В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпунктом "а" пункта 1 статьи 31.2 Устава Архангельской области, Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области", утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года N 459-пп.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Архангельской области
от 26 октября 2021 г. N 603-пп
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области"
Государственную программу Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области" изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 8 октября 2013 года N 459-пп
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 26 октября 2021 г. N 603-пп)
Государственная программа
"Развитие лесного комплекса Архангельской области"
Паспорт
государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области"
I. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
В соответствии со Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176, одним из приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации является осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе лесных, охотничьих и водных биологических ресурсов, по сохранению экологического потенциала лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 312-р утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).
Стратегия направлена на достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов.
Стратегия отражает региональные особенности развития лесного комплекса, обозначает векторы развития таких инструментов увеличения экономического и экологического потенциала лесов, как лесоустройство, государственная инвентаризация лесов, реализация модели интенсификации лесопользования и воспроизводства лесов, совершенствование федерального лесного надзора, надзора за исполнением переданных полномочий и другое.
Для повышения экономической эффективности лесного хозяйства и лесных отношений Стратегия предусматривает совершенствование подходов к ценообразованию на лесные ресурсы, введение стимулов для комплексного использования древесины и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.
Реализация Стратегии позволит сформировать экономически устойчивую, глобально конкурентоспособную группу отраслей, обеспечивающую внутренний спрос на продукцию лесного комплекса, встроенную в мировой рынок, и международное разделение труда, функционирующую на базе устойчивого лесоуправления и сохранения биосферной роли лесов.
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р (далее - СПР), одним из основных направлений пространственного развития Российской Федерации является поддержка мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, восстановление лесов и водных биологических ресурсов. Также в соответствии с СПР одной из перспективных экономических специализаций для Архангельской области является лесоводство и лесозаготовки.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и финансируются за счет субвенций федерального бюджета. При этом в государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 (далее - государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"), указывается, что существенное влияние на повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводство лесов окажет софинансирование мероприятий бюджетами субъектов Российской Федерации.
В послании Губернатора Архангельской области 2021 года Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области в числе основных задач по развитию лесного комплекса Архангельской области определены восстановление лесного потенциала Архангельской области, усиление контроля за рациональным и эффективным использованием лесов, а также обеспечение условий для модернизации существующих и создания новых производств по переработке древесины.
Таким образом, с учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в сфере лесного комплекса Российской Федерации основными направлениями деятельности Правительства Архангельской области в сфере реализации государственной программы являются:
повышение эффективности исполнения полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов;
устойчивое и рациональное обеспечение лесными ресурсами организаций лесной промышленности, муниципальных образований Архангельской области и населения Архангельской области;
совершенствование и развитие федерального государственного лесного контроля (надзора) (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, а также снижение нелегального оборота древесины;
координация деятельности в области лесного хозяйства и лесной промышленности с федеральными органами государственной власти, арендаторами лесных участков, лесопромышленными, природоохранными и научными организациями;
повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности лесного комплекса Архангельской области, в том числе в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
осуществление лесного планирования и прогнозирования перспектив развития лесного комплекса Архангельской области.
Перечни подпрограмм, целевых показателей и мероприятий государственной программы разработаны в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" и Лесным планом Архангельской области, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от 14 декабря 2018 года N 116-у, а также с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденной областным законом от 18 февраля 2019 года N 57-5-ОЗ.
II. Характеристика подпрограмм государственной программы
2.1. Паспорт
подпрограммы N 1 "Обеспечение использования лесов"
2.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 1, описание основных проблем
Реализация подпрограммы N 1 направлена на создание условий для рационального и комплексного использования лесов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, населением Архангельской области, роста лесного дохода с единицы площади земель лесного фонда посредством увеличения объемов использования лесов и привлечения инвестиций в лесной комплекс Архангельской области.
По состоянию на 1 января 2021 года общая площадь лесов, переданных в пользование, составляет 19,8 млн. гектаров, или 69,9 процента от общей площади лесного фонда. Основным видом использования лесов является заготовка древесины.
В период 2020 года действовало 938 договоров аренды, из них для заготовки древесины - 387 договоров на площади 18,4 млн. гектаров.
Крупнейшие арендаторы лесных участков представлены следующими лесозаготовительными организациями: акционерное общество "Группа "Илим", общество с ограниченной ответственностью "ПКП "Титан", закрытое акционерное общество "Лесозавод 25", акционерное общество "Архангельский ЦБК", общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК", общество с ограниченной ответственностью "Регион-лес", общество с ограниченной ответственностью "Форест".
В 2020 году ежегодный допустимый объем использования лесных насаждений на участках, переданных в аренду и постоянное бессрочное пользование, составил 18,3 млн. кубометров, или 70 процентов от общего ежегодного объема.
В Архангельской области использование лесов с целью заготовки древесины осуществляется в том числе для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также собственных нужд населения Архангельской области. Количество лесопользователей на территории Архангельской области составляет 13,5 тыс., большая часть из которых - это граждане, которые заготавливают древесину по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Объемы лесных насаждений предоставляются в соответствии с положениями областного закона от 27 июня 2007 года N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений" в разрезе следующих целевых групп потребностей:
1) обеспечение собственных нужд граждан, в том числе:
потребности в древесине для целей отопления помещений;
потребности в древесине для строительства и ремонта жилых помещений и хозяйственных построек;
2) обеспечение государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование лесов в Архангельской области осуществляется по следующим видам (по данным за 2020 год):
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
ведение сельского хозяйства;
осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности;
осуществление рекреационной деятельности;
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;
строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
переработка древесины и иных лесных ресурсов;
выполнение изыскательских работ;
осуществление религиозной деятельности.
Основные проблемы использования лесов в Архангельской области следующие.
За последние годы осваивается не более 60 процентов объема древесины от возможного (допустимого) объема ее использования. Это связано в первую очередь с сокращением экономически доступных лесов.
Без наличия обустроенной инфраструктуры, основой которой является разветвленная сеть лесных дорог, освоение лесов невозможно. Доступные запасы древесины в зоне действия дорог круглогодичного действия к настоящему времени практически исчерпаны. Строительство лесных дорог в основном осуществляется крупными лесозаготовительными организациями на арендованных участках лесного фонда. Государственная поддержка создания лесной транспортной инфраструктуры сдерживается из-за отсутствия на федеральном уровне нормативных правовых актов и целевого финансирования на строительство лесных дорог.
К системной проблеме, сдерживающей эффективное лесопользование, относится отсутствие достоверной информации о наличии лесных ресурсов в Архангельской области. Лесоустройство считается информационной основой лесного планирования и освоения лесов. Несвоевременное проведение лесоустроительных работ, инвентаризации лесов приводит к искажению сведений о количестве и качестве древесных насаждений на лесных участках, что не позволяет планировать развитие лесного комплекса Архангельской области.
Одним из стратегических направлений использования лесов является предоставление лесных участков для привлечения инвестиций. В период с 2008 по 2021 год 11 проектов Архангельской области были включены в федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Объем фактических инвестиций в 2008-2020 годах составил 79,4 млрд. рублей, в 2020 году - более 6 млрд. рублей. В рамках реализованных проектов построены и введены в эксплуатацию:
завод по производству нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы, выпарная станция, бумагоделательная машина N 7 в комплексе с меловальной установкой в филиале открытого акционерного общества "Группа "Илим" в г. Коряжме;
лесопильный завод, завод по переработке тонкомерной древесины, цех по производству топливных гранул, котельная на древесных отходах в Устьянском районе и лесопильно-деревообрабатывающее производство с цехом гранулирования в г. Вельске на базе общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК";
два лесопильно-деревообрабатывающих комплекса с производствами топливных гранул в Цигломенском и Маймаксанском округах г. Архангельска на базе закрытого акционерного общества "Лесозавод 25";
котельная на древесных отходах (в результате модернизации увеличено производство фанеры акционерного общества "Архангельский фанерный завод");
картоноделательные машины N 1 и 2 (после модернизации), цех по варке полуцеллюлозы, угольный котел, градирня (акционерное общество "Архангельский ЦБК").
В 2021 году на территории Архангельской области вводятся в эксплуатацию:
лесопильно-деревообрабатывающее производство общества с ограниченной ответственностью "Форест";
бумагоделательная машина N 2 (после модернизации), варочный котел, содорегенерационный котел N 5 (после модернизации) в филиале акционерного общества "Группа "Илим".
В среднесрочной перспективе завершится строительство крупного лесопильного комплекса в с. Карпогоры на базе общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК". Ресурсное обеспечение реализуемых и перспективных инвестиционных проектов является одной из приоритетных государственных задач в сфере лесного комплекса Архангельской области.
2.3. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 1
Мероприятия подпрограммы N 1 реализуются за счет федерального и областного бюджетов с привлечением средств внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий подпрограммы N 1 из федерального бюджета осуществляется за счет субвенций на реализацию переданных органам государственной власти Архангельской области полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Данные субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации через Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса осуществляет переданные органам государственной власти Архангельской области полномочия Российской Федерации и является главным распорядителем бюджетных средств из федерального бюджета.
Реализация мероприятия пункта 1.1 перечня мероприятий подпрограммы N 1 (приложение N 2 к государственной программе) на лесных участках, не переданных в аренду, осуществляется в рамках государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" по выполнению работ по отводу лесосек.
Реализация мероприятия пункта 2.1 перечня мероприятий подпрограммы N 1 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется с привлечением организаций, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Перечень мероприятий подпрограммы N 1 приведен в приложении N 2 к государственной программе.
Объемы финансовых средств подпрограммы N 1 из всех источников являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению.
3.1. Паспорт
подпрограммы N 2 "Воспроизводство лесов"
3.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 2, описание основных проблем
Подпрограмма N 2 предусматривает осуществление системы мероприятий, направленных на восстановление лесного потенциала и развитие воспроизводства лесов на территории Архангельской области.
В условиях Архангельской области только небольшая часть вырубок и гарей не возобновляется длительное время. Однако возобновление в основном происходит за счет лиственных пород, что ведет к ухудшению качества лесов, снижению их сырьевой ценности. Для успешного восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами необходим комплекс мер по лесовосстановлению и уходу за лесами.
Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способами в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Выбор способа и объема работ по видам лесовосстановления определяется в зависимости от количества жизнеспособного подроста и молодняка хвойных пород, наличия источников обсеменения на вырубке, лесорастительных условий участка. Лесокультурный фонд в основном состоит из вырубок давностью до 2-3 лет, не обеспеченных подростом предварительного происхождения и источниками семян. Нелесные земли в составе лесного фонда представлены сенокосами, пастбищами, водами, болотами и другими прочими землями.
В последние годы отмечается тенденция к обеспечению баланса выбытия и воспроизводства лесов. К 2024 году данный показатель должен достичь 100 процентов. Площади лесовосстановления ежегодно варьируются в зависимости от площади сплошных рубок. Меняется соотношение площадей искусственного лесовосстановления, созданных с использованием посадочного материала с закрытой и открытой корневой системой, с 1,1 тыс. га до 3,0 тыс. га. Сведения о лесовосстановительных мероприятиях за период 2016-2020 годов представлены в таблице 1.
Таблица 1
(тыс. га) | |||||
Наименование показателя |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
1. Площадь лесовосстановления на землях лесного фонда |
63,5 |
66,7 |
63,8 |
79,0 |
74,2 |
в том числе арендаторами |
55,2 |
55,4 |
56,8 |
67,9 |
66,0 |
2. Заложено лесных культур |
3,7 |
3,8 |
4,1 |
4,1 |
4,8 |
в том числе арендаторами |
3,3 |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
4,4 |
в том числе сеянцами с закрытой корневой системой |
1,1 |
1,3 |
2,2 |
2,9 |
3,0 |
3. Агротехнический уход |
14,0 |
14,4 |
14,7 |
13,2 |
14,8 |
в том числе арендаторами |
12,9 |
12,9 |
13,4 |
12,6 |
12,8 |
4. Площадь сплошных рубок на землях лесного фонда |
73,7 |
75,0 |
82,6 |
80,0 |
84,2 |
Увеличение объемов лесокультурного производства обусловлено увеличением площадей "компенсационного" лесовосстановления.
Динамика рубок ухода в молодняках в период 2016-2020 годов представлена в таблице 2.
Таблица 2
(тыс. га) | |||||
Наименование показателя |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Площадь рубок ухода в молодняках |
13,7 |
12,3 |
13,1 |
11,9 |
14,8 |
Успешность деятельности по лесовосстановлению оценивается коэффициентом лесовосстановления. Успешность мероприятий по воспроизводству лесов оценивается коэффициентом эффективности воспроизводства лесов.
3.3. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 2
Мероприятия подпрограммы N 2 реализуются за счет федерального и областного бюджетов с привлечением средств внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий подпрограммы N 2 из федерального бюджета осуществляется за счет субвенций на реализацию переданных органам государственной власти Архангельской области полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесохозяйственной техники и оборудования в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Данные субвенции и субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации через Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области осуществляет переданные Архангельской области полномочия Российской Федерации и является главным распорядителем бюджетных средств из федерального бюджета.
Финансирование мероприятий подпрограммы N 2 за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с областным законом об областном бюджете.
Реализация мероприятий пунктов 1.1-1.2, 2.1 подпрограммы N 2 перечня мероприятий государственной программы (приложение N 2 к государственной программе) на лесных участках, не переданных в аренду, осуществляется в рамках выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" и включает в себя:
выполнение работ по лесному семеноводству (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений);
осуществление лесовосстановления и лесоразведения;
проведение ухода за лесами.
При реализации мероприятия пункта 1.1 перечня мероприятий подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) предполагается выращивание посадочного материала лесных растений организациями в сфере лесного хозяйства в рамках осуществления ими предпринимательской деятельности.
Реализация мероприятий пунктов 1.1.1, 1.2 перечня мероприятий подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология".
Реализация мероприятия пункта 2.2 перечня мероприятий подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр". Средства на реализацию мероприятия направляются в форме субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Мероприятие осуществляется в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология".
Реализация мероприятия пунктов 1.1-1.2, 2.1 перечня мероприятий подпрограммы N 2 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется лицами, пользующимися лесными участками на основании договоров аренды лесных участков, права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками за счет внебюджетных источников.
4.1. Паспорт
подпрограммы N 3 "Охрана и защита лесов"
4.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 3, описание основных проблем
Подпрограмма N 3 предусматривает осуществление мероприятий, направленных на создание системы управления обнаружением и тушением лесных пожаров, профилактику лесных пожаров, своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров на территории Архангельской области, а также мероприятий, направленных на обнаружение и ликвидацию последствий вредных организмов и других неблагоприятных воздействий на леса.
На территории Архангельской области основными факторами, вызывающими ослабление и гибель лесов, являются лесные пожары. За прошедшее десятилетие лесными пожарами пройдено 103 395,1 гектара земель лесного фонда. В 2010 году на территории лесного фонда возникло 356 пожаров, огнем повреждены лесные насаждения на площади 14 210 гектаров, в 2011 году возникло 703 пожара, огнем пройдено 79 615 гектаров. Ущерб от лесных пожаров (без учета затрат на ликвидацию их последствий) и затраты на их тушение многократно превышают затраты на содержание лесопожарных служб:
в 2010 году затраты на тушение пожаров - 57,5 млн. рублей, ущерб от лесных пожаров 145 млн. рублей;
в 2011 году затраты на тушение пожаров - 291,9 млн. рублей, ущерб от лесных пожаров 723,7 млн. рублей.
Сведения о лесных пожарах за период 2010-2019 годов представлены в таблице 3.
Таблица 3
Годы учета |
Средний класс пожарной опасности |
Количество возникших пожаров |
Площадь после ликвидации, га |
Средняя площадь пожара, га |
Доля пожаров, потушенных в течение первых суток после обнаружения, процентов |
2010 год |
2,4 |
356 |
14210 |
39,9 |
47,8 |
2011 год |
2,6 |
703 |
79615 |
113,3 |
43,1 |
2012 год |
2,0 |
74 |
606 |
8,2 |
81,1 |
2013 год |
2,2 |
317 |
5341 |
16,8 |
62,1 |
2014 год |
2,2 |
119 |
563 |
4,7 |
68,9 |
2015 год |
1,9 |
56 |
540 |
9,6 |
80,4 |
2016 год |
2,1 |
112 |
480 |
4,3 |
81,3 |
2017 год |
1,6 |
34 |
851 |
25,0 |
82,4 |
2018 год |
2,4 |
123 |
909 |
7,4 |
82,9 |
2019 год |
1,9 |
54 |
280 |
5,2 |
98,1 |
Итого |
2,1 |
1948 |
103 395 |
53,1 |
72,8 |
В среднем пожароопасный сезон (по фактической горимости лесов) наступает после таяния снежного покрова и просыхания напочвенного покрова. Среднегодовая продолжительность его составляет 136-156 дней, с конца апреля - начала мая до середины сентября.
Потенциальная пожарная опасность и фактическая горимость лесов зависит от многих природных и антропогенных факторов, наиболее значимыми из которых являются:
породный и возрастной состав насаждений;
накопление сухостоя и захламленности;
тип леса или тип вырубок;
развитость транспортной инфраструктуры;
посещаемость лесов населением и культура поведения населения в лесах;
качество противопожарного обустройства лесов;
оперативность обнаружения и тушения лесных пожаров.
Большая часть земель лесного фонда по лесорастительным условиям относится к низким 4 и 5 классам пожарной опасности, где пожары возможны в периоды длительных засух. Наиболее опасные в пожарном отношении участки леса 1 и 2 классов занимают 11,1 процента площади земель лесного фонда. Класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды за последние 10 лет (2010-2019 годы) составляет от 1,6 до 2,6, средний - 2,1.
Основной причиной возникновения лесных пожаров является человеческий фактор. В среднем за последние 10 лет из-за неосторожного обращения с огнем туристов, грибников, ягодников, рыбаков, местного населения, лесопользователей возникло 73 процента пожаров. Другим фактором возгораний являются грозы. За последние 10 лет (2010-2019 годы) от грозовых разрядов возникло 623 пожара, что составляет до 32 процента пожаров от общего количества.
Охрана лесов от пожаров осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на предупреждение, возникновение и эффективное тушение лесных пожаров.
По способам обнаружения лесных пожаров территория лесного фонда разделена на три зоны мониторинга: наземный, авиационный и космический. Успешность тушения возгораний зависит от оперативности обнаружения очагов, времени доставки сил и средств пожаротушения, а также их состава.
К факторам, вызывающим ослабление и гибель насаждений на территории Архангельской области, кроме лесных пожаров, относятся неблагоприятные погодные условия, грибные заболевания, энтомовредители и антропогенные факторы.
По данным государственного лесопатологического мониторинга, площадь погибших и поврежденных насаждений составляет 77,9 тыс. гектаров. В Архангельской области зафиксированы очаги короеда типографа (Ips tipographus L.) на площади 0,15 тыс. гектаров, поселяющегося на ослабленных и поврежденных деревьях. Также на свежесрубленной неокоренной древесине встречаются усачи, лубоеды, полосатый древесинник и другие.
Из грибных болезней в насаждениях отмечены очаги сосновой губки (Phellinus pini (Thore) ex Fr.) Pil) - 0,05 тыс. гектаров, еловой губки (Phellinus pini (Thore) Pil var. abietis Кагst.) - 0,3 тыс. гектаров.
Для оздоровления насаждений, поврежденных пожарами, ветровалами, грибными болезнями и энтомовредителями, необходимо проводить сплошные и выборочные санитарные рубки. Планирование санитарно-оздоровительных мероприятий и их обоснование осуществляется путем проведения лесопатологических обследований. Обследования обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
4.3. Механизм реализации мероприятий подпрограммы N 3
Финансирование мероприятий подпрограммы N 3 осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и с привлечением средств внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий подпрограммы N 3 из федерального бюджета осуществляется за счет субвенций на реализацию переданных органам государственной власти Архангельской области полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Указанные субвенции и субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации через Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса осуществляет переданные органам государственной власти Архангельской области полномочия Российской Федерации и является главным распорядителем бюджетных средств из федерального бюджета.
Финансирование мероприятий подпрограммы N 3 за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с областным законом об областном бюджете.
Реализация мероприятий пунктов 1.1, 1.2 подпрограммы N 3 перечня мероприятий государственной программы (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется в рамках выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр", а также за счет субсидий из областного бюджета на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), за исключением приобретения специализированной лесопожарной техники и оборудования, которое будет осуществляться с привлечением организаций, определяемых в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
В рамках выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" осуществляет:
предупреждение лесных пожаров;
мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
тушение лесных пожаров.
Реализация мероприятия пункта 1.3 перечня мероприятий подпрограммы N 3 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется в рамках выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" по тушению лесных пожаров.
Реализация мероприятия пункта 1.4 подпрограммы N 3 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" в рамках выполнения соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, в части оснащения лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов. Мероприятие осуществляется в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология".
Реализация мероприятия пункта 2.1 перечня мероприятий подпрограммы N 3 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется в рамках выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" и включает в себя:
меры санитарной безопасности, за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга;
ликвидацию очагов вредных организмов.
Реализация мероприятий пунктов 1.2, 2.1 перечня мероприятий подпрограммы N 3 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется лицами, пользующимися лесными участками на основании договоров аренды лесных участков, права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками за счет внебюджетных источников.
Перечень мероприятий подпрограммы N 3 приведен в приложении N 2 к государственной программе.
Объемы финансовых средств подпрограммы N 3 из всех источников являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению.
5.1. Паспорт
подпрограммы N 4 "Обеспечение реализации государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области"
5.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 4, описание основных проблем
Подпрограмма N 4 направлена на достижение целей и задач государственной программы и предусматривает обеспечение управления реализацией мероприятий государственной программы на федеральном и региональном уровнях.
Достижение основных целей развития лесного комплекса Архангельской области, представленных в государственной программе, неразрывно связано с обеспечением устойчивого управления лесами, которое в условиях децентрализации лесных отношений требует дальнейшего совершенствования разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере лесных отношений, разграничения зон ответственности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и организаций, осуществляющих деятельность в сфере лесного комплекса Российской Федерации при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач.
В настоящее время требуются серьезные меры, в том числе с привлечением современных средств и методов научных исследований, анализ, прогнозирование и стратегическое планирование развития лесного комплекса Архангельской области с учетом реальной ситуации, складывающейся в лесном секторе экономики.
В сфере реализации подпрограммы N 4 до настоящего времени остаются нерешенными следующие проблемы:
отсутствие обобщенных данных государственного лесного реестра на уровне Российской Федерации;
необходимость в модернизации технологии лесоустроительных работ на основе современных дистанционных методов оценки лесных ресурсов и информационных технологий;
повышение уровня развития системы федерального государственного лесного контроля (надзора) (лесной охраны) и системы федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также обеспечить доступ к данным государственного лесного реестра органам государственной власти, лесопользователям, заинтересованным организациям и гражданам.
Лесные отношения, регулируемые Лесным кодексом Российской Федерации, предъявляют новые требования к системе образования, которая должна обеспечивать подготовку кадров, способных эффективно осуществлять как административные государственные функции, так и функции по управлению организациями в лесном секторе, а также обеспечивать подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности и повышения конкурентоспособности лесного комплекса Архангельской области необходимо создать условия для диверсификации и модернизации лесоперерабатывающего производства путем поддержки приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и привлечения инвесторов в проекты использования вторичных ресурсов (древесных отходов и низкокачественного сырья), в том числе в производстве альтернативных энергоносителей.
Лесной комплекс Архангельской области играет существенную роль в социально-экономическом развитии Архангельской области. Для сохранения позиций и повышения престижа отрасли на территории Российской Федерации и за рубежом необходима организация, проведение и участие в презентационных, деловых и выставочных мероприятиях в сфере лесного комплекса Российской Федерации.
5.3. Механизм реализации подпрограммы N 4
Финансирование мероприятий подпрограммы N 4 осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
Финансирование мероприятий подпрограммы N 4 за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации переданных органам государственной власти Архангельской области полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Данные полномочия финансируются за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации через Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса осуществляет переданные органам государственной власти Архангельской области полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений и является главным распорядителем бюджетных средств из федерального бюджета.
Финансирование мероприятий подпрограммы N 4 за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с областным законом об областном бюджете.
Реализация мероприятия пункта 1.1 перечня мероприятий подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется:
через министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса в соответствии с утвержденными ассигнованиями на финансовый год;
с привлечением организаций, определяемых в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
Реализация мероприятия пункта 1.2 перечня мероприятий подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется государственными казенными учреждениями Архангельской области, подведомственными министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, средства на реализацию которого предоставляются указанным учреждениям на выполнение функций казенными учреждениями.
Реализация мероприятия пункта 2.1 перечня мероприятий подпрограммы N 4 (приложение N 2 к государственной программе) осуществляется с привлечением организаций, определяемых в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
Механизм реализации подпрограммы N 4 предусматривает ежегодную разработку и принятие следующих документов:
плана реализации государственной программы;
планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Архангельской области;
плана проведения конкурсов по реализации отдельных мероприятий государственной программы;
проектов соглашений (договоров), заключаемых министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса с участниками программных мероприятий.
Планируется, что ежегодно будут осуществляться:
корректировка перечня реализуемых мероприятий государственной программы;
уточнение объемов финансирования мероприятий государственной программы;
уточнение целевых показателей, позволяющих оценивать ход реализации государственной программы.
Перечень мероприятий подпрограммы N 4 приведен в приложении N 2 к государственной программе.
Объемы финансовых средств подпрограммы N 4 из всех источников являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению.
III. Ожидаемые результаты реализации государственной программы
В результате реализации государственной программы предполагается:
сохранение лесистости территории Архангельской области;
увеличение поступления платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, в расчете на 1 гектар земель, до 1,6 млрд. рублей;
восстановление лесного потенциала Архангельской области и снятие дефицита посевного (посадочного материала);
организация системы охраны лесов от пожаров, межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарными формированиями;
увеличение объема заготовки древесины до 15,0 млн. куб. метров;
увеличение объема производства пиломатериалов до 2,3 млн. куб. метров;
увеличение производства бумаги и картона до 1,6 млн. тонн.
В результате реализации подпрограммы N 1 предполагается:
увеличение площади лесов, переданных в пользование, до 71,3 процента;
увеличение отношения ежегодного фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины до 59,4 процента;
ежегодное обеспечение удовлетворения древесиной собственных нужд граждан, а также государственных и муниципальных нужд в объеме до 2,0 млн. куб. метров.
В результате реализации подпрограммы N 2 предполагается:
обеспечение повышения доли молодняков, вводимых в категорию "хозяйственно ценные", до 99 процентов;
обеспечение к 31 декабря 2023 года оснащения учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению (в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология") на 70 процентов от потребности;
обеспечение к 31 декабря 2024 года лесовосстановления в соотношении 100 процентов к площади вырубленных и погибших лесных насаждений (в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология");
формирование к 31 декабря 2024 года запаса лесных семян для лесовосстановления и лесоразведения на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений в объеме до 1,01 тонны семян (в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология");
обеспечение к 31 декабря 2024 года оснащения специализированных учреждений органов государственной власти Архангельской области, выполняющих комплекс мероприятий по охране лесов от пожаров, лесопожарной техникой и оборудованием на 100 процентов от потребности (в рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология").
В результате реализации подпрограммы N 3 предполагается:
обеспечение функционирования радиосвязи в 29 лесничествах Архангельской области;
обеспечение территориальных органов министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса и ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр" пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением;
увеличение доли лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток, до 56,9 процента;
осуществление ежегодного наземного и авиационного мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на площади 22,7 млн. гектаров;
сохранение площади лесного фонда, погибшего от вредителей и болезней леса, в размере не более 0,359 процента от общей площади лесного фонда.
Оценка эффективности государственной программы осуществляется в соответствии с Положением об оценке эффективности реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к государственной программе
Архангельской области "Развитие лесного
комплекса Архангельской области"
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 26 октября 2021 г. N 603-пп)
I. Перечень
целевых показателей государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области"
Ответственный исполнитель - министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство природных ресурсов).
II. Порядок расчета и источники информации о значениях целевых показателей государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области"
Наименование целевого показателя государственной программы |
Порядок расчета |
Источник информации |
1 |
2 |
3 |
1. Лесистость территории Архангельской области |
отношение покрытой лесом площади земель лесного фонда к общей площади земель лесного фонда |
министерство природных ресурсов |
2. Общий средний прирост на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда |
отношение общего среднего прироста к общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда |
министерство природных ресурсов |
3. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда |
отношение общего объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования земель лесного фонда к общей площади земель лесного фонда |
министерство природных ресурсов |
4. Количество вновь создаваемых высокопроизводительных рабочих мест в организациях лесного комплекса Архангельской области |
сумма вновь создаваемых высокопроизводительных рабочих мест в организациях лесного комплекса Архангельской области |
министерство природных ресурсов |
5. Объем инвестиций в основной капитал организаций лесного комплекса Архангельской области |
сумма объемов инвестиций в основной капитал деревообрабатывающих, лесозаготовительных и целлюлозно-бумажных организаций Архангельской области |
министерство природных ресурсов |
6. Объем отгруженной продукции организаций лесного комплекса Архангельской области на одного работающего |
отношение объема отгруженной продукции к среднесписочной численности работающих в организациях лесного комплекса Архангельской области |
министерство природных ресурсов |
7. Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда |
отношение площади земель лесного фонда, переданных в пользование, к общей площади земель лесного фонда |
министерство природных ресурсов |
8. Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений |
отношение площади лесовосстановления и лесоразведения в отчетном году к площади вырубленных и погибших лесных насаждений за предшествующий год |
министерство природных ресурсов |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к государственной программе
Архангельской области "Развитие лесного
комплекса Архангельской области"
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 26 октября 2021 г. N 603-пп)
Перечень
мероприятий государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области"
Ответственный исполнитель - министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство природных ресурсов).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Архангельской области от 26 октября 2021 г. N 603-пп "О внесении изменений в государственную программу Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области"
Вступает в силу с 3 ноября 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 ноября 2021 г. N 2900202111030005