Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 июня 2021 г. по делу N 3а-176/2021
Настоящее решение отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 г. N 66а-1133/2021
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, с участием прокурора Соловьевой В.В, при секретаре Яцкевич Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "А" о признании недействующим в части Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах зон", Установил:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 24.12.2008 года принят и 19.01.2009 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 820-7), который опубликован в издании "Информационный бюллетень администрации Санкт-Петербурга", N 7/1 от 4 марта 2009 года.
В названный нормативный правовой акт вносились изменения, в том числе, Законом Санкт-Петербурга от 07.07.2016 N 437-83 название нормативного правового акта изложено как "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (т.1 л.д.151-152).
Законом Санкт-Петербурга N 369-89 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон", принятым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 15 июля 2020 года, подписанным Губернатором Санкт-Петербурга 29 июля 2020 года, опубликованным 3 августа 2020 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, в Закон N 820-7 внесены изменения, в том числе, изложено в новой редакции Приложение 2 (Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга); указанный нормативный правовой акт вступил в силу с 01 февраля 2021 года за исключением отельных положений (т.2 л.д.10-13, 144-149)
В разделе 6 части 3 Приложения 2 к Закону N 820-7 установлены общие требования режима использования земель в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2 (ОЗРЗ-2).
К числу запретов на территории ОЗРЗ-2 указанным разделом отнесен, в том числе, снос (демонтаж) исторических зданий (пункт 6.1.1).
В пункте 6.1.2 этого же раздела предусмотрено, что запрет, указанный в пункте 6.1.1 настоящего раздела Режимов, не распространяется на следующие случаи разборки, демонтажа отдельных строительных конструкций (частей объекта капитального строительства):
разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов);
разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций в случае отсутствия технической возможности их сохранения при осуществлении разборки, демонтажа строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов);
разборка, демонтаж отдельных строительных конструкций в ходе капитального ремонта, реконструкции исторического здания, влекущих изменение его внешнего облика, допускаемое Режимами.
Правообладатель земельного участка, на котором располагалось историческое здание, формирующее уличный фронт, обязан осуществить его восстановление в части внешнего облика, воспринимаемого с открытых городских пространств, в случае полной или частичной утраты исторического здания, в том числе в результате разборки отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых было установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации (в том числе межгосударственных стандартов).
Восстановление исторического здания осуществляется после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Общество с ограниченной ответственностью "А" (далее - ООО "А", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, после уточнения которого, и частичного прекращения производства по делу, просило признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 6.1.1, 6.1.2 раздела 6 части 3 Приложения N 2 к Закону N 820-7 (т.1 л.д.4-10, 122-124).
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельного участка и расположенного на нем здания, 1901 года постройки, с кадастровым номером N... по адресу: "адрес" (далее - Здание), расположенного в одном из исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, включенного оспариваемым нормативным правовым актом в границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2 (ОЗРЗ-2), являющегося историческим зданием в соответствии с положениями оспариваемого нормативного правового акта; оспариваемыми положениями административный истец лишен возможности произвести разбор аварийных конструкций Здания без последующего восстановления его облика, что препятствует полноценному использованию и распоряжению принадлежащим административному истцу имуществом.
Оспариваемые положения Закона N 820-7, по мнению административного истца, нарушают предусмотренное статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право на владение, пользование и распоряжение принадлежащим на праве собственности имуществом, а также противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", которое не предусматривает запрет на снос и обязанности восстанавливать утраченные объекты, не являющиеся объектами культурного наследия, для зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Представитель административного истца, являющийся также представителем заинтересованного лица ООО "С з "А", Н Д.С. в суд явился, поддержал заявленные требования, представил письменные объяснения, полагая, что установление запрета на снос (демонтаж) исторического здания противоречит также пункту 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 14.1 статьи 1 и главе 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установление требования о получении положительного заключения органа охраны противоречит пункту 6 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку такая процедура не предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" (т.1 л.д.185-187, т.3 л.д.2-4, 211-214).
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К Т.А. представила возражения на заявленные требования, полагая, что оспариваемый акт соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу (т.2 л.д.59-63)
Представитель административного ответчика Губернатора Санкт-Петербурга П Е.Ю. в суд явилась, представила возражения на заявленные требования, полагая, что оспариваемый акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований к процедуре его принятия и опубликования. Представитель административного ответчика указал на то, что оспариваемыми положениями не нарушаются права административного истца, поскольку они позволяют осуществить демонтаж принадлежащего административному истцу исторического здания, как находящегося в аварийном состоянии, и не влекут обязанность по восстановлению внешнего облика этого исторического здания, поскольку оно не формирует уличный фронт, в связи с чем Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры выдано положительное заключение от "дата" года N N... о соответствии предполагаемого к размещению на принадлежащем административному истцу земельном участке многоквартирного дома, предусматривающего демонтаж указанного исторического здания (т.1 л.д.158-161 т.2 л.д.1-9, т.3 л.д.214-218)
Выслушав представителей сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд считает, что заявленные требования подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).
Согласно преамбуле этого закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Положениями статьи 34 Закона N 73-ФЗ предусматривается, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия). Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 1).
Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 3).
Законом Санкт-Петербурга от 12 июля 2007 года N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге" установлено, что законами Санкт-Петербурга утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон (пункт 1.1 статьи 3); разработка проектов законов Санкт-Петербурга об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особых режимов использования земельных участков в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон отнесена к компетенции Правительства Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 3).
Порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон установлены Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 (далее - Положение N 972).
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии (пункт 3 Положения N 972).
Состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (пункт 4 Положения N 972).
Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон (пункт 6 Положения N 972).
Согласно статьям 28, 30 Закона N 73-ФЗ проекты зон охраны объекта культурного наследия являются объектами государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ).
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (пункт 12 Положения N 972).
На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон (пункт 14 Положения).
Судом установлено, что на основании государственного контракта от "дата" N N... (N...) по инициативе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее - КГИОП) с учетом сведений научно-исследовательской работы "Материалы по обоснованию проекта объединенных озон охраны объекта культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга", выполненной в 2018 году ООО НИиПИ "С", разработан в 2019 году проект объединенных зон охраны объектов культурного наследия (далее - Проект), на который получено положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, выполненной в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569, которым определено, что в отношении проектов зон охраны объекта культурного наследия экспертиза проводится экспертной комиссией из трех и более экспертов (подпункт "б" пункта 11(2)); Проект был размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга для общественных обсуждений, которые прошли с 21 октября по 03 ноября 2019 года, 06 ноября 2019 года общественное обсуждение по Проекту признано состоявшимся на заседании Общественного совета при КГИОП; 11 декабря 2019 года Проект поддержан на заседании Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга; Проект согласован Министерством культуры Российской Федерации (согласования от "дата" N... и от "дата" N...), Проект внесен на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Губернатором Санкт-Петербурга, принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в трех чтениях, официально опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru в соответствии с требованиями статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" (т.2 л.д.17-58, 54-75, 118-143, 149-162, т.3 л.д.26-49).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом.
Оценивая доводы истца о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание, следующие обстоятельства.
Абзацами вторым пункта 2 статьи 34 Закона N 73-ФЗ определено, что зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - это территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 972 границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.
Как установлено пунктом 10 Положения N 972 режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, устанавливаются с учетом следующих требований: ограничение строительства, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений (подпункт "а"); ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений (подпункт "б"); обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде (подпункт "в"); ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде (подпункт "г"); сохранение качества окружающей среды, необходимого для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде (подпункт "д"); соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также охраняемого природного ландшафта (подпункт "е"); иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде (подпункт "ж").
Из указанных положений следует, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, допускается установление ограничения хозяйственной деятельности, и иных требований, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Согласно приведенному ранее пункту 4 Положения N 972 состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Как следует из научно-исследовательской работы "Материалы по обоснованию проекта объединенных озон охраны объекта культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга", выполненной в 2018 году ООО НИиПИ "С" (далее - Научная работа), в ходе этого исследования осуществлен анализ композиционных связей объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга с окружающей застройкой и элементами природного ландшафта и рельефа, анализ структуры визуального восприятия объектов культурного наследия, оценено, что исторический центр Санкт-Петербурга относится к уникальным территориям с сохранившейся целостной исторической средой, которая наряду с памятниками истории и культуры включает фоновые элементы среды - рядовую застройку, планировку, природный ландшафт, визуальные и композиционные связи между ценными элементами, что послужило основанием для включения объекта "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников" в Список всемирного наследия в 1990 году в соответствии с решением 14-й сессии Комитета всемирного наследия; принята во внимание специфика историко-культурного наследия Санкт-Петербурга, где объекты культурного наследия расположены в плотной городской ткани и неразрывно связаны с окружающей застройкой, что определяет особую важность сохранения целостности исторической среды, являющейся важнейшим компонентом историко-культурного наследия города во всем многообразии ее элементов; определено, что для исторически сложившихся территорий центральных районов к исторически ценным градоформирующим объектам следует отнести как отдельные исторические здания, так и ценную историческую среду кварталов исторического центра, сформированную этими зданиями, завершенные архитектурные композиции, включающие как лицевые корпуса, так и дворовые пространства, с ясной конфигурацией и габаритами дворовых корпусов, художественным решением дворовых фасадов; наиболее эффективным методом сохранения своеобразия Санкт-Петербурга и объектов культурного наследия на его территории является комплексный подход, при котором охране подлежат все ценные элементы и характеристики среды в их взаимосвязи, в том числе не формирующие сложные градостроительные ансамбли, поскольку восприятие всей совокупности таких элементов и характеристик формирует образ города в целом; установлена необходимость сохранения условий наилучшего зрительного восприятия объектов культурного наследия в случае утраты историко-градостроительной среды на прилегающих к таким объектам территориях.
Согласно пояснениям свидетеля М А.В. в развитие указанной Научной работы продолжается изучение особенностей историко-градостроительной и природной среды Санкт-Петербурга, осуществляются подробные исследования, направленные на уточнение состава исторической застройки в границах зон охраны, определение сохранности внешнего облика объектов и градостроительной структуры кварталов, оценку историко-культурной и градостроительной ценности каждого исторического здания и сооружения с целью уточнения требований, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге в их историко-градостроительной среде.
На основании содержащихся в Научной работе выводов, основанных на комплексе исследований, включающих оценку регулирующего воздействия на объекты культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, оспариваемым актом к составным элементам исторической среды Санкт-Петербурга, которые участвуют в формировании исторической планировочной структуры, композиционных характеристик, визуальных связей, видов и панорам городского ландшафта, отнесены исторические здания, в зоне ОЗРЗ-2 установлен оспариваемый запрет на снос исторических зданий, случаи, допускающие снос (демонтаж) исторических зданий, а также случаи возникновения обязанности по восстановлению их внешнего облика.
Суд полагает, что с учетом выводов, содержащихся в Научной работе, установленный оспариваемыми положениям запрет на снос исторических зданий и обязанность по их восстановлению в определенных случаях, могут быть отнесены к иным требованиям, необходимым для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, которые в соответствии с подпунктом "ж" пункта 10 Положения N 972 вправе устанавливать региональный законодатель при определении режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности.
Следует учитывать, что положения статьи 34 Закона N 73-ФЗ, в соответствии с которыми принято Положение N 972, имеют целью создавать условия, необходимые для сохранения объектов исторического и культурного наследия и достижение баланса частных и публичных интересов.
Установленные оспариваемым актом ограничения, имеющие целью сохранение объектов культурного наследия в историко-градостроительной среде, баланс государственного (общественного) и частного (индивидуального) интереса не нарушают; то обстоятельство, что оспариваемые положения направлены на обеспечение сохранности объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга в их историко-градостроительной и природной среде подтверждается заключением государственной историко-культурной экспертизы Проекта и его согласованием Министерством культуры Российской Федерации.
Оценивая доводы административного истца о введении пунктом 6.1.2 части 6 раздела 3 Приложения 23 к Закону N 8230-7 процедуры, отсутствующей в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства и в требованиях к составу документов на выдачу разрешения на строительства, суд принимает во внимание, что в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2); разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации в том числе, требованиям, установленным градостроительным регламентом (часть 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 6.1.2 части 6 раздела 3 Приложения 2 к Закону N 820-7"
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, в Приложении N 9 к которым утверждены градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия, установленных Законом N 820-7, которые предусматривают, что строительство, реконструкция зданий, строений и сооружений, а также капитальный ремонт исторических зданий, допускаемые Режимами, осуществляются после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия (пункт 6.2.3).
Таким образом, наличие заключения о соответствии предполагаемого к возведению в границах ОЗРЗ-2 нового объекта капитального строительства, предусматривающего восстановление внешнего облика исторического здания, уже установлено действующими градостроительными регламентами, в связи с чем суд не может согласиться с позицией административно истца о введении оспариваемым положением дополнительной процедуры в сфере жилищного и нежилого строительства.
Оценивая доводы административного истца, суд также принимает во внимание, что согласно разъяснений, приведенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно абзацу 18 раздела 3 части 1 Приложения 2 к Закону N 820-7 историческое здание - здание, строение, сооружение, не являющееся объектом (выявленным объектом) культурного наследия, относящееся к следующим историческим периодам: в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга, а также в Невском районе Санкт-Петербурга, - построенное до 1917 года (здесь и далее год постройки включительно); в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (за исключением Невского района Санкт-Петербурга), - построенное до 1957 года, деревянное 1 - 2-этажное здание, строение, сооружение - построенное до 1917 года (год постройки определяется в соответствии с учетно-технической документацией об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации).
Как следует из материалов административного дела, принадлежащее административному истцу Здание соответствует указанным критериям исторического здания, поскольку относится к 1901 году постройки и расположено в исторически сложившемся центральном районе Санкт-Петербурга.
Абзацем 5 пункта 6.1.2 раздела 6 части 3 приложения 2 к Закону N 820-7 установлена обязанность по восстановлению исторического здания в части внешнего облика, формируемого с открытых городских пространств, только в отношении исторических зданий, формирующих уличный фронт.
Согласно приведенному в разделе 3 части 1 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга N 820-7 определению, уличный фронт - здания, строения, сооружения, примыкающие к красным линиям улично-дорожной сети (а в случае отсутствия утвержденных красных линий - к элементам улично-дорожной сети, включая пешеходные тротуары), а также визуально воспринимаемые с открытых городских пространств здания, строения, сооружения, отделенные от красных линий (элементов улично-дорожной сети) участками внутриквартальных проездов, территорией зеленых насаждений, в том числе относящихся к внутриквартальному озеленению, объектами благоустройства (детские, спортивные площадки, автостоянки, открытые дворы, ограды) (абзац 39).
Как следует из представленных документов, Здание отделено от красных линий (элементов улично-дорожной сети) не участками внутриквартальных проездов, территорией зеленых насаждений, объектами благоустройства, а иным зданием, расположенным по адресу: "адрес", имеющим кадастровый номер N.., 1930 года постройки (т.1 л.д.60-102, 190, т.2 л.д.166-223)
То обстоятельство, что здание с кадастровым номером N... имеет меньшее количество этажей, чем рассматриваемое Здание, что обеспечивает частичное визуальное восприятие последнего с открытых городских пространств, тем не менее, не позволяет оценивать Здание, как формирующее уличный фронт, поскольку оно отделено от красных линий иным зданием.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемые положения, касающиеся установления обязанности правообладателя земельного участка восстановить историческое здание и осуществить его восстановление после получения положительного заключения государственного органа охраны объектов культурного наследия, не нарушают права и законные интересы административного истца, поскольку административный истец не является владельцем здания, на которое распространяются названные положения.
Также не нарушают права административного истца положения пункта 6.1.1 раздела 6 части 3 приложения 2 к Закону N 820-7, устанавливающие запрет на снос (демонтаж) исторических зданий, поскольку из комплексного толкования положений раздела 6 части 3 приложения 2 к Закону N 820-7 следует, что такой запрет не распространяется на случаи аварийного состояния строительных конструкций исторического здания, а именно такое состояние имеет Здание, что не оспаривается административным истцом.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от "дата" года N N... по результатам рассмотрения эскизного проекта "Архитектурно-градостроительный облик объекта "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и встроено-пристроенной подземной автостоянкой" и "Техническое заключение по результатам инженерно-технического обследования объекта, расположенного по адресу: "адрес", а также ответом указанного Комитета от 13.01.2021 года на запрос Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга относительно допустимости реализации работ по демонтажу Здания и строительству новых объектов недвижимости (т.1 л.д.164-175, т.2 л.д.163-224).
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьёй 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
ООО "А" в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пунктов 6.1.1, 6.1.2 раздела 6 части 3 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах зон" - отказать.
Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29 июня 2021 г. по делу N 3а-176/2021
Текст решения опубликован не был
Настоящее решение отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 октября 2021 г. N 66а-1133/2021