Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Собрания депутатов
Миасского городского округа
от 22 октября 2021 г. N 9
Положение
"О системах оповещения и информирования населения Миасского городского округа"
I. Общие положения
1. Положение о системах оповещения населения разработано в соответствии с федеральными законами Российской Федерации (далее - РФ) от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федеральный закон - ФЗ), от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ", от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 09.01.1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Законом РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", указами Президента РФ от 11.07.2004 г. N 868 "Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 13.11.2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства РФ от 30.12.2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ", от 02.04.2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуаций", от 26.09.2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", от 09.12.2014 г. N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", распоряжением Правительства РФ от 14.10.2004 г. N 1327-p "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации", приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановлением Правительства Челябинской области от 20.11.2013 г. N 458-п "О перечне границ зон экстренного оповещения населения в Челябинской области" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения.
2. Положение о системе оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории Миасского городского округа (далее - МГО) определяет назначение, задачи, порядок использования, совершенствования системы оповещения и информирования населения на территории МГО, поддержание ее в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
4. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами МКУ "Управление ГОЧС" и звена Миасского городского округа областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Миасское звено РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
5. Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
6. Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информации до органов управления, сил и средств, Миасского звена РСЧС, населения.
7. Комплексная система экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН) - это элемент муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, сил и средств, Миасского звена РСЧС, населения в автоматическом и (или) автоматизированном и (или) ручном режимах.
8. Система оповещения обеспечивает доведение до населения, органов управления и сил, Миасского звена РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из:
- элементов региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (далее - РАСЦО);
- элементов КСЭОН;
- телевизионные и радиовещательные компании;
- сети подвижной радиосвязи;
- транспортных средств, оборудованных сигнальными громкоговорящими установками, и автомобилей со звукоусилительными станциями;
- сеть проводного вещания;
- локальные системы оповещения (далее - ЛСО);
- объектовые системы оповещения организаций;
- специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения);
- сети Интернет.
9. Системы оповещения населения на территории МГО создаются на следующих уровнях функционирования Миасского звена РСЧС:
на региональном уровне - РАСЦО (создают органы государственной власти субъектов РФ);
на муниципальном уровне - КСЭОН (создает Администрация МГО);
на объектовом уровне - ЛСО (создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности).
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуации, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта РФ и МГО соответственно.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством РФ, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
КСЭОН создается на муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
10. Перечень организаций, входящих в систему оповещения, утверждается распоряжением (постановлением) Администрации МГО.
11. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти Челябинской области, Администрацией МГО и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности.
II. Основные задачи систем оповещения
12. Системы оповещения населения предназначены для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил МКУ "Управление ГОЧС" и Миасского звена РСЧС.
13. Основными задачами системы оповещения являются:
1) региональной системой оповещения обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава Администрации МГО;
- до членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МГО (далее - КЧС и ОПБ);
- должностных лиц МКУ "Управление ГОЧС";
- единой дежурно-диспетчерской службы МГО (далее - ЕДДС);
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты;
людей, находящихся на территории МГО.
2) муниципальной системы оповещения КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава Администрации МГО;
- до членов КЧС и ОПБ;
- должностных лиц МКУ "Управление ГОЧС";
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально-опасные объекты;
- людей, находящихся на территории МГО.
3) локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб МГО, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
- людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
4) через средства массовой информации, сетям связи, телерадиовещания, проводного вещания, сетям подвижной связи и иным каналам информации доведение до населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территории МГО, приемах и способах защиты, а также пропаганда знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
14. Задействование систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Распоряжение на задействование системы оповещения отдается Главой МГО. На объекте с локальной системой оповещения - руководителем объекта, с последующим докладом в ЕДДС.
16. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с Администрацией МГО, Миасским звеном РСЧС и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
17. ЕДДС, получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до Главы МГО, органов управления и сил МКУ "Управление ГОЧС" и Миасского звена РСЧС, организаций (собственников объектов, производства), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
18. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы, получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до руководителей организаций, объектов, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил гражданской обороны соответствующего уровня, ЕДДС.
19. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
20. В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских, единой дежурно-диспетчерской) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
21. При автоматизированном функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, ЕДДС, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
22. В ручном режиме доведение информации и сигналов оповещения осуществляется по сети связи общего пользования, ведомственным каналам связи без применения специальной аппаратуры оповещения, а также с использованием возможностей средств массовой информации и автомобильной техники со специальными громкоговорящими устройствами, звуковыми извещателями, при помощи "рынды".
23. Приоритетный режим функционирования определяется планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
24. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, через радиовещательные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ длительностью не более 5 минут.
25. При передаче информации и сигналов оповещения допускается трехкратное повторение этих сообщений.
26. Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно МКУ "Управление ГОЧС". Передача речевой информации осуществляться должностными лицами уполномоченных организаций. В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача кратких речевых сообщений непосредственно с пункта управления ЕДДС МГО.
27. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
1) сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
2) сети проводного радиовещания;
3) сети уличной радиофикации;
4) сети связи операторов связи и ведомственные;
5) информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
6) громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
28. До населения, не охваченного автоматизированной системой оповещения, дополнительно для привлечения внимания используется механические устройства типа "набат", "рында", звуковой извещатель.
29. Решение на задействование системы оповещения, задействовании сетей связи операторов связи для обеспечения передачи сигналов оповещения, а также об определении зоны (территории) оповещения населения принимается Главой МГО, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
30. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется решением КЧС и ОПБ.
31. Непосредственные действия (работы) по задействованию системы оповещения осуществляются специалистами ЕДДС МГО, оперативными дежурными служб организаций, дикторами телерадиовещательных компаний, специалистами технической поддержки операторов сети подвижной связи, сети Интернет, специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, привлекаемыми к обеспечению оповещения по решению Главы МГО.
32. При использовании любого режима оповещения ЕДДС МГО, организации связи и организации телерадиовещания осуществляют контроль за ходом оповещения, проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации. В случаях несанкционированного включения систем оповещения, организация связи немедленно извещают ЕДДС МГО, и немедленно принимают меры к опровержению переданной информации.
IV. Порядок совершенствования и поддержания в готовности системы оповещения
33. Система оповещения создаётся и совершенствуется заблаговременно в мирное время и поддерживаются в постоянной готовности к использованию, с участием Администрации МГО, организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания.
34. Поддержание систем оповещения в готовности, организуется и осуществляется собственником технических средств оповещения.
35. Готовность систем оповещения населения достигается:
- наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
- наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
- наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
- готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
- регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
- своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
- наличием, соответствием законодательству РФ и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
- своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
36. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
37. Комплексные проверки готовности систем оповещения проводятся два раза в год комиссией, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября. По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности системы оповещения при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
38. Состав комиссии для проверки утверждается Администрацией МГО.
39. Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
40. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения.
41. Технические проверки готовности к задействованию систем оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения специалистами ЕДДС МГО, путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
42. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
43. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
44. Эксплуатационно-техническое обслуживание систем оповещения населения (далее - ЭТО) включает в себя комплекс мероприятий по поддержанию технических средств оповещения систем оповещения населения в работоспособном состоянии.
45. ЭТО системы оповещения осуществляется по принадлежности системы оповещения и возлагается на собственников и обслуживающие организации в соответствии с заключенными договорами на обслуживание (Администрацией МГО, МКУ "Управление ГОЧС", предприятиями, учреждениями, подразделениями либо другими юридическими лицами (сторонними организациями), определяемыми в соответствии с законодательством РФ.
46. Выводу из эксплуатации подлежат технические средства оповещения, у которых по совокупности:
- выработан установленный техническими условиями эксплуатационный ресурс, а также достигнут предельный срок продления;
- производителями завершено серийное производство, в том числе ЗИП, и восстановление неисправных технических средств оповещения экономически нецелесообразно;
- эксплуатация технически невозможна в действующих сетях связи.
47. Взамен технических средств оповещения, выводимых из эксплуатации (для проведения ремонта или замены), без снижения готовности действующей системы оповещения населения, должны быть установлены и введены в эксплуатацию новые (резервные) ТСО.
48. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и (или) ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
49. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
V. Финансирование
50. Финансирование мероприятий по созданию, совершенствованию, реконструкции, поддержанию в состоянии постоянной готовности системы оповещения, созданию и содержанию запасов средств и резерва для системы оповещения осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ, муниципальными правовыми актами МГО, локальными нормативными актами организаций, учреждений, предприятий.
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания депутатов Миасского городского округа Челябинской области от 22 октября 2021 г. N 9 "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.