Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование целесообразности и необходимости разработки Программы.
Состояние, структура, тенденции и динамика развития потребительского рынка отражают социально-экономическое положение в районе в целом. Сектор торговли, как правило, является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию района товары достигают своего потребителя. Таким образом, стимулируя качественное развитие сферы торговли, можно способствовать созданию необходимых условий для продвижения товаров различных отраслей, что положительно скажется на экономике района и на обеспечении населения всеми необходимыми товарами и услугами.
Торговля является динамично развивающейся сферой экономики.
Оборот розничной торговли Нижнетавдинского района.
Наименование оборота торговли |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства) тыс. руб в расчете на одного жителя (руб.) |
492668,1 |
685105,8 |
846670 |
22176,27 |
31224,91 |
39067,46 |
|
Индекс роста к предыдущему году (%) |
127,8 |
139,06 |
123,5 |
В 2020 году населению района продано товаров на сумму 846,7 млн. рублей, что выше 2018 года на 58,1%.
Рост оборота розничной торговли связан с увеличением площади объектов торговли на территории Нижнетавдинского муниципального района, в т.ч. за счёт реализации инвестиционных проектов (открытия современных торговых центров и размещением в них магазинов торговых сетей - "Магнит", "Пятёрочка", "Монетка"), денежных доходов населения.
Торговля - это отрасль с высоким уровнем трудовой занятости населения в экономике района, которая обеспечивает рабочими местами значительную часть населения в трудоспособном возрасте, в том числе оставшуюся без работы в связи со спадом производства и закрытием ряда предприятий и организаций.
Следует отметить вклад торговли в общее развитие предпринимательства в районе, так как, зачастую, именно торговля является для многих предпринимателей "первым шагом" в бизнесе.
В Нижнетавдинском районе более 80% оборота субъектов малого предпринимательства приходится на сектор торговли.
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере торговли способствует повышению конкуренции в данной сфере деятельности, стабилизации уровня цен. Кроме того, малые торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых видов товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Поддержка малого бизнеса в Нижнетавдинском районе является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.
Состояние торговой инфраструктуры на территории района.
Потребительский рынок, будучи одним из развитых, создает хорошую базу для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса. В последние годы одним из положительных направлений развития потребительского рынка является совершенствование инфраструктуры розничной торговли, связанное, прежде всего, с укрупнением и специализацией торговых объектов, постепенным переходом преимущественно на магазинные формы торговли.
Индикатором развития потребительского рынка муниципального района является обеспеченность населения торговыми площадями. За последние 3 года (2018 - 2020 г.г.) в районе торговые площади увеличились на 13,4%. В районе функционирует 192 объектов розничной торговли общей площадью 11870,14 кв. метров.
Ежегодный прирост торговых площадей позволил довести уровень обеспеченности населения района торговыми площадями на конец 2020 года до 547,71 кв. метров в расчете на 1000 жителей.
Все объекты, введенные в эксплуатацию, торговой площадью до 1000 кв. метров.
Одной из проблем потребительского рынка в Нижнетавдинском районе является дефицит объектов торговли в малочисленных и труднодоступных населённых пунктах.
С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный Закон). Указанный Федеральный Закон одним из важных направлений развития потребительского рынка определяет формирование современной рациональной торговой инфраструктуры и повышение доступности товаров и услуг для населения. Во исполнение положений Федерального закона разработаны и утверждены нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (далее - Нормативы). В соответствии с приказом Минпромторга России от 16.07.2010 N 602 "Об утверждении формы торгового реестра, порядка формирования торгового реестра и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре" в районе проводится системная работа по формированию торгового реестра.
Формирование торгового реестра и мониторинг обеспеченности торговыми площадями позволят определить в районе и сельских поселениях "проблемные зоны": где недостаточно, а где переизбыток объектов торговли. Проведение данной работы позволит установить основные приоритеты развития инфраструктуры торговли: где строить новые, а где реконструировать или перепрофилировать имеющиеся объекты.
Необходимо выработать совместные подходы для недопущения диспропорций в развитии торговой инфраструктуры, должно быть оптимальное соотношение крупных объектов торговли (торговых центров), магазинов "шаговой доступности", нестационарных объектов в пределах территории сельских поселений.
Особенно остро стоит данный вопрос в отдаленных сельских поселениях. В районе 43 труднодоступных населенных пункта, в некоторых отсутствуют стационарные объекты торговли и задача органов местного самоуправления обеспечить население в данных населенных пунктах товарами первой необходимости через оказание помощи предпринимателям, которые возьмут на себя такие функции.
В соответствии с Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 17.12.2010 N 361-п, и в целях упорядочения размещения объектов мелкой розницы, в районе разработана схема размещения нестационарных объектов торговли.
При разработке схемы размещения временных объектов учитываются нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В связи с отсутствием розничного рынка на территории района и упрощенной процедурой организации розничных ярмарок по сложившейся практике (участие в ярмарке носит уведомительный характер), необходимо более активно организовывать сезонные ярмарки, универсальные ярмарки и ярмарки выходного дня для осуществления реализации сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства. В целом в настоящее время в районе созданы благоприятные условия для реализации сельскохозяйственной продукции фермерскими (крестьянскими) хозяйствами, минуя посреднические структуры, непосредственно населению.
В целях обеспечения беспрепятственной реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания местных товаропроизводителей в районе регулярно проводятся розничные ярмарки по расширенной продаже указанной продукции. В них принимают участие сельхозтоваропроизводители, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Наряду с предприятиями активное участие в ярмарках принимают малые формы хозяйствования (личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства).
Поддержка труднодоступных территорий.
Одной из негативных тенденций развития потребительского рынка является неравномерность его развития на территории района. Около 40% предприятий розничной торговли сосредоточено в районном центре, на их долю приходятся основные объемы розничных продаж. Анализ показывает, что оборот розничной торговли в расчете на душу населения в сельских поселениях в 2 раза ниже по сравнению с районным центром.
Отдалённые и труднодоступные территории района характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. В Нижнетавдинском районе 43 труднодоступных населенных пункта, из которых только в половине имеются торговые объекты.
В целях выравнивания условий жизни населения районного центра и сельских поселений и во исполнение Закона Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления ежегодно наделяются полномочием по поддержке отдаленных труднодоступных территорий, в бюджете муниципального района предусматриваются целевые субвенции на обеспечение населения труднодоступных населенных пунктов товарами первой необходимости и социально значимыми видами бытовых услуг.
В 2018 - 2020 гг. организациям и индивидуальным предпринимателям были компенсированы расходы по доставке товаров первой необходимости в труднодоступные населенные пункты в сумме более 3 млн. рублей.
Продвижение продукции местных товаропроизводителей на региональном рынке.
Одним из сдерживающих факторов в увеличении реализации местной сельскохозяйственной продукции и продовольствия является слабая маркетинговая политика товаропроизводителей. В целях продвижения и популяризации продукции местных товаропроизводителей Правительством Тюменской области инициировано проведение акции "Покупаем Тюменское!".
Мероприятия акции позволили масштабно проинформировать жителей региона (в том числе и района) о местных производителях и выпускаемых ими продуктах питания. В целях повышения информирования населения района о продукции тюменских и районных товаропроизводителей в рамках акции "Покупаем Тюменское!" проводился целый ряд мероприятий: презентации, дегустации, розничные ярмарки, конкурсы.
Акцию "Покупаем Тюменское" на уровне района поддержали все местные товаропроизводители. Средства массовой информации (радио, газета) активно реализуют медиа-план по поддержке акции.
Принятые меры по совершенствованию взаимоотношений между товаропроизводителями и предприятиями торговли, реализация акции "Покупаем Тюменское!" позволили достичь положительных результатов:
1. Увеличить долю товаров местного производства в общем объеме продажи продовольственных товаров;
2. Улучшить взаиморасчеты за поставляемую продукцию, сократить сумму задолженности, в том числе просроченной, предприятий торговли местным товаропроизводителям;
3. Увеличить объемы поставок продукции местных производителей в предприятия торговли области и района;
4. Сформировать новые хозяйственные связи путем заключения предприятиями торговли договоров поставки с местными товаропроизводителями;
5. Повысить качество выпускаемой продукции местными товаропроизводителями.
По мнению местных товаропроизводителей преимуществами участия их в акции "Покупаем Тюменское!" являются:
- Увеличение сбыта продукции;
- Экономный вид продвижения продукции;
- Поднятие её рейтинга, узнаваемости среди покупателей;
- Увеличение доходов;
- Налаживание связей с потенциальными партнерами и клиентами.
В целом Правительство Тюменской области оказывает серьезную поддержку местным сельхозтоваропроизводителям для модернизации и наращивания производства. Необходимо, чтобы производимые районными предприятиями хлеб, рыба, мясо, молоко, то есть большая часть потребительской корзины, пользовались спросом, прежде всего, у жителей района. Известно, что продукция Нижнетавдинских сельхозпроизводителей имеет высокое качество, она конкурентоспособна на местном и областном рынках.
Среди трудностей, которые испытывают местные товаропроизводители при продвижении продукции на первом месте стоят высокие расценки СМИ, рекламных агентств, недостаток маркетинговой информации о рынке, нехватка квалифицированных кадров, недостаток средств на рекламу.
Мониторинг ценообразования на потребительском рынке.
Уровень развития сектора торговли способен оказать влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию. Реализовывать данную функцию возможно через следующие механизмы:
- влияние торговых организаций на поставщиков и производителей с целью повышения общей эффективности цепочки товародвижения;
- снижение удельных издержек в самой системе торговли через рост масштабов деятельности и внедрения новых технологий.
На территории района в рамках информационно-аналитического наблюдения за состоянием ценообразования на потребительском рынке осуществляется обобщение результатов мониторинга розничных цен на социально значимые продукты питания. Результаты мониторинга в еженедельном и ежемесячном режиме предоставляются в департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области.
Защита прав потребителей.
С целью информирования населения о состоянии потребительского рынка района, проведения разъяснительной работы и получения оперативной информации о текущей ситуации на потребительском рынке осуществляет работу "Горячая линия" отдела экономики, прогнозирования и торговли администрации Нижнетавдинского муниципального района.
Основной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественных доступных товаров и услуг. Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей необходимо учитывать изменения на рынке товаров (работ, услуг), которые неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных действующим законодательством.
Анализ ситуации на потребительском рынке района свидетельствует, что наибольшая доля нарушений прав потребителей приходится на сферу торговли.
Реальная защита прав потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе, в тесном взаимодействии всех органов, осуществляющих защиту прав потребителей.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей на территории района должно стать создание благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты.
Основная масса жалоб и обращений по вопросам защиты прав потребителей разрешается в досудебном порядке.
Кадровый потенциал в торговле.
Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами более 18 процентов занятых в экономике района. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит кадров и недостаточная их квалификация, которые вызваны, главным образом, быстрым ростом сферы торговли в последние годы, невысоким социальным престижем низко квалифицированных работ в сфере торговли, недостаточным качеством обучения торговым специальностям в учебных заведениях.
Персонал в сфере розничной торговли условно можно разделить на три категории:
низкоквалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики;
сотрудники средней квалификации, например, менеджеры и руководители магазинов;
высшее руководство розничных торговых объектов.
Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низко квалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны, в первую очередь, с невысоким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. Текучесть персонала данной категории может доходить до 50%, а спрос может превышать предложение.
Непосредственным решением задачи по снижению дефицита низко квалифицированных кадров для малого, среднего бизнеса может стать повышение мотивации сотрудников посредством повышения заработной платы, создания благоприятных условий труда, предоставления возможности карьерного роста. Это снизит текучесть кадров и привлечет в отрасль дополнительный человеческий капитал.
В Тюменской области создана сеть учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку квалифицированных кадров для сферы торговли. Специалистов по программам среднего профессионального образования готовят: "Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса", "Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза", "Тюменский колледж производственных и социальных технологий". Кроме того, ГАПУ ТО "Агротехнологический колледж" отделение в с. Нижняя Тавда осуществляет подготовку специалистов по основным торговым специальностям: "продавец", "контролер-кассир".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.