Решение Ульяновского областного суда от 13 августа 2021 г. N 3а-152/2021
Ульяновский областной суд в составе судьи Пулькиной Н.А.,
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. о признании недействующими указа Губернатора Ульяновской области N 49 от 21 мая 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19", указа Губернатора Ульяновской области N 53 от 28 мая 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 21 мая 2021 года N 49",
установил:
12 марта 2020 г. Губернатором Ульяновской области принят указ N 19 "О введении режима повышенной готовности".
14 мая 2020 г. указом Губернатора Ульяновской области N 81 указ N 19 от 12 марта 2020 г. изложен в иной редакции.
Указ от 14 мая 2020 г. N 81 официально опубликован 15 мая 2020 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущены опечатки. Вместо "www/pravo.gov.ru" имеется в виду "http://pravo.gov.ru"
22 января 2021 г. указом Губернатора Ульяновской области N 8 указ N 19 от 12 марта 2020 г. изложен в новой редакции.
Указ от 22 января 2021 г. N 8 официально опубликован 22 января 2021 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru).
Указом Губернатора Ульяновской области от 21 мая 2021 г. N 49 внесены изменения в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 г. N 19, указ официально опубликован 24 мая 2021 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru).
Указом Губернатора Ульяновской области от 28 мая 2021 г. N 53 внесены изменения в указ Губернатора Ульяновской области от 21 мая 2021 г. N 49, указ официально опубликован 31 мая 2021 г. на Официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru).
Изменения, внесенные указами Губернатора Ульяновской области от 21 мая 2021 г. N 49 и от 28 мая 2021 г. N 53 в указ от 12 марта 2020 г. N 19, регламентируют основания перевода работников на дистанционный режим работы в зависимости от количества вакцинированных работников, устанавливают перечень видов деятельности, на которые не распространяются требования о переводе на дистанционный режим работы, а также устанавливают переходный период, в течение которого не применяются положения о переводе работников на дистанционный режим работы.
Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указа Губернатора Ульяновской области N 49 от 21 мая 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19", указа Губернатора Ульяновской области N 53 от 28 мая 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 21 мая 2021 года N 49".
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают ее право и права граждан Российской Федерации на труд, на выбор рода деятельности и профессии. Указы Губернатора Ульяновской области от 21 мая 2021 г. N 49 и от 28 мая 2021 г. N 53, обязывающие работодателей разработать соответствующие положения и переводить невакцинированных работников на удаленную работу, нарушают право административного истца на труд, на свободу места выбора, где она может трудиться и находиться. Приведенные указы Губернатора обязывают подвергать себя опасности при тестировании. Вакцины не прошли все стадии клинических испытаний, после вакцинирования возможны вторичные заболевания, неблагоприятные последствия для организма. Вакцинация является медицинским вмешательством, на что требуется информированное добровольное согласие, что предусмотрено частью 1 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Кроме того, право на отказ от профилактической прививки предоставлено гражданину статьей 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Полагает, что поскольку вакцины не прошли все испытания, их внедрение является экспериментом, который запрещен нормами международного права. Кроме того, она лишена права выбора вакцины ввиду разрешения на вакцинацию лишь вакцинами российского производства, что нарушает положения Закона РФ от 17 декабря 1999 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также антимонопольное законодательство, запрещающее использовать доминирующее положение на рынке (пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Также ссылается на то, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушаются ее права как пациента, предусмотренные Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", на добровольное участие в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 323-ФЗ следует читать как "от 21 ноября 2011 г.", а дату Закона РФ N 2300-1 следует читать как "7 февраля 1992 г."
В судебное заседание административный истец Б. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, право на ведение дела через представителя ей было разъяснено, данным правом Б. не воспользовалась.
Представитель административного ответчика Губернатора Ульяновской области - Ш. административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения их в действие, а содержание нормативных правовых актов соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Согласно положениям части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
12 марта 2020 г. Губернатором Ульяновской области принят указ N 19 "О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности". В настоящее время данный указ действует в редакции указа Губернатора Ульяновской области от 22 января 2021 г. N 8 с последующими внесенными в него изменениями.
В редакции оспариваемых нормативных правовых актов (указы N 49 от 21 мая 2021 г., N 53 от 28 мая 2021 г.) указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 г. N 19 устанавливает следующие положения.
В соответствии с подпунктом 7.2 пункта 7 указа от 12 марта 2020 г. N 19 работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям) постановлено:
7.2. Обеспечить перевод на дистанционный режим работы:
7.2.1. В случае если численность вакцинированных работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) и (или) имеющих антитела IgG (независимо от наличия или отсутствия антител IgM), имеющих отрицательный результат тестирования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), проведенного не позднее чем 14 дней назад, а также имеющих документы, подтверждающие наличие у них медицинских противопоказаний к проведению вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - вакцинированные работники), составляет менее 60% от штатной численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам):
не менее 40% штатной численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) из числа невакцинированных работников, включая лиц, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;
всех невакцинированных работников из числа лиц группы риска, а также беременных женщин, за исключением лиц, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организаций, индивидуальных предпринимателей.
7.2.2. В случае если численность вакцинированных работников составляет 60% штатной численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) и более:
не менее 10% штатной численности работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) из числа невакцинированных работников, включая лиц, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;
всех невакцинированных работников из числа лиц группы риска, а также беременных женщин, за исключением лиц, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организаций, индивидуальных предпринимателей.
Требования подпунктов 7.2.1 и 7.2.2 настоящего подпункта не распространяются на деятельность расположенных на территории Ульяновской области территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства, органов судебной системы Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, а также органов, осуществляющих полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на деятельность организаций оборонно-промышленного комплекса, авиастроения, организаций, входящих в состав Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", организаций, осуществляющих работу по государственному заказу, а также организаций электронно-технической отрасли, обеспечивающих деятельность указанных организаций, организаций социального обслуживания населения и иных организаций, определенных Оперативным штабом по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ульяновской области (далее - Штаб) по результатам рассмотрения обращений работодателей.
7.4. Еженедельно представлять сведения в Штаб:
1) о количестве работников, переведенных на дистанционный режим работы, включая сведения об общем количестве работников, численности работников, относящихся к группе риска, работников, находящихся в отпусках, а также о вакцинированных работниках в порядке, утвержденном Правительством Ульяновской области.
7.5. Обеспечить проведение тестирования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) невакцинированных работников не реже 1 раза в 2 недели и допуск работника на рабочее место лишь при наличии медицинского подтверждения отсутствия новой коронавирусной инфекции.
Рекомендовано:
7.9.1. Ввести запрет на выезд невакцинированных работников в командировки, допуская их возможность лишь в неотложных случаях с последующим проведением за счет работодателя тестирования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также довести до работников рекомендации воздержаться от поездок за рубеж в период нахождения в очередных отпусках.
7.9.2. Принять меры, направленные на минимизацию очного присутствия невакцинированных работников на рабочих местах.
В соответствии с пунктом 12 указа Правительству Ульяновской области:
12.4. Обеспечить соблюдение порядка подачи сведений работодателями в Штаб о количестве работников, переведенных на дистанционный режим работы, включая сведения об общем количестве работников, численности работников, относящихся к группе риска, работников, находящихся в отпусках, а также о вакцинированных работниках.
12.7.5 Обеспечить осуществление исполнительными органами государственной власти Ульяновской области контроля за соблюдением работодателями требований подпункта 7.2 пункта 7 настоящего указа в курируемых сферах деятельности.
Согласно пункту 3 указа от 21 мая 2021 г. N 49:
Установить переходный период с 1 до 30 июня 2021 года, в течение которого положения о переводе работников на дистанционный режим работы (в редакции указа Губернатора Ульяновской области от 21 мая 2021 г. N 49 "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 г. N 19" и настоящего указа) не применяются.
В переходный период:
Правительству Ульяновской области обеспечить внесение соответствующих изменений в порядок подачи сведений работодателями в Оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ульяновской области о количестве работников, переведенных на дистанционный режим работы, включая сведения об общем количестве работников, численности работников, относящихся к группе риска, работников, находящихся в отпусках;
работодателям организовать проведение подготовительных мероприятий в целях перевода работников с 30 июня 2021 года на дистанционный режим работы в соответствии с указом Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 г. N 19 "О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности".
Как следует из преамбулы указа Губернатора Ульяновской области N 19 от 12 марта 2020 г., он принят в связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В статье 1 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ приведены понятия:
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1);
предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).
При этом в статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11);
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1 статьи 11);
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у" пункта 1 статьи 11, введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ);
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт "ф" пункта 1 статьи 11, введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
При этом согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ), граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу подпункта "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Указанные Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила поведения).
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
В силу подпунктов "в", "г" пункта 3 Правил поведения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:
- осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью (подпункт "в");
- осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункт "г").
С учетом приведенных норм к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Таким образом, оспариваемые указы Губернатора Ульяновской области приняты в связи с введением режима повышенной готовности.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации постановлено обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794, координационными органами единой системы являются на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области образована постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2013 г. N 98-П "Об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Председателем Комиссии является Губернатор Ульяновской области, который руководит деятельностью Комиссии.
Согласно пункту 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 (Положение N 794), решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе, режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Губернатор Ульяновской области в соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г. N 94-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обладает полномочиями по введению режима повышенной готовности на территории Ульяновской области.
Согласно подпункту "г" пункта 25 Положения N 794 решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяется перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации.
В подпункте "б" пункта 28 Положения N 794 указано, что основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются, в том числе, принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со статьей 27 Устава Ульяновской области Правительство Ульяновской области, возглавляемое Губернатором Ульяновской области, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка.
В силу статьи 22 Устава Ульяновской области, статьи 14 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2016 г. N 163-ЗО "О Губернаторе Ульяновской области" по вопросам своей компетенции Губернатор Ульяновской области издает обязательные для исполнения на всей территории Ульяновской области указы и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что к полномочиям Губернатора Ульяновской области отнесено: введение режима повышенной готовности; принятие нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций; определение перечня мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
С учетом изложенного Губернатор Ульяновской области обладает достаточными полномочиями и компетенцией для принятия оспариваемых указов N 49 от 21 мая 2021 г. и N 53 от 28 мая 2021 г. Процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушена.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. N 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах "Народная газета", "Ульяновская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Как указывалось выше, оспариваемые указы Губернатора Ульяновской области размещены на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 и 31 мая 2021 г. соответственно.
При таких обстоятельствах оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением порядка принятия, в частности с соблюдением: требований, устанавливающих полномочия Губернатора Ульяновской области на принятие нормативных правовых актов; требований к форме и виду нормативных правовых актов; процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов; правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
Проверяя содержание оспариваемых нормативных актов на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).
При этом положения части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривают, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации (часть 3).
Из приведенных предписаний Конституции Российской Федерации следует, что право граждан на труд, свободу выбора профессии и рода деятельности в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно абзацу 14 статьи 1 данного Федерального закона под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15, устанавливающих требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, использование мер социального разобщения, переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций, отнесено к числу мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи вышеназванной инфекции.
Следовательно, не вызывает сомнения то обстоятельство, что совокупность введенных оспариваемыми указами Губернатора в границах территории Ульяновской области ограничительных мер, включая вышеназванные меры, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.
Оспариваемыми нормами временно установлены обязательные правила поведения, ограничивающие возможность непосредственных контактов между гражданами и взаимодействие между ними через предметы, которые могут быть источником распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV), внесенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Следует отметить, что временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя предусмотрен и Трудовым кодексом Российской Федерации в исключительных случаях, к которым статья 312.9 ТК РФ относит, в том числе, эпидемии и любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Таким образом, положения оспариваемых указов Губернатора Ульяновской области соответствуют действующему федеральному и региональному законодательству по приведенным выше основаниям.
Доводы административного истца о нарушении ее прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и другими законами, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований, суд не принимает во внимание, поскольку введенные оспариваемыми указами ограничения не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы человека и гражданина, так как направлены на предотвращение распространения на территории субъекта новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), которая повлекла и может еще повлечь значительные человеческие жертвы, в целях защиты жизни и здоровья людей, находящихся на территории Ульяновской области. Данные права являются наивысшим благом и наиболее значимым конституционным правом каждого человека и гражданина, без их соблюдения утрачивают значение многие другие блага и ценности.
В данном случае Б. не согласна с нормами действующего законодательства субъекта, которое по ее мнению противоречит Конституции РФ, что не может быть предметом обсуждения по настоящему делу. Проверка соответствия оспариваемых нормативных правовых актов Конституции РФ относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Доводы административного истца о недопустимости медицинского вмешательства при вакцинации со ссылкой на приведенное в административном иске федеральное законодательство основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку оспариваемые положения указов не возлагают на граждан обязанность по обязательному прохождению вакцинации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемые указы Губернатора Ульяновской области соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Б. о признании недействующими указа Губернатора Ульяновской области N 49 от 21 мая 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19", указа Губернатора Ульяновской области N 53 от 28 мая 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 21 мая 2021 года N 49" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Н.А. Пулькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 13 августа 2021 г. N 3а-152/2021
Текст решения опубликован не был