Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Ростовской-на-Дону городской
Думы "Об утверждении Положения об
осуществлении муниципального земельного
контроля на территории муниципального
образования "Город Ростов-на-Дону"
Положение
об осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону"
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об осуществлении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории города Ростова-на-Дону.
2. Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
3. Объектом муниципального земельного контроля (далее - объект контроля) являются объекты земельных отношений (земли, земельные участки или части земельных участков) в границах города Ростова-на-Дону.
4. Контролируемыми лицами в рамках осуществления муниципального земельного контроля являются граждане и организации, во владении и (или) в пользовании которых находятся объекты контроля.
5. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением профилактических мероприятий и контрольных мероприятий в отношении контролируемых лиц применяются положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6. До 31 декабря 2023 года подготовка контрольными органами муниципального земельного контроля (далее - органы контроля) в ходе осуществления муниципального земельного контроля документов, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органов контроля действиях и принимаемых решениях, обмен документами и сведениями с контролируемыми лицами допускается на бумажном носителе.
II. Полномочия на осуществление муниципального земельного контроля
1. Муниципальный земельный контроль осуществляется Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, администрациями районов города Ростова-на-Дону, Управлением благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону, Управлением торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону и Комитетом по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону.
2. Администрации районов города Ростова-на-Дону осуществляют на территории района муниципальный земельный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений:
обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка (в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок), имеющего вид разрешенного использования, который предусматривает индивидуальное жилищное строительство (индивидуальный жилой дом), ведение огородничества, ведение садоводства (садовый дом), ведение дачного хозяйства (жилой дачный дом), размещение временных объектов (за исключением нестационарных торговых объектов), автостоянок, автопарковок;
обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка (в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок), вид разрешенного использования которых не установлен, индивидуальными жилыми домами, садовыми домами, дачными жилыми домами, временными объектами (за исключением нестационарных торговых объектов), автостоянками, автопарковками;
обязательных требований об использовании земельного участка, имеющего вид разрешенного использования, который предусматривает индивидуальное жилищное строительство (индивидуальный жилой дом), ведение огородничества, ведение садоводства (садовый дом), ведение дачного хозяйства (жилой дачный дом), размещение временных объектов (за исключением нестационарных торговых объектов), автостоянок, автопарковок, по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
обязательных требований, связанных с обязательным использованием земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока;
обязательных требований по использованию в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов земель и (или) земельных участков, предназначенных и (или) используемых для целей индивидуального жилищного строительства, ведения огородничества, ведения садоводства, ведения дачного хозяйства, размещения временных объектов (за исключением нестационарных торговых объектов), автостоянок, автопарковок;
исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных при осуществлении муниципального земельного контроля, в рамках полномочий, предусмотренных настоящим пунктом.
3. Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении земельных участков, имеющих вид разрешенного использования, который предусматривает размещение городских лесов:
обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
обязательных требований об использовании земельных участков не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
обязательных требований по использованию земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных при осуществлении муниципального земельного контроля, в рамках полномочий, предусмотренных настоящим пунктом.
4. Управление торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений:
обязательных требований о недопущении самовольного занятия нестационарными торговыми объектами земель, земельного участка или части земельного участка (в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок), имеющего вид разрешенного использования, который предусматривает размещение нестационарных торговых объектов, летних кафе при стационарных предприятиях общественного питания, земельного участка (территории) общего пользования;
обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка (в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок), имеющего вид разрешенного использования, который предусматривает размещение рынка;
обязательных требований об использовании земельного участка, имеющего вид разрешенного использования, который предусматривает размещение рынка, по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных при осуществлении муниципального земельного контроля, в рамках полномочий, предусмотренных настоящим пунктом.
5. Комитет по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений:
обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
обязательных требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных при осуществлении муниципального земельного контроля, в рамках полномочий, предусмотренных настоящим пунктом.
6. Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону осуществляет муниципальный земельный контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений обязательных требований земельного законодательства в иных случаях, не указанных в пунктах 2-5 настоящего раздела, а также контроль за соблюдением исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных при осуществлении муниципального земельного контроля, в рамках полномочий, предусмотренных настоящим пунктом.
7. От имени органа контроля муниципальный земельный контроль вправе осуществлять:
руководитель (заместитель руководителя) органа контроля;
специалист органа контроля, уполномоченный на непосредственное проведение профилактических, контрольных мероприятий, совершение контрольных действий в соответствии с решением руководителя (заместителя руководителя) органа контроля (далее - инспектор).
8. Должностными лицами органа контроля, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных мероприятий, являются руководитель органа контроля, его заместители.
9. Инспектор при проведении контрольного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий обладает правами и обязанностями, соблюдает ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несет ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных на него полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля
1. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении муниципального земельного контроля объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
3. Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решением органа контроля в соответствии с критериями отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении органами контроля муниципального земельного контроля согласно Приложению N 1 к настоящему Положению.
Перечни земельных участков, которым присвоены категории риска (далее - перечни земельных участков), с указанием категорий риска размещаются на официальном Интернет-портале городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону (далее - Портал).
Органы контроля обязаны поддерживать в актуальном состоянии перечни земельных участков.
4. Перечни земельных участков содержат следующую информацию:
кадастровый номер земельного участка или при его отсутствии адрес местоположения земельного участка;
присвоенная категория риска;
реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска.
5. Принятие решения об отнесении земельных участков к категории низкого риска не требуется.
При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.
6. При наличии критериев, позволяющих отнести земельный участок к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие земельный участок к более высокой категории риска.
7. При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:
сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
сведения, полученные в рамках проведенных при осуществлении муниципального земельного контроля контрольных и профилактических мероприятий.
8. Частота проведения плановых контрольных мероприятий устанавливается:
для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - один раз в пять лет;
для объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - один раз в шесть лет.
9. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
10. По запросу правообладателя земельного участка орган контроля в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, предоставляет ему информацию о присвоенной земельному участку категории риска, а также сведения, использованные при отнесении земельного участка к определенной категории риска.
Правообладатель земельного участка вправе подать в орган контроля заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска.
IV. Виды профилактических мероприятий в рамках осуществления муниципального земельного контроля
1. Профилактические мероприятия осуществляются органами контроля в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и доведения обязательных требований до контролируемых лиц, способов их соблюдения.
Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой профилактики.
2. При осуществлении органами контроля муниципального земельного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на Портале, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
В рамках информирования орган контроля размещает на Портале и поддерживает в актуальном состоянии сведения по вопросам соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4. В случае наличия у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, не позднее 30 дней со дня получения указанных сведений орган контроля объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение), содержащее указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
5. Контролируемое лицо в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения вправе подать в орган контроля, объявивший предостережение, возражение в отношении указанного предостережения.
6. Возражение должно содержать:
наименование органа контроля, в который направляется возражение;
наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
дату и номер предостережения;
доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
дату получения предостережения контролируемым лицом;
личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
7. Возражение может быть подано в орган контроля в письменной форме либо в форме электронного документа.
8. Возражение рассматривается органом контроля в течение 30 календарных дней со дня получения возражения.
9. По результатам рассмотрения возражения орган контроля принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
отказывает в удовлетворении возражения.
10. В срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 9 настоящего раздела контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
11. В случае поступления в орган контроля повторного возражения по тем же основаниям, такое возражение не подлежит рассмотрению органом контроля.
12. Органы контроля осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и возражений в отношении указанных предостережений.
13. Должностное лицо органа контроля по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы.
14. Консультирование осуществляется в устной или письменной форме.
15. Консультирование может осуществляться должностным лицом органа контроля по телефону, посредством видеоконференцсвязи либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.
16. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
17. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, содержащим запросы разъяснения требований законодательства Российской Федерации, осуществляется органом контроля посредством размещения на Портале письменного разъяснения.
Контролируемым лицам и их представителям, направившим такие обращения, в течение тридцати дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении.
18. При устном консультировании должностные лица органа контроля обязаны предоставлять информацию по следующим вопросам:
организация и осуществление муниципального земельного контроля;
порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов контроля;
получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом контроля в рамках контрольных мероприятий.
19. Время разговора по телефону не должно превышать 10 минут.
20. Должностные лица органа контроля не вправе осуществлять консультирование заявителей, выходящее за рамки информирования о стандартных процедурах и условиях осуществления муниципального контроля и влияющее прямо или косвенно на индивидуальные решения заявителей.
21. Информация, ставшая известной должностному лицу органа контроля в ходе консультирования, не может быть использована органом контроля в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
22. При проведении консультирования во время контрольных мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного мероприятия.
23. Органы контроля ведут журнал учета консультирований.
24. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту нахождения объекта контроля. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к объектам контроля, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
25. Проведение профилактического визита органом контроля осуществляется в отношении приступающих к осуществлению деятельности контролируемых лиц:
которым объекты контроля (земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена) предоставлены в собственность, аренду либо безвозмездное пользование;
которым объекты контроля предоставлены по договору о размещении нестационарного торгового объекта.
26. Орган контроля обязан предложить проведение обязательного профилактического визита контролируемым лицам, указанным в пункте 25 настоящего раздела, не позднее чем в течение одного года с момента начала ведения деятельности (возникновения права пользования объектом контроля).
27. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется органом контроля не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
28. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом орган контроля не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения.
29. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать одного рабочего дня.
30. В ходе профилактического визита инспектором осуществляется осмотр принадлежащих контролируемому лицу объектов контроля.
31. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
32. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу органа контроля для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
V. Виды контрольных мероприятий, проведение которых возможно в рамках осуществления муниципального земельного контроля
1. При осуществлении муниципального земельного контроля проводятся следующие виды контрольных мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом:
инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, получения письменных объяснений);
рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений));
документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов);
выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов).
2. При осуществлении муниципального земельного контроля проводятся следующие виды контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общественных данных);
выездное обследование (посредством осмотра).
3. Инспекционный визит допускается проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
4. Для проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки, принимается решение органа контроля, подписанное уполномоченным должностным лицом органа контроля (далее - решение о проведении контрольного мероприятия), в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 1-14 части 1 статьи 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного мероприятия, предусмотренного пунктом 4 настоящего раздела.
6. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
7. Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных мероприятий), формируемого органом контроля и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
8. В ежегодные планы плановых контрольных мероприятий подлежат включению контрольные мероприятия в отношении объектов земельных отношений, принадлежащих на праве собственности, праве (постоянного) бессрочного пользования или ином праве, а также используемых на праве аренды гражданами и юридическими лицами, для которых в году реализации ежегодного плана истекает период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного мероприятия, для объектов земельных отношений, отнесенных к категории:
среднего риска, - не менее 5 лет;
умеренного риска, - не менее 6 лет.
В случае если ранее плановые контрольные мероприятия в отношении земельных участков не проводились, в ежегодный план контрольных мероприятий подлежат включению земельные участки после истечения одного года с даты возникновения у юридического лица или гражданина права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или иного права на такой земельный участок.
9. В рамках формирования ежегодного плана контрольных мероприятий органы контроля направляют проект такого плана для рассмотрения в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в срок до 1 апреля года, предшествующего году проведения плановых контрольных мероприятий.
10. В рамках осуществления муниципального земельного контроля могут проводиться следующие плановые контрольные мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
11. В рамках осуществления муниципального земельного контроля могут проводиться следующие внеплановые контрольные мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
12. Вид внепланового контрольного мероприятия определяется решением органа контроля.
13. Индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований размещается на Портале.
14. По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия (далее также - акт).
В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. Должностные лица органа контроля направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
15. Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
16. Оформление акта производится на месте проведения контрольного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, орган контроля направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
17. Информация о контрольных мероприятиях размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
18. Информирование контролируемых лиц о совершаемых органом контроля действиях и принимаемых решениях осуществляется путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронном форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг).
Гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность, являющийся контролируемым лицом, информируется о совершаемых органом контроля действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в орган контроля уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе либо отсутствия у органа контроля сведений об адресе электронной почты контролируемого лица и возможности направить ему документы в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (в случае если контролируемое лицо не имеет учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации). Указанный гражданин вправе направлять в орган контроля документы на бумажном носителе.
19. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
20. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом орган контроля в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
выдать в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня оформления акта контрольного мероприятия, контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и по доведению до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом земельных отношений, представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить информацию об этом в соответствующий государственный орган или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения;
рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
21. Орган контроля, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания контрольного мероприятия направляет в отраслевой (функциональный) или территориальный орган Администрации города Ростова-на-Дону, уполномоченный на рассмотрение уведомлений о выявлении самовольной постройки, уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт, в случае, если по результатам проведенного контрольного мероприятия выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков не допускается.
22. Контролируемое лицо в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного мероприятия, вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном разделом IХ настоящего Положения.
23. Орган контроля принимает решение о прекращении проведения контрольного мероприятия в отношении контролируемых лиц в следующих случаях:
смерти гражданина, в том числе являющегося индивидуальным предпринимателем;
ликвидации юридического лица.
VI. Учет объектов контроля
1. Органами контроля обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", настоящим Положением.
2. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета органы контроля используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
3. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
VII. Случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в орган контроля информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия
1. При проведении контрольных мероприятий и совершении контрольных действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
2. Случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в орган контроля информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия:
временная нетрудоспособность на момент проведения контрольного мероприятия;
смерть близкого родственника контролируемого лица (супруги (супруга), отца, матери, отца (матери) супруги (супруга), сына (дочери), родного брата (родной сестры));
пожар или другое стихийное бедствие, постигшее контролируемое лицо или его близкого родственника;
нахождение контролируемого лица за пределами Российской Федерации;
пребывание контролируемого лица в командировке, отпуске, на учебе;
административный арест контролируемого лица;
избрание в отношении контролируемого лица как подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
наличие обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия контролируемого лица в ином месте во время проведения контрольного мероприятия.
3. При невозможности присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, при проведении контрольного мероприятия, в случаях указанных в пункте 2 настоящего раздела, контролируемые лица представляют в орган контроля такую информацию, в связи с чем проведение контрольного мероприятия переносится органом контроля на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в орган контроля.
VIII. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи, и иные способы фиксации доказательств, которые используются для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушения обязательных требований, а также порядок фотосъемки, иных способов фиксации доказательств
1. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований может использоваться фотосъемка доказательств в случаях:
проведения выездной проверки;
проведения рейдового осмотра;
проведения инспекционного визита;
проведения выездного обследования.
2. Использование фотосъемки для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
3. Фотосъемка осуществляется с использованием любых технических средств фотосъемки, о чем делается запись в документах, оформляемых по результатам контрольного мероприятия. Материалы, полученные в результате фотосъемки, являются приложением к документам, оформляемым по итогам контрольного мероприятия.
IХ. Порядок рассмотрения жалобы на решения органов контроля, действий (бездействий) должностных лиц
1. Жалоба подается контролируемым лицом уполномоченным на рассмотрение жалоб должностным лицам, определяемым в соответствии с пунктом 3 настоящего раздела, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящего раздела. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
2. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом должностным лицам, определяемым в соответствии с пунктом 3 настоящего раздела, без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную тайну, подается с соблюдением требований, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие иную охраняемую законом тайну, направляется заказным письмом с уведомлением о вручении с обязательным указанием на документе соответствующего грифа или пометки о наличии в документах охраняемой законом тайны.
3. Жалоба в досудебном порядке может быть направлена в случае обжалования решений и действий (бездействия):
инспектора Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону - директору Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону;
директора Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону - заместителю главы Администрации города Ростова-на-Дону по экономике;
инспектора администрации района города Ростова-на-Дону - главе администрации района города Ростова-на-Дону;
главы администрации района города Ростова-на-Дону - главе Администрации города Ростова-на-Дону;
инспектора комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону - председателю комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону;
председателя комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону - первому заместителю главы Администрации города Ростова-на-Дону;
инспектора Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону - начальнику Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону;
начальника Управления торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону - заместителю главы Администрации города Ростова-на-Дону по экономике;
инспектора Управления благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону - начальнику Управления благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону;
начальника Управления благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону - заместителю главы Администрации города Ростова-на-Дону по жилищно-коммунальному хозяйству.
4. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления муниципального земельного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных мероприятий;
актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) должностных лиц органа контроля в рамках контрольных мероприятий.
5. Жалоба на решение органа контроля, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
6. Жалоба на предписание органа контроля может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
7. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству контролируемого лица, подающего жалобу, может быть восстановлен органом контроля.
8. Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может ее отозвать. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
9. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа контроля.
10. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа контроля;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения органа контроля.
11. Информация о решении, указанном в пункте 10 настоящего раздела, направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
12. Жалоба должна содержать:
наименование органа контроля, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации - контролируемого лица, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
сведения об обжалуемых решении органа контроля и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением органа контроля и (или) действием (бездействием) должностного лица. Контролируемым лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
требования контролируемого лица, подавшего жалобу;
учетный номер контрольного мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Материалы, прикладываемые к жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде.
13. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа контроля либо членов их семей.
14. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
15. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, направляется органом контроля лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
16. Орган контроля принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 5 и 6 настоящего раздела, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы или в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
ранее была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа контроля, а также членов их семей;
ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
жалоба подана в ненадлежащий орган контроля, уполномоченный на рассмотрение жалобы;
законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений органа контроля.
17. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в абзацах четвертом-девятом пункта 16 настоящего раздела, не является результатом досудебного обжалования, и не может служить основанием для судебного обжалования решений органа контроля, действий (бездействия) его должностных лиц.
18. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, контролируемому лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
19. Орган контроля, уполномоченный на рассмотрение жалобы, при рассмотрении жалобы использует информационную систему (подсистему государственной информационной системы) досудебного обжалования (далее - подсистема досудебного обжалования) контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, в соответствии с Правилами ведения информационной системы досудебного обжалования контрольной деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Орган контроля, уполномоченный на рассмотрение жалобы, должен обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
20. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
21. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом контроля в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
22. В исключительных случаях, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом контроля, но не более чем на двадцать рабочих дней.
23. Исключительные случаи для продления срока рассмотрения жалобы:
проведение в отношении должностного лица органа контроля, действия (бездействия) которого обжалуются служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
отсутствие должностного лица органа контроля, действия (бездействия) которого обжалуются, по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка).
24. Орган контроля вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
25. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
26. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
27. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на орган контроля, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
28. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение органа контроля полностью или частично;
отменяет решение органа контроля полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц органа контроля незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
29. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Раздел X вступает в силу с 1 марта 2022 г.
X. Оценка результативности и эффективности деятельности органов контроля
1. Оценка результативности и эффективности деятельности органов контроля осуществляется по каждому виду контроля на основе системы показателей результативности и эффективности муниципального земельного контроля.
2. Ключевые показатели муниципального земельного контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в сфере земельных отношений и их целевые значения устанавливаются в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению.
Индикативные показатели муниципального земельного контроля, применяемые для мониторинга контрольной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц, устанавливаются в соответствии с приложением N 4 к настоящему Положению.
3. Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону ежегодно осуществляет подготовку доклада о муниципальном земельном контроле с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных мероприятий на достижение ключевых показателей.
Для подготовки доклада о муниципальном земельном контроле органы контроля представляют в Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону информацию в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.
Подготовка доклада о муниципальном земельном контроле осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.