Федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" по поручению Министерства просвещения Российской Федерации дополнены методические рекомендации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания в каждом субъекте Российской Федерации региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), а также в рамках реализации мероприятий распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста".
Приложение на 35 л. в 1 экз.
И.о. директора |
П.В. Кузьмин |
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по созданию и обеспечению функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания в каждом субъекте Российской Федерации региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), а также в рамках реализации мероприятий распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста".
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе по созданию и функционированию в субъектах Российской Федерации Центров непрерывного повышения профессионального мастерства (далее - ЦНППМ), осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: https://www.apkpro.ru/.
Цель методических рекомендаций: определение основных подходов к созданию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, определение примерного положения о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, установление механизмов оказания методической и информационной поддержки со стороны Федерального оператора.
Основная задача рекомендаций: содействие повышению готовности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также органов власти муниципального уровня, структур, непосредственно осуществляющих повышение квалификации и профессиональное развитие педагогов и управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях, эффективно действовать в условиях реализации приоритетов государственной политики в области образования и с целью создания Единой федеральной системы научно-методического сопровождения.
Для реализации цели и основной задачи настоящих рекомендаций определяются принципы формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РНМС):
1. Соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников.
2. Соответствие мероприятий по повышению профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках федерального проекта, для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Создание единого образовательного пространства для обмена опытом в сфере дополнительного профессионального (педагогического) образования между субъектами Единой федеральной системы и трансляции федеральной повестки в субъекты Российской Федерации.
Основные механизмы формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
1. Нормативное правовое обеспечение деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
2. Объединение ресурсов Единой федеральной системы и уже существующей региональной системы дополнительного профессионального педагогического образования, в том числе ЦНППМ, через формирование и ведение паспорта региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - паспорт ДППО).
3. Наделение регионального центра непрерывного повышения профессионального мастерства полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и агрегированию информации об имеющихся в субъекте Российской Федерации ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
4. Формирование кадрового состава региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур, в том числе проводимых Федеральным оператором.
5. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета субъекта Российской Федерации на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в Федеральном реестре образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования (далее - ФР ДПП) и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
6. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных Федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации дополнительных профессиональных педагогических программ.
7. Использование цифровой системы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования субъекта Российской Федерации.
2. Функции и полномочия участников региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Субъектами региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
- орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования (далее - РОИВ);
- ЦНППМ;
- региональная организация дополнительного профессионального образования (ИРО/ИПК);
- муниципальные методические службы;
- муниципальные учреждения дополнительного профессионального образования;
- муниципальные методические объединения, профессиональные сообщества и ассоциации, методические советы образовательных организаций;
- образовательные организации среднего профессионального образования по УГС "Образование и педагогические науки".
2.1. Орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление в сфере образования (РОИВ)
Полномочия по сохранению единого образовательного пространства на территории субъекта РФ и его интеграции в Единую федеральную систему возложены на РОИВ.
РОИВ:
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей федерального проекта;
- разрабатывает и утверждает паспорт ДППО и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
- обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, РОИВ и организацией, на базе которой создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМ;
- обеспечивает финансирование региональной системы.
РОИВ утверждает распорядительным актом Положение о региональной системе научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (Приложение N 3), которое:
- устанавливает роль, функции, права, ответственность и механизмы взаимодействия участников региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- наделяет созданный в субъекте РФ ЦНППМ полномочиями координатора региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- утверждает дорожную карту по формированию и функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- определяет ответственного от РОИВ за контроль деятельности по формированию и ведению паспорта ДППО;
- закрепляет показатели эффективности функционирования РСНМС и определяет ответственного за проведение мониторинга РСНМС по показателям;
- определяет комплекс мероприятий по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров субъекта РФ.
2.2. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ)
ЦНППМ выступают координаторами региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Функции ЦНППМ:
- обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
- обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта ДППО в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования;
- определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
- обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб;
- обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб в рамках трехстороннего соглашения;
- формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
- обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения учителей;
- создает условия (кадровые, материально-технические, методические) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
- обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из ФР ДПП);
- организует адресную методическую поддержку/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках федерального проекта.
2.3. Региональная организация дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК)
Региональные организации дополнительного профессионального (педагогического) образования (ИРО/ИПК) выполняют функцию по разработке и обновлению содержания дополнительного профессионального (педагогического) образования и реализации программ дополнительного профессионального (педагогического) образования.
Функции ИРО/ИПК:
- обеспечивает разработку дополнительных профессиональных педагогических программ (далее - ДПП) в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
- обеспечивает ФР ДПП программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих актуальным запросам системы образования;
- предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
- осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в РОИВ.
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
- обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
2.4. Муниципальные методические службы
Муниципальные методические службы (муниципальные методические советы, муниципальные методические объединения) (далее - ММС) совместно с ЦНППМ обеспечивают тьюторское методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров.
Функции ММС:
- обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- предоставляет в ЦНППМ информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
- обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
- координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3. Паспорт региональной системы дополнительного профессионального (педагогического) образования
Паспорт региональной системы дополнительного профессионального (педагогического) образования является частью единого федерального информационно-аналитического ресурса, формируемой посредством заполнения личного кабинета субъекта РФ, включающего в себя сведения о кадровом составе, о ДПП, в том числе включенных в ФР ДПП, о региональной инфраструктуре ДПО, финансовом обеспечении, о вовлечении педагогических работников в мероприятия региональной системы научно-методического сопровождения, об информационных ресурсах (сайты организаций, системы дистанционного обучения, базы данных и т.д.), о показателях эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения.
Структуру, формат данных и требования к содержанию, периодичность заполнения определяет Федеральный оператор. Паспорт ДППО является неотъемлемой частью цифровой экосистемы ДПО*, находящейся в ведении Федерального оператора.
Паспорт ДППО является инструментом управления качеством дополнительного профессионального образования в субъектах РФ. Федеральный оператор на основе анализа данных региональных паспортов ДППО формирует адресные рекомендации по развитию региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
4. Показатели эффективности функционирования РСНМС
При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС целесообразно учитывать все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров.
Показатели:
1. Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
2. Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
3. Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в ФР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
4. Доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования.
5. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.
6. Доля программ ДППО, размещенных в ФР ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования.
5. Информационные ресурсы
Сайт Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/
Сайт ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" https://apkpro.ru/
Сайт Цифровой экосистемы ДПО (паспорт ДППО) https://education.apkpro.ru/.
Примечания
* Цифровая экосистема ДПО - информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий единые подходы к представляемым образовательными организациями программам дополнительного профессионального образования, верификации, учету слушателей и анализу их результатов; включающий в себя следующие модули:
- паспорт ДППО;
- специализированная обучающая среда, обеспечивающая обучение педагогических работников и управленческих кадров с применением дистанционных образовательных технологий с использованием онлайн-контента, единый подход к учету слушателей, отслеживание результатов прохождения обучения, верификацию образовательного контента для качественного повышения квалификации и обеспечение конкурентоспособности рынка дополнительного профессионального образования и возможности контроля процесса обучения по учебной аналитике. Платформа позволяет размещать образовательный контент, поддерживать различные виды учебной деятельности, организовывать учебные занятия в режиме видео-конференц-связи (конференция или вебинар), конструировать тестовые задания с самопроверкой для формирующего и суммативного оценивания. Курсы, реализуемые в специализированной обучающей среде, поддерживаются следующими ролями: администратор платформы (Федеральный оператор), управляющий регионом (региональный ОИВ), администратор организации (ИРО/ИПК/ЦНППМ/педагогический вуз), куратор курса (ответственное лицо в организации, отвечающее за реализацию курса), контент-менеджеры, тьюторы, слушатели;
- ФР ДПП, созданный для формирования единого образовательного пространства дополнительного профессионального образования, обеспечения качества дополнительных профессиональных программ благодаря проведению их профессионально-общественной экспертизы.
Приложения
Приложение N 1
к методическим рекомендациям для субъектов
Российской Федерации по созданию и обеспечению
функционирования региональной системы научно-
методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров
Нормативное правовое обеспечение
Формирование региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров обеспечивается с учетом следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" N 204 от 07 мая 2018 (с изменениями и дополнениями от 19 июля 2018 г.).
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
4. Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа".
5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 2580-р).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2021 г. N 37 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование".
8. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
9. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 04.02.2021 г. N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
Приложение N 2
к методическим рекомендациям для субъектов
Российской Федерации по созданию и обеспечению
функционирования региональной системы научно-
методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров
Комплекс мер (дорожная карта) по созданию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
Приложение N 3
к методическим рекомендациям для субъектов
Российской Федерации по созданию и обеспечению
функционирования региональной системы научно-
методического сопровождения педагогических
работников и управленческих кадров
Примерное положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (наименование субъекта РФ)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, РСНМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования наименование субъекта Российской Федерации.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
- Указы Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" N 204 от 07 мая 2018 (с изменениями и дополнениями от 19 июля 2018 г.) и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
- Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа".
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 2580-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2021 г. N 37 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование".
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 04.02.2021 г. N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
- Положение о центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников наименование субъекта Российской Федерации (утв. нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования (далее - РОИВ).
- Иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, РОИВ, настоящее Положение.
2. Цель, задачи и принципы формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2.1. Целью РСНМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачи РСНМС:
- выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе центров непрерывного повышения профессионального мастерства (далее - ЦНППМ);
- обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
- разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
- создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
- создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
- создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
- стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
- соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
- соответствие реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
- консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
3.1. Региональная система научно-методического сопровождения включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.2.1. Региональный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
Функции:
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
- разрабатывает и утверждает паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - паспорт ДПП) и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
- обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, РОИВ и организацией, на базе которой создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМ;
- обеспечивает финансирование региональной системы.
3.2.2. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (наименование ЦНППМ субъекта Российской Федерации)
Функции:
- обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
- обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта ДППО в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - цифровая экосистема ДПО);
- определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
- обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб;
- обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
- формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
- обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения учителей;
- создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
- обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);
- организует адресную методическую поддержку/консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
- осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.2.4. Региональная организация дополнительного профессионального образования педагогических кадров (наименование ИРО/ИПК (иной организации в случае отсутствия ИРО/ИПК) субъекта Российской Федерации)
Функции:
- обеспечивает разработку ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ у педагогических работников дефицитов;
- обеспечивает федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
- предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
- осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в РОИВ;
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
- обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
- обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
Данный перечень субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является достаточным, но не избыточным.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальная методическая служба (далее - ММС) (наименование ММС субъекта Российской Федерации):
Функции:
- обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- предоставляет в ЦНППМ информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
- обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
- координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.3.2. Муниципальные методические объединения
Функции:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
- создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
Данный перечень субъектов муниципального уровня региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является достаточным, но не избыточным.
3.4. Структурный компонент институционального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.4.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации.
Функции:
- обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
- обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
- проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
Функции:
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
- организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
- оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.4.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и др.
Функции:
- осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества.
Данный перечень субъектов институционального (образовательной организации) уровня региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является достаточным, но не избыточным.
4. Основные механизмы формирования и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РСНМС:
- распорядительный акт РОИВ, утверждающий положение о формировании и функционировании РСНМС, включая: проведение мониторинга показателей эффективности функционирования РСНМС; комплекс мер ("дорожная карта мер") по формированию и функционированию РСНМС; назначение ответственного от РОИВ за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта ДППО; регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
- распорядительный акт РОИВ, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета субъекта Российской Федерации на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование и ведение паспорта ДППО.
4.4. Формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.5. Обеспечение федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.6. Наделение регионального ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в субъекте Российской Федерации ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
4.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.8. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования субъекта Российской Федерации.
5. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
5.1. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС является:
- разработка программ ДПО для включения в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП);
- создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
- реализация сетевых программ ДПО;
- реализация сетевых инновационных проектов;
- разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
- взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
- разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС:
- цифровая экосистема ДПО;
- общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
- онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
- прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
6.1. При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров (наименование субъекта РФ).
Показатели:
1. Доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
2. Доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
3. Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в ФР ДПП и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ.
4. Доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования.
5. Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы.
6. Доля программ ДППО, размещенных в ФР ДПП, в общем количестве программ ДППО, реализуемых организацией дополнительного профессионального (педагогического) образования.
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- данные мониторинга;
- данные официальной статистики;
- данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
- данные официальных сайтов РОИВ, региональной организации дополнительного профессионального образования педагогических кадров (ИРО/ИПК), муниципальных методических служб, образовательных организаций (иные информационные ресурсы субъекта Российской Федерации);
- изучение нормативных правовых документов РОИВ, региональной организации дополнительного профессионального образования (ИРО/ИПК), муниципальных методических служб, образовательных организаций.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
Приложение N 1
к примерному положению
о создании и функционировании региональной
системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих
кадров
Понятия, используемые в Положении
"Горизонтальное обучение" педагогических работников и управленческих кадров - обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.
Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации (профессиональной переподготовки) (далее - программа ДПО).
Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь педагогического работника по повышению уровня профессионального мастерства, реализуемый на основе диагностики профессиональных компетенций в форматах формального, неформального и информального образования.
Менторство (здесь) - "управленческое наставничество", инструмент формирования управленческих кадров региона за счет обмена эффективными практиками между опытными управленческими командами и управленческими командами, испытывающими затруднения.
Методическая поддержка педагогических работников - вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов, с опорой на сильные стороны его индивидуальных способностей и возможностей.
Методическая работа - специальный комплекс практических мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических кадров.
Непрерывное развитие профессионального мастерства педагогических работников - система целенаправленных действий педагогических работников, направленных на совершенствование своих профессиональных компетенций в процессе освоения индивидуальных образовательных маршрутов, составленных на основе диагностики профессиональных дефицитов.
Паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - единый федеральный информационно-аналитический ресурс, формируемый посредством заполнения личных кабинетов субъектов Российской Федерации, включающий в себя сведения о кадровом составе, программах ДПО, в том числе включенных в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП), региональной инфраструктуре дополнительного профессионального образования, финансовом обеспечении, вовлечении педагогических работников в мероприятия региональной системы научно-методического сопровождения, информационных ресурсах (сайты организаций, системы дистанционного обучения, базы данных и т.д.), результативности работы системы и корреляции с результатами обучающихся общеобразовательных организаций.
Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (за исключением педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования).
Профессиональная ассоциация - добровольное объединение педагогических работников с целью создания условий для профессионального общения в процессе обсуждения актуальных профессиональных проблем.
Профессиональное сообщество - группа педагогических работников, объединенная общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне организации, муниципалитета, региона.
Профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности.
Профессиональные компетенции педагогического работника - совокупность профессиональных знаний, навыков и практического опыта, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательной организации) уровней, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в повышении квалификации (профессиональной переподготовке) и профессиональном развитии, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.
Сетевое сообщество педагогов - организационная форма социальной структуры, обеспечивающая при помощи компьютерных сетевых средств коммуникацию группы педагогов, ведущих совместную инновационную деятельность. Деятельность сетевых сообществ педагогов направлена на обмен информацией об инновациях, взаимопомощь в преодолении рисков и затруднений при освоении новшества, организацию коллективной интеллектуальной деятельности при разработке или модернизации новшества.
Субъект научно-методической деятельности - организация, лицо, уполномоченная(ое) выполнять деятельность по повышению квалификации (профессиональной переподготовке) и научно-методическому сопровождению профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. В целях настоящего Положения к управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях унификации стандартов дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения широкого доступа к качественным дополнительным профессиональным образовательным программам, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, или структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников.
Цифровая экосистема ДПО - информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий единые подходы к представляемым образовательными организациями программам дополнительного профессионального образования, верификации, учету слушателей и анализу их результатов; включающий в себя следующие модули: паспорт региональной системы ДППО; специализированная обучающая среда, федеральный реестр программ дополнительного профессионального педагогического образования.
Приложение N 2
к примерному положению
о создании и функционировании региональной
системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих
кадров
Комплекс мер (дорожная карта) по созданию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (наименование субъекта Российской Федерации)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства просвещения РФ от 6 июля 2021 г. N 2163 "О методических рекомендациях"
Текст письма опубликован не был