Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению
Правительства Приморского края
от 29.10.2021 N 706-пп
Изменения,
вносимые в пункты 2.19 - 2.24 раздела II "Анализ текущей ситуации" региональной программы "Снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Приморском крае"
По-видимому, в названии приложения допущена опечатка. Вместо "пункты 2.19 - 2.24 раздела II" имеется в виду "пункты 2.19 - 2.25 раздела II"
"2.19. Уровень жизни
По данным Росстата, показатель "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума" (далее - уровень бедности) в Приморском крае всегда был выше среднероссийского значения:
|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Российская Федерация |
11,2 |
13,3 |
13,3 |
13,2 |
12,6 |
12,3 |
12,1 |
Приморский край |
15,2 |
16,2 |
16,3 |
14,9 |
13,9 |
13,5 |
13,0 |
По данным Росстата, уровень бедности за 2017 год составил 14,9% (286,5 тыс. человек). К 2030 году уровень бедности должен быть снижен в два раза - до 7,5%.
В 2020 году данный показатель составил 13,0% (246,5 тыс. человек).
За 2020 год среднедушевые денежные доходы населения составили 37 342 рубля в месяц. Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в 2020 году по сравнению с предшествующим годом снизились на 3,3% и составили 96,7% к аналогичному периоду 2019 года.
Среднедушевые денежные доходы населения за 2 квартал 2021 года составили 40 586 рублей в месяц. Реальные денежные доходы, по оценке, во 2 квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличились на 4,6%.
2.20. Структура денежных доходов в Приморском крае
(в % к итогу) | ||||||
Период |
Всего денежных доходов |
В том числе: |
||||
доходы от предпринимательской деятельности |
оплата труда, включая скрытую заработную плату |
социальные выплаты |
доходы от собственности |
другие доходы |
||
2020 год |
100 |
4,6 |
68,1 |
19,7 |
3,3 |
4,3 |
2 квартал 2021 года |
100 |
3,5 |
69,6 |
21,2 |
3,0 |
2,7 |
Справочно: в Российской Федерации | ||||||
2020 год |
100 |
5,2 |
58,4 |
20,8 |
4,3 |
11,3 |
2 квартал 2021 года |
100 |
5,4 |
59,9 |
19,3 |
3,8 |
11,6 |
2.21. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам
(руб.) | ||||||||
Прожиточный минимум |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Российская Федерация | ||||||||
на душу населения |
8 050 |
9 701 |
9 828 |
10 088 |
10 287 |
10 890 |
11 312 |
11 653 |
пенсионеры |
8 436 |
10 455 |
10 598 |
10 900 |
11 126 |
9 002 |
9 308 |
10 022 |
трудоспособное население |
6 426 |
7 965 |
8 081 |
8315 |
8 483 |
11 809 |
12 235 |
12 702 |
дети |
7 533 |
9 472 |
9 660 |
9 925 |
10 151 |
10 703 |
11 216 |
11 303 |
Приморский край | ||||||||
на душу населения |
10 321 |
12 490 |
12 616 |
12 408 |
12 455 |
13 142 |
13 889 |
13 963 |
пенсионеры |
8 263 |
9 947 |
10 086 |
9 931 |
9 995 |
10 583 |
11 178 |
12 119 |
трудоспособное население |
10 885 |
13 147 |
13 302 |
13 066 |
13 126 |
13 910 |
14 709 |
14 779 |
дети |
10 967 |
13 445 |
13 678 |
13 456 |
13 634 |
14 400 |
15 277 |
15 409 |
В сфере оплаты труда в 2020 году сохранялась динамика роста номинальной заработной платы по сравнению с 2019 годом. По данным Приморскстата, в 2020 году среднемесячная начисленная заработная плата увеличилась на 6,9% к уровню 2019 года и составила 50 105 рублей.
В 2015 - 2016 годах рост инфляции опередил рост заработной платы, чем вызвал ее снижение по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году реальная заработная плата преодолела влияние кризисных явлений и вышла в область положительного значения - 103,4%, в 2018 году - уже 107,7%. В 2019 году рост замедлился и составил 106,6%. В 2020 году из-за пандемического кризиса рост заработной платы снизился до 103,1%.
|
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Январь-май 2021 года |
Российская Федерация |
|
|||||||
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. |
32 495 |
34 030 |
36 709 |
39 167 |
42 724 |
47 867 |
51 352 |
53 729 |
Реальная заработная плата, % |
101,2 |
91,0 |
100,8 |
102,9 |
108,5 |
104,8 |
103,8 |
103,0 |
Приморский край |
|
|||||||
Среднемесячная начисленная заработная плата, руб. |
32 431,0 |
33 806,5 |
35 677,1 |
38 044,7 |
42 199,4 |
46 866,5 |
50 105,0 |
51 811,4 |
Реальная заработная плата, % |
100,8 |
90,2 |
99,1 |
103,4 |
107,9 |
106,6 |
103,1 |
101,8 |
Среди основных видов экономической деятельности наиболее высокая заработная плата сложилась в реальном секторе экономики у работников, занятых рыболовством и рыбоводством. В номинальном выражении она почти в 2,1 раза превысила среднекраевой уровень. Традиционно, лидирующими являются организации, осуществляющие транспортировку и хранение, а также финансовую и страховую деятельность (в 1,3 - 1,7 раза).
Значительно ниже сред некраевого уровня заработная плата в организациях, осуществляющих административную деятельность и оказывающих сопутствующие дополнительные услуги.
(руб.) | |||||||
N п/п |
Наименование раздела |
Код ОКВЭД |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Январь-май 2021 года |
|
Всего |
|
38 044,7 |
42 199,4 |
46 866,5 |
50105,0 |
51 811,4 |
1. |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
А |
47 299,7 |
54 156,5 |
63 767,9 |
69 819,2 |
72 147,4 |
2. |
Добыча полезных ископаемых |
В |
43 554,3 |
47 943,8 |
50 906,1 |
51 780,5 |
55 585,4 |
3. |
Обрабатывающие производства |
С |
38 311,8 |
41 183,1 |
45 537,6 |
47 975,2 |
51 175,3 |
4. |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
D |
43 023,7 |
44 435,5 |
46 969,6 |
49211,9 |
50 839,5 |
5. |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
Е |
29 030,1 |
30 548,9 |
33 044,4 |
34 815,8 |
37 316,3 |
6. |
Строительство |
F |
28 487,7 |
32 862,8 |
47 925,7 |
51 227,2 |
55 113,3 |
7. |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
G |
24 023,1 |
27 493,3 |
30 627,2 |
32 363,3 |
33 635,6 |
8. |
Транспортировка и хранение |
Н |
48 139,4 |
54 098,6 |
59 756,9 |
64 071,5 |
67 409,0 |
9. |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
I |
20 872,2 |
25 418,9 |
27 527,8 |
27 641,7 |
32 804,4 |
10. |
Деятельность в области информации и связи |
J |
49 985,5 |
50 664,8 |
53 689,5 |
59 158,0 |
61 378,6 |
11. |
Деятельность финансовая и страховая |
К |
68 143,4 |
72 046,7 |
76 427,6 |
81 313,0 |
85 897,6 |
12. |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
L |
23 234,6 |
27 406,7 |
28 346,5 |
29 351,4 |
30 821,0 |
13. |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
М |
41 659,7 |
46 836,5 |
54 328,0 |
58 994,1 |
57 324,4 |
14. |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
N |
22 942,1 |
26 511,0 |
28 210,0 |
31 393,7 |
30 592,1 |
15. |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
О |
46 881,5 |
50 011,6 |
54 370,5 |
58 555,0 |
55 933,2 |
16. |
Образование |
Р |
32 314,1 |
35 712,9 |
40 020,2 |
42 323,7 |
46 612,5 |
17. |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
Q |
33 718,2 |
41 308,3 |
45 020,0 |
52 330,7 |
51 639,7 |
18. |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
R |
42 290,7 |
45 879,1 |
50 088,5 |
49215,0 |
50 525,8 |
19. |
Предоставление прочих видов услуг |
S |
23 649,4 |
28 107,0 |
31 503,8 |
31 761,8 |
33 521,7 |
Из городских округов показатель "заработная плата работников крупных и средних предприятий" в 2020 году сложился выше среднекраевого уровня в городском округе Большой Камень (90 104,5 рубля), Владивостокском городском округе (67 547,1 рубль), Находкинском городском округе (59 708,5 рубля). В остальных городских округах показатель ниже среднекраевого уровня.
Наиболее низкая заработная плата из анализируемых городских округов в 2020 году - в городском округе Спасск-Дальний (41 341,9 рубля).
Минимальное значение показателя в 2020 году сложилось в Кировском (36 347,5 рубля) и Пограничном (36 769,2 рубля) муниципальных округах.
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 августа 2021 года составляет 185,3 млн рублей (1 960 человек, 85 организаций).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в Приморском крае (51 811,4 рубля) за январь-май 2021 года составляет 3,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения (14 779 рублей), средний размер назначенных пенсий за I квартал 2020 года (15 186,8 рубля) - 1,38 величины прожиточного минимума пенсионера (10 984 рубля).
2.22. Информация о реальном уровне и структуре бедности, факторах и причинах бедности, в том числе семей и одиноко проживающих граждан
По данным Росстата, уровень бедности за 2020 год составил 13,0%, то есть 246,5 тыс. человек имеют доходы ниже величины прожиточного минимума, из них 208,4 тыс. человек (84,5%) являются получателями мер социальной поддержки (далее - МСП).
По состоянию на 1 августа 2021 года получателями МСП являются 175,3 тыс. граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Основными категориями бедных граждан являются:
семьи с детьми в возрасте до 16 лет - 169,0 тыс. человек (48,4 тыс. домохозяйств), что составляет 96,4% граждан от общей численности граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, состоящих на учете (169,0 тыс. человек / 175,3 тыс. человек), из них: 579 домохозяйств, в которых проживают 2 605 человек, имеют в составе ребенка-инвалида, а в 2 401 домохозяйстве есть безработный;
граждане старше трудоспособного возраста - 15,4 тыс. человек, что составляет 8,8% в общей численности граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума (15,4 тыс. человек / 175,3 тыс. человек), из них 5,0 тыс. человек - одинокие или одиноко проживающие и 10,4 тыс. человек проживают в семьях.
Проведенный при обращении за МСП анализ показал, что основным фактором бедности является низкий доход граждан.
Факторы, обуславливающие длительное пребывание граждан в группе малоимущих
Длительное нахождения граждан в категории малоимущих обусловлено несколькими основными факторами:
финансовые проблемы (недостаточность материального обеспечения, в том числе и с учетом предоставляемых МСП, рост стоимости продовольствия и коммунальных услуг);
совокупность психологических и социальных проблем;
экономический фактор (безработица, низкая заработная плата, задолженность по заработной плате перед работниками, высокий уровень неформальной занятости, наличие "серых" схем оплаты труда);
социально-медицинский фактор (наличие инвалидности, преклонный возраст);
демографический фактор (неполные семьи, многодетность);
образовательно-квалификационный фактор (низкий уровень образования);
политический фактор (вынужденная миграция);
иждивенческий подход граждан к оказываемым МСП.
2.23. Особенности бедности в городской и сельской местностях
В целях выявления наиболее незащищенных граждан с доходами ниже прожиточного минимума, а также измерения глубины бедности населения и ранжирования граждан с доходами ниже прожиточного минимума осуществляется формирование и ведение регионального реестра граждан с доходами ниже прожиточного минимума в разрезе муниципальных образований Приморского края, в том числе в городской и сельской местностях (далее - Реестр).
Министерством труда и социальной политики Приморского края проведен анализ Реестра по состоянию на 1 августа 2021 года, по итогам которого установлено следующее.
Численность граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, получающих МСП составляет 175,3 тыс. человек, из них в городской местности проживает 110,4 тыс. человек, в сельской местности - 64,9 тыс. человек. После получения МСП за "чертой бедности" остаются 119,8 тыс. граждан, или 68,3% (из них в городской местности проживает 74,0 тыс. человек, в сельской местности - 45,8 тыс. человек). Из "бедности" выходят 55,6 тыс. человек, или 31,7% (из них в городской местности проживает 36,4 тыс. человек (20,8%), в сельской местности - 19,2 тыс. человек (10,9%)). Таким образом, граждане, проживающие в сельской местности, в результате предоставления МСП из "бедности" выходят меньше. Основной причиной является низкая заработная плата на селе.
Численность безработных граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, зарегистрированных в органах службы занятости населения, проживающих в городской местности, составила 1,2 тыс. человек, в сельской местности - 1,5 тыс. человек. При этом уровень безработных (отношение численности безработных граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, зарегистрированных в органах службы занятости населения, к численности граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, получающих МСП) в сельской местности составляет 2,3%, что выше уровня безработных в городской местности на 1,2 п.п. (уровень безработных в городской местности - 1,1%).
Наиболее действенно за счет МСП поднимаются выше величины прожиточного минимума доходы семей, имеющих детей в возрасте до 3 лет (следовательно, МСП для таких семей способствуют выходу за "черту бедности"). Общая численность семей с детьми в возрасте до 3 лет составляет 15,2 тыс. семей, или 18,9% от общего числа семей с детьми (из них в городской местности проживает 9,9 тыс. семей, в сельской местности - 5,3 тыс. семей). После получения МСП за "чертой бедности" остаются 7,8 тыс. семей с детьми, или 51,3% (из них в городской местности проживает 4,8 тыс. семей, в сельской местности - 3,0 тыс. семей). Из "бедности" выходят 7,4 тыс. семей, или 48,7% (из них в городской местности проживает 5,0 тыс. семей, в сельской местности - 2,4 тыс. семей).
Также за счет МСП существенно снижается численность очень бедных граждан. Общая численность очень бедных граждан составляет 85,0 тыс. граждан, из них в городской местности проживает 50,6 тыс. человек, в сельской местности - 34,4 тыс. человек. После получения МСП в статусе "очень бедных" остаются 41,2 тыс. граждан, или 48,5% (из них в городской местности проживает 23,4 тыс. человек, в сельской местности - 17,8 тыс. человек). Из категории "очень бедных" выходят 43,7 тыс. граждан, или 51,4% (из них в городской местности проживает 27,1 тыс. человек, в сельской местности - 16,6 тыс. человек).
Наибольшее количество семей, находящихся в группе семей с доходами ниже величины прожиточного минимума, составляют семьи, имеющие детей в возрасте от 6 до 16 лет. Общая численность таких семей - 42,4 тыс. семей, или 52,7% от общего числа семей с детьми. Из них в городской местности проживает 25,7 тыс. семей, в сельской местности - 16,7 тыс. семей. После получения МСП за "чертой бедности" остаются 29,0 тыс. семей с детьми в возрасте от 6 до 16 лет, или 68,4% (из них в городской местности проживает 17,2 тыс. семей, в сельской местности - 11,8 тыс. семей). Из "бедности" выходит 13,4 тыс. семей, или 31,6% (из них в городской местности проживает 8,5 тыс. семей, в сельской местности - 4,9 тыс. семей). Одна из причин низких темпов выхода из "бедности" семей с детьми в возрасте от 6 до 16 лет - небольшое количества МСП, предусмотренных таким семьям, а также невысокий размер выплат.
На уровень бедности в сельской местности влияют отдаленность и труднодоступность населенных пунктов, низкий уровень образования, наличие граждан предпенсионного возраста, не прошедших профобучение и дополнительное профессиональное образование, высокий уровень общей и регистрируемой безработицы.
2.24. Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов
В 2020 году, по предварительным данным, на долю 10% наиболее обеспеченного населения края приходилось 27,3% общего объема денежных доходов (в 2019 году - 28,4%), на долю 10% наименее обеспеченного населения края - 2,4% (в 2019 году - 2,2%). Соотношение дохода 10% наиболее и наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов) в 2020 году составило 11,4 раза (в 2019 году - 12,8 раза), коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) - 0,369 (в 2019 году - 0,385).
Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.
73% граждан имеют доходы ниже 45 тыс. рублей (в 2019 году - 73,7% граждан). В 2020 году у 14,9% населения Приморского края доходы превышают 60 тыс. рублей. Удельный вес доходов по 10-процентным группам наиболее обеспеченного населения Приморского края (более 60 тыс. рублей) остался на уровне прошлого года и составляет 14,9%, а наименее обеспеченного - около 1,6% (в 2019 году - 2,3%).
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов
|
2020 год |
2019 год |
(справочно) |
|
тыс. человек |
в % общей численности населения |
тыс. человек |
в % общей численности населения |
|
Все население |
1 895,9 |
100,0 |
1 902,7 |
100,0 |
в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.: |
|
|
|
|
до 7 000,0 |
30,6 |
1,6 |
44,3 |
2,3 |
7 000,1 - 10 000,0 |
70,6 |
3,7 |
86,2 |
4,5 |
10 000,1 - 14 000,0 |
150,0 |
7,9 |
166,0 |
8,7 |
14 000,1 - 19 000,0 |
230,0 |
12,1 |
237,5 |
12,5 |
19 000,1 -27 000,0 |
359,5 |
19,0 |
352,8 |
18,6 |
27 000,1 -45 000,0 |
544,0 |
28,7 |
516,4 |
27,1 |
45 000,1 -60 000,0 |
228,3 |
12,1 |
216,3 |
11,4 |
свыше 60 000,0 |
282,9 |
14,9 |
283,2 |
14,9 |
Данные Росстата по-прежнему фиксируют неизменно высокое расслоение доходов по их уровню, при котором почти половина денежных доходов (46,2%) сосредоточена в руках пятой части населения (в 2019 году - 47%). Согласно предварительным данным за 2020 год дифференциация денежных доходов (по остальным категориям) значительно не изменилась и распределение по 20-процентным группам осталось таким же, как и в 2019 году.
2.25. Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения в целом по Российской Федерации и по Приморскому краю за 2019 - 2020 годы
|
Распределение общего объема денежных доходов населения, в % |
Значение среднедушевого денежного дохода в группе, рублей в месяц |
Коэффициент Джини |
||||||||||
денежные доходы, всего |
в том числе, по 20-процентным группам населения |
все население |
в том числе, по 20-процентным группам населения |
||||||||||
1-ая (с наименьшими доходами) |
2-ая |
3-ья |
4-ая |
5-ая (с наибольшими доходами) |
1-ая (с наименьшими доходами) |
2-ая |
3-ья |
4-ая |
5-ая (с наибольшими доходами) |
||||
|
2019 год |
||||||||||||
Российская Федерация |
100 |
5,3 |
10,1 |
15,1 |
22,6 |
46,9 |
35249 |
9425 |
17724 |
26531 |
39884 |
82683 |
0,411 |
Приморский край |
100 |
5,9 |
10,8 |
15,6 |
22,9 |
44,8 |
36871 |
10954 |
19813 |
28837 |
42125 |
82625 |
0,385 |
|
2020 год |
||||||||||||
Российская Федерация |
100 |
5,3 |
10,3 |
15,3 |
22,7 |
46,2 |
35676 |
9875 |
18337 |
27199 |
40507 |
82461 |
0,403 |
Приморский край |
100 |
6,3 |
11,2 |
16 |
23 |
43,5 |
37342 |
11833 |
20887 |
29871 |
42863 |
81255 |
0,369 |
Большую часть доходов (86%) население направляет на потребление, 13% доходов - на оплату обязательных платежей и других взносов.
В структуре расходов на конечное потребление в малоимущих семьях основную долю (41%) занимают расходы на продукты питания, 30,5% - на непродовольственные товары, 27,1% - на услуги, 1,4% - на алкогольные напитки.
При этом структура расходов на конечное потребление в городской и сельской местностях следующая,
доля расходов на продукты питания: в городской местности - 41,4%, в сельской местности - 39,6%;
доля расходов на непродовольственные товары в городской местности - 28,9%, в сельской местности - 35,9%;
доля расходов на услуги в городской местности - 28,3%, в сельской местности - 23,1%;
доля расходов на алкогольные напитки как в городской, так и в сельской местности составляет 1,4%.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.