В соответствии с пунктами 1.1.11 и 1.1.12 мероприятий Государственной программы "Развитие государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2014-2023 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 ноября 2013 года N 910, а также с пунктом 14 Плана мероприятий по реализации в Республике Татарстан в 2020 году первоочередных мер по повышению эффективности управления экономическим развитием и уровня деловой активности, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 689-р от 01.04.2020, президиум Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Татарстан" решил:
1. Утвердить Методические рекомендации по формированию структуры и определению штатной численности работников органов местного самоуправления муниципального района Республики Татарстан (далее - Методические рекомендации) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Республики Татарстан:
- руководствоваться Методическими рекомендациями при определении структуры органов местного самоуправления;
- до 1 января 2022 года принять решения о преобразовании отделов в структуре органов местного самоуправления с численностью менее 2 единиц;
- до 1 января 2023 года привести структуру органов местного самоуправления в соответствие с Методическими рекомендациями.
Председатель |
Э.С. Губайдуллин |
Методические рекомендации
по формированию структуры и определению штатной численности работников органов местного самоуправления муниципального района Республики Татарстан
(утв. решением Президиума Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Татарстан" от 9 декабря 2020 г. N ПР-187)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по формированию структуры и определению штатной численности работников органов местного самоуправления муниципального района Республики Татарстан (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с нормами Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", Бюджетного кодекса Республики Татарстан и в целях оптимизации структуры и штатной численности органов местного самоуправления.
1.2. Методические рекомендации основаны на функциональном, нормативном методах и методе экспертных оценок.
Функциональный метод применяется при формировании структуры органов местного самоуправления и определении должностей в подразделениях в соответствии с закрепленными полномочиями.
Нормативный метод в сочетании с методом экспертных оценок позволяет соотнести штатную численность работников органов местного самоуправления и численность населения муниципального образования на основе рекомендуемых критериев управляемости.
Методы, основанные на трудоемкости выполнения работ муниципальными служащими и иными работниками органов местного самоуправления, применяются в названных целях на основе регламентирования функций органов местного самоуправления.
1.3. В Методических рекомендациях применяются следующие термины и их определения:
структурное подразделение органа местного самоуправления - юридически оформленный и организационно обособленный элемент внутренней организации органа местного самоуправления, состоящий из муниципальных служащих и должностных лиц, наделенных компетенцией, производной от компетенции органа местного самоуправления. Структурными подразделениями могут быть: управления, отделы, секторы;
функции органов местного самоуправления - основные направления деятельности органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов, направленные на реализацию права граждан на местное самоуправление, закрепленные Кодификатором функций муниципального управления;
объем переданных отдельных государственных полномочий - часть государственных (находящихся в ведении Российской Федерации и (или) Республики Татарстан) прав и обязанностей, которыми в соответствии с п. 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации наделяются органы местного самоуправления сверх полномочий, обеспечивающих решение вопросов местного значения;
штатная численность работников органов местного самоуправления - численность работников, которые входят в штат органов местного самоуправления; нормативная численность подразделения органа местного самоуправления - максимально возможная численность подразделения органа местного самоуправления, рассчитанная по нормативам трудозатрат каждой категории работников по результатам функционального анализа деятельности органов местного самоуправления;
типовая структура органов местного самоуправления - структура органов местного самоуправления, рекомендованная для ряда аналогичных по численности населения муниципальных районов, поселений Республики Татарстан объемов и переданных им отдельных государственных полномочий;
Рабочая группа - рабочая группа по вопросам совершенствования структуры органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, образованная при Совете по вопросам кадровой политики при Президенте Республики Татарстан.
2. Типовой состав и структура органов местного самоуправления
2.1. Типовой состав органов местного самоуправления включает:
представительный орган - Совет муниципального образования;
главу муниципального образования;
местную администрацию - исполнительный комитет муниципального образования;
контрольно-счетную палату;
финансово-бюджетную палату;
палату имущественных и земельных отношений;
иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и созданные для осуществления муниципальных и переданных отдельных государственных полномочий.
2.2. Перечень органов местного самоуправления, порядок их формирования, структура, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования и решениями его представительного органа.
2.3. Определение штатной численности должностных лиц структурных подразделений органов местного самоуправления осуществляется согласно нормативам, установленным в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Возможность введения должности заместителя руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления муниципального района определяется по нормативам штатной численности, установленным в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
2.4. Доля работников, не являющихся муниципальными служащими, не может превышать 17% в общей штатной численности работников в органе местного самоуправления, без учета его отраслевых (функциональных) органов, являющихся юридическими лицами.
3. Стандарт структуры аппарата Совета муниципального района
3.1. Аппарат Совета муниципального района может включать следующие должности:
глава муниципального района;
заместитель главы муниципального района; в муниципальных районах с численностью населения больше 150 тыс. человек может быть две должности заместителя главы;
руководитель аппарата Совета муниципального района;
помощник главы муниципального района по антикоррупционной и антитеррористической работе.
Заместитель главы муниципального района не может иметь помощников, советников.
3.2. В аппарате Совета муниципального района, исходя из нормативной численности, могут быть сформированы структурные подразделения в форме отделов и секторов (самостоятельных и в составе отдела) организационного, кадрового, правового, документационного обеспечения, по связям с общественностью и средствами массовой информации, по работе с муниципальными образованиями поселенческого уровня, бухгалтерского учета и отчетности.
3.3. В целях оптимизации структуры органов местного самоуправления подразделения аппарата Совета и исполнительного комитета муниципального района, имеющие одинаковые функциональные задачи (юридического, организационного, кадрового, документационного обеспечения, по связям с общественностью и средствами массовой информации, бухгалтерского учета и отчетности и др.), могут быть сформированы в объединенные подразделения в форме отдела или самостоятельного сектора с включением их в структуру аппарата Совета муниципального района.
При этом в аппарате Совета муниципального района с численностью населения до 40 тыс. человек в качестве объединенного подразделения допускается иметь самостоятельные секторы по отдельным направлениям с одной штатной единицей - руководителя сектора: юридического сектора, кадрового сектора, сектора по связям с общественностью и средствами массовой информации.
4. Стандарт структуры исполнительного комитета муниципального района
4.1. Стандарт структуры исполнительного комитета муниципального района основан на использовании Кодификатора функций муниципального управления муниципального района.
4.2. Организационная структура исполнительного комитета муниципального района формируется из пяти блоков:
экономическое развитие;
социальное развитие;
инфраструктурное развитие и благоустройство;
градостроительная деятельность;
административно-хозяйственная деятельность.
4.3. Исполнительный комитет муниципального района возглавляет глава местной администрации - руководитель исполнительного комитета муниципального района.
4.4. В структуре исполнительного комитета муниципального района не может быть более одного первого заместителя. Первый заместитель руководителя исполнительного комитета муниципального района несет ответственность за стратегию развития муниципального района. На него могут быть возложены также полномочия по отдельным сферам деятельности исполнительного комитета.
4.5. За заместителями руководителя исполнительного комитета муниципального района закрепляются полномочия исполнительного комитета по направлениям, указанным в п. 4.2 Методических рекомендаций. Заместитель руководителя исполнительного комитета муниципального района должен курировать не менее двух структурных подразделений исполнительного комитета муниципального района.
4.6. В структуре исполнительного комитета муниципального района может быть введена должность Управляющего делами, на которого возлагаются вопросы организационного, информационного и материально технического обеспечения деятельности исполнительного комитета.
Управляющий делами находится в подчинении руководителя исполнительного комитета муниципального района.
4.7. Руководитель исполнительного комитета муниципального района не может иметь более одного помощника. Организационная структура исполнительного комитета не должна содержать должности советника руководителя исполнительного комитета. Заместители руководителя исполнительного комитета не могут иметь помощников, советников.
4.8. Общее количество заместителей руководителя исполнительного комитета, руководителей структурных подразделений не должно превышать 30 процентов общей численности работников исполнительного комитета.
4.9. В структуру исполнительного комитета муниципального района могут входить следующие структурные подразделения: управления, отделы (самостоятельные отделы, отделы в составе управления), секторы (самостоятельные секторы, секторы в составе управления, секторы в составе самостоятельного отдела), иные структурные подразделения.
4.10. В структуре исполнительного комитета муниципального района с численностью населения до 40 тыс. человек допускается иметь самостоятельные секторы по отдельным направлениям с одной штатной единицей - руководителя сектора: сектор главного архитектора, архивный сектор, сектор опеки и попечительства, сектор мобилизационной работы, сектор информатизации и информационной безопасности, сектор записи актов гражданского состояния, сектор бухгалтерского учёта и отчётности, сектор охраны общественного порядка.
4.11. В штате исполнительного комитета муниципального района, кроме должностей муниципальной службы, могут быть работники, которые не являются муниципальными служащими.
Количество должностей работников вспомогательных подразделений устанавливается в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.06.2013 N 376 "Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на выполнение (оказание) государственных работ (услуг) государственными учреждениями Республики Татарстан и Методики расчета нормативной численности работников государственных учреждений Республики Татарстан, выполняющих государственные работы" с учетом части 2.4 настоящих Методических рекомендаций.
4.12. В штате исполнительного комитета муниципального района может состоять обслуживающий персонал, который должен быть включен в состав общего отдела или отдела по организации работ. К ним относятся работники по содержанию зданий, управлению транспортным средством, охране зданий и помещений, по приему, хранению и выдаче одежды.
Численность обслуживающего персонала должна определяться исходя из нормативов обслуживаемой площади и других объектов обслуживания, установленных нормативными правовыми актами федерального и республиканского уровней.
В случае, если деятельность по обслуживанию зданий и помещений исполнительного комитета муниципального района выполняется по схеме передачи другой организации на основании заключенного в соответствии с законодательством договора (аутсорсинга), стоимость работ не должна превышать затрат на содержание обслуживающего персонала, если он был бы предусмотрен в штате исполнительного комитета муниципального района.
4.13. В случае передачи полномочий исполнительного комитета административного центра - городского (сельского) поселения на уровень муниципального района, в структуру исполнительного комитета муниципального района передается вся штатная численность исполнительного комитета административного центра - городского (сельского) поселения.
5. Стандарт структуры Палат и иных органов местного самоуправления из типового состава органов местного самоуправления
5.1. Палаты и иные органы местного самоуправления могут иметь в своей структуре отделы, самостоятельные секторы и секторы в составе отдела.
В муниципальных районах с численностью населения до 100 тыс. человек стандарт структуры контрольно-счетной палаты допускает ее создание с численностью одной штатной единицы - руководителя контрольно-счетной палаты.
5.2. Для организации хозяйственной деятельности органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, учредителями которых они являются, может быть образована организация по ведению хозяйственных вопросов, организационно-правовая форма которой согласовывается с Рабочей группой. В штатную численность указанной организации могут быть включены водители, операторы котельных и др. При этом затраты на их содержание должны быть исключены из соответствующих тарифов на транспортные перевозки, коммунальные услуги и др.
Приложение N 1
Нормативы
штатной численности структурных подразделений органов местного самоуправления муниципального района
Численность населения |
Штатная численность |
||
Управление |
Отдел |
Сектор |
|
Аппарат Совета муниципального района | |||
До 40 тыс. чел. |
X |
не менее 3* |
не менее 2** |
Более 40 тыс. чел. | |||
Аппарат Исполнительного комитета муниципального района | |||
До 40 тыс. чел. |
не менее 8 |
не менее 3* |
не менее 2** |
Более 40 тыс. чел. |
не менее 10 |
не менее 2 |
|
Палаты и иные органы местного самоуправления муниципального района | |||
До 40 тыс. чел. |
X |
не менее 2 |
не менее 2 |
Более 40 тыс. чел. |
не менее 3* |
* До 25.12.2022 в отделах аппарата Совета, Исполнительного комитета муниципального района и палатах допускается штатная численность не менее 2 единиц.
** В аппарате Совета муниципального района с численностью населения до 40 тыс. человек в качестве объединенного подразделения допускается иметь самостоятельные секторы по отдельным направлениям с одной штатной единицей - руководителя сектора: юридического сектора, кадрового, сектора по связям с общественностью и средствами массовой информации.
** В структуре Исполнительного комитета муниципального района с численностью населения до 40 тыс. человек допускается иметь самостоятельные секторы по отдельным направлениям с одной штатной единицей - руководителя сектора: сектор главного архитектора, архивный сектор, сектор опеки и попечительства, сектор мобилизационной работы, сектор информатизации и информационной безопасности, сектор записи актов гражданского состояния, сектор бухгалтерского учёта и отчётности, сектор охраны общественного порядка.
Приложение N 2
Нормативы
штатной численности, допускающие введение должности заместителя руководителя структурных подразделений органов местного самоуправления муниципального района
Численность населения |
Штатная численность |
|
Управление |
Самостоятельный отдел |
|
Аппарат Совета муниципального района | ||
До 40 тыс. чел. |
X |
не менее 4 |
Более 40 тыс. чел. | ||
Аппарат Исполнительного комитета муниципального района | ||
До 40 тыс. чел. |
не менее 8 |
не менее 4 |
Более 40 тыс. чел. |
не менее 10 |
|
Палаты и иные органы местного самоуправления муниципального района | ||
До 40 тыс. чел. |
X |
X |
Более 40 тыс. чел. |
не менее 4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Президиума Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Татарстан" от 9 декабря 2020 г. N ПР-187 "О Методических рекомендациях по формированию структуры и определению штатной численности работников органов местного самоуправления муниципального района Республики Татарстан"
Текст решения опубликован не был