Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Калужской области
от 01.11.2021 N 735
Положение
о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Калужской области
2 февраля 2022 г.
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Калужской области (далее - региональный государственный жилищный контроль (надзор)).
2. Уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) является государственная жилищная инспекция Калужской области (далее - инспекция).
3. От имени инспекции региональный государственный жилищный контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - инспекторы):
1) начальник инспекции;
2) заместитель начальника инспекции;
3) заместитель начальника инспекции - начальник отдела инспектирования жилищного фонда, лицензионного контроля и контроля за капитальными ремонтами;
4) заместитель начальника инспекции - начальник отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начислением платежей;
5) начальник отдела лицензирования и юридического сопровождения;
6) начальник отдела организационно-аналитической работы и контроля за обращениями граждан;
7) заместитель начальника отдела лицензирования и юридического сопровождения;
8) главный специалист отдела лицензирования и юридического сопровождения;
9) ведущий специалист отдела лицензирования и юридического сопровождения;
10) заместитель начальника отдела инспектирования жилищного фонда, лицензионного контроля и контроля за капитальными ремонтами;
11) главный специалист отдела инспектирования жилищного фонда, лицензионного контроля и контроля за капитальными ремонтами;
12) ведущий специалист отдела инспектирования жилищного фонда, лицензионного контроля и контроля за капитальными ремонтами;
13) заместитель начальника отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начислением платежей;
14) главный специалист отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начислением платежей;
15) ведущий специалист отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начислением платежей.
4. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
1) начальник инспекции;
2) заместитель начальника инспекции;
3) заместитель начальника инспекции - начальник отдела инспектирования жилищного фонда, лицензионного контроля и контроля за капитальными ремонтами;
4) заместитель начальника инспекции - начальник отдела контроля за использованием жилых помещений, общего имущества, начислением платежей.
5. Предметом регионального государственного жилищного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система);
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
6. Объектами регионального государственного жилищного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее соответственно - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:
- товариществ собственников жилья;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- ресурсоснабжающих организаций;
- региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
- организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
Объектом регионального государственного жилищного контроля (надзора) не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
7. Учет объектов регионального государственного жилищного контроля (надзора) осуществляется с использованием системы посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах регионального государственного жилищного контроля (надзора), размещаемой в системе в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
8. При осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
9. Инспекция при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) относит объекты регионального государственного жилищного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
10. Критериями отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) являются:
По тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, деятельность контролируемых лиц, подлежащая региональному государственному жилищному контролю (надзору), разделяется на группы тяжести "А" и "Б" (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в отношении многоквартирных домов, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ.
В иных случаях деятельность контролируемых лиц относится к группе тяжести "Б".
С учетом оценки вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований деятельность, подлежащая региональному государственному жилищному контролю (надзору), разделяется на группы вероятности "1" и "2" (далее - группы вероятности).
К группе вероятности "1" относится деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, статьями 7.23.3, 9.5.1, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда), частями 4, 5 и частью 12 (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах, жилых домах) статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относится деятельность контролируемых лиц, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения обязательных требований.
Отнесение деятельности контролируемых лиц к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Высокий |
А |
1 |
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
Б |
1 |
Низкий |
Б |
2 |
11. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов регионального государственного жилищного контроля (надзора) в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 2 года;
документарная проверка - один раз в 2 года;
выездная проверка - один раз в 2 года;
б) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 3 года;
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года;
в) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года.
12. В отношении объектов регионального государственного жилищного контроля (надзора), которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
13. Оценка риска причинения вреда (ущерба) при принятии инспекцией решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора), перечень которых установлен приложением N 1 к настоящему Положению.
14. В рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) осуществляются следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
15. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), на странице инспекции на официальном портале органов власти Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в средствах массовой информации, а также через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
16. Обобщение правоприменительной практики проводится инспекцией в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики инспекцией готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики инспекции (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) начальника инспекции либо лица, его замещающего, до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на странице инспекции на официальном портале органов власти Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
17. При наличии сведений, предусмотренных частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ, инспекция в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в инспекцию возражение в отношении указанного предостережения.
Возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подлежат рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня их поступления в инспекцию.
По результатам рассмотрения возражений инспекция принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет возражение и отменяет предостережение;
2) отказывает в удовлетворении возражения с указанием причины отказа.
О результатах рассмотрения возражений контролируемому лицу направляется письменный ответ.
18. Должностное лицо инспекции по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного жилищного контроля (надзора)) в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование по телефону, а также на личном приеме осуществляется должностными лицами инспекции в соответствии с графиком консультирования, утверждаемым начальником инспекции или его заместителем. График консультирования размещается на странице инспекции на официальном портале органов власти Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Дата и время консультирования, осуществляемого посредством видео-конференц-связи, определяется должностным лицом инспекции по согласованию с контролируемым лицом.
Должностные лица инспекции, осуществляющие консультирование, дают устный ответ по существу каждого поставленного вопроса.
Перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, в том числе перечень вопросов, по которым осуществляется письменное консультирование:
- организация и осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора);
- порядок проведения профилактических мероприятий;
- предмет регионального государственного жилищного контроля (надзора).
В случае невозможности предоставления устного ответа по существу поставленных в ходе консультирования вопросов должностным лицом инспекции осуществляется письменное консультирование посредством направления письменного ответа в адрес контролируемого лица в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан.
В случае поступления в инспекцию пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц консультирование осуществляется инспекцией посредством размещения на странице инспекции на официальном портале органов власти Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменного разъяснения по указанным вопросам.
19. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов регионального государственного жилищного контроля (надзора), отнесенных к категории высокого риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами.
Срок проведения профилактического визита не должен превышать одного рабочего дня.
20. При осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка;
2) без взаимодействия с контролируемым лицом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
При осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
21. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) дейс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.