Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
города Сочи
от 17.11.2020 г. N 1840
Положение
о порядке оповещения и информирования населения муниципального образования город-курорт Сочи об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке оповещения и информирования населения муниципального образования город-курорт Сочи об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет задачи и структуру системы оповещения и информирования населения, порядок создания, совершенствования и поддержания в готовности к применению ее элементов, порядок использования системы оповещения и информирования населения на территории муниципального образования город-курорт Сочи (далее - город Сочи) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения и (или) о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - система оповещения и информирования).
1.2. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время, является одной из основных задач гражданской обороны (далее - ГО), обеспечивающей своевременное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил ГО, Сочинского муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) и населения города Сочи об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.3. Определения, применяемые в настоящем Положении:
зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
информирование населения о чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности;
оповещение населения о ЧС - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
сигналы оповещения - специальные сигналы, предназначенные для оповещения об опасности;
система оповещения и информирования - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил ТП РСЧС и населения.
1.4. Системы оповещения на территории города Сочи создаются на муниципальном и объектовом уровнях (в районе размещения потенциально опасных объектов). Системы оповещения всех уровней должны иметь возможность программно-технического сопряжения и быть готовы к задействованию как в мирное, так и в военное время.
2. Задачи и структура системы оповещения и информирования, порядок создания, совершенствования и поддержания в готовности к применению ее элементов
2.1. Основной задачей системы оповещения и информирования является обеспечение своевременного доведения до населения и органов местного самоуправления города Сочи, организаций независимо от организационно-правовой формы, на территории которых установлены средства оповещения, сигналов и распоряжений о проведении мероприятий ГО, информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера в пределах территории города Сочи.
2.2. Система оповещения и информирования включает в себя:
элементы региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Краснодарского края (далее - РАСЦО), расположенные на территории города Сочи, состоящие из: центрального пульта управления системой П-166Ц, 121 комплектов сирен С-40, 10 комплектов сиренно-речевых установок;
муниципальную комплексную систему экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), состоящую из: центрального пульта управления системой и 111 комплектов сиренно-речевых установок;
автоматизированной системы оперативного контроля и мониторинга паводковой ситуации, в составе 49 автоматизированных гидрологических комплексов (АГК), 8 из которых дооснащены метеостанциями с датчиком осадкомера;
локальную систему оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов (далее - ПОО).
В состав муниципальной системы оповещения и информирования также включаются:
автоматизированная система оповещения руководящего состава АСО-8 "Рупор", (далее - автоматизированная система);
Рабочее место оперативного дежурного муниципального казённого учреждения города Сочи "Единая дежурно-диспетчерская служба города Сочи" (далее - ЕДДС города Сочи) оборудовано устройством светозвуковой сигнализации, предназначенное для оповещения о наступлении неблагоприятных и опасных уровнях воды, а также о состоянии работоспособности АГК;
Средства связи, в том числе цифровые каналы связи и передачи данных, телефонные каналы связи (стационарной и подвижной), средства радиосвязи КВ и УКВ диапазонов.
2.3. Дополнительными средствами оповещения и информирования являются подвижные средства оповещения, созданные на базе группировки автомобилей, оборудованные громкоговорящей связью и выделяемые (по согласованию) от Управления внутренних дел по городу Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, Федерального государственного казенного учреждения "10 Отряд федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю" МЧС России, федерального государственного казенного учреждения "Южный Региональный поисково-спасательный отряд" МЧС России, Сочинских аварийно-спасательных отрядов Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС", а также от муниципального казенного учреждения "Служба спасения города Сочи".
2.4. Создание и поддержание элементов РАСЦО в готовности к применению, организация их эксплуатации и технического обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется государственным казенным учреждением Краснодарского края "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" (по согласованию).
2.5. Автоматизированная система АСО-8 "Рупор" предназначена для оповещения руководящего состава, работников администрации города Сочи и администраций внутригородских районов города Сочи, членов комиссии администрации города Сочи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - работников) в соответствии с утвержденными списками на оповещение.
ЕДДС города Сочи осуществляет создание и развитие, обеспечивает техническое обслуживание и поддержание в постоянной готовности к применению автоматизированной системы АСО-8 "Рупор", либо аналогичной по функционалу и выполняемым задачам.
2.6. КСЭОН включает в себя комплекс программно-технических средств оповещения (пульт управления оперативного дежурного, сервер системы оповещения КПАСО "Марс - Арсенал", ретрансляторы сигналов оповещения и 111 оконечных устройств СРУ) и предназначена для доведения сигналов оповещения и экстренной информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС до населения, находящегося и проживающего на территории города Сочи.
ЕДДС города Сочи осуществляет создание и развитие, обеспечивает техническое обслуживание и поддержание в постоянной готовности к применению КСЭОН.
Ответственность за сохранность оборудования КСЭОН, установленного на объектах организаций независимо от форм собственности, возлагается на руководителей указанных организаций путем заключения договоров о передаче организациям под ответственное хранение данного оборудования.
2.7. Подвижные средства оповещения предназначены для доведения сигналов оповещения и информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера и об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, до населения, не охваченного техническими средствами оповещения и информирования или в случае выхода технических средств оповещения и информирования из строя.
Подвижные средства оповещения могут быть использованы в комплексе с другими элементами системы оповещения и информирования.
2.8. Локальные системы оповещения представляют собой организационно-техническое объединение дежурных служб ПОО, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи и предназначены для доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава и персонала организаций, эксплуатирующих ПОО, объектовых аварийно спасательных формирований, руководителей организаций, расположенных в зоне действия локальных систем оповещения, населения, проживающего в зоне действия локальных систем оповещения и оперативному дежурному дежурной смены ЕДДС города Сочи.
Создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается на организации, эксплуатирующие ПОО.
2.9. Управление гражданской обороны и защиты населения администрации города Сочи осуществляет общее руководство организацией поддержания в готовности к применению оборудования КСЭОН.
2.10. Администрации внутригородских районов города Сочи и сельских (поселкового) округов города Сочи в границах своих территорий принимают участие в поддержании в обеспечении сохранности оконечных устройств элемента РАСЦО и КСЭОН.
2.11. Информирование населения о прогнозируемых и возникших ЧС природного и техногенного характера, об опасностях при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации города Сочи в средствах массовой информации и по иным каналам связи.
3. Оповещение и информирование населения
3.1. Своевременное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - М3 ТП РСЧС) и населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется задействованием элемента РАСЦО, КСЭОН и локальной системы оповещения.
3.2. Система оповещения предназначена для:
3.2.1. Доведения в установленном порядке до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
3.2.2. Доведения информации до М3 ТП РСЧС и населения города Сочи о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территории, приемах и способах защиты, а также проведения пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
3.2.3. Доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, сил и средств М3 ТП РСЧС и населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
3.3. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются на уровне:
элемента РАСЦО - главой администрации (губернатором) Краснодарского края, Главой города Сочи;
КСЭОН - Главой города Сочи с немедленным информированием федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю" (далее - ФКУ ЦУКС);
локальной системы оповещения - руководителем ПОО, в которых должны создаваться локальные системы оповещения и информирования, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с немедленным информированием оперативного дежурного дежурной смены ЕДДС города Сочи.
Непосредственные действия (работы) по задействованию системы оповещения осуществляются оперативным дежурным ЕДДС города Сочи по распоряжению начальника управления гражданской обороны и защиты населения администрации города Сочи.
Несанкционированное применение системы оповещения и информирования не допускается.
3.4. Оповещение работников в зависимости от характера возникшей ситуации производится оперативным дежурным дежурной смены МКУ г. Сочи "ЕДДС г. Сочи" с использованием систем автоматизированного оповещения АСО-8 "Рупор" на личные сотовые и квартирные телефоны, путем прямого дозвона, передачи СМС-сообщения или сообщения по электронной почте.
В случае невозможности автоматизированного оповещения, оповещение работников производится с использованием других доступных способов.
Оповещение работников администраций внутригородских районов города Сочи производится по распоряжению глав администраций соответствующих районов.
3.5. Информация об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и сигналы оповещения доводятся до:
руководящего состава М3 ТП РСЧС;
ДДС, ДС спасательных служб районов и организаций (объектов), входящих в состав М3 ТП РСЧС;
ДДС организаций, в которых, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, должны создаваться локальные системы оповещения и информирования;
населения, проживающего на территории города Сочи.
3.6. Органы повседневного управления М3 ТП РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил РСЧС в установленном порядке.
3.7. Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям и линиям связи с использованием программ телевизионного вещания, радиовещания, а также сети "Интернет".
Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению с перерывом программ вещания. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации. Передача речевой информации должна осуществляться, как правило, профессиональными дикторами из студии вещания. В исключительных, не терпящих отлагательства нестандартных случаях допускается прямая передача речевых сообщений оперативным дежурным с пункта управления с использованием электронных носителей с заранее подготовленным текстом. Факт прерывания вещательной программы должен быть документально оформлен дежурными службами.
Права и обязанности должностных лиц по организации доведения до населения через СМИ и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке соответствующими руководителями.
До населения доводится информация:
- об угрозе химического заражения при авариях на химически опасных объектах;
- об угрозе стихийных бедствий;
- об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Для привлечения внимания населения перед подачей речевой информации включаются электросирены, что означает сигнал "Внимание! Всем!", по которому население должно включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения. По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, включается сеть наружной звукофикации.
3.8. Информация об установленных границах зоны возникшей ЧС и решениях по защите населения, принятых в установленном порядке руководителем работ по ликвидации возникшей ЧС, доводится до населения, проживающего или работающего на предприятиях в опасной зоне незамедлительно с помощью имеющихся передвижных средств информирования населения (мобильный комплекс информирования и оповещения населения, мобильный пресс-центр, социальные сети).
3.9. Администрация города Сочи обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения, в том числе, экстренное оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и иных социально значимых происшествиях.
С этой целью администрация города Сочи:
организует работу по наполнению материалами о ЧС и иных социально - значимых происшествиях официального сайта администрации города Сочи в сети Интернет;
доводит до населения через СМИ и иные каналы (социальные сети) информацию о прогнозируемых ЧС не позднее 2 часов с момента получения прогноза; о произошедших чрезвычайных ситуациях или происшествиях - не позднее 1,5 часов с момента их возникновения и не более 20 минут после получения информации о них;
распространяет официальные заявления и сообщения, готовит пресс-релизы и иные информационные материалы для средств массовой информации;
организует работу по мониторингу и анализу организации информирования населения о ЧС;
организует обеспечение СМИ с периодичностью не реже 2 раз в сутки оперативными сведениями из районов ЧС о ходе работ по их ликвидации в случаях, если они продолжаются более 1 суток;
организует работу выездного пресс-центра в районе чрезвычайной ситуации.
организует оперативное получение информации о прогнозируемых и возникших на территории города Сочи ЧС, и ходе работ по их ликвидации, сведения о планируемых и проводимых мероприятиях по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
проводит фото- и видео-документирование аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также мероприятий для последующего направления в СМИ.
3.10. Управление гражданской обороны и защиты населения администрации города Сочи:
согласовывает информацию, направляемую в СМИ о ЧС. Время для согласования и проверки информации не должно превышать 1,5 часов;
осуществляет контроль за прохождением информации, направленной в СМИ о ЧС, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты;
запрашивает и получает в установленном порядке необходимую информацию о ЧС от органов местного самоуправления и организаций;
подготавливает в срок не более 40 минут после получения информации о ЧС справочные данные о районе и характере ЧС;
осуществляет сбор необходимых информационных сведений, в том числе, фото- и видеоматериалов;
при получении прогноза о возникновении, угрозе возникновения ЧС и иных социально значимых происшествиях направляет в Управление информации и аналитической работы администрации города Сочи и в Управление информатизации и связи администрации города Сочи информацию о прогнозируемых ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приёмах и способах защиты;
организует оповещение населения, не охваченного средствами муниципальной системы оповещения в рамках взаимодействия с Управлением внутренних дел по городу Сочи Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, Федеральным государственным казенным учреждением "10 Отряд федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю" МЧС России, федеральным государственным казенным учреждением "Южный Региональный поисково-спасательный отряд" МЧС России, Сочинскими аварийно-спасательными отрядами Государственного казенного учреждения Краснодарского края "Краснодарская краевая аварийно-спасательная служба "Кубань-СПАС", а также от муниципальным казенным учреждением "Служба спасения города Сочи" по оповещению и информированию населения с использованием специализированных технических средств оповещения об угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
3.11. Для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также иных социально значимых происшествиях привлекаются технические средства действующих радиовещательных и телевизионных станций, студий и систем кабельного телевидения и проводного вещания (далее - организации телерадиовещания), операторы подвижной радиотелефонной связи и владельцы сетей электрической связи (независимо от форм собственности).
3.12. Для передачи установленных единых сигналов оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, используется система оповещения, которая включает в себя:
комплексы технических средств муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения;
специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
специальные транспортные средства с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
мобильные (переносные) технические средства оповещения.
3.13. Оперативный контроль за своевременной организацией информирования населения через информационный канал "ЕДДС инфо" о ЧС осуществляется оперативным дежурным ЕДДС города Сочи.
4. Совершенствование и поддержание в готовности систем оповещения
4.1. Администрация города Сочи создаёт и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальную систему оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
4.2. В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения администрация города Сочи:
разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения;
организует и осуществляет подготовку специалистов по оповещению и информированию населения;
определяет потребность в мобильных средствах и создаёт запасы мобильных средств оповещения для оповещения населения.
Начальник управления |
В.Н. Снегирев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.