Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 сентября 2021 г. N 1496-ПП
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за соблюдением требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы (далее - государственный контроль).
1.2. Предметом государственного контроля является соблюдение собственниками, иными законными владельцами зданий, эксплуатирующими организациями (далее - контролируемые лица) требований к надежности и безопасности содержания особых объектов нежилого фонда города Москвы (далее - обязательные требования).
1.3. Государственный контроль осуществляется Государственной жилищной инспекцией города Москвы (далее - Мосжилинспекция).
1.4. От имени Мосжилинспекции государственный контроль вправе осуществлять:
1.4.1. Начальник (первый заместитель начальника, заместитель начальника) Мосжилинспекции.
1.4.2. Должностные лица Мосжилинспекции, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по осуществлению государственного контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспектор).
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц, является начальник (первый заместитель начальника, заместитель начальника) Мосжилинспекции.
1.6. При осуществлении полномочий по государственному контролю:
1.6.1. Инспектор обязан:
1.6.1.1. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц.
1.6.1.2. Своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений Мосжилинспекции.
1.6.1.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами.
1.6.1.4. Не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций.
1.6.1.5. Не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Мосжилинспекции с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее Федеральный закон о государственном контроле (надзоре), осуществлять консультирование.
1.6.1.6. Предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).
1.6.1.7. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.1.8. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.1.9. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу.
1.6.1.10. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.6.1.11. Соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.
1.6.1.12. Не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
1.6.2. Инспектор имеет право:
1.6.2.1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Мосжилинспекции о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами.
1.6.2.2. Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований.
1.6.2.3. Требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки.
1.6.2.4. Знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.2.5. Составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.2.6. Выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
1.6.2.7. Обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
1.6.3. Инспектор не вправе:
1.6.3.1. Оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям Мосжилинспекции.
1.6.3.2. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением Мосжилинспекции.
1.6.3.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.3.4. Требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов.
1.6.3.5. Требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
1.6.3.6. Распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора) и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.6.3.7. Требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
1.6.3.8. Осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий.
1.6.3.9. Превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
1.6.3.10. Препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
1.7. Инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца, утвержденного Правительством Москвы.
1.8. Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) имеет право:
1.8.1. Присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие Мосжилинспекции с контролируемыми лицами.
1.8.2. Получать от Мосжилинспекции, должностных лиц Мосжилинспекции информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
1.8.3. Получать от Мосжилинспекции информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
1.8.4. Знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать Мосжилинспекции о своем согласии или несогласии с ними.
1.8.5. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Мосжилинспекции, решения Мосжилинспекции, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.8.6. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Мосжилинспекции с контролируемыми лицами).
1.9. Организация и осуществление государственного контроля в отношении контролируемых лиц регулируются Федеральным законом о государственном контроле (надзоре), Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации", Законом города Москвы от 11 июля 2007 г. N 35 "О мониторинге особых объектов нежилого фонда города Москвы".
1.10. Объекты государственного контроля:
1.10.1. Объектом государственного контроля являются нежилые здания гражданского назначения и их части с большепролетными конструкциями покрытий (с пролетом 18 и более метров), нежилые высотные здания и их части (высотой 75 и более метров), в том числе предназначенные для массового пребывания граждан и находящиеся в собственности города Москвы, к которым предъявляются обязательные требования (далее - объект контроля).
1.10.2. Учет объектов контроля осуществляется посредством Единой информационной системы Мосжилинспекции (далее - ЕИС МЖИ), государственной информационной системы "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (далее - ГИС "Открытый контроль").
1.11. Порядок обмена информацией и документами при проведении профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий:
1.11.1. Обмен информацией и документами между Мосжилинспекцией и контролируемым лицом о совершаемых ими действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом о государственном контроле (надзоре), посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством ГИС "Открытый контроль", иных средств связи.
1.11.2. Для целей информирования контролируемого лица Мосжилинспекцией может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации контролируемого лица.
1.11.3. Документы, направляемые контролируемым лицом в Мосжилинспекцию в электронном виде, могут быть подписаны:
- простой электронной подписью;
- простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, определенных Федеральным законом о государственном контроле (надзоре) или настоящим Положением.
1.12. При осуществлении государственного контроля Мосжилинспекция использует типовые формы документов, утвержденные в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
Иные формы документов, используемые Мосжилинспекцией при осуществлении государственного контроля, утверждаются Мосжилинспекцией и размещаются на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/).
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля
2.1. Государственный контроль в отношении контролируемых лиц осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Мосжилинспекция при осуществлении государственного контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
2.2.1. Высокий риск.
2.2.2. Средний риск.
2.2.3. Низкий риск.
2.3. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов контроля к категориям риска, определенных согласно приложению 1 к настоящему Положению, путем сопоставления характеристик объекта контроля с критериями риска.
2.4. В случае, если объект контроля не отнесен Мосжилинспекцией к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.5. Мосжилинспекция в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должна принять решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
2.6. Контролируемое лицо вправе подать в Мосжилинспекцию заявление об изменении категории риска принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Мосжилинспекция рассматривает такое заявление в порядке, предусмотренном пунктом 2.5 настоящего Положения.
2.7. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий:
2.7.1. Виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска и периодичность их проведения:
2.7.1.1. Для категории высокого риска одно из указанных контрольных (надзорных) мероприятий:
2.7.1.1.1. Документарная проверка - один раз в три года.
2.7.1.1.2. Выездная проверка - один раз в три года.
2.7.1.2. Для категории среднего риска одно из указанных контрольных (надзорных) мероприятий:
2.7.1.2.1. Документарная проверка - один раз в 5 лет.
2.7.1.2.2. Выездная проверка - один раз в 5 лет.
2.7.2. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.8. Индикаторы риска нарушения обязательных требований:
2.8.1. Для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Мосжилинспекция использует индикаторы риска нарушения обязательных требований в соответствии с перечнем согласно приложению 2 к настоящему Положению.
2.8.2. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
Программа профилактики утверждается и размещается Мосжилинспекцией в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала реализации программы профилактики, на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.mos.ru/mgi/, в ГИС "Открытый контроль".
3.2. Мосжилинспекция может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики.
3.3. При осуществлении государственного контроля Мосжилинспекцией проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
3.3.1. Информирование.
3.3.2. Обобщение правоприменительной практики.
3.3.3. Меры стимулирования добросовестности.
3.3.4. Объявление предостережения.
3.3.5. Консультирование.
3.3.6. Самообследование.
3.3.7. Профилактический визит.
3.4. Информирование осуществляется посредством размещения и поддерживания в актуальном состоянии сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона о государственном контроле (надзоре), на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в ГИС "Открытый контроль" и в иных формах.
3.5. Обобщение правоприменительной практики:
3.5.1. Обобщение правоприменительной практики осуществляется Мосжилинспекцией ежегодно путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов.
По итогам обобщения правоприменительной практики осуществляется подготовка проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля, который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
3.5.2. Доклад о правоприменительной практике, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Мосжилинспекции, утверждается приказом Мосжилинспекции и размещается на сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/) до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
3.6. Меры стимулирования добросовестности:
3.6.1. Меры стимулирования добросовестности осуществляются посредством проведения мероприятий, направленных на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц.
3.6.2. Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится по запросам контролируемых лиц при условии представления подтвержденных сведений о реализации контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Форма запроса на оценку добросовестности размещается на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/).
3.6.3. Для поощрения и стимулирования добросовестных контролируемых лиц применяются следующие меры стимулирования в порядке, установленном Мосжилинспекцией:
3.6.3.1. Присуждение контролируемому лицу условного репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований.
3.6.3.2. Внесение контролируемого лица в реестр добросовестных подконтрольных лиц, который формируется на основании критериев добросовестности.
Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за период от одного года до трех лет в зависимости от категории риска, к которой отнесен объект контроля.
3.6.4. Информация о применяемых Мосжилинспекцией мерах стимулирования добросовестности контролируемых лиц, а также критерии оценки добросовестности контролируемых лиц размещаются на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/).
3.7. Объявление предостережения:
3.7.1. В случае наличия у Мосжилинспекции сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Мосжилинспекция объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.7.2. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения, и содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
3.7.3. Составление и оформление предостережения осуществляется по типовой форме в срок не позднее 20 рабочих дней со дня получения Мосжилинспекцией сведений, предусмотренных пунктом 3.7.1 настоящего Положения.
3.7.4. В случае принятия Мосжилинспекцией решения об объявлении контролируемому лицу предостережения одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, позволяющего пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
3.7.5. Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения, вправе подать в Мосжилинспекцию возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
3.7.5.1. Наименование контролируемого лица.
3.7.5.2. Идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица.
3.7.5.3. Дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица.
3.7.5.4. Обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
3.7.6. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в Мосжилинспекцию возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения.
3.7.7. Мосжилинспекция по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
3.7.8. При отсутствии возражений контролируемое лицо в срок не позднее 60 рабочих дней со дня получения предостережения направляет в Мосжилинспекцию уведомление об исполнении предостережения в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения.
3.7.9. В уведомлении об исполнении предостережения указываются следующие сведения:
3.7.9.1. Наименование контролируемого лица.
3.7.9.2. Идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица.
3.7.9.3. Дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица.
3.7.9.4. Сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.7.10. Мосжилинспекция осуществляет учет объявленных ею предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8. Консультирование:
3.8.1. Консультирование осуществляется должностными лицами Мосжилинспекции по предварительной записи на основании запроса контролируемого лица и (или) его представителя, поданного в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения.
Форма запроса на консультирование размещается на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/).
3.8.2. Контролируемое лицо вправе получить консультацию в срок не позднее 20 рабочих дней со дня подачи соответствующего запроса.
3.8.3. Консультирование может осуществляться должностным лицом Мосжилинспекции по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия в зависимости от способа, указанного контролируемым лицом в запросе.
3.8.4. Консультирование осуществляется в рамках компетенции Мосжилинспекции по следующим вопросам:
3.8.4.1. Организация и осуществление государственного надзора.
3.8.4.2. Порядок осуществления профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, определенных настоящим Положением.
3.8.4.3. Обязательные требования.
3.8.5. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.8.6. Время консультирования одного контролируемого лица либо его представителя в случаях, предусмотренных пунктом 3.8.3 настоящего Положения, не может превышать 15 минут.
3.8.7. Должностное лицо Мосжилинспекции вправе отказать в консультировании:
3.8.7.1. В случае если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к компетенции Мосжилинспекции, при этом должностным лицом Мосжилинспекции даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти или к соответствующим должностным лицам.
3.8.7.2. По вопросам обжалования контролируемыми лицами действий (бездействия) должностных лиц Мосжилинспекции при проведении профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8.8. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам не предоставляется, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3.8.5 настоящего Положения.
3.8.9. При осуществлении консультирования должностное лицо Мосжилинспекции обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.8.10. В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Мосжилинспекции, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, не предоставляется.
3.8.11. Информация, ставшая известной должностному лицу Мосжилинспекции в ходе консультирования, не подлежит использованию Мосжилинспекцией в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.8.12. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/) письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Мосжилинспекции.
3.8.13. Мосжилинспекция осуществляет учет консультирований.
3.9. Самообследование:
3.9.1. Мосжилинспекцией в целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований и обеспечения возможности получения контролируемыми лицами сведений о соответствии критериям риска утверждаются методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований.
3.9.2. Методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований размещаются Мосжилинспекцией в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Положения.
3.9.3. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/), и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных объектов.
3.9.4. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, проведенного в соответствии с пунктом 3.9.3 настоящего Положения, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
3.9.5. Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в Мосжилинспекцию в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения.
3.9.6. Мосжилинспекция осуществляет регистрацию декларации соблюдения обязательных требований и размещает на официальном сайте Мосжилинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://www.mos.ru/mgi/), ГИС "Открытый контроль" в срок не позднее 20 рабочих дней со дня ее получения.
3.9.7. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет два года со дня регистрации указанной декларации Мосжилинспекцией.
3.9.8. В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в Мосжилинспекцию в срок не позднее одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения.
3.9.9. В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется.
3.9.10. Контролируемое лицо вправе вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования не ранее чем по истечении одного года с даты выявления нарушения обязательных требований.
3.10. Профилактический визит:
3.10.1. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица (нахождения объекта) либо путем использования видеоконференц-связи.
3.10.2. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
3.10.3. Обязательный профилактический визит проводится Мосжилинспекцией в отношении:
3.10.3.1. Объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
3.10.3.2. Контролируемых лиц, приступающих к деятельности по содержанию объекта контроля.
3.10.4. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения.
3.10.5. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Мосжилинспекцию не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения.
3.10.6. Обязательный профилактический визит осуществляется не реже чем один раз в год.
3.10.7. Срок осуществления обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
3.10.8. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
3.10.9. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.10.10. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Мосжилинспекции для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном пунктом 4.16.3 настоящего Положения.
3.10.11. По результатам проведения профилактического визита инспектором составляется акт о проведении профилактического визита.
3.10.12. Мосжилинспекция осуществляет учет профилактических визитов.
4. Осуществление государственного контроля
4.1. При осуществлении государственного контроля Мосжилинспекцией взаимодействием должностных лиц Мосжилинспекции с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора на объекте контроля.
4.2. Получение документов и (или) сведений в целях, связанных с осуществлением государственного контроля, осуществляется на безвозмездной основе от иных органов либо подведомственных таким органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
4.3. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с такими документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом о государственном контроле (надзоре), осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
4.4. Взаимодействие должностных лиц Мосжилинспекции с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
4.4.1. Инспекционный визит.
4.4.2. Документарная проверка.
4.4.3. Выездная проверка.
4.5. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
4.5.1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.5.2. Выездное обследование.
4.6. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий Мосжилинспекцией осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.6.1. Осмотр.
4.6.2. Опрос.
4.6.3. Получение письменных объяснений.
4.6.4. Истребование документов.
4.6.5. Инструментальное обследование.
4.7. По окончанию проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами Мосжилинспекции, осуществившими проведение контрольного (надзорного) мероприятия, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия:
4.7.1. Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 87 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
4.7.2. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
4.7.3. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований используются средства фото-, видеосъемки в соответствии с разделом 7 настоящего Положения.
4.8. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Мосжилинспекцией в соответствии с Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).
4.9. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.4 настоящего Положения, является:
4.9.1. Наличие у Мосжилинспекции сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
4.9.2. Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий.
4.9.3. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
4.9.4. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4.9.5. Истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
4.10. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, указанные в пункте 4.5 настоящего Положения, проводятся должностными лицами Мосжилинспекции на основании заданий уполномоченных должностных лиц Мосжилинспекции, включая задания, содержащиеся в планах работы Мосжилинспекции, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).
4.11. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение Мосжилинспекции, подписанное начальником (первым заместителем начальника, заместителем начальника) Мосжилинспекции (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия), в котором указываются:
4.11.1. Дата, время и место принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11.2. Кем принято решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11.3. Основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11.4. Вид контроля.
4.11.5. Фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия.
4.11.6. Объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
4.11.7. Адрес (адреса) места нахождения объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
4.11.8. Наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственной за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
4.11.9. Вид контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11.10. Перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11.11. Предмет контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11.12. Проверочные листы, если их применение является обязательным.
4.11.13. Дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом.
4.11.14. Перечень документов, предоставление которых организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований.
4.12. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемых лиц подписывается начальником (первым заместителем начальника, заместителем начальника) Мосжилинспекции.
4.13. Контрольное (надзорное) мероприятие начинается после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
4.14. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом Мосжилинспекции информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Контролируемые лица вправе представить в Мосжилинспекцию документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Мосжилинспекцией на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения контролируемого лица.
4.15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия:
4.15.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Мосжилинспекцией на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), согласованного с органами прокуратуры в соответствии с Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).
4.15.2. Включение в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с учетом периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, определяемой на основании критериев отнесения объектов контроля к категориям риска, предусмотренных приложением 1 к настоящему Положению.
4.16. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
4.16.1. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Мосжилинспекцией в соответствии с Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).
4.16.2. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 4.9.1, 4.9.3-4.9.5 настоящего Положения, в формах, указанных в пунктах 4.4 и 4.5 настоящего Положения.
4.16.3. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в форме инспекционного визита и выездной проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Мосжилинспекция для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии с приложением копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения, в этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не является обязательным.
4.17. Инспекционный визит:
4.17.1. Инспекционный визит проводится во взаимодействии с конкретным контролируемым лицом по месту нахождения объекта контроля.
4.17.2. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.17.2.1. Осмотр.
4.17.2.2. Опрос.
4.17.2.3. Получение письменных объяснений.
4.17.2.4. Инструментальное обследование.
4.17.2.5. Истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения объекта контроля.
4.17.3. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
4.17.4. Срок проведения инспекционного визита на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
4.17.5. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
4.17.6. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
4.18. Документарная проверка:
4.18.1. Документарная проверка проводится по месту нахождения структурного подразделения Мосжилинспекции, осуществляющего контрольное (надзорное) мероприятие, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при использовании объекта контроля и связанные с исполнением обязательных требований и решений Мосжилинспекции.
4.18.2. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.18.2.1. Получение письменных объяснений.
4.18.2.2. Истребование документов.
4.18.3. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Мосжилинспекции, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля.
4.18.4. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Мосжилинспекции, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Мосжилинспекция направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Мосжилинспекцию указанные в требовании документы.
4.18.5. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Мосжилинспекции документах и (или) полученным им при осуществлении государственного контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Мосжилинспекцию пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Мосжилинспекции документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, вправе дополнительно представить в Мосжилинспекцию документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.18.6. При проведении документарной проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Мосжилинспекцией от иных органов, у контролируемого лица не истребуются.
4.18.7. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления Мосжилинспекцией контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов в Мосжилинспекцию, а также период со дня направления Мосжилинспекцией контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Мосжилинспекции документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до дня представления указанных пояснений в Мосжилинспекцию.
4.18.8. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.19. Выездная проверка:
4.19.1. Выездная проверка проводится в отношении конкретного контролируемого лица по месту нахождения объекта контроля в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений должностного лица Мосжилинспекции.
4.19.2. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.19.2.1. Осмотр.
4.19.2.2. Опрос.
4.19.2.3. Получение письменных объяснений.
4.19.2.4. Истребование документов.
4.19.2.5. Инструментальное обследование.
4.19.3. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения.
4.19.4. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона о государственном контроле (надзоре) и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
4.19.5. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
4.20. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности):
4.20.1. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) должностными лицами Мосжилинспекции осуществляется сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Мосжилинспекции, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети Интернет, иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
4.20.2. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
4.20.3. В случае если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Мосжилинспекцией принимаются следующие решения:
4.20.3.1. Решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с пунктом 4.16 настоящего Положения.
4.20.3.2. Решение об объявлении предостережения.
4.21. Выездное обследование:
4.21.1. Выездное обследование проводится в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
4.21.2. Выездное обследование проводится по месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
4.21.3. В ходе выездного обследования осуществляются:
4.21.3.1. Осмотр.
4.21.3.2. Инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
4.21.4. По результатам проведения выездного обследования решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона о государственном контроле (надзоре), не принимаются.
4.21.5. Срок проведения выездного обследования по месту нахождения одного объекта контроля не может превышать один рабочий день.
4.22. Контрольные (надзорные) действия:
4.22.1. Осмотр:
4.22.1.1. Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
4.22.1.2. По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных объектов контроля, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов контроля, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
4.22.2. Опрос осуществляется инспектором в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия, результаты опроса фиксируются инспектором в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
4.22.3. Получение письменных объяснений:
4.22.3.1. Письменные объяснения (далее - объяснения) оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
4.22.3.2. Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
4.22.4. Истребование документов проводится инспектором с соблюдением следующих правил:
4.22.4.1. Документы могут быть направлены в Мосжилинспекцию в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения, за исключением случаев, если Мосжилинспекцией установлена необходимость представления документов на бумажном носителе. На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные контролируемым лицом копии. Тиражирование копий документов на бумажном носителе и их доставка в Мосжилинспекцию осуществляются за счет контролируемого лица. По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются контролируемому лицу.
4.22.4.2. В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.
4.22.4.3. Документы, истребуемые в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом в соответствии с пунктом 1.11 настоящего Положения.
4.22.4.4. Документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом в Мосжилинспекцию, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления Мосжилинспекции о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.
4.22.5. Инструментальное обследование:
4.22.5.1. Инструментальное обследование проводится инспектором по месту нахождения объекта контроля с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
4.22.5.2. Инструментальное обследование осуществляется инспектором, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.
4.22.5.3. По результатам инструментального обследования инспектором составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, составившего протокол, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования.
5. Специальные режимы государственного контроля. Мониторинг
5.1. Мониторинг осуществляется должностными лицами Мосжилинспекции в режиме дистанционного государственного контроля, заключающегося в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации об объекте контроля, с использованием систем (методов) дистанционного контроля, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.2. Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц и осуществляется по заявлению контролируемого лица на условиях соглашения между контролируемым лицом и Мосжилинспекцией (далее соглашение о мониторинге).
5.3. Форма соглашения о мониторинге утверждается Мосжилинспекцией.
5.4. Соглашение о мониторинге между контролируемым лицом и Мосжилинспекцией может быть заключено при соблюдении следующих требований:
5.4.1. Объект контроля находится в зоне наблюдения автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных, работающих в автоматическом режиме, специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, позволяющей определить соблюдение обязательных требований (далее - система мониторинга).
5.4.2. Контролируемым лицом обеспечивается доступ должностных лиц Мосжилинспекции к системам, указанным в пункте 5.4.1 настоящего Положения.
5.5. Порядок сбора и фиксации и обмена информации, полученной в процессе мониторинга, порядок обмена документами и иной информацией определяются соглашением о мониторинге.
5.6. Мониторинг осуществляется на основании решения Мосжилинспекции, выпускаемого по результатам проведения оценки соответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, технической готовности контролируемого лица и Мосжилинспекции к информационному взаимодействию в рамках мониторинга и заключения соглашения о мониторинге.
5.7. Решение о заключении соглашения о мониторинге принимается начальником (первым заместителем начальника, заместителем начальника) Мосжилинспекции.
5.8. Соглашение о мониторинге заключается на три года и пролонгируется по соглашению сторон при соблюдении условий для заключения соглашения о мониторинге.
5.9. Начальником (первым заместителем начальника, заместителем начальника) Мосжилинспекции принимается решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из следующих случаев:
5.9.1. Выявление несоответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, в том числе к технической оснащенности и сопровождению мониторинга.
5.9.2. Неисполнение контролируемым лицом положений соглашения о мониторинге между контролируемым лицом и Мосжилинспекцией.
5.9.3. Подача контролируемым лицом заявления о прекращении осуществления мониторинга в соответствии с пунктом 1.11 настоящего Положения.
5.10. Мосжилинспекция уведомляет контролируемое лицо о прекращении мониторинга в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении осуществления мониторинга в соответствии с пунктом 1.11 настоящего Положения.
6. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
6.1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия, ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия, представление возражений в отношении контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в порядке, установленном главой 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
6.2. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектором выдаются рекомендации по соблюдению обязательных требований, проводятся иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.3. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований со стороны контролируемого лица Мосжилинспекция в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязана:
6.3.1. Выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.3.2. Незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения.
6.3.3. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности либо направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией.
6.3.4. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией.
6.3.5. Принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.3.6. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.3.7. Принять иные решения, принимаемые при проведении и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, если принятие таких решений предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
6.4. В предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предусмотренном пунктом 6.3.1 настоящего Положения, указываются:
6.4.1. Фамилии, имена, отчества (при наличии) инспекторов, проводивших контрольное (надзорное) мероприятие.
6.4.2. Дата выдачи.
6.4.3. Адрес нахождения объекта контроля.
6.4.4. Наименование лица, которому выдается предписание.
6.4.5. Ссылки на нормативные правовые акты, в которых содержатся нарушенные обязательные требования.
6.4.6. Описание нарушения обязательных требований, которое требуется устранить.
6.4.7. Срок устранения нарушения обязательных требований.
6.5. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения объекта контроля либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения.
В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
6.6. В случае, указанном в пункте 6.5 настоящего Положения, начальник (первый заместитель начальника, заместитель начальника) Мосжилинспекции вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
7. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иных способов фиксации доказательств
7.1. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, могут применяться персональные компьютеры, ноутбуки, съемные электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи), механические, программные и электронные средства измерения и фиксации, в том числе принадлежащие контролируемому лицу (далее - технические средства), а также работающие в автоматическом режиме технические средства фиксации правонарушений, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
7.2. Решение об осуществлении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований принимается инспектором самостоятельно.
7.3. При отсутствии возможности осуществления видеозаписи применяется аудиозапись проводимого контрольного (надзорного) действия.
7.4. Аудио- и (или) видеозапись осуществляется открыто, с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
7.5. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и видеозаписи:
7.5.1. Для фиксации хода и результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются фотосъемка, аудио- и видеофиксация.
7.5.2. Фотосъемка, аудио- и видеофиксация проводятся инспектором, назначенным ответственным за проведение контрольного (надзорного) мероприятия, посредством использования фотоаппаратов, диктофонов, видеокамер, а также мобильных устройств (телефоны, смартфоны, планшеты).
7.5.3. Оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат).
7.5.4. При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
7.5.4.1. Необходимо применять приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объекта контроля.
7.5.4.2. Следует обеспечивать условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов контроля.
7.5.5. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация.
7.6. Зафиксированные с помощью фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, технических средств доказательства выявленных нарушений обязательных требований оформляются в виде приложения к акту контрольного (надзорного) мероприятия, в котором делается отметка об осуществлении фотосъемки, аудио-, видеозаписи, использовании технических средств для фиксации доказательства выявленных нарушений обязательных требований.
8. Обжалование решений Мосжилинспекции, действий (бездействия) должностных лиц Мосжилинспекции
8.1. Действия (бездействие) должностных лиц Мосжилинспекции, решения Мосжилинспекции, принятые в ходе осуществления государственного контроля, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с положениями Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
8.2. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
8.2.1. Решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
8.2.2. Актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений.
8.2.3. Действий (бездействия) должностных лиц Мосжилинспекции в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
8.3. Порядок обжалования решений Мосжилинспекции, установленный разделом 8 настоящего Положения, не распространяется на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях.
8.4. С 1 января 2023 г. судебное обжалование решений Мосжилинспекции, действий (бездействия) должностных лиц Мосжилинспекции возможно только после их досудебного обжалования.
8.5. Досудебный порядок подачи жалобы:
8.5.1. Жалоба подается контролируемым лицом в Мосжилинспекцию в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения.
8.5.2. Жалоба должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
8.5.3. Жалоба рассматривается начальником (первым заместителем начальника, заместителем начальника) Мосжилинспекции в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
8.5.4. Жалоба на решение Мосжилинспекции, действия (бездействие) должностных лиц Мосжилинспекции может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
8.5.5. Жалоба на предписание Мосжилинспекции может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения контролируемым лицом предписания.
8.5.6. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен начальником (первым заместителем начальника, заместителем начальника) Мосжилинспекции.
8.5.7. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
8.5.8. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Мосжилинспекции.
8.5.9. Мосжилинспекция в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
8.5.9.1. О приостановлении исполнения обжалуемого решения Мосжилинспекции.
8.5.9.2. Об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Мосжилинспекции.
8.5.10. Информация о решении по ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
8.5.11. Жалоба составляется и оформляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
8.5.12. Мосжилинспекция принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в порядке и сроки, установленные статьей 42 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).
8.5.13. Мосжилинспекция при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
8.5.14. Мосжилинспекция вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса. Срок рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до дня получения их Мосжилинспекцией, но не более чем на 5 рабочих дней со дня направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
8.5.15. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Мосжилинспекцию, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которой обжалуются.
8.5.16. По итогам рассмотрения жалобы начальник (первый заместитель начальника, заместитель начальника) Мосжилинспекции принимает одно из следующих решений:
8.5.16.1. Оставляет жалобу без удовлетворения.
8.5.16.2. Отменяет решение Мосжилинспекции полностью или частично.
8.5.16.3. Отменяет полностью решение Мосжилинспекции и принимает новое решение.
8.5.16.4. Признает действия (бездействие) должностных лиц Мосжилинспекции незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
8.5.17. Решение начальника (первого заместителя начальника, заместителя начальника) Мосжилинспекции, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном пунктом 1.11 настоящего Положения, в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
9. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для государственного контроля
Ключевые показатели эффективности и результативности осуществления государственного контроля определяются в порядке, установленном Правительством Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.