Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2021 г. N 553
"Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Башкортостан до 2030 года"
29 марта 2022 г.
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Республике Башкортостан до 2030 года.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова И.Х.
Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан |
А.Г. Назаров |
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 25 октября 2021 г. N 553
Стратегия
развития физической культуры и спорта в Республике Башкортостан до 2030 года
29 марта 2022 г.
Паспорт
Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Башкортостан до 2030 года
Ответственный исполнитель |
Министерство спорта Республики Башкортостан |
Цель и задачи Стратегии |
Цель: создать в Республике Башкортостан условия, способствующие развитию сферы физической культуры и спорта путем совершенствования спортивной инфраструктуры, популяризации массового спорта, приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой, развития спорта высших достижений и профессионального спорта |
Задачи: мотивировать граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, к регулярным занятиям физической культурой, спортом и к ведению здорового образа жизни; развивать инфраструктуру и материально-техническую базу сферы физической культуры и спорта; создать условия для подготовки и совершенствования мастерства спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки; подготовить спортивный резерв и спортсменов высшего спортивного мастерства | |
Сроки реализации Стратегии |
До 2030 года |
Целевые индикаторы и показатели реализации Стратегии |
Доля населения Республики Башкортостан, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Республики Башкортостан в возрасте от 3 до 79 лет; доля населения Республики Башкортостан, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения Республики Башкортостан, принявшего участие в выполнении указанных нормативов испытаний (тестов); количество победителей и призеров - членов спортивных сборных команд Республики Башкортостан, принявших участие в официальных спортивных мероприятиях; уровень обеспеченности населения Республики Башкортостан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объекта спорта; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения Республики Башкортостан; численность спортсменов Республики Башкортостан, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по олимпийским и неолимпийским видам спорта; количество подготовленных спортсменов высшего спортивного мастерства, в том числе спортсменов-инвалидов: кандидатов в мастера спорта России, мастеров спорта России, мастеров спорта России международного класса и заслуженных мастеров спорта России - в Республике Башкортостан |
1. Общие положения
Стратегия развития физической культуры и спорта в Республике Башкортостан до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшихся 27 марта 2019 года и 6 октября 2020 года.
Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными законами "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а также с законами Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" и "О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Целевые индикаторы и показатели реализации Стратегии сформулированы с учетом стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р, и Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года N 624.
Республика Башкортостан - один из передовых регионов Российской Федерации по уровню развития физической культуры, спорта, обеспечения населения объектами физической культуры и спорта.
В современном мире значимым ресурсом социально-экономического развития является здоровье населения, в связи с чем одними из главных задач деятельности Правительства Республики Башкортостан в сфере физической культуры и спорта являются:
создание условий для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни, а также для поступательного развития указанной сферы;
формирование культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и высокого качества жизни населения;
повышение экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта;
укрепление межрегионального и международного сотрудничества в соответствующей сфере и повышение авторитета Республики Башкортостан на всероссийской и международной спортивных аренах.
Стратегия определяет общие мероприятия, направленные на:
увеличение численности населения, ведущего здоровый образ жизни;
развитие массового спорта;
развитие экономически стабильного профессионального спорта;
повышение авторитета Республики Башкортостан на всероссийской и международной спортивных аренах;
укрепление антидопинговой политики.
Разработка и реализация Стратегии основаны на следующих ценностях физической культуры и спорта:
ориентированность на человека - формирование навыков и умений в сфере физической культуры и спорта, прежде всего для сохранения здоровья и активного долголетия, обеспечения физического и духовного благополучия;
доступность - адаптация территорий, сооружений и помещений для максимального удовлетворения потребностей всех категорий граждан в занятиях физической культурой и спортом;
неразрывность - паритетная взаимозависимость всех видов физической активности и их взаимодополняемость, а также активная интеграция в жизнь общества;
партнерство - учет территориальных особенностей развития физической культуры и спорта, формирование согласованных интересов и равного сотрудничества работников, работодателей, государства и бизнеса, направленных на устойчивое развитие сферы физической культуры и спорта;
открытость - верность олимпийским принципам, равенству и справедливости, готовность делиться опытом и знаниями, активно бороться против попыток использования спорта в неспортивных интересах;
прозрачность - свободный доступ к информации, открытые и двусторонние коммуникации, а также прозрачность финансовых потоков, направляемых на развитие профессионального и массового спорта;
безопасность - обеспечение надежного функционирования объектов спорта, механизмов и систем защиты участников занятий физической культурой и спортом, спортивных и массовых мероприятий;
равенство - возможность заниматься физической культурой и спортом для всех категорий и групп граждан вне зависимости от возраста, пола, социального статуса и места жительства;
свобода выбора - обеспечение многообразия видов физической деятельности, предоставляющих человеку широкие возможности самореализации;
устойчивое экономическое развитие - стремление к инновациям, поддержка конкуренции и частной инициативы, а также развитие форм пропорционально сочетанного бюджетного и внебюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта.
Развитие физической культуры и спорта в рамках Стратегии основано на следующих принципах:
соответствие национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации и Республики Башкортостан;
обеспечение равных возможностей для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, учебы и работы для всех категорий и групп граждан;
открытость и доступность информации в сфере физической культуры и спорта для граждан;
удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом;
обеспечение условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, их спортивного долголетия, саморазвития и самореализации, духовно-нравственного и патриотического воспитания;
ориентация на долгосрочную перспективу стратегического планирования развития физической культуры и спорта с учетом мировых тенденций научно-технологического и цифрового развития;
обеспечение "чистоты" и безопасности спорта, а также жесткость к нарушениям антидопинговых правил;
учет территориальных особенностей развития физической культуры и спорта.
Стратегия направлена на формирование и реализацию на региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Ведущими векторами Стратегии являются взаимодействие, консолидация межотраслевой и межведомственной деятельности заинтересованных республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, общественных, научных и образовательных организаций, институтов гражданского общества и экспертного сообщества, а также обеспечение единства правовой базы в сфере физической культуры и спорта и в иных социальных сферах на всей территории Республики Башкортостан.
Стратегия является основой для разработки государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Башкортостан. Для обеспечения комплексного развития сферы физической культуры и спорта с учетом особенностей дисциплин и территориальной специфики предусматриваются разработка соответствующими спортивными федерациями программ развития видов спорта, а также использование механизма определения видов спорта, вносящих наибольший вклад в развитие указанной сферы.
2. Анализ текущего состояния сферы физической культуры и спорта в Республике Башкортостан
Создание условий для развития физической культуры и спорта как эффективного средства привлечения населения к активному и здоровому образу жизни является важной составной частью государственной политики Российской Федерации и Республики Башкортостан. Роль физической культуры и спорта как важного социально-экономического и политического фактора в современном мире неоспорима. Духовное и физическое здоровье нации, успехи республиканских спортсменов на крупнейших всероссийских и международных соревнованиях, бесспорно, формируют положительный имидж региона и государства в целом.
В Республике Башкортостан сложилась определенная система развития физической культуры и спорта, в том числе массового, подготовки спортивного резерва, спорта высших достижений и профессионального спорта.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года N 624 утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года (далее - Стратегия до 2030 года). Анализ статистических данных показывает, что были достигнуты следующие плановые значения ее целевых показателей в 2020 году:
доля населения Республики Башкортостан, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Республики Башкортостан в возрасте от 3 до 79 лет - 48,5% (плановое значение - 46,0%);
доля населения Республики Башкортостан, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения Республики Башкортостан, принявшего участие в выполнении указанных нормативов испытаний (тестов), - 49,5% (плановое значение в 2020 году - 40,0%);
количество победителей и призеров - членов спортивных сборных команд Республики Башкортостан по видам спорта, принявших участие в официальных спортивных мероприятиях, - 2038 человек (плановое значение - 1886 человек);
уровень обеспеченности населения Республики Башкортостан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объекта спорта - 71,4% (плановое значение - 66,0%).
Физическая культура и массовый спорт
В Республике Башкортостан количество систематически занимающихся физической культурой и спортом - 1,8 млн. человек, что составляет 48,5% от общей численности населения от 3 до 79 лет (значение данного показателя увеличилось в 2 раза с 2012 года). Однако структура занятий физической культурой и спортом среди населения республики по различным возрастным сегментам является неравномерной. В возрастном сегменте от 3 до 29 лет, по итогам 2019 года, физической культурой занималось 88% населения, что на 4% выше, чем по стране в целом; в сегменте от 30 до 54 лет - 48%, что на 19% превышает показатель в России; в возрастной группе от 55 до 79 лет данный показатель составляет 8%, что на 4% ниже, чем общероссийский.
Таким образом, будущий рост доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, будет в основном обусловлен вовлечением в занятия спортом населения в возрасте старше 30 лет.
Одним из факторов, повлиявших на высокий темп прироста систематически занимающихся в возрастном сегменте от 3 до 29 лет, является принятие комплексных решений по привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Одним из таких решений стала реализация спортивно-образовательного проекта "Здоровое поколение - сильный регион" (далее - образовательный проект) в рамках федеральной экспериментальной площадки "Разработка модели углубленного курса физического воспитания школьников в системе ранней профильной спортивной ориентации". Участниками образовательного проекта являются обучающиеся 1 - 4 классов и педагогические работники общеобразовательных организаций Республики Башкортостан. Достижение цели образовательного проекта направлено на оздоровление подрастающего поколения, пропаганду здорового образа жизни, поддержание и развитие спортивной культуры у школьников. Реализация в регионе образовательного проекта началась в 2015 году. На сегодняшний день в нем участвуют 239 общеобразовательных организаций из 63 муниципальных образований Республики Башкортостан.
В рамках образовательного проекта 39 классов общеобразовательных организаций оборудованы лыжными комплектами, гимнастическими стенками, универсальными перекладинами и скамейками, гимнастическими матами, наборами для игры в бадминтон и шашки. Были приобретены секундомеры, коврики, конусы, скакалки, обручи, палки гимнастические; мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные и теннисные. Дополнительно 87 классов были укомплектованы спортивным инвентарем и оборудованием для выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
В 2020 году Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан совместно с Министерством образования и науки Республики Башкортостан и региональной спортивной общественной организацией "Федерация спортивной борьбы Республики Башкортостан" было принято решение о реализации в регионе проекта "Спортивная борьба - в школы Республики Башкортостан" (далее - проект "Борьба в школы"), целью которого является пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных организацией посредством введения занятий спортивной борьбой третьим уроком физической культуры. В рамках реализации проекта "Борьба в школы" предусматриваются:
создание условий для совершенствования преподавания учебного предмета "Физическая культура" и вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность физкультурно-спортивной и оздоровительной направленностей в общеобразовательных организациях;
реализация мероприятий, направленных на максимальное привлечение обучающихся к занятиям физической культурой и спортом посредством занятий спортивной борьбой;
повышение квалификации учителей физической культуры путем проведения обучающих семинаров по подготовке борцов;
оснащение общеобразовательных организаций Республики Башкортостан спортивным инвентарем и оборудованием по спортивной борьбе;
выявление и поддержка одаренных детей в области спорта, формирование у обучающихся здорового образа жизни.
На сегодняшний день в проекте "Борьба в школы" принимают участие 62 общеобразовательные организации Республики Башкортостан, где спортивной борьбой занимаются 6,8 тыс. школьников. Всего по России в данном проекте принимают участие 32 субъекта Российской Федерации, причем наш регион лидирует по количеству вовлеченных общеобразовательных организаций.
В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года" количество общеобразовательных организаций, вовлеченных в проект "Борьба в школы", составит 200 школ, где к 2024 году спортивной борьбой будут заниматься около 20 тыс. школьников.
Одновременно отмечается большой разрыв в доле систематически занимающихся спортом по некоторым видам спорта относительно среднего уровня по республике. Стоит отметить, что показатели развития видов спорта и двигательной активности увеличились на 113482 человека. Более 23 тыс. человек активно начали заниматься скандинавской ходьбой.
По популярности среди игровых видов спорта в республике лидируют волейбол (74350 человек), футбол (62796 человек), баскетбол (59722 человека); среди индивидуальных видов спорта - легкая атлетика (54336 человек), плавание (47444 человека), лыжные гонки (44175 человек). По приросту систематически занимающихся лидирует баскетбол: с 2012 года этот показатель увеличился на 17 тыс. человек, что составило 40%. Также количество занимающихся футболом увеличилось почти на 13 тыс. человек, что составило 25%; количество систематически занимающихся волейболом увеличилось с 2012 года на 12 тыс. человек и составило 18%.
Стоит отметить, что популярность видов спорта напрямую зависит от проведения в республике и стране крупных всероссийских и международных соревнований. По итогам проведения чемпионата мира по футболу в России численность населения, систематически занимающегося футболом, выросла на 17 тыс. человек (прирост на 32% по сравнению с 2018 годом). Проведение в г. Уфе международных соревнований по волейболу "Лига нации", Матча звезд Ассоциации студенческого баскетбола способствовало высокому приросту систематически занимающихся волейболом и баскетболом.
Снижение указанных диспропорций между видами спорта является важной задачей развития физической культуры и спорта. Отмечаются недостаток качественной и оперативной статистики, в том числе на муниципальном уровне, а также отсутствие взаимодействия между отделами образования и физической культуры и спорта администраций городских округов и муниципальных образований Республики Башкортостан. При этом современное отраслевое планирование возможно в условиях высокой информированности и прозрачности. Таким образом, одним из ключевых вызовов на сегодняшний день является необходимость цифровизации в области физической культуры и массового спорта.
Также высокой популяризации видов спорта среди населения способствует проведение комплексных спортивных и физкультурных мероприятий. Во всероссийских массовых мероприятиях, таких, как "Декада здоровья и спорта", "Лед надежды нашей", "День зимних видов спорта", "День батыров", с 2016 приняли участие более 366,9 тыс. человек. Многоэтапные сельские спортивные игры по 21 виду спорта ежегодно вовлекают более 2 тыс. сельчан.
С 2008 года в Республике Башкортостан реализуется федеральный проект Школьной баскетбольной лиги "КЭС-БАСКЕТ", который объединяет все муниципальные образования Республики Башкортостан с общим обхватом# участников более 60 тыс. школьников.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 августа 2020 года N 500 утвержден Порядок предоставления грантов в форме субсидий из бюджета Республики Башкортостан некоммерческим организациям Республики Башкортостан для организации и проведения физкультурно-массовых мероприятий.
Одним из эффективных инструментов государственной политики вовлечения в занятия физической культурой и спортом населения в возрасте старше 30 лет в республике является поэтапная реализация Плана комплекса ГТО в Российской Федерации. На портале автоматизированной информационной системы "ГТО" (gto.ru) зарегистрированы более 501,6 тыс. человек. В 2020 году количество принявших участие в тестировании нормативов комплекса ГТО в Республике Башкортостан составило 58653 человека, из них выполнили нормативы ГТО 28195 человек (49,5% при плановом значении - 40%).
Спортивная инфраструктура
Одной из основных целей Стратегии является создание условий для ведения населением здорового образа жизни, систематических занятий физической культурой и спортом, для чего в республике необходимо развивать спортивную инфраструктуру.
На сегодняшний день в Республике Башкортостан функционируют 12774 спортивных сооружения. За 2020 год были введены в эксплуатацию 104 плоскостных спортивных сооружения, 14 спортивных залов, 3 плавательных бассейна, 115 объектов городской и рекреационной инфраструктуры. Так, введен в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в Альшеевском районе, завершены реконструкция первой очереди стадиона "Торос" г. Нефтекамска и ремонт бассейна "Нефтяник" в г. Уфе. Всего за период с 2012 по 2020 год количество спортивных сооружений увеличилось на 2020 объектов, что составило 18,8%. Из этого количества было введено в эксплуатацию 57 крупных объектов: 18 физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейнами, 6 плавательных бассейнов, 6 спортивных ледовых комплексов (крытых катков), 11 физкультурно-оздоровительных комплексов без бассейна (спортивных залов), 5 лыже-роллерных трасс; построены здание спортивной школы по горнолыжному спорту, каркасно-тентовый корт, хоккейная коробка с теплой раздевалкой, центр спортивной подготовки имени Баталовой Р.А., завершена реконструкция Дворца спорта в г. Уфе.
По итогам встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина с гимнасткой Дарьей Крутько на форуме "Россия - спортивная держава" в г. Ульяновске Правительство Республики Башкортостан осуществляет строительство Центра спортивной гимнастики в Кировском районе г. Уфы.
Правительством Республики Башкортостан принято решение о строительстве Физкультурно-оздоровительного комплекса спортивной школы по гимнастике г. Уфы, который планируется ввести в эксплуатацию в декабре 2021 года.
Для создания центров притяжения спортсменов высшего спортивного мастерства, а также в целях подготовки спортивного резерва в регионе запланировано строительство Центра борьбы. Сметная стоимость объекта составляет 3,2 млрд. рублей. В настоящее время разработана проектная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы достоверности сметной стоимости, а также положительное заключение технологического и ценового аудита. Срок сдачи установлен на 2023 год.
В соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 23 сентября 2019 года N УГ-310 "О стратегических направлениях социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2024 года" принято решение о строительстве Центра волейбола в г. Уфе. Общая сметная стоимость строительства объекта составляет 4,3 млрд. рублей. В настоящее время получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, а также положительное заключение государственной экспертизы о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта. Планируемый срок завершения строительства - 2024 год.
Увеличение численности лиц, занимающихся спортом, способствует положительной динамике загрузки спортивной инфраструктуры. При этом средняя загрузка поддерживается на высоком уровне, особенно это заметно в г. Уфе и других крупных городах региона. Стоит также отметить, что в некоторых муниципальных районах Республики Башкортостан загрузка объектов более чем в 2 раза ниже среднего уровня по республике. Соответственно, стратегические инициативы, направленные на увеличение уровня обеспеченности спортивной инфраструктурой, должны приниматься с учетом загрузки ее объектов.
Тем не менее, исходя из текущей статистики, невозможно оценить фактический спрос населения на спортивные объекты. В связи с этим необходима разработка инструментов обратной связи с населением в рамках цифровизации сферы физической культуры и спорта, что позволит определить качество предоставляемых услуг, повысить загрузку существующих и экономическую эффективность финансирования строительства новых объектов спортивной инфраструктуры.
Подготовка спортивного резерва
В настоящее время в республике культивируются 120 видов спорта, 94 региональные федерации по видам спорта имеют государственную аккредитацию и включены в реестр общероссийских и аккредитованных региональных федераций, обладающих правом развивать виды спорта на территории Республики Башкортостан. Основными целями деятельности федераций являются популяризация и пропаганда видов спорта среди населения, рост числа занимающихся видом спорта, организация и проведение республиканских соревнований (первенств, чемпионатов, кубков Республики Башкортостан), формирование и подготовка спортивных сборных команд Республики Башкортостан по видам спорта.
На территории региона функционируют 136 организаций физкультурно-спортивной направленности, где занимаются 97499 спортсменов, с которыми работают 2734 тренера и тренера-преподавателя. Из числа учреждений физкультурно-спортивной направленности 31 имеют статус спортивных школ олимпийского резерва.
Спортивная подготовка является одним из важнейших элементов в подготовке спортивного резерва и представляет собой процесс обучения и воспитания, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях.
В федеральном законодательстве введено понятие "спортивный резерв". Министерством спорта Российской Федерации сформированы механизмы создания и функционирования нового типа организаций спортивной подготовки: спортивная школа и спортивная школа олимпийского резерва - как системообразующие элементы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации, также определены основы деятельности соответствующих организаций.
Основными задачами подготовки спортивного резерва в Республике Башкортостан являются:
повышение эффективности подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Башкортостан и Российской Федерации по видам спорта, конкурентоспособности республиканского спорта на всероссийской и международной спортивных аренах;
повышение уровня спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку;
сохранение контингента в организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
Достижение поставленных целей предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
совершенствование управления, координации деятельности и методического обеспечения системы подготовки спортивного резерва;
продолжение реализации перевода спортивных организаций дополнительного образования на реализацию программ спортивной подготовки и дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва вне зависимости от ведомственной принадлежности;
развитие программ поддержки кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва в сельской местности;
развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку;
совершенствование системы отбора и дальнейшей поддержки спортивно одаренных детей на основе требований федеральных стандартов спортивной подготовки;
совершенствование научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения спортивных сборных команд;
укрепление межрегиональных и международных связей;
создание условий для саморазвития и самореализации спортсменов, их духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Выполнение приоритетных задач по подготовке спортивного резерва, в том числе их количественно-качественных показателей с учетом уровня бюджетной обеспеченности, будет осуществляться в рамках проектной деятельности при участии заинтересованных республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований Республики Башкортостан, отраслевых организаций и региональных спортивных федераций. Важным направлением в этой связи является разработка порядка перевода спортивно одаренных детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, в организации спортивной подготовки с соблюдением принципов последовательности и преемственности.
В результате проделанной работы на сегодняшний день в республике 57 организаций из 136 реализуют программы спортивной подготовки, по которым занимаются 43729 спортсменов. В 2020 году были открыты отделения и созданы учреждения спортивной подготовки в 13 муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
В целях социальной поддержки и стимулирования талантливых спортсменов Республики Башкортостан ежегодно в рамках реализации подпрограммы "Подготовка спортивного резерва" государственной программы "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 декабря 2017 года N 613 (далее - государственная программа), ежегодно предусмотрено 30,0 млн. рублей для выплаты стипендий спортсменам в возрасте до 18 лет, показавшим высокие спортивные результаты и достойно представившим республику на всероссийских и международных соревнованиях. В 2021 году стипендии получают 287 спортсменов.
Дальнейшее развитие подготовки спортивного резерва в республике, особенно в сельской местности, нуждается в приоритетном внимании со стороны органов исполнительной власти к решению проблем одного из главных средств организации эффективного, а главное, безопасного тренировочного процесса в сельской местности.
В целях стимулирования развития спорта в сельской местности с 2020 года реализуется проект "Сельский тренер", которым предусмотрены ежегодные единовременные компенсационные выплаты тренерам, участвующим в реализации программ спортивной подготовки в административно-территориальных единицах Республики Башкортостан с населением до 50 тыс. человек. В 2020 году компенсационные выплаты в размере 600000 рублей были предоставлены 34 тренерам по 18 видам спорта. Выплаты имеют целевое назначение: на приобретение жилья (дома или квартиры); приобретение земельного участка для строительства жилого дома; постройку жилого дома.
В целях государственной поддержки организаций спортивной подготовки с 2019 года Правительством Республики Башкортостан предоставляются субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта в соответствии с требованиями федеральных стандартов. В рамках регионального проекта "Спорт - норма жизни" в 2020 году были предоставлены субсидии 10 муниципальным образованиям Республики Башкортостан на общую сумму 65,3 млн. рублей на обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку по 25 базовым видам спорта. В 2021 году общий объем субсидий составил 145,8 млн. рублей; в 2022 и 2023 годах планируется по 559,0 млн. рублей ежегодно. Данная мера государственной поддержки способствует повышению эффективности подготовки спортивного резерва в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
За счет средств федеральной адресной поддержки осуществляются закупки спортивного оборудования, инвентаря и экипировки, проводятся мероприятия по повышению квалификации тренерских кадров, а также тренировочные мероприятия для членов спортивных сборных команд Республики Башкортостан и Российской Федерации по видам спорта.
Выстроенная в республике система подготовки спортивного резерва отражена в Концепции подготовки спортивного резерва в Республике Башкортостан до 2025 года и плане мероприятий по ее реализации, утвержденных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 января 2020 года N 19-р.
Важным направлением в подготовке спортивного резерва является развитие адаптивных видов спорта. В республике планируется создание Центра по развитию адаптивной физической культуры и спорта с филиалами в муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан, задачами деятельности которого будут спортивная реабилитация детей-инвалидов, выявление и отбор среди них наиболее талантливых спортсменов; подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к деятельности в области спорта высших достижений; подготовка спортсменов по адаптивным видам спорта для спортивных сборных команд Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Спорт высших достижений
Повышение эффективности подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан в развитии сферы физической культуры и спорта.
В 2019 году Республика Башкортостан стала победителем в номинации "Регион России (за вклад в развитие спорта): лучший субъект Российской Федерации" в развитии массового спорта и подготовке спортивного резерва, а в сентябре 2020 года на III Всероссийском форуме "Живу спортом" ГАУ Центр спортивной подготовки Республики Башкортостан имени Баталовой Р.А. (далее - ЦСП РБ) стал лауреатом премии в номинации "Спортивный объект".
На сегодняшний день Министерством спорта Российской Федерации для Республики Башкортостан определены базовые виды спорта, в том числе: 27 олимпийских, 3 паралимпийских и 1 сурдлимпийский вид спорта. Такие виды спорта, как хоккей, каратэ, гребной слалом, пополнили список базовых видов спорта Республики Башкортостан в 2020 году.
Спорт высших достижений в Республике Башкортостан сохраняет высокую конкурентоспособность на российской и международной аренах. В состав спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта включены 185 спортсменов Республики Башкортостан.
В республике планомерно увеличивается как количество занимающихся спортом, так и количество спортсменов высшего спортивного мастерства. В 2020 году спортсменами республики было завоевано 2038 медалей различного достоинства, а также присвоены:
спортивное звание "Мастер спорта России" - 131 спортсмену (в 2019 году - 98);
спортивное звание "Мастер спорта России международного класса" - 15 спортсменам (в 2019 году - 7);
почетное спортивное звание "Заслуженный мастер спорта России" - 4 спортсменам (в 2019 году - 1).
С 2012 года 16 спортсменов Республики Башкортостан вошли в состав национальной олимпийской сборной команды Российской Федерации для участия в летних и зимних Олимпийских играх, по итогам которых завоевали 4 золотые и 2 бронзовые медали. За этот же период 32 спортсмена Республики Башкортостан в составе национальной сборной команды Российской Федерации завоевали 22 золотые, 6 серебряных и 4 бронзовые медали в летних и зимних паралимпийских и сурдлимпийских играх.
В целях социальной и материальной поддержки спортсменов высшего спортивного мастерства и во избежание их оттока в другие субъекты Российской Федерации в рамках реализации подпрограммы "Спорт высших достижений" государственной программы предусмотрено материальное поощрение спортсменов, занявших призовые места на олимпийских, паралимпийских, сурдлимпийских и юношеских олимпийских играх, чемпионатах, кубках, первенствах мира и Европы, и их тренеров.
В 2020 году был увеличен размер выплат материального поощрения в среднем в 2 раза, впервые были установлены выплаты за призовые места на Всемирной универсиаде, Европейских играх, чемпионатах России и за 4 - 8 места на олимпийских, паралимпийских, сурдлимпийских и юношеских олимпийских играх. Тренерский состав, подготовивший спортсменов данной категории, также получает материальное поощрение. Количество выплат в 2020 году составило 334, из них 169 спортсменам и 165 тренерам. Ежегодно на осуществление указанного материального поощрения из бюджета Республики Башкортостан выделяются финансовые средства в размере 20 млн. рублей.
Также в соответствии с Порядком проведения отбора спортсменов - членов спортивных сборных команд Республики Башкортостан для заключения срочных трудовых договоров с ЦСП РБ на замещение должности спортсмена с 2020 года спортсмены, успешно представлявшие республику на всероссийской и международной спортивных аренах и входящие в состав спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, трудоустраиваются на должность "Спортсмен" в ЦСП РБ. Общий объем финансовых средств обеспечения такого трудоустройства более 90 млн. рублей ежегодно.
Профессиональный спорт
На сегодняшний день Республика Башкортостан позиционирует себя как один из крупных спортивных центров России. Ведущими спортсменами мира, подготовленными местными спортивными клубами, являются спортсмены по мотоциклетному спорту, шашкам, парашютному спорту, спортивной борьбе и игровым видам спорта. В настоящее время численность занимающихся видами спорта в спортивных клубах составляет более 250 тыс. человек.
В регионе активно и успешно развивается профессиональный спорт, представленный 16 спортивными организациями по игровым, индивидуальным и техническим видам спорта. 5 клубов: хоккейный клуб "Салават Юлаев", футбольный клуб "Уфа", волейбольный клуб "Урал", гандбольные клубы "Уфа-Алиса" и "УГНТУ-ВНЗМ" - принимают участие в соревнованиях высших дивизионов страны.
В настоящее время сохраняется высокая зависимость профессиональных клубов и команд Республики Башкортостан от финансирования за счет средств внебюджетных источников некоммерческих фондов, а также крупных государственных предприятий Республики Башкортостан. Финансирование профессиональных клубов и команд за счет средства бюджета Республики Башкортостан является долевым и несет незначительную нагрузку в сметах расходов клубов и команд от общего объема финансирования.
Социальную и спортивную деятельность профессиональных клубов и команд необходимо оценивать с позиции спортивных достижений и эффектов, оказываемых на уровень жизни населения, здравоохранение, производительность труда, преступность и т.д. на региональном уровне и на уровне отдельных муниципальных образований Республики Башкортостан.
В целях осуществления контроля за эффективностью деятельности каждого профессионального спортивного клуба будут разработаны специфические оценочные показатели деятельности. Также в рамках указанной оценки должна учитываться региональная составляющая; обусловленная климатическими факторами, уровнем развития экономики и исторически сложившимися особенностями в плане популярности того или иного вида спорта в Республике Башкортостан. Таким образом, оценка эффективности в спорте осложнена необходимостью учитывать влияние сразу нескольких факторов, которые могут иметь разнонаправленное действие и затрагивать ряд областей. Основная задача проведения такой оценки - добиться комплексного эффекта, обеспечивающего как решение чисто спортивных задач, так и должный социальный результат на условиях самоокупаемости с минимизацией привлечения бюджетных средств. Известно, что основой любой модели оценки эффективности является система взаимоувязанных критериев. Индустрия спорта не является исключением и нуждается в формировании индивидуального перечня индикаторов, характеризующих эффективность ее развития.
Адаптивный спорт
По данным годовой статистической отчетности N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте", по состоянию на 1 января 2020 года в Республике Башкортостан адаптивной физической культурой (далее - АФК) и спортом занимались 42088 человек (в 2019 году - 35176 человек), что составляет 23,9% от численности населения данной категории (в 2019 году - 19,3%) и соответствует плановым значениям:
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (от общей численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом) выросла с 3,5% в 2012 году до 23,9% в 2020 году;
доля сооружений, подходящих для занятий адаптивным спортом (от общего количества спортивных сооружений в регионе), выросла с 18,7% в 2015 году до 30,4% в 2020 году;
среднегодовой темп роста количества подготовленных специалистов в области АФК за 2012-2020 годы составил 18%.
Количество штатных работников по АФК увеличилось до 322 человек (в 2019 году - 251 ставка), из них тренеров по АФК - 87 человек. Спортсмены по адаптивным видам спорта достойно выступают на чемпионатах и первенствах России, Европы и мира и ежегодно включаются в состав национальных сборных команд.
Коммуникационная стратегия и цифровизация сферы физической культуры и спорта
В настоящее время спорт занимает одно из ведущих мест в общественной системе, представляя собой сферу социально-культурной деятельности, фактор национального сплочения, широкого общения между народами, укрепления международного сотрудничества. В распространении ценностей спорта и пропаганде здорового образа жизни важную роль играют средства массовой коммуникации и средства массовой информации (далее - СМИ).
В целях эффективного управления развитием физической культуры и спорта в Республике Башкортостан Министерство спорта Республики Башкортостан ведет планомерную работу по информационному обеспечению своей деятельности, основанную на принципах открытости, оперативности, непредвзятости и полноты представляемых сведений. На официальном сайте Министерства спорта Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://sport.bashkortostan.ru/) аккумулируется вся актуальная информация о проведении спортивных и физкультурно-массовых мероприятий Республики Башкортостан, итоги выступлений спортсменов республики на российской и международной аренах, размещены нормативные документы, официальные результаты соревнований, существует возможность обратной связи. На сайте также имеются ссылки и методические материалы для федераций по видам спорта, спортсменов, тренеров, должностных лиц и специалистов в области спорта.
Для неформального общения спортивной общественности созданы страницы Министерства спорта Республики Башкортостан в социальных сетях, которые пользуются большой популярностью и объединяют более 14 тыс. пользователей.
До 2030 года коммуникационная деятельность будет систематизирована для налаживания более эффективного диалога с широкой общественностью и вовлечения ее в спортивную деятельность. Стратегия коммуникационной деятельности должна быть выстроена в следующих ключевых направлениях:
определение целевой аудитории;
составление медиаплана по освещению спортивных мероприятий и событий;
распространение информации через внутренние ресурсы: официальный сайт, социальные сети, email-рассылку, рассылку SMS-сообщений, разработка мобильного приложения;
взаимодействие с региональными и федеральными СМИ;
размещение рекламной продукции (баннеров, афиш, имиджевых постеров).
Важно определить коммуникационную стратегию, как краткосрочную, так и долгосрочную, по работе с различными целевыми аудиториями, а также вычленить непосредственно свою целевую аудиторию (школьники, студенты, семьи), которая является основным компонентом коммуникационной стратегии.
В качестве нового формата общения с аудиторией планируется запустить видеоблог на портале "YouTube", в котором будут освещаться события спортивной жизни республики.
При освещении спортивных мероприятий следует разработать план, по которому необходимо действовать в экстренных случаях, своевременно реагируя на них: поражение в принципиальном матче команды; победа спортсменов Республики Башкортостан на всероссийских и международных соревнованиях; конфликтные ситуации и др. В ряде случаев четко выстроенная коммуникационная политика способна преобразовать в положительный контекст мнения негативно настроенных пользователей.
Информация о спорте занимает собственную нишу в СМИ Республики Башкортостан: поскольку СМИ обладают широким охватом аудитории, Министерство спорта Республики Башкортостан коммуницируют# с различными слоями населения республики, ранее не контактировавшими со спортивной индустрией.
Для структурирования системы коммуникации сферы физической культуры и спорта Республики Башкортостан будут созданы единый методический информационный ресурс, а также единая автоматизированная информационная система, обеспечивающая сбор, анализ и распространение для использования в регионе и муниципальных образованиях Республики Башкортостан передового опыта и практик развития физической культуры и спорта.
Ресурсное обеспечение сферы физической культуры и спорта
Ресурсное обеспечение сферы физической культуры и спорта Республики Башкортостан состоит из финансовых, человеческих, информационных и имущественно-материальных ресурсов.
Основными источниками финансирования указанной сферы являются средства федерального, республиканского и муниципальных бюджетов. Также в регионе присутствует значительная доля внебюджетного финансирования сферы спорта.
За последние 6 лет объем финансирования расходов на физическую культуру и спорт за счет средств бюджета Республики Башкортостан вырос с 1096,6 млн. рублей в 2017 году до 2159,4 млн. рублей в 2020 году; за счет средств федерального бюджета - с 26,2 млн. рублей в 2017 году до 508,1 млн. рублей в 2020 году. Сохраняется высокий потенциал привлечения в сферу физической культуры и спорта внебюджетного финансирования.
Финансирование мероприятий Стратегии будет осуществляться в рамках реализации государственной программы. Условием предоставления бюджетных ассигнований через федеральный бюджет является включение финансирования программных мероприятий в государственную программу; через бюджет Республики Башкортостан - включение финансирования мероприятий в закон Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан; через муниципальные бюджеты муниципальных образований Республики Башкортостан - включение финансирования программных мероприятий в бюджеты соответствующих муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Большое внимание Правительство Республики Башкортостан уделяет некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в сфере физической культуры и спорта. В целях государственной поддержки некоммерческих организаций в 2019 году Указом Главы Республики Башкортостан от 1 октября 2019 года N УГ-320 был создан Фонд содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан, благодаря которому спортивные федерации по видам спорта и другие некоммерческие организации реализуют проекты в области физической культуры и спорта.
Имеющиеся финансовые, а также нематериальные активы (информация, лицензии, инструкции, методики, результаты интеллектуальной и творческой деятельности, технико-экономические обоснования, иная конфиденциальная информация, объекты движимого и недвижимого имущества, относящиеся к сфере физической культуры и спорта, инженерная инфраструктура, строящиеся здания и объекты незавершенного строительства, специализированный автотранспорт, оборудование, измерительная техника, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь) являются ресурсами для реализации Стратегии.
Система медицинского и медико-биологического обеспечения сферы физической культуры и спорта Республики Башкортостан
Медицинское обеспечение сферы физической культуры и спорта является областью, имеющей высокую политическую значимость. В российском законодательстве определено понятие медико-биологического обеспечения спортсменов как "комплекс мероприятий, направленных на восстановление работоспособности и здоровья спортсменов, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера, систематический контроль состояния здоровья спортсменов, обеспечение спортсменов лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными пищевыми продуктами для питания спортсменов, проведение научных исследований в области спортивной медицины".
Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Минздрав РБ) от 28 апреля 2020 N 747-Д утвержден Порядок организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Республики Башкортостан (далее - Порядок), в рамках которого доведено государственное задание государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республиканский врачебно-физкультурный диспансер (далее - РВФД) по проведению углубленных медицинских осмотров спортсменов спортивных сборных команд Республики Башкортостан.
Для осуществления работ по медицинскому обеспечению спортсменов в условиях ЦСП РБ предусмотрен врачебно-восстановительный центр, кабинеты которого оснащены современным диагностическим и реабилитационным оборудованием, необходимым для поддержания и восстановления спортивной формы лиц, проходящих спортивную подготовку.
На сегодняшний день рассматривается перспектива использования врачебно-восстановительного центра как филиала РВФД, находящегося в ведении Минздрава РБ. Данное решение позволит организовать квалифицированное медицинское сопровождение, систематический контроль за состоянием здоровья, оценку адекватности физических нагрузок, медицинскую реабилитацию и восстановление спортсменов.
Оптимальное соотношение технического оснащения врачебно-восстановительного центра и квалификации кадров РВФД позволит поднять медицинское обеспечение спортивных сборных команд республики на новый, более высокий уровень, что приведет к росту спортивных результатов спортсменов, защищающих честь республики на всероссийских и международных соревнованиях.
3. Цель и задачи Стратегии
Стратегия направлена на достижение стратегической цели Республики Башкортостан к 2030 году - конкурентоспособный регион с устойчивой экономикой и развитой социальной инфраструктурой, входящий в десятку ведущих регионов Российской Федерации. Поставленная цель конкретизируется через систему стратегических приоритетов, сформированных на основе выявленных конкурентных преимуществ, "точек роста" региона в экономической и социальной сферах.
Цель и стратегические направления развития физической культуры и спорта Республики Башкортостан являются основой для формирования конкретизирующих и комплексных задач, действий по их реализации.
Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих равные возможности населения республики вести здоровый образ жизни для укрепления здоровья путем совершенствования спортивной инфраструктуры, популяризации массового спорта, приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой, подготовки спортивного резерва, развития спорта высших достижений и профессионального спорта.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
мотивировать граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями, к регулярным занятиям физической культурой, спортом и к ведению здорового образа жизни;
развивать инфраструктуру и материально-техническую базу сферы физической культуры и спорта;
создать условия для подготовки и совершенствования мастерства спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;
подготовить спортивный резерв и спортсменов высшего спортивного мастерства.
4. Приоритетные направления развития сферы физической культуры и спорта
В целях выполнения поставленных задач, направленных на развитие Республики Башкортостан, и обеспечения кардинального улучшения качества жизни населения, расширения возможностей для занятий физической культурой и спортом, повышения уровня здоровья и безопасности условий жизни населения с учетом задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", сформулированы следующие приоритетные направления развития сферы физической культуры и спорта:
1. Развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства:
прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;
определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;
реализация мер, направленных на укрепление физического здоровья населения;
создание сети государственных и муниципальных учреждений на базе возводимых или уже существующих спортивных центров, физкультурно-оздоровительных комплексов с выделением штатных ставок инструкторов-методистов, тренеров;
проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы совместно с клубами спортивной направленности, образовательными, спортивными и общественными физкультурно-спортивными организациями по месту жительства населения;
создание целостной системы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, обеспечивающих возможность регулярно заниматься физической культурой и спортом и участвовать в них всем категориям населения Республики Башкортостан;
разработка муниципальных программ, направленных на развитие массовой физической культуры и спорта в Республике Башкортостан с ежегодной корректировкой;
развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.
2. Подготовка и переподготовка кадров физкультурно-спортивных организаций:
дальнейшая реализация проекта "Сельский тренер", которым предусмотрены ежегодные единовременные компенсационные выплаты тренерам, участвующим в реализации программ спортивной подготовки в селах, рабочих поселках, поселках городского типа, городах с населением до 50 тыс. человек;
организация курсов переподготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта с приглашением ведущих специалистов в этой сфере;
организация системы переподготовки, повышения квалификации для перспективных и ведущих тренеров по опорным (базовым) видам спорта в ведущих центрах олимпийской подготовки или в образовательных организациях высшего образования;
организация целевой подготовки отдельных специалистов с требуемым уровнем компетенции, удовлетворяющих современным требованиям к специалистам и управленческим кадрам в области физической культуры и спорта;
совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в области физической культуры и спорта.
3. Агитация и пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта:
определение приоритетных направлений информационно-пропагандистской работы в сфере физической культуры и спорта, что позволит на практике добиться эффективного воздействия на целевую аудиторию СМИ, соответствующей наглядной агитации и социальной рекламы;
разработка краткосрочного и долгосрочного планов внедрения комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций (информация и реклама в СМИ, на наружных рекламоносителях, в организациях, в том числе образовательных, и др.);
организация просветительской публичной и издательской деятельности, в том числе научно-популярного характера;
привлечение к пропаганде спорта известных спортсменов, ведущих спортивных специалистов, политических и общественных деятелей, использование потенциала общественных объединений и спортивных организаций;
организация массовых акций ("Урок с чемпионом", "Спорт в каждую семью", "Турнир выходного дня"), способствующих повышению престижа здорового образа жизни, вовлечению населения в регулярные занятия физической культурой и спортом;
соответствующее использование средств наглядной агитации, а также средств агитационно-образовательной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
проведение крупных всероссийских и международных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий на территории Республики Башкортостан.
4. Развитие системы подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений:
проведение республиканских, всероссийских и международных официальных спортивных мероприятий, участие спортсменов региона во всероссийских тренировочных мероприятиях, во всероссийских и в международных соревнованиях, проведение спортивных мероприятий и праздников, пропагандирующих спорт высших достижений;
выплата премий спортсменам, тренерам и специалистам за высокие спортивные результаты на всероссийских и международных соревнованиях;
обеспечение спортсменов научно-методическим и медицинским сопровождением;
создание специализированных спортивных организаций для подготовки высококвалифицированных спортсменов по опорным видам спорта и отдельным дисциплинам олимпийской программы;
повышение эффективности деятельности республиканских федераций по видам спорта на основе выполнения программ и планов развития олимпийских видов спорта на территории Республики Башкортостан;
создание системы противодействия использованию допинга в спорте в соответствии с Кодексом Всемирного антидопингового агентства и нормативными актами, принятыми на территории Российской Федерации.
5. Совершенствование системы правового и ресурсного обеспечения сферы физической культуры и спорта. Обеспечение применения результатов научно-методических разработок при подготовке спортсменов Республики Башкортостан к выступлениям на международных соревнованиях.
6. Создание механизмов социальной защищенности спортсменов и тренерского состава республики:
повышение уровня заработной платы;
осуществление стимулирующих выплат за высокие спортивные результаты;
осуществление ежегодного контроля за ходом подготовки и за итогами выступлений сборных команд Республики Башкортостан по видам спорта на международных спортивных соревнованиях.
7. Модернизация системы медицинского и медико-биологического обеспечения сферы физической культуры и спорта:
повышение уровня медицинского обеспечения в спортивных школах и качества контроля за состоянием здоровья занимающихся;
обучение спортсменов республики навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учебы, режима и структуры питания, реализации рационального двигательного режима.
8. Совершенствование системы управления отраслью и развитие межрегионального и международного спортивного сотрудничества:
повышение эффективности использования возможностей физической культуры в деле воспитания и вовлечения граждан в занятия физической культурой и спортом;
повышение уровня информированности и просвещенности различных категорий населения, в том числе подростков и молодежи, по вопросам физической культуры и спорта;
обеспечение населения исчерпывающей информацией о различных видах спорта, что позволит максимальному количеству людей определиться в выборе вида двигательной активности;
обеспечение населения исчерпывающей информацией о реализации социальных программ в сфере развития физической культуры и спорта в городских округах и муниципальных районах Республики Башкортостан;
популяризация успехов спортсменов Республики Башкортостан на соревнованиях различного уровня.
9. Формирование системы анализа эффективности деятельности профессиональных спортивных клубов и команд:
формирование института спортивного спонсорства, способного привлечь значительные внебюджетные средства как на развитие команд мастеров по игровым видам и отдельных видов спорта, проведение физкультурно-массовых мероприятий, строительство спортсооружений, так и на развитие спортивной отрасли в целом;
создание системы критериев для анализа результатов деятельности профессиональных спортивных клубов и команд.
10. Развитие системы антидопингового контроля.
11. Цифровая трансформация системы управления спортивной отраслью.
Немаловажные направления Стратегии - укрепление материально-технической базы сферы физической культуры и спорта за счет модернизации имеющихся и строительства новых спортивных объектов, а также совершенствование механизмов материального стимулирования спортсменов Республики Башкортостан - членов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта и их тренеров.
5. Сроки реализации Стратегии
Стратегия предусмотрена на период с 2021 по 2030 год.
С 2021 по 2024 год планируются создание законодательной и материально-технической базы развития детско-юношеского спорта, спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва, финансирование создания инфраструктуры спорта, подготовки и переподготовки кадров отрасли, улучшение условий и оплаты труда специалистов физической культуры и спорта, эффективное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных, физкультурно-спортивных организаций и бизнес-сообщества, модернизация системы медицинского и медико-биологического обеспечения физической культуры и спорта.
Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системное развитие физической культуры и спорта в сегментах массового спорта и спорта высших достижений.
С 2025 по 2027 год будет осуществлена дальнейшая модернизация законотворческой деятельности в сфере физической культуры. Комплекс соответствующих мер разрабатывается дополнительно с учетом итогов реализации Стратегии в 2021-2024 годах. Предполагается внедрение цифровой трансформации системы управления отраслью, ее правовое и ресурсное обеспечение, планируется реализация мероприятий по вовлечению детей, подростков и молодежи в занятия физической культурой.
В целях решения задачи перехода от детско-юношеского спорта к спорту высших достижений планируется создание Училища олимпийского резерва, что позволит выстроить процесс эффективной подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства, спортивного резерва для спортивных сборных команд Республики Башкортостан и Российской Федерации.
С 2028 по 2030 год будет завершена реализация Стратегии, планируется определение задач, нацеленных на планомерное дальнейшее развитие сферы спорта и физической культуры.
Раздел 6 изменен с 29 марта 2022 г. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 марта 2022 г. N 116
6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Планируемые результаты реализации Стратегии определяются основными ее целями и задачами, а именно:
доля населения Республики Башкортостан, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Республики Башкортостан в возрасте от 3 до 79 лет увеличится с 48,5% в 2020 году до 70,0% в 2030 году;
доля населения Республики Башкортостан, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения Республики Башкортостан, принявшего участие в выполнении указанных нормативов испытаний (тестов), увеличится с 49,5% в 2020 году до 54,5% в 2030 году;
количество победителей и призеров - членов спортивных сборных команд Республики Башкортостан, принявших участие в официальных спортивных мероприятиях, увеличится с 2038 человек в 2020 году до 2080 человек в 2030 году;
уровень обеспеченности населения Республики Башкортостан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объекта спорта увеличится с 71,4% в 2020 году до 100% в 2030 году.
Одной из задач Стратегии является привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом различных категорий населения. Реализация# данной задачи будет способствовать:
достижению высоких результатов участия спортсменов Республики Башкортостан во всероссийских и в международных соревнованиях, а также в олимпийских, юношеских олимпийских, паралимпийских и сурдлимпийских играх;
повышению роли СМИ в развитии физической культуры и спорта, а также в формировании здорового образа жизни;
внедрению современных технологий и многофункциональности, экономичности и мобильности использования спортсооружений;
повышению профессионального уровня персонала, осуществляющего управление спортивными сооружениями;
созданию благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья населения Республики Башкортостан.
Итогами реализации данной Стратегии станут также качественные показатели:
сохранение и улучшение физического и духовного здоровья населения Республики Башкортостан;
увеличение работоспособности взрослого населения региона;
улучшение условий и материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом каждого жителя республики;
повышение качества жизни населения региона.
7. Механизмы мониторинга реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии государственная программа, программы развития сферы физической культуры и спорта муниципальных образований Республики Башкортостан, программы развития по видам спорта, а также плановые и программно-целевые документы государственных и некоммерческих организаций, иные соответствующие документы могут быть скорректированы в части дополнения новыми мероприятиями, формирования целей, задач, показателей, ожидаемых результатов, а также сроков выполнения и ответственных исполнителей Стратегии.
Реализация Стратегии осуществляется республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Башкортостан, спортивными федерациями и физкультурно-спортивными организациями в соответствии с полномочиями в установленных сферах деятельности.
Министерство спорта Республики Башкортостан представляет в Правительство Республики Башкортостан ежегодный доклад о реализации Стратегии.
К основным рискам реализации Стратегии относятся:
финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий Стратегии и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных ее проектов и программ;
рыночные риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;
административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Стратегии;
эпидемиологические риски, связанные с массовым распространением инфекций и ограничением мобильности населения.
Функции по координации реализации Стратегии выполняет Министерство спорта Республики Башкортостан. Мониторинг реализации Стратегии осуществляется посредством комплексного анализа ее результатов и соответствия достигнутых значений целевых показателей реализации Стратегии их плановым значениям, предусмотренным приложением к настоящей Стратегии.
Данные мониторинга являются основой для принятия управленческих решений по развитию физической культуры и спорта, внесению в Правительство Республики Башкортостан предложений о корректировке Стратегии, а также для оценки эффективности деятельности ее ответственных исполнителей.
Приложение
к Стратегии развития физической
культуры и спорта
в Республике Башкортостан
до 2030 года
Целевые показатели
реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Башкортостан до 2030 года
29 марта 2022 г.
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
Значение показателя в 2021 году |
Плановые значения показателя по годам реализации Стратегии |
Методика расчета значений показателя |
||
2024 |
2027 |
2030 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Доля населения Республики Башкортостан, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Республики Башкортостан в возрасте от 3 до 79 лет, % |
49,0 |
56,6 |
63,3 |
70,0 |
,
где: - доля населения Республики Башкортостан, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения Республики Башкортостан в возрасте от 3 до 79 лет; - численность населения Республики Башкортостан, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в возрасте от 3 до 79 лет; - численность населения Республики Башкортостан в возрасте от 3 до 79 лет |
2 |
Доля населения Республики Башкортостан, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения Республики Башкортостан, принявшего участие в выполнении указанных нормативов испытаний (тестов), % |
49,5 |
51,5 |
53,0 |
54,5 |
, где:
- доля населения Республики Башкортостан, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения Республики Башкортостан, принявшего участие в выполнении указанных нормативов испытаний (тестов); - численность населения, выполнившего нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (согласно данным федерального статистического наблюдения по форме N 2-ГТО); - общая численность населения Республики Башкортостан, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) |
3 |
Количество победителей и призеров - членов спортивных сборных команд Республики Башкортостан, принявших участие в официальных спортивных мероприятиях, чел. |
2038 |
2050 |
2065 |
2080 |
, где:
- количество победителей и призеров - членов спортивных сборных команд Республики Башкортостан, принявших участие в официальных спортивных мероприятиях; - суммарное количество победителей и призеров - членов спортивных сборных команд Республики Башкортостан, принявших участие в официальных спортивных мероприятиях (согласно данным отчета учреждений, подведомственных Министерству спорта Республики Башкортостан, о выполнении государственных заданий) |
4 |
Уровень обеспеченности населения Республики Башкортостан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объекта спорта, % |
71,4 |
71,5 |
75,0 |
100,0 |
, где:
- уровень обеспеченности населения Республики Башкортостан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объекта спорта; - нормативная единовременная пропускная способность имеющихся спортивных сооружений (согласно данным федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК); - единовременная пропускная способность имеющихся спортивных сооружений, рассчитываемая в соответствии с Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 586 |
5 |
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения Республики Башкортостан, % |
20 |
24 |
27 |
30 |
, где:
- доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения Республики Башкортостан; - численность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Республике Башкортостан (согласно данным федерального статистического наблюдения по форме N 3-АФК); - общая численность населения Республики Башкортостан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации); - численность инвалидов Республики Башкортостан, которые имеют противопоказания для занятий физической культурой и спортом (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан) |
6 |
Численность спортсменов Республики Башкортостан, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по олимпийским и неолимпийским видам спорта, чел. |
262 |
278 |
287 |
296 |
, где:
- количество спортсменов Республики Башкортостан, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по олимпийским и неолимпийским видам спорта; - количество спортсменов Республики Башкортостан, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по олимпийским видам спорта (согласно утвержденным спискам Министерства спорта Российской Федерации); - количество спортсменов Республики Башкортостан, включенных в списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по неолимпийским видам спорта (согласно утвержденным спискам Министерства спорта Российской Федерации) |
7 |
Количество подготовленных спортсменов высшего спортивного мастерства, в том числе спортсменов-инвалидов: кандидатов в мастера спорта России, мастеров спорта России, мастеров спорта России международного класса и заслуженных мастеров спорта России - в Республике Башкортостан, чел. |
1200 |
1230 |
1260 |
1290 |
, где:
- количество подготовленных спортсменов высшего спортивного мастерства, в том числе спортсменов-инвалидов: кандидатов в мастера спорта России, мастеров спорта России, мастеров спорта России международного класса и заслуженных мастеров спорта России - в Республике Башкортостан; - количество подготовленных кандидатов в мастера спорта России; - количество подготовленных мастеров спорта России; Кмсмк - количество подготовленных мастеров спорта России международного класса; - количество подготовленных заслуженных мастеров спорта России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2021 г. N 553 "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Башкортостан до 2030 года"
Вступает в силу с 25 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 27 октября 2021 г., N 202110270021, в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 36 от 22 декабря 2021 г., ст. 1928
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 марта 2022 г. N 116
Изменения вступают в силу с 29 марта 2022 г.