 тыс. человек.
Показатель рождаемости снизился с 10,0 (человек на 1 тыс. населения) в 2019 году до 9,6 в 2020 году. Спад рождаемости обусловлен как продолжающимся уменьшением числа женщин фертильного возраста (справочно: 2018 год - 452471 человек, 2019 год - 445504 человека, 2020 год - 442164 человека), так и уменьшением суммарного коэффициента рождаемости (среднее число детей, рожденных 1 женщиной фертильного возраста): 2017 год - 1,734, 2018 год - 1,699, 2019 год - 1,585, 2020 год - 1,547).
В 2020 году, по данным Росстата, в Оренбургской области умерло 31625 человек, что на 6018 человек больше относительно прошлого года, что является "избыточной смертностью".
Показатель смертности составил 16,2 на 1 тыс. населения (Российская Федерация - 14,5; ПФО - 15,8) сравнительно с 2019 годом - 13,1, превышение на 23,7 процента. В структуре причин появились новые классы - умершие от Covid-19 и ковид-ассоциированных заболеваний.
Коэффициент естественной убыли населения в 2020 году возрос по сравнению с 2019 годом в 2,2 раза - с (-3,0) до (-6,7).
В предыдущие годы в области отмечался рост средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении: 2017 год - 70,94, 2018 год - 71,45, 2019 год - 72,04. По итогам 2020 года избыточная смертность населения области обусловила снижение показателя до 69,7 лет.
Численность населения старше трудоспособного возраста характеризуется ростом с 486,9 в 2019 году до 490,0 тыс. человек в 2020 году, что характеризует демографическое старение населения. За этот же временной промежуток снизилась численность населения трудоспособного возраста, с 1075,6 тыс. человек до 1061,9 тыс. человек.
Величина миграционной убыли стабилизировалась на уровне 0,2 - 0,6 тыс. человек.
Прогноз демографических показателей на период до 2024 года основан на прогнозных значениях численности населения и отдельных показателей, сформированных Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики и представлен в двух вариантах - консервативном и базовом.
В обоих вариантах прогноз демографической ситуации характеризуется снижением численности населения области. При этом, в базовом варианте депопуляционные процессы выражены менее интенсивно, чем в консервативном. Кроме того, в базовом варианте прогноза отражена тенденция к увеличению суммарного коэффициента рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной фертильного возраста) за счет запланированной реализации Правительством Российской Федерации мер социальной поддержки репродуктивной активности семей.
По прогнозу, до 2024 года динамика общей смертности будет характеризоваться снижением числа умерших на 1 тыс. населения. При этом на уровень 2019 года - 13,0 на 1 тыс. населения - показатель выйдет к 2025 году.
Снижение показателя общей смертности не компенсирует дальнейшее снижение рождаемости, в связи с чем сохранится естественная убыль населения. Миграция стабилизируется на уровне 0,2 тыс. человек и не будет заметно влиять на убыль населения.
Реализация мероприятий, направленных на стабилизацию численности населения, будет осуществляться в течение 2021 - 2024 годов по следующим направлениям:
развитие первичной медико-санитарной помощи;
борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями;
развитие детского здравоохранения;
подготовка квалифицированных кадров;
формирования цифрового контура в системе здравоохранения и внедрения цифровых технологий.
Данные мероприятия включены в государственную программу развития здравоохранения, национальный проект "Здравоохранение", региональную программу "Модернизация первичного звена".
Труд и занятость
Ситуация на рынке труда Оренбургской области в 2022 - 2024 годах будет развиваться под влиянием социально-экономических, демографических факторов и реализации мер инвестиционной политики.
Показатели по численности рабочей силы, занятого населения, общей численности безработных граждан и уровню общей безработицы (методология МОТ) определены в соответствии с данными материалов выборочного обследования населения и баланса затрат труда.
В 2021 году, по оценке, численность рабочей силы увеличится по сравнению с уровнем 2020 года на 6,3 тыс. человек и составит 939,7 тыс. человек, численность занятых в экономике увеличится на 10,6 тыс. человек и составит 842,9 тыс. человек. Уровень общей безработицы снизится на 0,5 процента и составит 5,4 процента от рабочей силы.
В 2022 - 2024 годах численность рабочей силы по базовому и консервативному вариантам прогноза по сравнению с 2020 годом увеличится на 11,5 тыс. человек и составит 944,9 тыс. человек, численность занятых в экономике по обоим вариантам прогноза увеличится на 21,3 тыс. человек и составит 853,6 тыс. человек.
С 2021 года будет отмечаться снижение общей численности безработных граждан (по методологии МОТ). По базовому варианту прогноза в 2024 году показатель составит 43,8 тыс. человек, по консервативному варианту прогноза - 45,1 тыс. человек. Уровень общей безработицы в 2021 - 2024 годах по базовому варианту прогноза снизится с 5,4 до 4,6 процента, по консервативному варианту прогноза с 5,4 до 4,8 процента.
Показатели регистрируемой безработицы будут зависеть от результатов реализации государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области" и федеральных проектов.
В 2021 - 2024 годах будет отмечаться снижение численности зарегистрированных безработных граждан по сравнению с 2020 годом с 37,6 тыс. человек до 13,0 тыс. человек по базовому варианту прогноза, до 13,1 тыс. человек - по консервативному варианту прогноза.
Уровень регистрируемой безработицы в 2021 - 2024 годах снизится с 4,0 до 1,4 процента от численности рабочей силы по базовому и консервативному вариантам.
Показатель по среднесписочной численности работников организаций (без внешних совместителей) определен в соответствии с данными материалов выборочного обследования населения. При оценке и прогнозировании данного показателя использовались данные приема и выбытия работников, динамики числа замещенных рабочих мест в организациях, численности работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и сведения о высвобождении работников, заявленные в службу занятости населения.
В 2021 году предполагается, что среднесписочная численность работников организаций (без внешних совместителей) уменьшится на 31,4 тыс. человек по сравнению с 2020 годом и составит 543,9 тыс. человек.
По базовому и консервативному вариантам к концу 2024 года среднесписочная численность работников организаций (без внешних совместителей) уменьшится на 9,7 тыс. человек по сравнению с 2021 годом и составит 534,2 тыс. человек.
Уровень жизни населения
В 2021 году фонд заработной платы работников организаций Оренбургской области оценочно составит 247 969,69 млн. рублей, или 102,4 процента к уровню 2020 года.
В среднесрочной перспективе темпы роста фонда заработной платы консервативному варианту прогноза составят: в 2022 году - 103,4 процента, в 2024 году - 105,5 процента, по базовому варианту прогноза составят: в 2022 году - 103,6 процента, в 2024 году - 105,7 процента.
В 2021 году среднемесячная начисленная заработная плата одного работника оценочно составит 37 992,5 рубля, или 108,3 процента к 2020 году.
В среднесрочной перспективе рост заработной платы составит по базовому варианту прогноза: в 2022 году - 104,2 процента, в 2024 году - 106,3 процента. По консервативному варианту прогноза рост заработной платы в 2022 году составит 104,0 процента, в 2024 году - 106,3 процента.
Показатель "Реальная заработная плата работников организаций" в 2020 году составляла 103,8 процента к уровню 2019 года. В 2021 году показатель "Реальная заработная плата работников организаций", по оценке, составит 102,2 процента к 2020 году, 2024 году по консервативному варианту прогноза - 102,0 процента, базовому варианту прогноза - 102,2 процента к 2023 году.
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в 2020 году составляла 31 021,00 рубля.
В 2021 году среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) оценочно составит 33 585,4 рубля, в 2024 году увеличится по консервативному варианту прогноза до 39 279,6 рубля, по базовому варианту прогноза - до 39 580,0 рубля.
Рост заработной платы в среднесрочной перспективе связан с проведением ряда стимулирующих мер по ее повышению:
ежегодный рост минимального размера оплаты труда (минимальный размер оплаты труда вырастет в 2022 году на 6,4 процента и составит 13 617 рублей);
повышение заработной платы отдельных категорий бюджетных работников в рамках майских указов Президента Российской Федерации;
повышение денежного довольствия военных и сотрудников силовых структур, к ним приравненных.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2020 году составили 95,7 процента, в 2021 году оцениваются на уровне 100,7 процента. В дальнейшем, начиная с 2022 года, планируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов до 101,6 процента в 2024 году по консервативному варианту прогноза, до 101,7 процента в 2024 году - по базовому варианту прогноза.
В среднесрочной перспективе за счет устойчивого роста наиболее весомых доходных компонентов (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) реальные располагаемые доходы населения продолжат динамично расти на протяжении всего прогнозного периода.
Туризм
Туристская индустрия Оренбургской области представлена:
118 туристскими фирмами, из них 10 - туроператоры;
264 коллективными средствами размещения (192 гостиницы, 72 специализированных средства размещения);
6 горнолыжными комплексами;
2 туристско-информационными центрами.
На территории области реализуется комплексный инвестиционный проект "Туристско-рекреационный кластер "Соленые озера" на базе бальнеологического курорта "Соленые озера". Данный инвестиционный проект входит в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области и получает государственную поддержку.
В 2021 году в Оренбургской области разработан первый брендовый маршрут "Горизонты открытий", проведен комплекс мероприятий по его продвижению на региональном и федеральном уровне.
Разрабатываются региональные проекты в рамках утвержденного Национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
Показатели сферы туризма в 2020 году показали отрицательную динамику:
турпоток в Оренбургскую область в 2020 году сократился на 967,28 тыс. человек по сравнению с 2019 годом (в 2020 году - 694,33 тыс. человек);
объем платных туристских услуг, оказанных населению в 2020 году, уменьшился на 12,2 процента по сравнению с 2019 годом (в 2020 году - 1 146,5 млн. рублей);
объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещений уменьшился на 73 процента по сравнению с 2019 годом (в 2020 году - 807,4 млн. рублей).
По оценке, показатели туристского потока выйдут на "доковидный" уровень к 2023 году.
Турпоток в Оренбургскую область в 2021 году оценочно составит 1220,8 тыс. человек. Это связано с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, которая сохраняется до настоящего момента.
По базовому варианту прогноза в 2022 году турпоток россиян, посетивших Оренбургскую область, составит - 1381,1 тыс. человек с увеличением к 2024 году до 1429,9 тыс. человек.
Численность иностранных граждан, прибывших в область с целью туризма, составит прогнозно в 2022 году 244,4 тыс. человек с увеличением к 2024 году до 258,6 тыс. человек.
Основные параметры государственных программ Оренбургской области
Государственные программы Оренбургской области разрабатываются в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области".
В соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 6 августа 2018 года N 218-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области" в 2021 году на территории области реализуются 27 государственных программ Оренбургской области.
Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета по государственным программам Оренбургской области
(по состоянию на 25 октября 2021 года)
|
|
|
(тыс. рублей) |
||
N |
Наименование государственной программы |
Срок реализации программы |
Распределение бюджетных ассигнований по годам |
||
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
2019 - 2024 годы |
24 039 943,6 |
22 982 128,8 |
23 881 193,5 |
|
2. |
2019 - 2024 годы |
25 870 372,1 |
24 845 629,4 |
26 083 010,7 |
|
3. |
2019 - 2024 годы |
19 370 961,9 |
19 724 731,1 |
20 394 149,5 |
|
4. |
2019 - 2024 годы |
124 350,8 |
72 685,0 |
72 685,0 |
|
5. |
"Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
1 341 220,6 |
1 345 271,0 |
1 180 753,0 |
6. |
"Управление земельно-имущественным комплексом Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
361 602,0 |
209 068,7 |
202 674,6 |
7. |
2019 - 2024 годы |
1 702 423,3 |
1 688 468,1 |
1 688 018,1 |
|
8. |
2019 - 2024 годы |
3 000,0 |
3 100,0 |
5 600,0 |
|
9. |
"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
450 033,8 |
555 592,3 |
670 216,6 |
10. |
2019 - 2024 годы |
793 418,9 |
606 454,7 |
606 454,7 |
|
11. |
2019 - 2024 годы |
2 280 656,8 |
1 837 985,3 |
1 868 070,7 |
|
12. |
2019 - 2024 годы |
399 425,0 |
399 183,6 |
398 933,5 |
|
13 |
"Воспроизводство и использование природных ресурсов Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
488 313,2 |
492 919,8 |
465 034,5 |
14. |
2019 - 2024 годы |
2 254 629,8 |
2 086 851,8 |
1 629 510,5 |
|
15. |
2019 - 2024 годы |
1 471 793,7 |
2 035 419,1 |
1 749 657,3 |
|
16. |
2019 - 2024 годы |
757 340,3 |
572 429,3 |
1 057 371,9 |
|
17. |
2019 - 2024 годы |
11 850 992,2 |
11 886 330,0 |
11 988 585,2 |
|
18. |
2019 - 2024 годы |
4 064 180,1 |
4 074 046,2 |
4 262 963,5 |
|
19. |
2019 - 2024 годы |
1 724 181,0 |
1 467 030,8 |
1 473 375,2 |
|
20. |
"Профилактика терроризма и экстремизма на территории Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
185 154,3 |
92 414,0 |
92 414,0 |
21. |
"Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
14 423 720,9 |
9 187 192,1 |
9 191 850,2 |
22. |
"Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
3 381 009,4 |
7 051 593,7 |
745 985,7 |
23. |
2016 - 2025 годы |
1 643 945,1 |
2 978 435,8 |
1 530 696,7 |
|
24. |
"Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области" |
2019 - 2024 годы |
36 526,3 |
30 406,0 |
48 140,0 |
25. |
"Формирование комфортной городской среды в Оренбургской области" |
2018 - 2022 годы |
2 408 642,1 |
582 009,1 |
645 087,9 |
26. |
"Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области" |
2020 - 2025 годы |
73 323,5 |
136 660,6 |
12 500,3 |
27. |
2021 - 2024 годы |
365 213,9 |
171 415,0 |
171 415,0 |
Прогноз баланса трудовых ресурсов Оренбургской области
|
|
|
|
|
(тыс. человек) |
|
N |
Наименование |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Справочно |
|
2021 год |
2022 год |
|||||
1. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Численность трудовых ресурсов, в том числе: |
1103,9 |
1106,9 |
1112,2 |
1099,3 |
1097,2 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
1015,2 |
1019,0 |
1025,1 |
1012,7 |
1010,2 |
|
иностранные трудовые мигранты |
10,0 |
10,5 |
11,0 |
6,8 |
5,6 |
|
лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике, в том числе: |
78,7 |
77,4 |
76,1 |
79,8 |
81,4 |
|
лица старше трудоспособного возраста |
78,0 |
76,7 |
75,4 |
79,1 |
80,7 |
|
подростки моложе трудоспособного возраста |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
|
2. |
Распределение трудовых ресурсов: |
|
|
|
|
|
среднегодовая численность занятых в экономике |
847,6 |
850,0 |
853,6 |
842,9 |
832,3 |
|
учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы |
94,0 |
94,0 |
94,0 |
94,3 |
80,6 |
|
трудоспособное население в трудоспособном возрасте: военнослужащие, российские граждане, работающие за границей, безработные, домохозяйки и другое население |
162,3 |
162,9 |
164,6 |
162,1 |
184,3 |
|
3. |
Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД: |
|
|
|
|
|
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
114,2 |
114,4 |
115,0 |
113,5 |
112,1 |
|
добыча полезных ископаемых |
40,5 |
40,6 |
40,8 |
40,3 |
39,8 |
|
обрабатывающие производства |
98,4 |
98,7 |
99,1 |
97,8 |
96,6 |
|
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
23,4 |
23,5 |
23,6 |
23,3 |
23,0 |
|
водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
8,9 |
8,9 |
8,9 |
8,8 |
8,7 |
|
строительство |
60,2 |
60,4 |
60,6 |
59,9 |
59,1 |
|
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
139,0 |
139,4 |
140,1 |
138,3 |
136,6 |
|
транспортировка и хранение |
60,1 |
60,3 |
60,5 |
59,8 |
59,0 |
|
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
15,4 |
15,4 |
15,5 |
15,3 |
15,1 |
|
деятельность в области информации и связи |
12,1 |
12,2 |
12,2 |
12,1 |
11,9 |
|
деятельность финансовая и страховая |
10,4 |
10,4 |
10,5 |
10,3 |
10,2 |
|
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
17,1 |
17,2 |
17,2 |
17,0 |
16,8 |
|
деятельность профессиональная, научная и техническая |
22,2 |
22,3 |
22,4 |
22,1 |
21,8 |
|
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
20,0 |
20,0 |
20,1 |
19,8 |
19,6 |
|
государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение |
49,1 |
49,2 |
49,4 |
48,8 |
48,2 |
|
образование |
71,4 |
71,6 |
71,9 |
71,0 |
70,1 |
|
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
60,3 |
60,5 |
60,7 |
60,0 |
59,2 |
|
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
10,8 |
10,8 |
10,9 |
10,7 |
10,6 |
|
предоставление прочих видов услуг |
13,2 |
13,3 |
13,3 |
13,2 |
13,0 |
|
деятельность домашних хозяйств как работодателей, недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Основные параметры прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
N |
Наименование параметра |
Единица измерения |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
|||||
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
консервативный |
базовый |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
ВРП | ||||||||||
1. |
ВРП |
млн. рублей |
1 083 234,98 )* |
1 238 990,41 |
1 306 779,29 |
1 324 629,43 |
1 380 971,68 |
1 408 024,13 |
1 466 467,64 |
1 501 015,68 |
2. |
Индекс физического объема ВРП |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
97,0 )* |
102,4 |
102,3 |
102,8 |
102,5 |
102,9 |
102,6 |
102,9 |
Промышленное производство | ||||||||||
3. |
Индекс промышленного производства |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
98,4 |
104,1 |
102,8 |
103,4 |
103,2 |
103,9 |
102,6 |
103,4 |
4. |
Индекс производства добыча полезных ископаемых |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
97,4 |
104,3 |
103,3 |
104,0 |
103,6 |
104,0 |
102,7 |
103,0 |
5. |
Индекс производства обрабатывающие производства |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
100,2 |
100,7 |
101,1 |
101,2 |
101,4 |
101,8 |
101,5 |
101,7 |
6. |
Индекс производства обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
102,0 |
110,3 |
101,5 |
101,7 |
101,2 |
102,0 |
101,7 |
102,1 |
7. |
Индекс производства водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
107,0 |
122,5 |
102,2 |
102,32 |
102,3 |
102,6 |
102,5 |
102,7 |
Сельское хозяйство | ||||||||||
8. |
Продукция сельского хозяйства |
млн. рублей |
142 112,8 |
115 432,91 |
138 681,63 |
153 762,64 |
148 671,15 |
167 633,79 |
159 839,98 |
183 143,26 |
9. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
108,4 |
77,58 |
116,19 |
129,2 |
103,08 |
105,03 |
103,08 |
105,05 |
10. |
Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
валовой сбор зерна (в весе после доработки) |
тыс. тонн |
3589,5 |
1462,3 |
2800,0 |
3500,0 |
3000,0 |
3800,0 |
3200,0 |
4000,0 |
|
мясо и субпродукты пищевые убойных животных |
тыс. тонн |
18,3 |
17,2 |
17,4 |
17,5 |
17,6 |
17,9 |
17,7 |
18,2 |
|
молоко |
тыс. тонн |
637,8 |
637,8 |
638,0 |
640,0 |
639,0 |
641,0 |
640,0 |
642,0 |
|
яйцо |
млн. штук |
1008,8 |
1010,8 |
1010,8 |
1020,8 |
1010,8 |
1040,8 |
1012,8 |
1060,8 |
|
Инвестиции, строительство | ||||||||||
11. |
Инвестиции в основной капитал |
млн. рублей |
198 972,9 |
188 208,5 |
198 966,8 |
204 525,4 |
211 379,4 |
223 326,4 |
225 458,3 |
247 860,1 |
12. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
91,1 |
90,0 |
100,3 |
103,2 |
100,7 |
103,5 |
101,1 |
105,1 |
13. |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. метров общей площади |
967,2 |
970 |
975 |
1070 |
1000 |
1100 |
1050 |
1184 |
процентов к уровню предыдущего года |
97,4 |
100,3 |
100,5 |
110,3 |
102,6 |
102,8 |
105,0 |
107,6 |
||
Малое и среднее предпринимательство | ||||||||||
14. |
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
17753 |
16971 |
17105 |
17254 |
17276 |
17549 |
17501 |
17883 |
15. |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. человек |
116,31 |
106,45 |
107,25 |
109,75 |
109,29 |
113,48 |
111,58 |
118,02 |
16. |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд. рублей |
395,32 )* |
399,67 |
416,05 |
439,44 |
457,89 |
484,5 |
505,82 |
536,11 |
17. |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан |
тыс. человек |
214,1 |
217,8 |
219,5 |
221,5 |
223,7 |
225,5 |
228,5 |
230,1 |
Потребительский рынок | ||||||||||
18. |
Индекс потребительских цен на товары и услуги в среднем за год |
процентов к уровню предыдущего года |
102,8 |
106,0 |
104,4 |
104,3 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
19. |
Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года |
процентов к декабрю предыдущего года |
104,79 |
105,8 |
103,6 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
20. |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
330 340,1 |
374 671,7 |
401 312,4 |
402 886,4 |
427 785,4 |
430 319,7 |
455 567,1 |
460 063,4 |
21. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
97,8 |
106,0 |
102,4 |
102,9 |
102,3 |
102,8 |
102,3 |
102,8 |
22. |
Объем платных услуг населению |
млн. рублей |
87 646,2 |
95 888,0 |
102 716,8 |
103 513,0 |
109 394,2 |
111 096,4 |
116 618,2 |
119 120,9 |
23. |
Индекс физического объема платных услуг населению |
процентов к уровню предыдущего года в сопоставимых ценах |
92,3 |
105,5 |
103,2 |
103,8 |
102,8 |
103,0 |
102,8 |
103,0 |
Финансы | ||||||||||
24. |
Прибыль прибыльных организаций |
млн. рублей |
131 067,7 |
194 628,6 |
179 447,6 |
180 192,3 |
188 599,4 |
190 663,7 |
197 841,0 |
200 744,7 |
25. |
Темп роста прибыли прибыльных организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
63,4 |
148,5 |
92,2 |
92,6 |
105,1 |
105,8 |
104,9 |
105,3 |
Труд и занятость | ||||||||||
26. |
Численность населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
1949,9 |
1937,7 |
1927,1 |
1927,4 |
1916,9 |
1918,1 |
1907,6 |
1909,5 |
27. |
Численность рабочей силы |
тыс. человек |
933,4 |
939,7 |
941,0 |
941,0 |
942,3 |
942,3 |
944,9 |
944,9 |
28. |
Численность занятых в экономике |
тыс. человек |
832,3 |
842,9 |
847,6 |
847,6 |
850,0 |
850,0 |
853,6 |
853,6 |
29. |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. человек |
37,6 |
13,3 |
13,3 |
13,2 |
13,2 |
13,1 |
13,1 |
13,0 |
30. |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
процентов |
4,0 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
31. |
Потребность в привлечении иностранных работников, |
тыс. человек |
5,6 |
6,8 |
10,0 |
10,0 |
10,5 |
10,5 |
11,0 |
11,0 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
тыс. человек |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
добыча полезных ископаемых |
тыс. человек |
0,08 |
0,08 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
обрабатывающие производства |
тыс. человек |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
|
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
тыс. человек |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
|
строительство |
тыс. человек |
1,8 |
2,2 |
3,3 |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
|
торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
тыс. человек |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
|
транспортировка и хранение |
тыс. человек |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
тыс. человек |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
деятельность в области информации и связи |
тыс. человек |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
деятельность финансовая и страховая |
тыс. человек |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
тыс. человек |
0,0 |
0,0 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
|
образование |
тыс. человек |
0,03 |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
0,04 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
|
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
тыс. человек |
0,06 |
0,07 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
предоставление прочих видов услуг |
тыс. человек |
2,2 |
2,7 |
3,9 |
3,9 |
4,1 |
4,1 |
4,3 |
4,3 |
|
32. |
Фонд заработной платы работников организаций |
млн. рублей |
242 157,9 |
247 969,69 |
256 400,66 |
256 896,6 |
269 989,89 |
271 539,71 |
284 839,34 |
287 017,47 |
33. |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
101,1 |
102,4 |
103,4 |
103,6 |
105,3 |
105,7 |
105,5 |
105,7 |
34. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций |
рублей |
35 075,1 |
37 992,5 |
39 524,1 |
39 600,5 |
41 866,7 |
42 107,0 |
44 433,9 |
44 773,7 |
35. |
Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
106,7 |
108,3 |
104,0 |
104,2 |
105,9 |
106,3 |
106,1 |
106,3 |
36. |
Реальная заработная плата работников организаций |
процентов к уровню предыдущего года |
103,8 |
102,2 |
99,6 |
100,0 |
101,8 |
102,2 |
102,0 |
102,2 |
37. |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
31 021,0 |
33 585,4 |
34 939,3 |
35 006,9 |
37 010,2 |
37 222,6 |
39 279,6 |
39 580,0 |
38. |
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) |
процентов к уровню предыдущего года |
104,9 |
108,3 |
104,0 |
104,2 |
105,9 |
106,3 |
103,1 |
106,3 |
Денежные доходы населения | ||||||||||
39. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
процентов к уровню предыдущего года |
95,7 |
101,2 |
100,0 |
101,3 |
101,4 |
101,6 |
101,7 |
102,0 |
40. |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения |
процентов |
14,0 |
14,3 |
15,2 |
13,9 |
14,3 |
13,0 |
13,6 |
12,3 |
Внешнеэкономическая деятельность | ||||||||||
41. |
Экспорт товаров |
млн. долларов США |
1 805,8 |
2 018,4 |
2 086,0 |
2 105,1 |
2 157,9 |
2 203,0 |
2 252,9 |
2 322,0 |
42. |
Импорт товаров |
млн. долларов США |
322,3 |
293,7 |
311,0 |
315,5 |
327,1 |
334,5 |
344,0 |
357,0 |
Туризм | ||||||||||
43. |
Численность иностранных граждан, прибывших в регион в целях туризма |
тыс. человек |
55,4 |
124,0 |
229,8 |
244,4 |
246,4 |
251,1 |
252,0 |
258,6 |
44. |
Численность российских граждан, выехавших за границу |
тыс. человек |
43,45 |
77,99 |
97,12 |
100,38 |
106,7 |
112,7 |
114,1 |
120,0 |
45. |
Численность российских посетителей из других регионов (резидентов) |
тыс. человек |
638,93 |
1096,8 |
1353,4 |
1381,1 |
1391,5 |
1402,2 |
1412,7 |
1429,9 |
------------------------------
*)Оценка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "*)" имеется в виду ")*"
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Оренбургской области от 26 октября 2021 г. N 992-пп "О прогнозе социально-экономического развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.