УИД 34OS0000-01-2021-000132-25
Дело N 3а-289/2021
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Поликарпова В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булдаковой С.В., рассмотрев 3 августа 2021 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мохова Валерия Федоровича о признании недействующей с момента вынесения решения статьи 10 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", а также в редакции Закона Волгоградской области от 10 июня 2013 года N 59-ОД "О внесении изменений в статью 10 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" с момента вынесения решения,
установил:
17 июля 2003 года принят Закон Волгоградской области N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" (далее - Закон N 855-ОД, Закон), который опубликован в печатном издании "Волгоградская правда" (N 130 от 23 июля 2003 года).
Статьей 10 указанного Закона предусмотрено ограничение на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области.
10 июня 2013 года принят Закон Волгоградской области N 59-ОД о внесении изменений в статью 10 Закона N 855-ОД, который также опубликован в печатном издании "Волгоградская правда" (N 105 от 14 июня 2013 года).
В результате внесенных поправок, приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется с 23 июля 2052 года.
Мохов В.Ф., обратился с требованием о признании недействующей статьи 10 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", с момента вынесения решения и редакции Закона Волгоградской области N 59-ОД от 10 июня 2013 года о внесении изменений в статью 10 Закона N 855-ОД, также с момента вынесения решения.
В обоснование указано, что ему на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения, который предоставлен Мохову В.Ф. 17 февраля 1992 года как физическому лицу, с целью организации крестьянского фермерского хозяйства. По его мнению, указанной статьей Закона N 855-ОД наложен мораторий на реализацию его права по приватизации и получения в собственность принадлежащего ему земельного участка до 23 июля 2052 г., что по его мнению, противоречит нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом порядок принятия вышеуказанных Законов административным истцом не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу судом привлечен Губернатор Волгоградской области, в качестве заинтересованных лиц: администрация Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, в телеграмме выражена просьба о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители административного ответчика Волгоградской областной Думы Анисимова И.В., Бугаев В.Г. возражали относительно удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Губернатора Волгоградской области, администрации Волгоградской области Каглик М.П., также возражала относительно удовлетворения исковых требований, предоставила письменный отзыв.
Представитель Комитета финансов Волгоградской области Пименов М.Ю. указал на необоснованность заявленных требований.
Представитель Комитета по управлению государственным имуществом Галстян Л.Г. в судебном заседании пояснил, что Моховым В.Ф. избран неверный способ защиты и в удовлетворении его требований следует отказать.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве выражено несогласие с требованиями Мохова В.Ф.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора Еланскова В.В., полагавшего, что в удовлетворении требований следует отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.
В порядке реализации положений указанной статьи Конституции РФ принят и действует Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), которым установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.
Согласно части 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации), иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (ч. 2 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ).
В пункте 2 статьи 35 Устава Волгоградской области (далее - Устав) указано, что законы Волгоградской области принимаются Волгоградской областной Думой большинством голосов от установленного в соответствующей редакции числа депутатов Волгоградской областной Думы.
Статьей 36 Устава предусмотрено, что Губернатор Волгоградской области в течении 14 календарных дней с момента поступления закона Волгоградской области из Волгоградской областной Думы обнародует его, удостоверив обнародование путем подписания, либо отклоняет его.
Согласно архивной выписке из протокола заседания Волгоградской областной Думы от 3 июля 2003 года N 8, а также постановлению N 8/308 от 3 июля 2003 года депутатами Волгоградской Думы большинством голосов принят Закон N 855-ОД, который направлен Главе администрации Волгоградской области для подписания и обнародования.
Опубликован указанный Закон как указано выше в печатном издании "Волгоградская правда" 23 июля 2003 года.
Из архивной выписки протокола заседания Волгоградской областной Думы от 23 мая 2013 года N 91, а также постановления N 91/13738 от 23 мая 2013 года следует, что изменения в статью 10 Закона N 855-ОД в редакции Закона N 59-ОД приняты депутатами во втором чтении единогласно. Закон 59-ОД также направлен Губернатору Волгоградской области для подписания и обнародования.
Который также как указано выше опубликован в печатном издании "Волгоградская правда" 14 июня 2013 года.
Таким образом, оспариваемые Законы приняты компетентными органами, в пределах предоставленных им полномочий, при этом процедура принятия соблюдена.
Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемых Законов (статья 10), нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит следующему.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии, в том числе, с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 части 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (часть 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, урегулирован Законом 855-ОД.
Согласно статье 10 Закона 855-ОД (в редакции от 10 июня 2013 года) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Волгоградской области, осуществляется с 23 июля 2052 года.
Таким образом, поскольку Законом N 101-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено только установление момента начала приватизации земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, оспариваемым нормативным правовым актом и последующим регулированием положения Закона N 855-ОД приведены в соответствие с нормами частей 4 и 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является одним из элементов и составной частью оборота земель сельскохозяйственного назначения и регулируется также Законом N 101-ФЗ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что статья 10 Закона N 855-ОД, а также внесенные в нее изменения не нарушают права и законные интересы административного истца.
Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ, в силу предписаний которой приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с названной федеральной нормой приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении требований Мохова В.Ф. о признании недействующей статьи 10 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" с момента вынесения решения, статьи 10 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" в редакции Закона N 59-ОД Волгоградской области от 10 июня 2013 года с момента вынесения решения, следует отказать.
Исходя из положений статьи 215 КАС РФ, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов печатном издании "Волгоградская правда".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Мохова Валерия Федоровича о признании недействующей с момента вынесения решения статьи 10 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", а также в редакции Закона Волгоградской области от 10 июня 2013 года N 59-ОД "О внесении изменений в статью 10 Закона Волгоградской области от 17 июля 2003 года N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" с момента вынесения решения - оставить без удовлетворения.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Волгоградская правда".
Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия, в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья |
В.В. Поликарпов |
Решение в окончательной форме составлено 17 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 3 августа 2021 г. N 3а-289/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru), в газете "Волгоградская правда" от 5 ноября 2021 г. N 129