Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Торбеевского муниципального района
от 22 сентября 2021 г. N 380
Муниципальная программа
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Торбеевского муниципального района Республики Мордовия на 2021 - 2025 годы
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Муниципальная программа выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Торбеевского муниципального района Республики Мордовия |
Заказчик |
Управление по работе с учреждениями образования администрации Торбеевского муниципального района |
Разработчик |
Управление по работе с учреждениями образования администрации Торбеевского муниципального района |
Цели программы |
Создание единой муниципальной системы эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи как основы роста конкурентных преимуществ Торбеевского муниципального района. |
Задачи программы |
1. Формирование образовательной среды для раскрытия способностей и талантов детей и молодежи в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. 2. Выявление талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности посредством расширения потенциала олимпиадного, конкурсного движения, возможностей спортивных соревнований. 3. Обеспечение вариативности образовательных услуг, повышение их качества для достижения высокого уровня образованности талантливых детей и молодежи. 4. Разработка и внедрение перспективных моделей и реализация дополнительных образовательных и общеразвивающих программ для талантливых детей и молодежи. 5. Формирование системы наставничества и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов талантливых детей и молодежи 6. Формирование системы психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи на разных уровнях образовательных систем, в том числе и лиц с ОВЗ. 7. Развитие форм поддержки талантливых детей и молодёжи, в том числе и лиц с ОВЗ. 8. Совершенствование системы управления процессами выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. 9. Обеспечение методического сопровождения педагогов и руководителей, осуществляющих работу с талантливыми детьми и молодежью. 10. Обеспечение межведомственной координации работы, концентрации организационных усилий на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, сетевых механизмов взаимодействия. 12. Обеспечение финансовой и материально-технической поддержки образовательных организаций, педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Увеличение количества детей и молодежи, охваченных различными формами развития образовательных достижений (участвующих в региональных, федеральных и международных олимпиадах, соревнованиях, конкурсных мероприятиях по различным направлениям деятельности). 2. Увеличение количества детей и молодежи, занимающих призовые места в районных, республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных олимпиадах по различным направлениям деятельности. 6.Увеличение доли талантливых детей и молодежи, поступивших в образовательные организации высшего образования. 7. Увеличение количества и доли инновационных проектов с участием талантливых детей и молодежи в общем количестве проектов, реализуемых на территории. 8. Наличие кадрового резерва для сферы муниципального управления. |
Срок действия программы |
2021 - 2025 гг. |
Участники программы |
Управление по работе с учреждениями образования администрации района. Образовательные учреждения района. МКУ "Центр информационно-методического и технического обеспечения муниципальных бюджетных учреждений образования". Отдел по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации района. |
2. Обоснование актуальности программы
Муниципальная Программа выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее Программа) разработана в целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года, в рамках приоритетного национального проекта "Образование", подпрограммы "Одаренные дети", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018.
Актуальность разработки Программы и выбор заложенных в ее основу содержательных подходов продиктованы предъявлением качественно новых требований к человеческому капиталу, диктующих структурные изменения на рынке труда, основанных на знаниях и мотивации в условиях перехода на инновационную экономику. Все это определяет изменения в структуре запроса на кадры: современной экономике необходимы профессионалы с высокой способностью к обучению и восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Появляется высокий спрос на творческие личности и команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач, в том числе задач развития района. Эффективное развитие и использование потенциала и способностей молодого человека становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности района, региона и страны в целом.
Одной из ключевых задач для района становится наращивание человеческого потенциала. Специалисты в сфере работы с талантом и одаренностью человека отмечают, что у большинства молодежи присутствует потенциал к высоким достижениям в тех или иных областях человеческой деятельности. Вместе с тем демонстрацию этих достижений, действительно выдающегося результата получается осуществить лишь очень ограниченному числу молодых людей. Одной из причин этого является сильная зависимость процесса развития талантов от реальных условий и возможностей образовательной системы и образовательной среды.
На сегодняшний день в Торбеевском муниципальном районе накоплен определённый опыт работы с талантливыми детьми и молодежью. Работу в этом направлении осуществляют 8 общеобразовательных организаций, 1 дошкольная образовательная организация, 2 организации дополнительного образования.
Центром ответственности за организацию работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи является управление по работе с учреждениями образования администрации района, которое организует совместную деятельность с образовательными организациями, другими учреждениями, ведомствами.
В районе действует развитая сеть республиканских и муниципальных экспериментальных площадок по обработке и внедрению в образовательный процесс эффективных методик и инновационных технологий с детьми, начиная с раннего возраста.
МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" является региональной площадкой по 2-м направлениям: проведению фестиваля иностранных языков "Мир безграничного детства" и проведению литературных фестивалей. Торбеевская СОШ N 3 - это региональная площадка для проведения научно - практических конференций "Юный исследователь". МБОУ "Варжеляйская СОШ" - это региональная площадка для проведения научно - исследовательских конференций "Мордовия глазами детей". Также следует отметить, что Торбеевская СОШ N 1 заключила Соглашение с ГБОУ "Республиканский лицей для одаренных детей" в целях сотрудничества, подготовки и работы с одаренными детьми.
Информация о реализуемых мероприятиях своевременно размещается на официальных сайтах образовательных учреждений района и аккаунтах в сети Интернет.
Для создания условий включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность и развития высоконравственной личности в районе ежегодно проводятся массовые мероприятия с обучающимися по всем направлениям дополнительного образования детей. Мероприятия проводятся поэтапно: школьный, муниципальный, участие в зональном, региональном уровнях, с целью тщательного отбора участников на межрегиональный и всероссийский уровни. Мероприятия проводятся совместно с заинтересованными учреждениями и ведомствами.
В 2020 - 2021 учебном году обучающимся общеобразовательных учреждений района был предложен широкий выбор участия в различных конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского уровней. Воспитанники МБУ ДО "Дом творчества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" приняли участие в 17 районных конкурсах, 21 республиканском конкурсе, 4 всероссийских конкурсах. Весомые результаты достигнуты в таких республиканских конкурсах как: VII республиканская орнитологическая научно-практическая конференция, конкурс прикладного творчества "Фантастика", "Космос - мир фантазий", "Защитим лес", конкурс экологического плаката, "Мой музей", конкурс литературно-творческих работ "Память в сердце, гордость в поколениях" и др. В копилке побед 19 победителей и призёров республиканских конкурсов.
Организация работы с талантливыми детьми и молодежью, на решение которой направлена Региональная программа выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Мордовия на 2020 - 2024 годы (приказ Министерства образования РМ от 29 апреля 2020 г. N 425).
Одной из самых массовых и эффективных форм работы по выявлению одарённых детей остается олимпиадное движение.
В 2019 - 2020 учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам приняли участие 900 учащихся 7 - 11-х классов, из них победителей - 49 чел. (5,4%), призеров 118 чел. (13,1%).
Общее количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников - 52 чел., из них: победителей - 0 чел. (0%); призеров - 10 чел. (19,2%).
В 2020 - 2021 учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам приняли участие 555 учащихся 7 - 11-х классов, из них победителей - 58 чел. (10,5%), призеров 115 чел. (20,7%).
Общее количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников - 22 чел., из них: победителей - 0 чел. (0%); призеров - 2 чел. (9%).
Открытие в республике 2018 году детского технопарка "Кванториум", а в 2019 году Мобильного технопарка для школьников позволило организовать целенаправленную работу по выявлению и дальнейшему сопровождению одаренных в инженерных науках детей.
Воспитанники МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа Торбеевского муниципального района Республики Мордовия" в 2020 - 2021 учебном году приняли участие в 56 физкультурно-спортивных мероприятиях, из них 16 районных соревнований, 35 республиканских, 2 межрегиональных и 3 всероссийских.
В 2020 году в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребёнка" национального проекта "Образование", во исполнении приказа Министерства образования Республики Мордовия от 30 января 2020 г. N 88 "Об организации деятельности мобильного технопарка "Кванториум" на базе МБОУ "Торбеевская СОШ N 1" создан центр агломерации для посещения учащимися общеобразовательных учреждений района выездного мобильного технопарка "Кванториум". Образовательный комплекс на колесах современного формата помог учащимся школ освоить лазерные и космические технологии, основы виртуальной и дополнительной реальности, а также другие перспективные направления. Учащиеся (в количестве 306 человек) познакомились с курсами: "Гео", включающими многообразие пространственных действий, "Промдизайн" по проектированию и 3D - моделированию предметной окружающей среды, с объемной визуализацией и виртуальной реальностью.
На основании приказа Министерства образования Республики Мордовия от 7 июня 2021 г. N 484 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства образования Республики Мордовия" в 2021 году работа выездного мобильного технопарка "Кванториум" будет осуществляться на базе МБОУ "Дракинская СОШ".
Инновационные технологии и новые формы работы с одаренными детьми отрабатываются в муниципальном профильном лагере для одаренных детей. Разработаны педагогические подпрограммы, сопровождающие развитие одарённых детей во внешкольный период, культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, которые реализуются на базе муниципального лагеря для одаренных детей.
В рамках учебной и воспитательной работы в условиях муниципального лагеря для одарённых детей используются проектные технологии, обучение в малых группах, коллективный способ обучения, проблемное обучение, игровые, тренинговые технологии.
В 2021 - 2023 г.г. в соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 24 ноября 2020 года N 1420 "Об утверждении перечня образовательных организаций Республики Мордовия, в которых будет обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" в 2021 - 2023 г.г." планируется реализация данного проекта на базе МБОУ "Торбеевская ООШ", "Жуковская СОШ".
Центры образования гуманитарного и цифрового профилей "Точка роста" создаются в России в рамках федерального проекта "Современная школа" нацпроекта "Образование". Они формируются как структурные подразделения школ, расположенных в сельской местности и малых городах.
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 29 декабря 2018 года N 1147 "Об утверждении" с 24 сентября 2019 года в МБОУ "Жуковская СОШ" и "Салазгорьская СОШ" функционируют Центры цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
В соответствии с приказом Министерства образования Республики Мордовия от 26 сентября 2019 года N 1105 "Об утверждении" 29 сентября 2020 года на базе МБОУ "Торбеевская средняя общеобразовательная школа N 3" открылся аналогичный Центр цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".
ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.ру" осуществляет подготовку и переподготовку педагогических работников района по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи. В районе ежегодно проводятся муниципальные конкурсы профессионального мастерства: "Учитель года", "Воспитатель года", "Ученик года" и др.
Неоднократно учащиеся школ принимали участие в конкурсном отборе учащихся, выдвигаемых на присуждение премии Главы Республики Мордовия, Главы муниципального района.
В то же время, несмотря на определенные достижения в работе с одаренными детьми и молодежью, можно выделить и целый ряд проблемных вопросов.
Отсутствует межведомственная координация работы, сложившиеся формы не образуют единой системы "сквозного сопровождения" развития одаренной личности от момента ее выявления до реализации в какой-либо форме: поступления в вуз, трудоустройства, создания собственного бизнеса, развития индивидуальной научной, творческой или спортивной карьеры и т.д.
В районе недостаточно квалифицированных кадров, психологов и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью.
Отмечается низкий уровень материально-технической базы учреждений дополнительного образования. Требует совершенствования массовая практика использования технологий образования, направленных на развитие творческих способностей детей и молодежи.
Следует также отметить недостаточное вовлечение общественного и коммерческого секторов в работу с талантливыми детьми и молодежью.
Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих проблем:
- отсутствие целостной системы работы, низкая межведомственная координация выявления, развития и сопровождения талантливых детей и молодежи, в том числе трудоустройства;
- отток талантливой молодежи из района ;
- неэффективность механизмов подбора и подготовки персонала высокой квалификации и отсюда нехватка специалистов разных , специальностей по работе с талантливыми детьми и молодежью;
- преобладание потребительских социальных установок, низкий уровень самостоятельности и инициативности детей и молодежи.
Данная Программа рассчитана на 2021 - 2025 годы и направлена на реализацию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи района через разработку программ, ориентированных на работу с талантливыми детьми и молодежью, осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия и государственно-частного партнерства по поддержке талантливых детей и молодежи, осуществление психолого-педагогического сопровождения способных детей и молодежи, совершенствование системы подготовки педагогических кадров по вопросам работы с талантливыми детьми и молодежью.
3. Цели и задачи программы
Целью Программы является создание единой муниципальной системы эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи как основы роста конкурентных преимуществ Торбеевского района Республики Мордовия.
Задачи программы:
1. Формирование образовательной среды для раскрытия способностей и талантов детей и молодежи в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Выявление талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности посредством расширения потенциала олимпиадного, конкурсного движения, возможностей спортивных соревнований.
3. Обеспечение вариативности образовательных услуг, повышение их качества для достижения высокого уровня образованности талантливых детей и молодежи.
4. Разработка и внедрение перспективных моделей и реализация дополнительных образовательных и общеразвивающих программ для талантливых детей и молодежи.
5. Формирование системы наставничества и психолого-педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов талантливых детей и молодежи
6. Формирование системы социального и психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи на разных уровнях образовательных систем, в том числе и лиц с ОВЗ.
7. Развитие форм поддержки талантливых детей и молодёжи, в том числе и лиц с ОВЗ.
8. Совершенствование системы управления процессами выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи.
9. Обеспечение учебного, методического сопровождения педагогов и руководителей, осуществляющих работу с талантливыми детьми и молодежью.
10. Организация опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы, направленной на развитие системы выявления и поддержки талантов и способностей у детей и молодежи.
11. Обеспечение межведомственной координации работы, концентрации интеллектуальных, финансовых и организационных усилий на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, сетевых механизмов взаимодействия.
12. Обеспечение финансовой и материально-технической поддержки образовательных организаций, педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью.
Программа предполагает равные возможности и общие требования для всех участников. Предусматривается доведение до сведения молодежи, детей, их родителей, педагогов максимально полной информации о возможностях образования и науки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства и различных форм самореализации по приоритетным направлениям современного развития.
Предполагается широкое вовлечение в качестве партнеров и операторов реализации Программы различных общественных структур и коммерческих формирований. Программа ориентирована на открытость и доступность информации для всех заинтересованных сторон, нацелена на устойчивое формирование социальных настроений поддержки таланта.
Системность в реализации Программы подразумевает учет всех основных факторов и направлений работы с талантливыми детьми и молодежью, координацию деятельности всех звеньев инновационной и образовательной инфраструктуры, учет интересов государства, работодателей, общественности, самих детей и молодежи.
Программа также исходит из необходимости гармоничного сочетания индивидуальной свободы и социальной ответственности детей и молодежи, когда личные и общественные интересы не вступают в противоречия, а согласовываются во взаимодействии в целях самореализации молодежи и развития района.
Прогноз эффективности и действенности Программы основан на том, что общая стратегия ее реализации предполагает:
- учет последних научных достижений и практик в сфере выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- адаптацию системы выявления, сопровождения и развития талантов к постоянно меняющимся условиям современного мира и требованиям рынка труда;
- детальный мониторинг изменений, происходящих в ходе реализации Программы;
- реализацию механизмов обратной связи, позволяющих участникам и партнерам влиять на работу системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи, вносить предложения по ее совершенствованию.
4. Основные направления реализации программы
Муниципальная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи направлена на раскрытие интеллектуально-творческого потенциала в различных типах одаренности:
- интеллектуальная одаренность, характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития, проявляющимся в научно-исследовательской, инновационной, предметной деятельности;
- творческая и художественная одаренность, характеризуется высокими достижениями в области художественного творчества, музыки, изобразительном искусстве, литературе, сценической деятельности;
- спортивная одаренность, характеризуется высоким уровнем физического развития и высокими достижениями в различных видах спорта;
- социальная одаренность, характеризующаяся успешностью в общественной и предпринимательской деятельности, лидерскими и организаторскими способностями.
Основные направления реализации Программы обусловлены ее целями и задачами и отражают приоритеты их выполнения.
1. Формирование образовательной среды для раскрытия способностей и талантов детей и молодежи в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
- использование возможностей основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего (общего) образования, включающих в свой состав основные и дополнительные образовательные программы, программы воспитания детей в условиях внеурочной деятельности, для решения задач развития способностей всех обучающихся;
- использование модели дистанционного образования в процессе реализации образовательных программ на основе обеспечения персонального доступа обучающихся к сети Интернет;
- формирование опыта организации и презентации самостоятельной учебно-исследовательской и проектировочной деятельности обучающихся как механизма реализации индивидуальных достижений обучающихся;
- введение модели оценки и самооценки образовательных результатов на основе академических и творческих достижений обучающихся с использованием различных форм, в том числе "портфолио".
- расширение возможностей дополнительного образования детей для реализации деятельностного компонента образовательных стандартов, обеспечение практики свободного выбора детьми видов деятельности, их творческой самореализации в образовательном пространстве;
- обеспечение полноценной досуговой деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности, в том числе в каникулярное время за счёт расширения школьного образовательного пространства посредством использования возможностей внешней социокультурной среды.
- формирование навыков позитивной коммуникации между всеми участниками образовательного процесса как основы психологически комфортной школьной образовательной среды;
2. Выявление талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности посредством расширения потенциала олимпиадного, конкурсного движения, возможностей спортивных соревнований:
- развитие дистанционных форм олимпиадных, конкурсных, образовательных и проектных мероприятий;
- совершенствование форм и технологий проведения олимпиад, конкурсов, соревнований на разных уровнях образовательных систем;
- отбор, целевая подготовка и обеспечение участия талантливых детей и молодежи в районных, республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях;
- осуществление мониторинга продвижения талантливых детей и молодёжи по результатам их выступления на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях образовательных систем.
3. Формирование системы социально и психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи на разных уровнях образовательных систем, в том числе и лиц с ОВЗ:
- совершенствование психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи в соответствии с их запросами, включение психологического консультирования в программы подготовки обучающихся к олимпиадам, соревнованиям и конкурсам;
- создание условий для участия в олимпиадном, конкурсном движении и спортивных состязаний талантливым детям и молодежи с ОВЗ;
- выстраивание и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий развития талантливых детей и молодежи в районной образовательной системе, в том числе с участием сетевых и социальных партнёров;
- внедрение разнообразных интегрированных образовательных программ, совместно реализуемых организациями общего и дополнительного образования;
- разработка и реализация тематических каникулярных программ для обеспечения обучения, оздоровления и отдыха талантливых детей и молодежи в соответствии с видами их способностей.
4. Развитие форм поддержки талантливых детей и молодёжи, в том числе и лиц с ОВЗ:
- стимулирование образовательных и личностных достижений талантливых детей и молодежи посредством выплаты премий за счёт муниципального бюджета;
- индивидуальная поддержка талантливых детей и молодежи с ОВЗ или находящихся в сложной жизненной ситуации;
- совершенствование традиции чествования талантливых детей и молодежи по итогам их выступлений на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
предоставление возможностей талантливым детям и молодежи позиционирования своих проектов, публикаций исследовательских, творческих работ.
5. Обеспечение учебного, научно-методического сопровождения родителей, педагогов и руководителей, осуществляющих работу с талантливыми детьми и молодежью:
- подготовка педагогических и управленческих кадров к работе с талантливыми детьми и молодежью;
- организация на базе ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.ру" повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников района по программам по работе с талантливыми детьми и молодежью, соответствующим перспективным направлениям социально-экономического развития, в том числе в дистанционной форме и с использованием цифровых технологий;
- развитие института наставничества;
- проведение научно-практических семинаров, дискуссий, конференций, выставок, мероприятий, в том числе в дистанционном режиме по проблемам таланта и одарённости, особенностям работы с данной категорией обучающихся, в том числе детей с ОВЗ;
- оказание консультационной помощи родителям талантливых детей и молодежи;
6. Обеспечение финансовой и материально-технической поддержки образовательных организаций, педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью:
- совершенствование механизмов предоставления финансовой поддержки педагогам, подготовившим победителей и призёров олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей в формах премий и грантов;
- финансовая поддержка конкурсов профессионального мастерства, в том числе на основе государственно-частного и социального партнёрства;
- материально-техническое обеспечение образовательных организаций, целенаправленно и результативно работающих с талантливыми детьми и молодежью, для развития инфраструктуры: учебных лабораторий, предметных кабинетов, творческих мастерских, спортивных залов и площадок и т.д.;
- привлечение средств районного бюджета, внебюджетных средств, в том числе спонсорских средств для осуществления работы с талантливыми детьми и молодежью.
5. Механизмы реализации программы
Механизм реализации муниципальной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи предполагает:
- проведение систематического мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Программы.
- организацию работы по корректировке Программы на основании полученных результатов мониторинга;
- внесение изменений и дополнений в Программу;
6. Ресурсное обеспечение программы
Муниципальным координатором Программы является управление по работе с учреждениями образования администрации Торбеевского муниципального района.
Обеспечение реализации мероприятий Программы осуществляется за счет правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, финансово-экономических, информационных, материально-технических ресурсов.
Правовые ресурсы включают:
- муниципальную нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность по реализации Программы;
- систему межведомственного и сетевого взаимодействия в рамках выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.
Организационно-управленческими ресурсами являются:
- созданные в районе условия для обеспечения эффективной деятельности по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и контроля;
- поддержка образовательных программ, ориентированных на талантливых детей и молодежь, в том числе детей с ОВЗ, требующих особого внимания государства и общества.
Кадровые ресурсы предполагают:
- наличие квалифицированных педагогических и управленческих кадров, высокомотивированных на работу с талантливыми детьми и молодежью;
- создание условий для подготовки, переподготовки и повышения профессионального мастерства педагогов в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Программы;
Научно-методические ресурсы предусматривают:
- обновленное содержание образовательных программ для талантливых и способных детей и молодежи, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и специалистов, работающих с талантливыми детьми и молодежью;
- наличие показателей эффективности системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Финансово-экономические ресурсы обеспечивают:
- создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности образовательных организаций по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
- координацию системы поощрения одаренных детей за счет средств местного бюджета, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
- создание гибкой и открытой системы материального стимулирования качества работы организаций и педагогических работников в рамках выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.
Информационные ресурсы представлены:
- информационной открытостью, обеспечением доступа граждан к полной и объективной информации о мероприятиях Программы;
- современными информационными и коммуникационными технологиями, электронными информационно-методическими ресурсами для достижения цели и результатов реализации Программы;
Материально-технические ресурсы обеспечивают:
- реализацию программ по работе с одаренными детьми с учетом использования современных технологий, новых форм и методов обучения, доступных для всех обучающихся на территории района;
7. Предполагаемые этапы реализации программы
Предполагаются три этапа реализации Программы, сроки которых обусловлены ее ресурсным обеспечением.
Первый этап - создание основных механизмов и принятие Программы (2 - 3 квартал 2021 г.).
Второй этап - отработка технологий по реализации ключевых направлений и механизмов взаимодействия учреждений, организаций, участвующих в реализации Программы (4 квартал 2021 г.).
Третий этап - выстраивание целостной системы работы по реализации мероприятий дорожной карты Программы (2021 - 2025 гг.).
8. Планируемые результаты программы
В ходе реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
- создание и функционирование в Торбеевском муниципальном районе эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- совершенствование форм работы с талантливыми детьми и молодежью;
- развитие и совершенствование дистанционных форм и технологий проведения олимпиад, конкурсов, соревнований на разных уровнях образовательных систем;
- психолого-педагогическое сопровождение талантливых детей и молодежи, в том числе с ОВЗ, в соответствии с их запросами;
- разработка и реализация тематических каникулярных программ для обучения, оздоровления и отдыха талантливых детей и молодежи в соответствии с видами их способностей;
- проведение мероприятий, ориентированных на подготовку и переподготовку педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе в дистанционном формате;
- совершенствование системы проведения конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки специалистов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодёжью, на основе использования онлайн технологий;
- предоставление финансовой поддержки педагогам, подготовившим победителей и призёров олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей в формах премий и грантов;
- проведение практических семинаров, дискуссий, конференций, выставок, мероприятий, в том числе в дистанционном режиме по проблемам таланта и одарённости, особенностям работы с данной категорией обучающихся, в том числе детей с ОВЗ;
- разработка показателей для проведения объективного мониторинга качества муниципальной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
9. Финансирование программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств муниципальной программы "Развитие образования в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия на 2016 - 2024 годы", Государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2025 годы.
10. Показатели эффективности программы
N |
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
1 |
Охват детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования (процент) |
64,3 |
68,1 |
70 |
71 |
71 |
2 |
Численность детей и молодежи, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам, соответственно (человек): - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап |
230 450 20
|
240 450 20
|
240 500 25
|
250 500 25
|
250 500 25
|
3 |
Количество победителей и призеров муниципального/регионального этапа ВСОШ |
130/6 |
140/8 |
150/10 |
150/10 |
150/10 |
4 |
Доля способных и талантливых детей, в том числе с ОВЗ, охваченных психолого-педагогическим сопровождением(%)
|
15 |
20 |
20 |
25 |
30 |
5 |
Доля детей и молодежи, ставших победителями и призерами олимпиад, соревнований, конкурсов разных уровней от общего количества участников (процентов) |
9 |
10 |
10 |
10 |
11 |
6 |
Количество премий для поддержки одаренных детей и талантливой молодежи |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
7 |
Доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования (%) |
18 |
18 |
20 |
20 |
22 |
8 |
Количество профильных смен для талантливых детей на базе оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Количество обучающихся, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей |
20 |
25 |
25 |
25 |
30 |
10 |
Доля обучающихся профильных классов, набравших по профильным предметам высокие баллы ЕГЭ (%) |
30 |
30 |
35 |
35 |
35 |
11 |
Численность педагогических работников образовательных организаций, осуществивших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области работы с талантливыми детьми и молодежью (человек) |
15 |
15 |
18 |
20 |
20 |
12 |
Количество конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки специалистов, работающих с талантливыми детьми и молодежью |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
13 |
Количество проведенных мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.