Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 20.10.2021 N 588
Положение
о создании и функционировании системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров города Москвы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров города Москвы (далее - Положение, система научно-методического сопровождения, СНМСгМ) организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в системе образования города Москвы структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16, в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования города Москвы.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования СНМСгМ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- указы Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 N 204 и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);
- государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
- распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 04.02.2021 N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
- устав Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Корпоративный университет московского образования", утвержденный распоряжением Департамента образования и науки города Москвы от 30.06.2021 N 127-р.
2. Цель, задачи и принципы СНМСгМ
2.1. Целью СНМСгМ является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности городского и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачи СНМСгМ:
- выстраивание единой городской системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов;
- обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечение наполнения регионального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - РР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
- разработка различных форм поддержки и сопровождения педагогических работников;
- создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;
- создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
- создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
- стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в городской сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования СНМСгМ:
- соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", городских проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
- соответствие реализуемых в городе Москве мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
- консолидация ресурсов городской системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Структура и субъекты СНМСгМ
3.1. СНМСгМ города Москвы включает структурные компоненты городского и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в московской системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурные компоненты городского уровня СНМСгМ представляют субъекты:
3.2.1. Департамент образования и науки города Москвы как орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
Функции:
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые) для достижения показателей национального проекта "Образование";
- разрабатывает и утверждает паспорт системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров города Москвы (далее - паспорт ДПП) и направляет на согласование Федеральному оператору (в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020 года N Р-76 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников" Федеральным оператором назначено ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России") в сроки, определяемые Федеральным оператором;
- обеспечивает финансирование городской системы.
3.2.2. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Корпоративный университет московского образования" (далее - ГАОУ ДПО "Корпоративный университет") как центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров города Москвы.
Функции:
- обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
- обеспечивает формирование и заполнение городского паспорта дополнительного профессионального педагогического образования (далее - ДППО) в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - ДПО);
- определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
- обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения педагогических работников;
- создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
- обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);
- организует адресную методическую поддержку/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
- осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает разработку ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных у педагогических работников дефицитов;
- обеспечивает федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
- обеспечивает региональный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
- предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
- осуществляет анализ показателей эффективности функционирования СНМСгМ;
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
- обеспечивает проведение городских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- обеспечивает изучение запросов и оказывает практическую помощь педагогическим работникам;
- координирует работу и формирует необходимую инфраструктуру городской системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные Департаментом образования и науки города Москвы (далее - Департаментом).
3.2.3. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОНМ) как структурный компонент городского уровня СНМСгМ.
Функции:
- обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ГАОУ ДПО "Корпоративный университет" (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- осуществляет методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам образования;
- создает условия для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные ДОН.
Работники ГБОУ ГМЦ ДОНМ проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ГАОУ ДПО "Корпоративный университет".
Данный субъект СНМСгМ может быть изменен по решению Департамента образования и науки города Москвы.
3.2.4. Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" как структурный компонент городского уровня СНМСгМ.
Функции:
- разрабатывает и апробирует контрольно-измерительные материалы и рекомендации для проведения диагностик по выявлению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и обеспечивает передачу данных в ГАОУ ДПО "Корпоративный университет";
- участвует в разработке и научно-методической экспертизе программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров;
- проводит исследования мирового и отечественного опыта эффективных программ и практик повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров и предоставляют рекомендации по их включению в федеральный и региональный реестры;
- совместно с другими центральными городскими учреждениями обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров города Москвы;
- разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования СНМСгМ и предоставляет их в Департамент образования и науки города Москвы;
- участвует в формировании необходимой инфраструктуры городской системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные Департаментом.
Структурный компонент институционального уровня СНМСгМ представляют субъекты:
3.2.5. Методический (научно-методический) совет образовательной организации.
Функции:
- обеспечивает взаимодействие с ГАОУ ДПО "Корпоративный университет" в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
- обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
- проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.2.6. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
Функции:
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
- организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
- оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.2.7. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и прочее.
Функции:
- осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.
Данный перечень субъектов институционального (образовательной организации) уровня СНМСгМ является достаточным, но не избыточным.
4. Основные механизмы формирования и функционирования СНМСгМ
4.1. Правовые акты, обеспечивающие формирование и функционирование СНМСгМ:
- распорядительный акт Департамента образования и науки города Москвы, утверждающий положение о формировании и функционировании СНМСгМ, включая: проведение мониторинга показателей эффективности функционирования СНМСгМ; комплекс мер ("дорожная карта мер") по формированию и функционированию СНМСгМ; назначение ответственного от Департамента образования и науки города Москвы за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта ДППО; регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
- распорядительный акт Департамента образования и науки города Москвы, утверждающий ежегодный план проведения городских мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета Москвы на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование и ведение паспорта ДППО.
4.4. Формирование кадрового состава СНМСгМ, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.5. Обеспечение ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.6. Обеспечение РР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.7. Наделение ГАОУ ДПО "Корпоративный университет" полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в городе Москве ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
4.8. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.9. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования города Москвы.
5. Механизмы взаимодействия субъектов СНМСгМ
5.1. Предметом взаимодействия субъектов СНМСгМ является:
- разработка программ ДПО для включения в ФР ДПП;
- разработка программ ДПО для включения в РР ДПП;
- создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
- реализация сетевых программ ДПО;
- реализация сетевых инновационных проектов;
- разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
- взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
- разработка концепций развития системы образования Москвы.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов СНМСгМ:
- цифровая экосистема ДПО;
- общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и прочее);
- онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и прочее);
- прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования СНМСгМ
6.1. При разработке показателей эффективности функционирования СНМСгМ учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования СНМСгМ учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров города Москвы.
Показатели:
1. Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов.
2. Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов.
3. Доля педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы, вошедшие в ФР ДНИ и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов.
4. Доля педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы, вошедшие в РР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов.
5. Доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования.
6. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.
7. Доля программ ДППО, размещенных в ФР ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования.
8. Доля программ ДППО, размещенных в РР ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования.
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- данные мониторинга;
- данные официальной статистики;
- данные федеральных и региональной цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
- данные официальных сайтов Департамента образования и науки города Москвы, ГАОУ ДПО "Корпоративный университет", образовательных организаций, иных информационных ресурсов города Москвы;
- изучение нормативных правовых документов Департамента образования и науки города Москвы, городских организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.