Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Сахалинской области
от 10 ноября 2021 г. N 619-р
"Приложение
к долгосрочному прогнозу
социально-экономического развития
Сахалинской области до 2035 года,
утвержденному распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 18 декабря 2018 г. N 716-р
Пояснительная записка по основным параметрам долгосрочного прогноза социально-экономического развития Сахалинской области до 2035 года
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года (далее - Прогноз) разработан на основе параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации с учетом ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 26.06.2020 N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года"; Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203; Концепцией демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.06.2017 N 1298-р; Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618; Планом социального развития центров экономического роста Сахалинской области, утвержденным распоряжением Правительства Сахалинской области от 25.06.2018 N 347-р.
Производство валового регионального продукта
В 2019 году объем валового регионального продукта составил 1173,9 млрд рублей, или 100,3% к уровню 2018 года.
В общем объеме ВРП на вид экономической деятельности добыча полезных ископаемых приходится 64,2%, строительство - 5,5%, оптовую и розничную торговлю - 3,7%, транспортировку и хранение - 3,4%.
В 2035 году объем валового регионального продукта прогнозируется в размере 2780 млрд рублей и возрастет по сравнению с 2019 годом в текущих ценах в 2,4 раза. В сопоставимых ценах рост составит 1,4 раза.
Увеличение объема валового регионального продукта будет обусловлено ростом объемов производства по видам экономической деятельности: "Транспортировка и хранение", "Строительство", "Обрабатывающие производства".
Промышленное производство
Добыча полезных ископаемых
Объем промышленного производства в 2020 году достиг 843,4 млрд руб. Индекс производства к уровню 2019 года составил 96,6%. Основной вклад в объем промышленного производства вносит сфера деятельности "добыча полезных ископаемых" (89,2%).
По оценке, в 2021 году индекс промышленного производства составит 88,6% к уровню 2020 года.
Индекс производства сферы деятельности "добыча полезных ископаемых" в 2021 году, по оценке, составит 87,6%. При этом, более 85% данного вида деятельности приходится на нефтегазовый сектор.
Нефтегазовый комплекс Сахалинской области представлен следующими компаниями: ООО "РН-Сахалинморнефтегаз", АО "Петросах", АО "Сахалинская нефтяная компания", "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании, Лтд." (оператор проекта "Сахалин-2"), "Эксон Нефтегаз Лимитед" (оператор проекта "Сахалин-1"), ООО "Газпром добыча Шельф Южно-Сахалинск" (оператор Киринского блока проекта "Сахалин-3", владелец лицензии - ПАО "Газпром"), ООО "РН-Шельф-Арктика".
Снижение добычи нефти, включая газовый конденсат, в 2020 году к уровню 2019 года (на 7,1%) связано в основном с уменьшением добычи по проекту "Сахалин-1" по причине поломки и останова оборудования на Чайво и Одопту, технологического останова завода на Чайво, а также аварийного останова на морской платформе Беркут. По проекту "Сахалин-2" уменьшение добычи связано с плановым комплексным технологическим остановом и проведением ремонтных мероприятий.
Снижение добычи нефти также связано с остановкой добычи ООО "РН-Сахалинморнефтегаз", выработкой запасов месторождений АО "Петросах".
В перспективе ожидается снижение объема добычи нефти: в 2021 году производство составит 15658,7 тыс. тонн (85,3% к 2020 году), в 2022 году - 13805,5 тыс. тонн (88,2%). В 2023 - 2026 гг. прогнозируется рост производства данного вида продукции, а с 2027 года ожидается сокращение добычи (за исключением 2028 года), объем которой к 2035 году составит 11 045,6 тыс. тонн (60,2% к уровню 2020 года).
Объем добычи газа природного и попутного в 2020 году составил 33520,7 млн куб. м (105,9% к 2019 году), что связано в основном с наращиванием объемов производства по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
В 2021 году объем добычи газа прогнозируется на уровне 30,1 млрд куб. м (89,8% к 2020 году), в 2022 - 2024 гг. ожидается увеличение добычи газа. В дальнейшем в долгосрочной перспективе ожидается снижение объема добычи газа (за исключением 2027 - 2028 гг.), который к 2035 году составит 23,6 млрд куб. м (70,3% к уровню 2020 года).
Добыча угля в 2021 году оценивается в объеме 14,2 млн тонн (103,6% к 2020 году). Данное увеличение объясняется техническим перевооружением и увеличением добычи угля ООО "Солнцевский угольный разрез".
В долгосрочной перспективе ожидается увеличение объема добычи угля, который к 2035 году составит 23 млн тонн (167,7% к уровню 2020 года), что, в первую очередь, связано с развитием участка Солнцевского буроугольного месторождения (отработка запасов угля участка недр Южный), ростом объемов экспорта, а также техническим перевооружением и модернизацией действующих мощностей.
Основными пунктами назначения отгружаемого угля за пределы Сахалинской области являются страны АТР (Япония, Южная Корея, Китай, Индия, Таиланд).
Обрабатывающие производства
По оценке, в 2021 году объем отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности "Обрабатывающие производства" составит 71,2 млрд руб. (95,5% к 2020 году в сопоставимой оценке), значительная часть которого относится к сфере деятельности "Производство пищевых продуктов" (84%). При этом около 90% приходится на переработку и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков.
По прогнозу в долгосрочной перспективе продолжится рост объема отгруженной продукции по виду деятельности "Обрабатывающие производства", который к 2035 году составит 179,3 млрд рублей (в 2,6 раза выше уровня 2020 года в действующих ценах).
Рыбохозяйственный комплекс
В 2021 году производство продукции рыбопереработки, по оценке, составит 450 тыс. тонн (90,1% к 2020 году), что связано со снижением вылова водных биологических ресурсов в связи с уменьшением добычи минтая, трески, камбалы. Из-за пандемии коронавируса отсутствует экспорт рыбы мороженой в Китайскую Народную Республику. На внутреннем рынке минтай мороженый менее востребован при производстве продукции глубокой переработки.
Также согласно прогнозу рыбохозяйственной науки объем добычи тихоокеанских лососей в 2021 году ниже предыдущих лет.
Вылов выделенных для добычи в Сахалинской области водных биологических ресурсов составляет около 700 тыс. тонн ежегодно. Основными объектами промысла являются: минтай, треска, сельдь, камбала, навага, терпуг, сайра, краб и тихоокеанский лосось.
С 2022 года рост вылова планируется за счет возможного увеличения подходов тихоокеанских лососей, а также развития воспроизводства, аквакультуры на территории Сахалинской области.
Основными приоритетами в рыбохозяйственном комплексе субъекта являются: увеличение вылова за счет более полного освоения водных биоресурсов, в том числе перспективных и недоосваиваемых объектов промысла, повышение объемов производства высококачественной рыбной продукции, в том числе стимулирование роста продукции глубокой переработки, производства товарной аквакультуры, а также искусственного воспроизводства.
В перспективе планируется строительство рыбоводных заводов по выпуску молоди горбуши и кеты на островах: Итуруп, Кунашир и Парамушир.
Для увеличения производства рыбы и морепродуктов за счет собственных средств проводится модернизация производственных мощностей, приобретение технологических линий, способствующих увеличению качества продукции, глубины её переработки, в целях расширения рынков сбыта.
Продолжится инвестиционная политика предприятий за счет привлечения собственных и заемных средств на модернизацию флота и береговой инфраструктуры перерабатывающих предприятий.
Пищевая промышленность
В 2021 году на фоне внутреннего спроса, увеличения предложения со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствования технологии переработки прогнозируется наращивание объемов производства мяса и субпродуктов убойных животных, а также мяса и субпродуктов домашней птицы.
В перспективе ожидается динамичное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, чему будет способствовать реализация инвестиционной политики в сфере животноводства в регионе.
Рост промышленного производства будет обеспечен за счет ввода в эксплуатацию производственных мощностей по переработке мяса убойных животных и мяса птицы, по производству комбикормов для сельскохозяйственных животных, а также за счет реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области "Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Кроме того, увеличение промышленного производства пищевых продуктов также прогнозируется за счет роста выпуска цельномолочной продукции (АО "Грин Агро-Сахалин", АО "Совхоз "Южно-Сахалинский" и АО "Совхоз Корсаковский") и питьевой бутилированной воды.
Лесопромышленный комплекс
Производственные мощности предприятий лесного комплекса располагаются во всех муниципальных образованиях области, за исключением городского округа "Охинский" и Курильских районов.
В долгосрочной перспективе сохранится положительная динамика производства продукции лесного хозяйства за счет улучшения работы предприятий лесопромышленного комплекса.
Электроэнергетика
Объем выпуска продукции в сфере деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" будет определяться развитием отраслей экономики и платежеспособностью потребителей.
Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, по оценке, за 2021 год составит 99,6% к соответствующему периоду 2020 года.
В территориальной энергосистеме Сахалинской области основным производителем электроэнергии и теплоэнергии является ПАО "Сахалинэнерго", на его долю приходится более 80,5% вырабатываемой электроэнергии в области и 75,9% тепловой энергии. На долю потребления электроэнергии промышленными потребителями приходится 15%, населением - 33%, предприятиями сельского хозяйства - 5%, прочие - 47%.
Для обеспечения надежного и качественного энергоснабжения продолжится строительство и реконструкция передающих электросетей области.
Инвестиции
Динамика прогноза инвестиций складывается исходя из реализуемых и планируемых к реализации проектов, по которым решения в силу разных причин могут быть не приняты.
Значительные объемы инвестиционных вложений обусловлены капитальными вложениями в проекты нефтегазового комплекса, угольной промышленности, туристического комплекса, а также созданием транспортной и энергетической инфраструктуры Сахалинской области.
Традиционно основную динамику освоения инвестиций определяет деятельность предприятий, занятых в добывающих отраслях, особенно нефти и газа (доля в общем объеме инвестиций в основной капитал в прогнозном периоде составит более 55%), а также развитие специальных экономических зон, в которых установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности (территории опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток).
Приоритетными направлениями областной инвестиционной политики на долгосрочную перспективу являются: содействие модернизации производства и его структурной перестройке; повышение конкурентоспособности местной продукции на внутреннем рынке; обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей региона; ускоренное инвестиционное развитие приоритетных секторов экономики (сельское хозяйство, рыбохозяйственный комплекс, обрабатывающая промышленность, а также туризм и сопутствующая сфера услуг).
Формирование прогнозных показателей на период до 2025 года рассчитывались в том числе в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными государственными программами Сахалинской области, а также в рамках финансирования по предоставлению иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Сахалинской области.
В прогнозном периоде запланирована модернизация системы ЖКХ посредством перевода котельных на газ, ликвидация ветхих сетей, создание системы обращения с ТКО, ведется подготовка концессионной инициативы.
Инвестиции в социальную сферу будут формироваться за счет государственных капитальных вложений.
В рамках адресной инвестиционной программы запланированы мероприятия по реконструкции и строительству социальных объектов в муниципальных образованиях Сахалинской области: детские сады, больницы, отделения поликлиник, ФАПы, школы, спортивные объекты.
Строительство
Снижение объемов работ по виду деятельности "Строительство" в 2020 году произошло на фоне введения ограничительных мер, вызванных возникшей неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции, общего снижения деловой активности строительного бизнеса, а также фактического снижения объемов финансирования объектов и мероприятий адресной инвестиционной программы Сахалинской области.
В перспективе объем подрядных работ планируется обеспечить за счет реализации мероприятий государственных программ Сахалинской области.
Планируется продолжить реконструкцию и строительство передающих электросетей; газификацию котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях Сахалинской области; строительство образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, объектов здравоохранения, культуры, спорта и социального обеспечения; обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда; строительство новых сейсмостойких домов для переселения граждан, проживающих в домах, имеющих дефицит сейсмостойкости, либо сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно; реализацию проектов в области сельского хозяйства; развитие производства строительных материалов и др.
Ввод в действие жилых домов
В 2020 году по Сахалинской области ввод жилья составил 439,8 тыс. кв. м (социальное - 95,5 тыс. кв. м, арендное - 55,3 тыс. кв. м, коммерческое - 138,7 тыс. кв. м, ИЖС - 150,3 тыс. кв. м) (0,9 кв. м на жителя Сахалинской области), что на 9,9% больше значения планового показателя (план 400 тыс. кв. м).
В 2021 - 2035 годах в Сахалинской области планируется дальнейшее строительство сейсмостойкого жилья, жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, а также строительство жилых домов для всех категорий граждан в рамках реализации государственной программы "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем".
Внешняя торговля
Основными контрагентами Сахалинской области во внешнеторговых операциях являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В долгосрочной перспективе крупнейшими партнерами региона по-прежнему останутся Республика Корея, Япония и КНР.
Внешнеторговый оборот Сахалинской области в 2020 году снизился на 24,2% и составил 12,2 млрд долларов США.
Объем экспорта в 2020 году сократился по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 25,4% и составил 11,3 млрд долларов США.
Объем внешнеторгового оборота в 2021 году снизится по сравнению с 2020 годом на 6,6% и составит около 11,4 млрд долларов США, при этом объем экспорта оценивается на уровне 10,5 млрд долларов США (92,9% от уровня аналогичного показателя 2020 года).
Снижение объема внешнеторгового оборота в 2021 году обусловлено падением мировых цен и спроса на нефть и природный газ.
В 2020 году в структуре экспортных поставок преобладала продукция топливно-энергетического комплекса (нефть сырая, сжиженный природный газ, уголь), на долю которой пришлось 92,8% сахалинского экспорта (2019 год - 93,2%). Значительных изменений в структуре внешней торговли не ожидается. В прогнозируемом периоде данная товарная группа сохранит лидерство в структуре вывоза за рубеж, но будет постепенно снижаться (до 77,5% в 2035 году).
Вторая позиция в структуре экспорта - рыба, рыбо- и морепродукты (удельный вес в стоимостном объеме экспорта в 2020 году - 6,1%). В рассматриваемом периоде прогнозируется постепенный рост удельного веса рыбной продукции в общем объеме экспорта - до 16,1%.
Рост показателей экспорта данной статьи товаров обусловлен созданием и модернизацией действующих производственных мощностей в рыбопромышленном комплексе, ориентированных на производство экспортной продукции, в том числе в рамках реализации регионального проекта "Экспорт продукции АПК" (национальный проект "Международная кооперация и экспорт").
Объем импортных поступлений в 2020 году к уровню 2019 года снизился на 5,3% и составил 901,8 млн долларов США. Основу поступлений из-за рубежа составляют: машиностроительная продукция - 64,5% стоимости импорта; металлы и изделия из них - 21,2%, продукция химической промышленности и каучук - 6,7%. В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 в 2021 году динамика по снижению импортных поступлений будет сохраняться.
В перспективе объемы импортных поступлений будут зависеть от реализуемых на территории Сахалинской области крупных инвестиционных проектов.
Потребительский рынок
В 2020 году объем розничного товарооборота сложился в сумме 165,0 млрд рублей, или 98,5% в сопоставимой оценке к уровню 2019 года.
Оказано платных услуг в объеме 49,3 млрд рублей (85,8% к уровню 2019 года).
По оценке, в 2021 году объем розничного товарооборота составит 174,3 млрд рублей, или 101,8% к уровню 2020 года (сопоставимые цены).
В период с 2022 по 2035 годы сохранится умеренный рост динамики оборота розничной торговли в интервале от 1,0% до 1,6%.
В перспективе основными причинами позитивных перемен в розничной торговле станут снижение инфляционного давления, рост реальных располагаемых доходов населения, снижение уровня бедности, улучшение жилищных условий для населения, ускорение технологического развития, ускоренное внедрение цифровых технологий, дальнейшая активизация использования населением банковского кредитования для приобретения товаров длительного пользования, увеличение отечественными предприятиями выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей по потребительским свойствам потребностям населения, увеличение сети эконом-формата.
В рамках мероприятий по совершенствованию торговой деятельности в Сахалинской области разработан ряд документов стратегического планирования, направленных на выстраивание эффективной многоформатной торговли с уклоном на малые форматы. Это способствует развитию конкуренции, создает более комфортную среду для потребителей, расширяет каналы сбыта для товаропроизводителей.
Объем платных услуг населению в 2021 году оценивается в размере 52,3 млрд рублей, или 102,1% к уровню 2020 года.
В перспективе динамика платных услуг населению в условиях базового варианта ожидается в пределах 100,0-101,5%.
Уровень жизни населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2020 году составили 97% (2019 г. - 104,3%). В последующие годы прогнозируется последовательный рост реальных располагаемых доходов населения.
Средний размер заработной платы по итогам 2020 года с учетом роста показателя во внебюджетном секторе составил 92,5 тыс. рублей.
В 2021 году с учетом индексации оплаты труда работников бюджетной сферы увеличения размера МРОТ, а также доведения заработной платы основного персонала до целевого уровня (Указы Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597, от 28 декабря 2012 года N 1688, от 01 июня 2012 года N 761) значение показателя оценивается на уровне 98,5 тыс. рублей (оплата труда наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, по оценке, составит 79,8 тыс. руб.). В перспективе реальная заработная плата работников предприятий и организаций Сахалинской области ожидается в диапазоне 101,6 - 102,3%.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и Закон Сахалинской области от 24.06.1998 N 67 "О прожиточном минимуме в Сахалинской области", с 01 января 2021 года изменен подход по определению величины прожиточного минимума в среднем на душу населения и по социально-демографическим группам населения.
Согласно нормам действующего законодательства, на 2021 год в Сахалинской области установлена величина прожиточного минимума в среднем на душу населения - 15 906 руб., для трудоспособного населения - 16 932 руб., пенсионеров - 13 604 руб., детей - 17 300 руб.
Расчетная величина прожиточного минимума в Сахалинской области на 2022 год исчисленная в порядке, определенном Правительством Российской Федерации с учетом применения коэффициента региональной дифференциации, составила: в среднем на душу населения - 16 252 руб., для трудоспособного населения - 17 715 руб., пенсионеров - 13 977 руб., детей - 17 733 руб.
Исходя из имеющихся данных для разработки прогноза социально-экономического развития Сахалинской области величина прожиточного минимума на душу населения прогнозируется на 2023 год - 17858 руб. (темп роста к 2022 году - 9,9%), на 2024 год - 19146 руб. (темп роста к 2023 году - 7,2%).
Исходя из отдельных параметров сценарных условий Минэкономразвития России, ежегодный темп роста величины прожиточного минимума на душу населения и по социально-демографическим группам населения Сахалинской области, начиная с 2025 года, планируется на уровне 104,0%.
Для решения задачи по снижению уровня бедности в Сахалинской области создана эффективная система социальной поддержки, направленная на увеличение доходов граждан, созданы условия для самостоятельного выхода населения из бедности, изменены подходы к предоставлению мер социальной поддержки. Постановлением Правительства Сахалинской области от 03.02.2020 N 3 утверждена региональная программа Сахалинской области "Снижение уровня бедности в Сахалинской области на 2020 - 2024 годы" (далее - Программа), которая направлена на:
- повышение уровня и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции;
- снижение расходной части бюджета граждан, в т.ч. путем развития социальной помощи нуждающимся гражданам;
- развитие предпринимательской инициативы граждан;
- организация социальной адаптации бедных граждан;
- повышение уровня комфортности и качества жизни населения и др.
Реализация мероприятий Программы в целом в сочетании с положительной динамикой экономического развития, прежде всего с увеличением занятости и доходов экономически активного населения, будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения.
В 2035 году доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизится до 5,5% (2020 год - 7,8%).
Труд и занятость
В 2020 году введение ограничительных мер по причине распространения коронавирусной инфекции оказало влияние на ситуацию на рынке труда Сахалинской области. По сравнению с 2019 годом отмечалось снижение численности занятого населения, увеличение численности безработных граждан.
Для достижения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, по восстановлению рынка труда до допандемических значений в области сформирован и реализуется "Комплекс мер по восстановлению (до уровня 2019 года) численности занятого населения Сахалинской области к IV кварталу 2021 года".
Численность населения, занятого в экономике области, в 2021 году ожидается на уровне 277,9 тыс. человек (100% к уровню 2019 г.). По оценке, общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в 2021 году составит 14,3 тыс. человек (5,2% от численности рабочей силы). Число безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к концу 2021 года снизится до 1,6 тыс. человек (0,6% от численности рабочей силы).
Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться возрастающей потребностью в высококвалифицированных трудовых ресурсах, созданием новых и сокращением неэффективных рабочих мест, и, как следствие, способствовать сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
Уровень конкурентоспособности инновационной экономики будет определяться качеством профессиональных кадров. Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности будет обеспечиваться за счет повышения гибкости трудовых отношений, развития системы непрерывного профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики.
Результатом указанных факторов станет планомерное увеличение численности занятых к 2035 году до 290,2 тыс. человек, или 104,4% к уровню 2021 года.
Ежегодно будет сохраняться тренд на снижение численности и уровня безработицы. В прогнозируемом периоде (2021 - 2035 годы) общая численность безработных по МОТ снизится с 14,3 тыс. до 12,3 тыс. человек. Численность зарегистрированных безработных к концу 2035 года сохранится в пределах 1,3 тыс. человек.
Уровень безработицы по МОТ, по оценке, снизится с 5,2% в 2021 году до 4,4% в 2035 году. Уровень регистрируемой безработицы планируется не превысить к концу 2035 года 0,5% от численности рабочей силы.
Ситуация на рынке труда на долгосрочный период будет зависеть от социально-экономических, демографических факторов, реализации мер инвестиционной политики, предусматривающих создание новых рабочих мест, модернизации производства с целью роста производительности труда, а также адресных мер, направленных на содействие занятости отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, развития новых направлений занятости.
Демография
Среднегодовая численность постоянного населения области в 2020 году сложилась в количестве 486,9 тыс. человек и снизилась за год на 0,4%.
В 2021 году численность населения, по оценке, составит 485,4 тыс. человек. Предполагаемое снижение за год составит 0,3%.
Начиная с 2021 года, с учетом реализации инвестиционных проектов, включая проекты в рамках ТОСЭР и режима свободного порта, а также мер, направленных на содействие переселению соотечественников, проживающих за рубежом, прогнозируется положительное сальдо миграции (в пределах от 0,7 до 1,4 тыс. чел.)
На рождаемость населения окажет влияние процесс уменьшения числа женщин детородного возраста (последствие спада рождаемости в 1990-х годах). Одновременно положительный миграционный прирост будет способствовать сохранению коэффициента рождаемости (базовый вариант) на уровне 11,6 - 12,2 родившихся в расчете на 1000 населения.
В прогнозный период коэффициент смертности предположительно составит 13,1 - 12,1 в расчете на 1000 населения.
Ожидаемая продолжительность жизни (число лет) к 2035 году прогнозируется на уровне 78 лет (2020 год - 69,7).
По прогнозной оценке, в 2035 году среднегодовая численность постоянного населения составит 498 тыс. человек и к уровню 2020 года увеличится на 11,1 тыс. человек, или на 2,3%.".
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Распоряжение Правительства Сахалинской области от 10 ноября 2021 г. N 619-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.