I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по организации деятельности подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации 1 определяют общие подходы к вопросам организации деятельности подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, решение которых отнесено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" 2 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации 3 входит в состав Государственной противопожарной службы 4, являющейся составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства 5.
3. К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков ППС не привлекается 6.
4. Создание подразделений ППС и организация их деятельности осуществляется в рамках системы обеспечения пожарной безопасности, формируемой на территории субъекта Российской Федерации.
5. В своей деятельности ППС руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности.
II. Полномочия органа государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию и организации деятельности ППС
6. Полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации по созданию и организации деятельности ППС определены статьей 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" и пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и включают в себя:
организацию тушения пожаров силами ГПС (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
создание, реорганизацию и ликвидацию органа управления и подразделений ППС, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается ППС, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации;
разработку, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание ППС;
разработку, организацию выполнения и финансирование региональных целевых программ;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава ППС и членов их семей;
нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности в пределах компетенции.
7. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения ППС устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации 7.
III. Создание ППС
8. Решение о создании ППС принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации 8.
9. Основными задачами ППС являются 9:
организация и осуществление профилактики пожаров;
спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
10. ППС может создаваться в форме юридического лица 10, включающего в себя орган управления и подразделения. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных юридических лиц осуществляет уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации 11.
Указанный орган:
определяет предмет и цели деятельности указанного юридического лица, утверждает их уставы (положения), заслушивает отчеты об их деятельности, назначает и увольняет руководителя данного юридического лица в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации 12;
обеспечивает за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) финансовое обеспечение деятельности ППС, созданной в форме казенного учреждения субъекта Российской Федерации, субсидиарно отвечает по обязательствам указанного учреждения и обеспечивает их исполнение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 13.
11. Организационно-штатная структура (штатное расписание) ППС разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из задач, возложенных на ППС.
12. В штатном расписании органа управления ППС предусматриваются:
а) руководство;
б) структурные подразделения, в задачи которых входят вопросы организации:
службы и подготовки;
пожаротушения;
финансового обеспечения;
кадрового обеспечения;
правового обеспечения;
материально-технического (ресурсного) обеспечения;
в) иные подразделения по решению руководителя органа управления ППС.
13. В штатном расписании подразделения ППС предусматриваются:
дежурные караулы (смены);
профилактические группы;
группы ресурсного обеспечения;
иные структурные подразделения по решению руководителя органа управления ППС.
14. Законодательными и иными правовыми актами субъекта Российской Федерации предусматривается, что в зависимости от возложенных задач подразделения ППС создаются по территориальному и (или) объектовому признаку (территориальные и объектовые подразделения ППС).
15. Территориальные подразделения ППС создаются в целях тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации 14.
При создании территориальных подразделений ППС:
а) учитываются:
степень прикрытия подразделениями ГПС населенных пунктов и проживающего в них населения;
оперативно-тактическая характеристика района и подрайона выезда создаваемого подразделения;
существующая дислокация и планы развития территориальных подразделений федеральной противопожарной службы 15;
существующая дислокация и планы создания подразделений муниципальной пожарной охраны и территориальных добровольных пожарных команд;
обстановка с пожарами на территории субъекта Российской Федерации и в отдельных муниципальных образованиях;
планирование развития территорий, изложенное в документах территориального планирования 16;
другие вопросы, касающиеся обеспечения пожарной безопасности территории субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
б) определяются:
места дислокации подразделений ППС, где планируется строительство пожарных депо, необходимость прокладки необходимых инженерных коммуникаций, закупка пожарной техники и пожарно-технического оборудования и вооружения;
численность и техническая оснащенность подразделения ППС;
другие вопросы, касающиеся обеспечения пожарной безопасности территории субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
16. Объектовые подразделения ППС создаются в организациях, включенных в перечень организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъекта Российской Федерации, утверждаемый органом государственной власти субъекта Российской Федерации 17.
IV. Организация деятельности ППС
17. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ подразделениями ППС осуществляется в соответствии с Боевым уставом подразделений пожарной охраны 18.
18. Несение дежурства в подразделениях ППС осуществляется в соответствии с Уставом подразделений пожарной охраны 19.
19. Порядок привлечения подразделений ППС для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, организации и осуществления должностными лицами указанных подразделений гарнизонной службы в составе пожарно-спасательных гарнизонов 20 определяется Положением о пожарно-спасательных гарнизонах, расписанием выезда подразделений гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и планом привлечения сил и средств гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ 21.
V. Рекомендации по разработке Концепции развития ППС
22. В целях определения механизмов и приоритетных направлений развития ППС органом государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывается Концепция развития ППС 24.
23. Концепция может разрабатываться как в виде отдельного документа, так и являться составной частью документов стратегического планирования, разрабатываемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
24. Концепция разрабатывается на среднесрочный (продолжительностью от 3 до 6 лет) или долгосрочный (продолжительностью более 6 лет) периоды 25.
25. При подготовке Концепции учитывается необходимость достижения:
цели, задач и приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, изложенных в Основах государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 2;
национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204;
целей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
26. В Концепцию могут включаться следующие основные разделы (блоки вопросов):
общие положения;
оценка текущего состояния системы обеспечения пожарной безопасности и ППС на территории субъекта Российской Федерации и основные тенденции (принципы) их развития, в том числе анализ существующих рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
цель развития ППС на заданный период;
план (программа) создания подразделений ППС;
проблемы, задачи и приоритетные направления развития ППС, которые должны быть решены для достижения поставленных целей;
пути, этапы и механизмы реализации Концепции;
ожидаемые результаты на конец заданного периода;
основные показатели, характеризующие деятельность ППС, по которым будет оцениваться степень реализации мероприятий Концепции;
порядок взаимодействия территориальных органов МЧС России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при реализации Концепции;
ресурсное обеспечение мероприятий, предусмотренных Концепцией;
другие вопросы.
27. Содержание Концепции может дополняться и уточняться в связи с изменением социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации.
VI. Полномочия руководителей органа управления ППС
28. Руководитель органа управления ППС в пределах предоставленных органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий:
представляет интересы ППС в государственных учреждениях и иных учреждениях;
обеспечивает подбор и расстановку кадров, их воспитание и профессиональную подготовку;
назначает (освобождает) на должность руководителей подразделений ППС;
устанавливает полномочия своим заместителям и руководителям подразделений ППС;
организует работу и контролирует работу дежурных сил и средств ППС;
применяет в установленном порядке и в пределах совей компетенции поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на личный состав ППС;
организует участие органов управления и подразделений ППС в гарнизонных мероприятиях 26 и деятельности гарнизонов;
организует и проводит совещания, семинары, конференции, учебные и иные сборы личного состава;
участвует в заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации и готовит соответствующие предложения по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
готовит предложения по (участвует в) разработке и реализации Концепции развития ППС;
обеспечивает расходование финансовых и материальных средств по целевому назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке сметами расходов, соблюдая финансово-бюджетную дисциплину.
VII. Права и обязанности руководителей и иных должностных лиц подразделений ППС
29. Права и обязанности руководителей и иных должностных лиц подразделений ППС устанавливаются с учетом требований руководящих документов, регламентирующих порядок организации и несения караульной службы в подразделениях пожарной охраны 27.
VIII. Работа в ППС
30. Порядок осуществления трудовой деятельности (работы) в органах управления и подразделениях ППС регламентируется нормами трудового законодательства с учетом особенностей, устанавливаемых работодателем.
31. В ППС принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья 28 выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы 29.
32. Ограничения и запреты при приеме на работу в ППС устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, не противоречащими действующему законодательству.
IX. Особенности финансового и материально-технического обеспечения ППС, предоставления гарантий личному составу ППС
33. Финансовое обеспечение деятельности органов управления и подразделений ППС, социальных гарантий и компенсаций личному составу ППС в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации 30.
34. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации для содержания ППС могут быть выделены финансовые средства в общем объеме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
35. Правила и особенности предоставления указанных дотаций установлены главой 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации 31 и статьей 26.18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а методика их распределения утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" 32.
36. В случае гибели работника ППС при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели 33.
37. На личный состав ППС, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций 34.
38. Работники ППС подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных работников устанавливаются законодательными актами субъекта Российской Федерации 35.
39. Убытки, причиненные работникам ППС, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в установленном порядке 36.
40. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать иные, не предусмотренные Федеральным законом "О пожарной безопасности" гарантии правовой и социальной защиты личного состава ППС 37.
41. В целях стимулирования деятельности личного состава ППС органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться государственные награды субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативных правовыми актами субъектов Российской Федерации 38.
42. Работники ППС также могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
43. В целях развития и совершенствования системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний в органах управления и подразделениях ППС могут проводиться конкурсы профессионального мастерства, в том числе совместно с территориальными подразделениями ФПС.
Положения о таких конкурсах утверждаются руководителем органа управления ППС.
44. В целях отражения принадлежности личного состава органов управления и подразделений ППС к указанной службе законодательными и иными нормативными правовыми субъекта Российской Федерации могут устанавливаться форменная одежда и знаки различия по должностным категориям работников ППС.
При этом форменная одежда и знаки различия работников ППС не могут быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников ФПС 39, сотрудников и работников иных федеральных органов исполнительной власти 40, а также военной форме одежды и знакам различия военнослужащих 41.
X. Взаимодействие ППС с ФПС и подразделениями иных видов пожарной охраны
45. Порядок взаимодействия ППС с подразделениями ФПС и другими видами пожарной охраны определяется законодательством Российской Федерации.
46. Взаимодействие осуществляется по следующим основным принципам 42:
организация совместной деятельности в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией;
обеспечение единого подхода при осуществлении контроля за обеспечением пожарной безопасности;
обеспечение информационного обмена по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
47. Основным направлением взаимодействия является осуществление совместных действий по предупреждению и тушению пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
48. В соответствии с основными принципами взаимодействия ППС с другими видами пожарной охраны 43:
осуществляются комплексные проверки состояния пожарной безопасности организаций (объектов):
создаются совместные комиссии по расследованию пожаров с человеческими жертвами и крупным материальным ущербом;
осуществляется обмен информацией о пожарах и их последствиях на территории субъекта Российской Федерации;
проводятся совместные пожарно-тактические учения в организациях (объектах) с отработкой взаимодействия со всеми службами жизнеобеспечения организации (объекта).
XI. Осуществление контроля деятельности ППС
49. Контроль деятельности подразделений ППС осуществляется органом управления ППС в пределах своей компетенции.
Контроль деятельности подразделений ППС в рамках деятельности гарнизонов осуществляется должностными лицами, в полномочия которых входят вопросы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ 44.
50. Проверки могут организовываться и проводиться по всем направлениям служебной деятельности подразделений ППС.
51. Результаты проверок оформляются в виде справок, которые должны содержать также выводы и предложения по устранению выявленных недостатков.
52. Должностные лица ППС за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них прав и обязанностей несут ответственность согласно трудовому и уголовному законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
------------------------------
1 Далее - Методические рекомендации.
2 Далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности".
3 Далее - ППС.
4 Далее - ГПС.
5Статья 5 Федерального закона "О пожарной безопасности".
6Статья 4 Федерального закона "О пожарной безопасности".
7Статья 18 Федерального закона "О пожарной безопасности".
8Статья 5 Федерального закона "О пожарной безопасности".
9Статья 4 Федерального закона "О пожарной безопасности".
10 Как правило, в виде областного (республиканского, краевого) казенного учреждения.
11Абзац 1 пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005), статья 5 Федерального закона "О пожарной безопасности".
12Абзац 2 пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005).
13Абзац 3 пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005), статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823).
14Статья 18 Федерального закона "О пожарной безопасности".
15 Далее - ФПС.
16Глава 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2018, N 32, ст. 5135).
17Статья 18 Федерального закона "О пожарной безопасности".
18 Утвержден приказом МЧС России от 16 октября 2017 г. N 444 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2018 г., регистрационный N 50100).
19 Утвержден приказом МЧС России от 20 октября 2017 г. N 452 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2018 г., регистрационный N 50452).
20 Далее - гарнизон.
21 Утверждено приказом МЧС России от 25 октября 2017 г. N 467 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49998).
22 Утвержден приказом МЧС России от 26 октября 2017 г. N 472 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный N 50008).
23Приказ МЧС России от 20 октября 2017 г. N 450 "Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2018 г., регистрационный N 49784).
24 Далее - Концепция.
25Пункты 19 и 20 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26 (часть I), ст. 3378).
26Пункт 14 Приказа МЧС России от 25 октября 2017 г. N 467 "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49998).
27Приказ МЧС России от 20 октября 2017 г. N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2018 г., регистрационный N 50452).
28Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111).
29Статья 7 Федерального закона "О пожарной безопасности".
30Статья 10 Федерального закона "О пожарной безопасности".
31Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823).
32 В частности, одним из показателей для определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации, учитываемого при расчете дотаций, является доля штатной численности работников ППС в общей штатной численности подразделений пожарной охраны, входящих в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона субъекта Российской Федерации. Указанный показатель предоставляется МЧС России в Минфин России в соответствии с пунктом 36 Перечня показателей для определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований (приложение N 1 к Правилам определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670).
33Статья 8 Федерального закона "О пожарной безопасности".
34 Там же.
35Статья 9 Федерального закона "О пожарной безопасности".
36 Там же.
37Статья 8 Федерального закона "О пожарной безопасности".
38 Например, в отдельных субъектах Российской Федерации учреждены почетные звания субъектов Российской Федерации "Заслуженный спасатель республики (края, области)", "Заслуженный пожарный республики (края, области)", "Заслуженный работник противопожарной службы республики (края, области)" и т.д.
39Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 22, ст. 3089).
40 Например, часть 4 статьи 16 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020).
41Абзац 2 части 3 Статья 39 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475).
42Приказ МЧС России от 25.10.2017 N 467 "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49998).
43Приказ МЧС России от 25.10.2017 N 467 "Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2018 г., регистрационный N 49998).
44Пункт 79 приказа МЧС России от 20 октября 2017 г. N 452 "Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 марта 2018 г., регистрационный N 50452).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации деятельности органов управления и подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации
Текст методических рекомендаций опубликован не был