Определение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2021 г. N 309-ЭС21-6857 по делу N А76-23691/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (г. Кыштым Челябинской области) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2020, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2021 по делу N А76-23691/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Медея" (далее - Центр) о взыскании 22 072 руб. 91 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2019 по 31.05.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство).
Арбитражный суд Челябинской области решением от 03.02.2020, оставленным без изменения постановлениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 и Арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2021, взыскал с Центра 733 руб. 95 коп. задолженности, в остальной части иска отказал.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть указанные судебные акты в кассационном порядке.
Дело 31.05.2021 истребовано из Арбитражного суда Челябинской области.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы истребованного дела и приведенные в жалобе доводы (с дополнениями), судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Общества вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов истребованного дела и установлено судами, на основании соглашения от 23.11.2017 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Общество приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, Челябинской области, данным соглашением, на период с 23.11.2017 по 22.11.2027.
Центр (потребитель), который оказывает поликлиническую медицинскую помощь и находится в нежилом помещении жилого здания по адресу: Челябинская обл., г. Снежинск, б-р Циолковского, д. 14, н/п N 33, направил Обществу заявку от 16.01.2019 N М-01-19/02 на заключение договора с региональным оператором на вывоз ТКО, указав в заявлении количество посещений пациентов в месяц - 405.
Постановлением Министерства от 24.12.2018 N 87/3 утверждена производственная программа и предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера Челябинской области для Общества на 2019 год (далее - постановление N 87/3), согласно которой предельный единый тариф составил 363 руб. 34 коп./куб.м.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области утверждены постановлением Министерства от 31.08.2017 N 42/1 (далее - Нормативы накопления ТКО), которым для поликлиник предусмотрен норматив накопления ТКО в год в размере 0,364 куб.м на расчётную единицу, за которую принимается одно посещение пациентом.
Общество на основании заявки Центра подготовило проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 N 12 468, в приложении N 2 к которому предусмотрело размер ежемесячной платы за вывоз ТКО в сумме 4414 руб. 58 коп., рассчитанной следующим образом:
405 посещений х 0,364 куб.м в год/12 х 363,34 руб./куб.м.
Данный расчет Общество произвело на основании пункта 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), согласно которым размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к данным Правилам.
По этой формуле размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м нежилом помещении в многоквартирном доме определяется на основании нормативов накопления ТКО:
где: Ki - количество расчетных единиц для i-го нежилого помещения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - постановление N 269);
- норматив накопления ТКО в соответствии с постановлением N 269;
T отх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Центр, не согласившись с расчетом платы, проект предложенного Обществом договора не подписал, услуги по вывозу ТКО, оказанные в период с января по май 2019 года, в начисленном истцом размере (22 072 руб. 91 коп.) не оплатил.
Общество направило Центру претензию от 05.06.2019 N 821 с требованием оплатить оказанные услуги, акт от 31.05.2019 N 4927 об оказании услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 и счет от 31.05.2019 N 4907 на оплату 22 072 руб. 91 коп.
Поскольку ответчик оставил указанную претензию без удовлетворения, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Центр, возражая против удовлетворения требований регионального оператора, не оспаривая необходимость применения тарифа 363,34 руб./куб.м, норматива накопления ТКО для поликлиник, полагая, что Общество использует неверную методику расчета платы, представил свой расчет, в котором предложило применять формулу расчета следующим образом:
- норматив накопления ТКО в год за 1 посещение - 0,364 куб.м, поэтому объем ТКО за один день на 1 посещение - 0,000997 куб.м (0,364 куб.м /365 дней);
- среднесуточное количество посещений 13,315 в день (4860 посещений в год /365 дней);
- объем отходов за один день исходя из количества среднесуточных посещений - 0,0133 куб.м (0,000997 куб.м х 13,315 посещений);
- среднее количество дней в месяце 30,4 дней (365 дней/12 месяцев);
- объем ТКО в месяц за 1 посещение - 0,4036 куб.м (0,0133 куб.м объем отходов за 1 день х 30,4 дней);
- тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - 363 руб. 34 коп./куб.м;
- плата за услуги по обращению ТКО за месяц - 146 руб. 79 коп. (0,404 куб.м (с учетом округления) х 363,34 руб./куб.м).
По расчету Центра, исходя из величины 405 посещений в месяц общее количество посещений в год составляет 4860 (405х12), среднесуточное количество посещений - 13,315 посещений в день (4860/365), объем ТКО в месяц составляет 0,4039 куб.м (0,364х13,315/12 = 0,404), плата за услуги по ТКО в месяц - 146 руб. 75 коп. (0,4039 куб.м х 363,34 руб./куб.м (тариф).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, сославшись на статьи 422, 423, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правила N 354, Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Нормативы накопления ТКО, постановление N 87/3, проверив расчет истца и контррасчет ответчика, пришли к следующим выводам: Центр (с учетом пояснений Министерства) правильно рассчитал плату за оказанные ему услуги по обращению с ТКО исходя из среднесуточного количества посещений за год по объему для категории объектов "Поликлиника, диспансер" на одно посещение в день, поскольку на каждое посещение норматив ТКО (0,364 куб.м) применяться не может, так как является среднегодовой величиной; с Центра надлежит взыскать в пользу регионального оператора 733 руб. 95 коп. задолженности за период с 01.01.2019 по 31.05.2019.
Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы Общество указывает в том числе следующее.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Таким образом, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок расчета размера ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным к применению. Иной порядок расчета размера ежемесячной платы не допустим, так как противоречит действующему законодательству.
В связи с отсутствием у Центра собственных контейнеров расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться согласно Правилам N 505 исходя из Норматива накопления ТКО по формуле 9(5), приведенной в приложении N 2 к Правилам N 354.
В этой формуле постоянными величинами являются тариф и норматив накопления ТКО, а переменной величиной - количество расчетных единиц, которое меняется для организаций в зависимости от их вида деятельности.
Согласно пункту 5 Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, условия которого обязательны для сторон, под расчетным периодом по договору понимается один месяц.
Поскольку расчетным периодом является один календарный месяц, для получения норматива накопления на 1 расчетную единицу в месяц необходимо годовой норматив 0,364 куб.м разделить на 12 месяцев; полученный результат 0,03 куб.м умножить на 405 посещений в месяц и на величину единого тарифа - 363 руб. 34 коп/куб.м.
Принятый судами расчет Центра выполнен без учета установленной законом формулы.
В договорах с потребителем расчеты должны быть простыми и понятными, как в формуле 9(5) приложения N 2 к Правилам N 354, а не выведены из длинной цепочки математических преобразований.
Суды пришли к выводу, что размер ежемесячной платы Центра за вывоз ТКО при посещении 405 пациентов составлял в спорный период 146 руб. 79 коп. в месяц, в то время как размер ежемесячной платы на одного проживающего в многоквартирном доме на территории Кыштымского кластера Челябинской области в тот же период составлял 60 руб. 79 коп.
По мнению Общества, ссылка судов на позицию Министерства неправомерна, поскольку в силу постановления Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 N 300 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области", Министерство уполномочено устанавливать тариф и нормативы накопления в области обращения с ТКО и не наделено правом производить расчет платы (или комментировать его) по договорам регионального оператора и потребителя.
Общество полагает, что довод Центра и Министерства о том, что размер платы по установленной формуле с применением норматива платы за вывоз ТКО выше фактических затрат, не должен приниматься во внимание, поскольку формула и тарифы, установленные Министерством, обязательны для применения как региональным оператором, так и потребителем услуг. К тому же в сфере любых коммунальных услуг расчет платы по нормативу всегда выше расчета платы по фактическому потреблению. Задача установления нормативов - побудить потребителей производить учет по фактическому расходу коммунальных услуг, а задача реформы в области обращения с отходами состоит в том, чтобы перейти на раздельный сбор ТКО в целях улучшения экологической обстановки. При раздельном сборе учет объема отходов в обязательном порядке производится исходя из объема контейнеров, то есть по факту.
Приведенные в жалобе Обществом доводы о существенном нарушении судами трех инстанций норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2020, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.03.2021 по делу N А76-23691/2019 передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 30 ноября 2021 на 10 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2021 г. N 309-ЭС21-6857 по делу N А76-23691/2019
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2646/2023
09.01.2023 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23691/19
07.04.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 37-ПЭК22
15.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8696/2020
13.11.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2661/2020
03.02.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23691/2019