Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Основные макроэкономические параметры развития Атяшевского муниципального района на плановый период 2022 и 2023 годов
Социально-экономическая политика в Атяшевском муниципальном районе в целях обеспечения восстановления и устойчивого развития экономики в период 2022 - 2024 годов предусматривает реализацию следующих направлений:
реализация мер по улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятной предпринимательской среды, снижению административных барьеров для развития бизнеса, в том числе малого и среднего;
снижение издержек и повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей;
обеспечение роста производительности труда, создание высокопроизводительных рабочих мест;
рост оплаты труда работников в производственной и социальной сферах;
повышение энергоэффективности экономики и социальной сферы;
повышение эффективности государственного управления, качества предоставляемых государственных услуг;
совершенствование бюджетной, налоговой политики, повышение эффективности бюджетных расходов;
повышение качества жизни и развитие человеческого капитала за счет повышения уровня развития и доступности здравоохранения, образования, культуры и т.д.
Инвестиционная политика будет направлена на дальнейшее улучшение инвестиционного климата в целях привлечения инвестиций в экономику за счет всех источников финансирования.
В среднесрочный период 2022 - 2024 годов прогнозируется рост промышленного производства по консервативному варианту - на 7%, по базовому и целевому вариантам - на 6%.
Развитие аграрного сектора в 2022 - 2024 годах предусматривается обеспечить за счет реализации следующих первоочередных мер:
стимулирования роста объемов производства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса;
повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;
стимулирования привлечения в агропромышленный комплекс инвестиционных ресурсов и наращивания объемов лизинговых поставок для внедрения современных технологий, техники и оборудования, племенного скота;
увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест;
развития рынка экологически безопасного и здорового питания;
стимулирования развития животноводства на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
укрепления кормовой базы животноводства и улучшения работы ветеринарной службы для обеспечения выполнения задач по увеличению животноводческой продукции;
осуществления противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных животных;
модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых предприятий;
создания предпосылок для развития сельских территорий за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, повышения обеспеченности сельского населения питьевой водой, газификации домов природным газом;
обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
совершенствования механизмов и процедуры страхования в сельском хозяйстве и повышения удельного веса застрахованных площадей посевов;
повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях;
развития мелиорации с целью воспроизводства и эффективного использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, повышения продуктивного потенциала земель;
увеличения перерабатывающих, транспортных, логистических мощностей и осуществления функций продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозорганизаций;
развития сельскохозяйственного и несельскохозяйственного малого бизнеса на селе с целью увеличения объемов реализации продукции, повышения занятости и доходов сельского населения.
Для закрепления положительных тенденций развития агропромышленного комплекса с учетом сложившихся условий функционирования в среднесрочной перспективе будут решаться следующие задачи:
развитие производственного потенциала, сырьевой составляющей путем строительства и модернизации перерабатывающих мощностей, совершенствование экономических условий обеспечения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами;
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в агропромышленный комплекс, усиление контроля за их целевым использованием, обеспечение доступности и эффективности кредитования отрасли;
создание благоприятных экономических условий для привлечения частных инвестиций в развитие агропромышленного производства, реализации целевых федеральных и региональных программ развития АПК;
повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его финансовой устойчивости;
формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры рынка, достижение максимального уровня потребления продукции местных сельхозтоваропроизводителей;
повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции и генетического потенциала сельхозкультур и животных;
обеспечение доступа малых форм хозяйствования к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
привлечение союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.
В 2022 - 2024 годах прогнозируется рост валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств по консервативному варианту на 8,0%, по базовому варианту - на 6%.
В начале прогнозируемого периода в 2022 году предусматривается получить валовой сбор зерна в количестве 157 тыс. тонн, в конце периода - в 2024 году - 149 тыс. тонн, или меньше на 8 тыс. тонн, в связи с введением ЗАО "Мордовский бекон" в севооборот рапса, сои более 4000 гектаров. Особое внимание будет уделено производству продовольственного зерна: пшеницы, ржи, пивоваренного ячменя.
Валовое производство сахарной свеклы в 2022 году составит 172 тыс. тонн и в 2024 году 172 тыс. тонн.
Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий в 2022 году составит 10,5 тыс. тонн, в 2024 году - 10,5 тыс. тонн.
Особое значение придается развитию животноводства. Ставится задача за счет улучшения племенной работы, применения селекционно-генетических инноваций, укрепления кормовой базы довести производство молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах до 22 тыс. тонн в 2022 году и до 22,9 тыс. тонн в 2024 году.
Продолжится работа по реконструкции животноводческих ферм. Обновление стада животноводческих комплексов высокопродуктивным племенным поголовьем будет осуществляться за счет максимального использования потенциала племенных хозяйств республики и приобретения высокопродуктивного скота.
Производство скота и птицы в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2022 году составит 11 тыс. тонн, в 2024 году - 11,2 тыс. тонн.
Прогнозируемые объемы закупок и предполагаемая ситуация на рынке позволят перерабатывающим предприятиям выработать и реализовать потребителям мяса и субпродуктов первой категории в 2022 году 132,5 тыс. тонн и к 2024 году - 139,4 тыс. тонн, колбасы 17,7 тыс. тонн и к 2024 году - 18,0 тыс. тонн, полуфабрикаты 62,3 тыс. тонн и к 2024 году - 65,5 тыс. тонн, масла сливочного - 200 тонн и 200 тонн соответственно, сухого обезжиренного молока 300 тонн и к 2024 году 300 тонн.
За 2022 - 2024 годы за счет всех источников финансирования в районе будет построено и сдано в эксплуатацию свыше 21 тыс. кв. метров благоустроенного жилья.
Дальнейшее развитие основных направлений сферы жилищно-коммунального хозяйства будет осуществляться в рамках реализации региональных проектов "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда", а также региональных проектов "Чистая вода", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
В сфере управления многоквартирными домами обеспечение формирования для собственников помещений стимулов сохранения и повышения стоимости их собственности, в том числе посредством: покупки вторичного жилья на рынке недвижимости в 2022 году гражданам. проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, Атяшевский район, с. Челпаново, ул. Молодежная, д.1.; своевременного проведения капитального ремонта кровли многоквартирного дома N 14 в Микрорайоне N 2 рп. Атяшево.
Развитие малого и среднего бизнеса будет осуществляться в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2024 годы" Государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия" (утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. N 417), муниципальной программы Атяшевского муниципального района "Экономическое развитие Атяшевского муниципального района до 2025 года", утвержденной Постановлением Администрации Атяшевского муниципального района от 23 января 2019 г. N 12.
Реализация предусмотренных ими мер позволит:
создать благоприятные условия для эффективного развития малого и среднего предпринимательства;
привлечь дополнительные инвестиции на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса района;
реализовать перспективные инвестиционные проекты субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечить дальнейшее развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства;
создать дополнительные рабочие места в сфере малого и среднего предпринимательства;
обеспечить увеличение объема поступления налогов в бюджеты различного уровня и платежей во внебюджетные фонды от субъектов малого и среднего предпринимательства.
Конечной целью является формирование условий для дальнейшего развития малого предпринимательства, основанное на встраивании направлений поддержки предпринимательства в систему стратегических целей, задач и приоритетов развития района, снижение влияния основных ограничений развития малого и среднего предпринимательства, увеличение его вклада в экономику республики и обеспечение занятости населения.
Значительное внимание в комплексе мер будет отведено мероприятиям, направленным на оценку конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности и населением.
Действующее на товарных рынках количество организаций является достаточным для обеспечения свободной конкуренции товаров, работ и услуг.
Для достижения этого в районе реализуется План мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Атяшевском муниципальном районе.
В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства осуществляется реализация системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).
В 2022 году в рамках содействия развитию конкуренции продолжится работа по реализации мероприятий, направленных на:
обеспечение реализации в Атяшевском муниципальном районе положений Стандарта развития конкуренции;
проведение анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках для содействия развитию конкуренции в Атяшевском муниципальном районе;
обеспечение достижения ключевых показателей развития конкуренции на товарных рынках в Атяшевского муниципального района;
выполнение мероприятий, установленных Планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в Атяшевском муниципальном районе;
развитие конкуренции в сфере осуществления закупок, в том числе с увеличением доли закупок субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере государственного и муниципального заказа;
обеспечение реализации мероприятий по совершенствованию процессов управления объектами муниципальной собственности;
снижение количества "антимонопольных" нарушений.
В числе важнейших мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в Атяшевском муниципальном районе - совершенствование контрольно-надзорной деятельности.
В целом реформа контрольно-надзорной деятельности направлена на достижение трех глобальных целей. Первостепенная цель реформы - обеспечить безопасность жизни и здоровья человека. Вторая цель - обеспечить бизнесу возможность работать и развиваться, не тратя значительных ресурсов на прохождение проверок. Третья цель - обеспечить повышение уровня эффективности непосредственно контрольно-надзорной деятельности.
С 1 июля 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Муниципальным органам, осуществляющим муниципальный контроль, необходимо обеспечить его эффективную реализацию, а именно:
более оптимально использовать имеющиеся ресурсы, концентрируя их на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения надзорных мероприятий с их видом и интенсивностью;
стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц;
уменьшить непосредственное взаимодействие контролируемых лиц и надзорных органов, повысить оперативность обмена информацией;
повысить эффективность работы надзорных органов и снизить объем их документооборота;
изучить и правильно использовать дополнительные инструменты, предоставленные Законом, для оценки соблюдения обязательных требований;
повысить законность и прозрачность надзорной деятельности, снизить количество споров при осуществлении контроля.
Для реализации положений Закона органам власти и местного самоуправления необходимо будет решить целый комплекс задач:
актуализировать число фактически исполняемых видов муниципального контроля и видов контроля, осуществляемых согласно переданным федеральными органами исполнительной власти полномочиям;
разработать нормативно-правовые акты, требующие принятия в соответствии с распоряжением Главы Республики Мордовия от 13 апреля 2021 г. N 146-РГ, в т.ч. новые положения о видах контроля, программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, формы проверочных листов;
принять участие в формировании информационных систем муниципального контроля, в том числе "Системы мониторинга КНД", Единого реестра контрольно-надзорных мероприятий. В данном реестре согласно Закону, наряду с информацией о проводимых надзорными органами плановых и внеплановых проверках, также будут учитываться сведения о профилактических мероприятиях, принятых решениях и действиях должностных лиц при проведении указанных мероприятий. В случае отсутствия в указанном едином реестре сведений о надзорном мероприятии либо отдельном надзорном действии на момент начала их проведения осуществление таких мероприятий, не допускается;
продолжить внедрение риск-ориентированного подхода.
Работа надзорных органов будет оцениваться на основе системы показателей результативности и эффективности, которая включает: ключевые показатели видов надзора, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий надзорный орган и индикативные показатели видов надзора, применяемые для мониторинга надзорной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
необходимо будет научиться применять новые виды и механизмы осуществления профилактических мероприятий, к числу таких мероприятий отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, осуществление консультирования, самообследование, профилактический визит;
важная задача - определить необходимость в применении и в последующем освоить новые виды надзорных мероприятий, такие как: мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит и выездное обследование, то есть у надзорного органа расширяется набор способов для оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Эти новые способы осуществления надзора связаны с меньшими издержками для контролируемых лиц по сравнению с традиционным проведением проверок, а некоторые из них проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Необходимо изменить образ контрольно-надзорных органов. Перед ними стоят задачи не только реагировать по факту совершения правонарушения, привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности, но и активно способствовать правомерному поведению в подконтрольной сфере, предупреждать и предотвращать нарушения обязательных требований, причинение вреда охраняемым ценностям.
В целом необходимо добиться:
снижения административной нагрузки на бизнес. Эффективный контроль позволит избежать избыточного административного давления на бизнес (затраты бизнеса и государства, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), не должны превышать размера потенциального ущерба от несоблюдения обязательных требований, являющихся предметом контроля);
стимулирования выхода предпринимателей из "теневого" сектора. Отказ от избыточного контроля должен привести к большей экономической оправданности добросовестного ведения бизнеса по сравнению с нелегальной деятельностью в нарушение установленных требований (соблюдение требований должно быть экономически выгоднее их несоблюдения);
применения четких правил контроля и тем самым защиты прав предпринимателей;
обеспечить безопасность жизни и здоровья человека;
обеспечить повышение уровня эффективности непосредственно контрольно-надзорной деятельности.
Прогнозируется улучшение ситуации на потребительском рынке. Динамика показателей, характеризующих доходы населения, соответствующе отразится на потребительском спросе. После снижения темпов розничного товарооборота до 94,7% в 2020 году, связанного с ограничительными мерами по соблюдению режима повышенной готовности на территории Атяшевского муниципального района, оборот розничной торговли в среднесрочный период по базовому варианту прогноза увеличится на 1,5%, по целевому - на 1,0%, в 2024 году в абсолютном выражении составит 1,6 млрд. рублей.
Основной задачей развития потребительского рынка остается развитие конкурентной среды в целях создания условий для снижения цен и повышения качества и безопасности товаров.
Основные направлениями развития потребительского рынка в прогнозируемый период:
повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения;
формирование торговой инфраструктуры с учетом многообразия видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
повышение экономической и территориальной доступности товаров и услуг для населения;
содействие продвижению товаров отечественного производства на потребительском рынке района;
обеспечение насыщения потребительского рынка качественной и безопасной продукцией;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, создание естественных условий для развития свободной конкуренции, организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и осуществляющими производство (поставки) товаров.
В среднесрочном периоде 2022 - 2024 годов динамика платных услуг населению и его структура будут определяться денежными доходами населения и уровнем потребительских цен на услуги. Прогнозируется увеличение объема платных услуг населению за три года по консервативному варианту - на 2%, по базовому и целевому вариантам - на 3,5%.
Для рынка платных услуг населению в прогнозном периоде будет характерно увеличение объемов услуг, связанных с предложением новых видов услуг в сфере мобильной связи, Интернет, в области рекламы; рост объемов платных услуг, связанных с оформлением сделок с недвижимостью; формирование конкурентной среды на рынке услуг за счет вовлечения в отрасль малого бизнеса и увеличения объемов платных услуг за счет расширения ассортимента услуг.
Важными задачами являются: обеспечение территориальной и ценовой доступности бытовых услуг для всех категорий населения; дальнейшее развитие сети бытового обслуживания в сельской местности, предусматривающее восстановление, модернизацию и открытие новых сельских комплексных приемных пунктов, расширение выездного обслуживания; увеличение объемов реализации информационных услуг (электронной связи, телекоммуникаций).
Главной задачей в сфере управления и использования муниципальной собственности в 2022 году и в плановом периоде до 2024 года останется совершенствование модели управления муниципальной собственностью.
Для решения поставленной задачи необходимо:
осуществлять актуализацию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база может определяться для целей налогообложения как кадастровая стоимость, и проведение проверок по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества на территории Атяшевского муниципального района, с целью уточнения перечня указанных объектов;
активизировать работу по проведению инвентаризации, постановке на учет, оформлению и регистрации права собственности на объекты недвижимости и земельные участки под ними, в том числе обеспечить: долю объектов недвижимого имущества, на которое зарегистрировано право собственности Администрации Атяшевского муниципального района и вещное (обязательное) право, в общем количестве незарегистрированных объектов - 100%;
продолжить работу по оформлению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей и предоставлению их и образованных из них земельных участков сельскохозяйственным организациям, осуществляющим использование таких земельных участков;
вовлечь в хозяйственный оборот максимальное количество объектов государственной и муниципальной казны;
выполнить прогноз поступления доходов от сдачи в аренду имущества и земельных участков, находящихся в собственности Администрации Атяшевского муниципального района и в собственности сельских (городского) поселений;
проводить проверки по распоряжению, использованию по назначению и сохранности муниципального имущества.
Результатами реализации указанных мер должны стать максимизация доходов от использования муниципального имущества
Ключевыми целями социально-экономической политики остаются повышение доходов населения, заработной платы и мотивации к труду.
Рост заработной платы в прогнозируемом периоде будет обусловливаться реализацией мер, проводимых в республике по дальнейшему ускоренному ее развитию: устойчивому повышению заработной платы, опережающему среднероссийские показатели, а также достижению размера среднемесячной заработной платы в республике в 2024 году не менее 42 тысячи рублей. Принимаемые меры будут способствовать положительной динамике заработной платы во внебюджетном секторе экономики.
В условиях достаточно равномерного роста экономики и стабильной инфляции реальная заработная плата за 2022 - 2024 годы в условиях консервативного варианта увеличится на 6%, в условиях базового варианта - на 7%, в условиях целевого варианта - на 8%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.