I. Общие положения
1.1. Методические рекомендации о порядке осуществления регулярных обследований гидротехнических сооружений (далее - методические рекомендации) разработаны взамен ранее действующих Временных методических рекомендаций (в отношении выдачи заключений для организаций, эксплуатирующих судоходные гидротехнические сооружения), утвержденных от 08.06.2011 N 2-4-60-6-14, и методических рекомендаций, утвержденных от 23.07.2014 N 2-4-87-13-14 (в отношении выдачи заключений для организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, за исключением судоходных), в целях реализации требований, установленных федеральными законами от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 N 1892 "О декларировании гидротехнических сооружений", от 20.11.2020 N 1893 "Об утверждении Правил формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", от 05.10.2020 N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений" и от 03.10.2020 N 1596 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", приказов Ростехнадзора от 04.12.2020 N 497 "Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)", от 07.12.2020 N 499 "Об утверждении формы представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений", от 09.12.2020 N 509 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)", от 10.12.2020 N 516 "Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)" и приказом Минтранса России от 27.11.2020 N 524 "Об утверждении формы декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений".
В соответствии с действующим законодательством гидротехнические сооружения (далее - ГТС) - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
1.2. Методические рекомендации предназначены для организации в системе МЧС России мероприятий по осуществлению регулярных обследований ГТС и определяют порядок:
проведения оценки готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС;
учета ГТС, подлежащих декларированию безопасности в территориальных органах МЧС России.
II. Порядок осуществления регулярных обследований ГТС
2.1. Департамент гражданской обороны и защиты населения (далее - ДГО) осуществляет методическое руководство и контроль деятельности территориальных органов МЧС России в оценке готовности организаций, эксплуатирующих ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий в случае аварии ГТС.
2.2. Территориальные органы МЧС России:
а) в целях организации планирования регулярных обследований ГТС во взаимодействии с территориальными органами Ростехнадзора, Ространснадзора и эксплуатирующими организациями осуществляют подготовку и утверждение соответствующего графика обследований ГТС (ежегодно по состоянию на 15 января текущего года);
б) ежегодно в срок до 20 января текущего года направляют в установленном порядке в ДГО график регулярных обследований;
в) утверждают внутренним приказом ответственных должностных лиц, которые будут участвовать в регулярных обследованиях ГТС в составе комиссий, формируемых собственником и (или) эксплуатирующей организацией.
Указанные должностные лица по итогам обследования ГТС, в части касающейся компетенции МЧС России, заполняют и подписывают акт регулярного обследования, результатом которого является общий вывод о готовности или неготовности организации, эксплуатирующей ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.
Копия акта регулярного обследования ГТС 1 и 2 класса опасности, содержащего вывод об их неготовности, в течение 5 рабочих дней после его утверждения (подписания) направляется в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, для проведения профилактических мероприятий и (или) принятия мер реагирования.
2.3. В регулярных обследованиях ГТС I класса, авария на которых может привести к чрезвычайной ситуации федерального характера, может принимать участие представитель ДГО.
2.4. Порядок участия представителей МЧС России в регулярном обследовании ГТС предусматривает согласование с эксплуатирующей организацией порядка предоставления и рассмотрения:
исходных данных для определения масштабов возможных чрезвычайных ситуаций при авариях на ГТС;
сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций;
состава представителей МЧС России;
документов, характеризующих степень готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС, в том числе по проведению учений.
2.5. Исходными данными для проведения классификации характера возможной чрезвычайной ситуации в случае аварии ГТС являются показатели, характеризующие:
величину материального ущерба, обусловленного возникновением чрезвычайной ситуации в случае аварии ГТС, в соответствии с методиками (Ростехнадзора, Ространснадзора) определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
2.6. Эксплуатирующей организацией проводится учение для оценки готовности руководителей и персонала ГТС, а также поисково-спасательных формирований, обслуживающих ГТС, к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае возможных аварий ГТС.
Тема учений определяется исходя из наиболее опасного сценария развития аварии на ГТС с рассчитанным эксплуатирующей организацией максимальным размером вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, и согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальным органом МЧС России.
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.5. При осуществлении ответственным должностным лицом территориального органа МЧС России регулярного обследования ГТС используется проверочный лист, состоящий из перечня вопросов, характеризующих степень готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС (приложение N 1).
2.6. Результаты деятельности территориальных органов МЧС России по осуществлению регулярных обследований ГТС и предложения по совершенствованию работы в данной области направляются в МЧС России в составе материалов, представляемых территориальными органами МЧС России в ежегодный государственный доклад "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2.7. В территориальных органах МЧС России ведется учет ГТС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и подлежащих декларированию безопасности, сведения о которых направляются в ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт гражданской обороны" (ФЦ) для анализа их состояния.
III. Учет в территориальном органе МЧС России ГТС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации
3.1. Учет ГТС, подлежащих декларированию безопасности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется территориальным органом МЧС России по форме согласно приложению N 2.
В Перечень ГТС, подлежащих декларированию безопасности на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень ГТС), включаются ГТС в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.1993 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "21.07.1997"
3.2. Перечень ГТС обновляется по состоянию на 1 февраля текущего года и ежегодно направляется в ДГО к 10 февраля текущего года.
Срок хранения Перечня ГТС в территориальном органе МЧС России - 5 лет.
Заместитель Министра |
П.Ф. Барышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации о порядке осуществления регулярных обследований гидротехнических сооружений (утв. МЧС России 19 марта 2021 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был