Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 18 июня 2021 г. N 530
Стратегия
развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Республики Мордовия на период до 2025 года
1. Общие положения
1.1. Настоящая стратегия развития и организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Республики Мордовия на период до 2025 года (далее - Стратегия) определяет направления организации воспитания и социализации обучающихся в системе образования Республики Мордовия на период до 2025 года, цель, задачи, принципы, основные направления, механизмы и ожидаемые результаты реализации Стратегии в образовательных организациях Республики Мордовия.
1.2. Стратегия разработана в соответствии с ориентирами государственной политики в сфере воспитания, определенными Стратегией развития воспитания обучающихся в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, и учитывает требования, установленные федеральным и региональным законодательством в сфере образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных правовых актов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.
1.3. Стратегия обеспечивает достижение целей и задач федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Социальная активность", "Патриотическое воспитание", "Цифровая образовательная среда", "Молодые профессионалы" и учитывает основные требования по организации воспитания и социализации обучающихся как механизма управления качеством образования при проведении мониторинга системы образования в субъектах Российской Федерации.
1.4. Положения Стратегии обеспечивают единство концептуальных подходов к организации педагогической деятельности в области воспитания и социализации в образовательных организациях Республики Мордовия, в том числе с учетом региональных, социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Республики Мордовии как субъекта Российской Федерации, с развитыми аграрной и промышленной отраслями, имеющей многонациональный состав жителей.
1.5. Стратегия направлена на:
1) развитие в образовательных организациях Республики Мордовия механизмов, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", в обеспечении воспитания как неотъемлемой части образования, связанной с воспитанием;
2) создание условий для реализации в образовательных организациях Республики Мордовия комплекса воспитательных мероприятий с опорой на систему духовно-нравственных ценностей и традиций, сложившихся в процессе культурного развития России и Республики Мордовия, с учетом особенностей современных детей, социальный и психологический контекст их развития, при консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений;
3) совершенствование системы образования как социального института воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования Республики Мордовия на основе оптимального сочетания отечественных традиций и современного опыта;
4) координацию действий педагогических коллективов как основных субъектов, обеспечивающих достижение целей личностного развития и воспитания обучающихся в рамках реализации образовательных программ, участие различных групп общественности в воспитательной деятельности, организацию межведомственного взаимодействия в процессе воспитания.
2. Анализ системы воспитания и социализации обучающихся
Система воспитания обучающихся образовательных организаций, расположенных на территории Республики Мордовия (далее - воспитание), развивается в соответствии со стратегическими ориентирами воспитания детей и молодежи, сформулированными в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р, и рассматривается как неотъемлемая часть образования, взаимосвязанная с обучением, но осуществляемая также в форме самостоятельной деятельности.
Министерство образования Республики Мордовия (далее - Министерство) является региональным координатором деятельности по реализации в Республике Мордовия Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р.
Совместным приказом Министерства образования Республики Мордовия, Министерства спорта и молодежной политики Республики Мордовия и Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия от 15.12.2020 N 347/405/1525 утвержден План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах в Республике Мордовия Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Внедрение новых рабочих программ воспитания в образовательные организации стало ответом на изменения, внесенные 24 июля 2020 года в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказом Министерства образования Республики Мордовия от 12.11.2020 утверждены Методические рекомендации по разработке рабочих программ воспитания в государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству образования Республики Мордовия. Данные методические рекомендации рекомендованы к использованию в работе муниципальных образовательных организациях.
Разрабатываемая программа воспитания представляет собой целостную систему возможных форм и способов работы с детьми в процессе реализации ФГОС в конкретной образовательной организации.
Программа включает в себя четыре основных раздела:
1. "Особенности организуемого в школе воспитательного процесса", в котором описывается специфика деятельности в сфере воспитания, особенности конкретной школы, уникальность расположения, статуса, контингента учащихся, квалификации педагогического состава.
2. "Цели и задачи воспитания", в котором формулируются цели воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для их достижения.
3. "Виды, формы и содержание деятельности", в котором находят отражение инвариантные и вариативные модули, нацеленные на конкретную реализацию поставленных целей и задач воспитания.
4. "Анализ воспитательного процесса", в котором обозначаются инструменты, используемые при самоанализе организуемого в школе воспитательного процесса.
На всероссийском этапе по апробации примерной программы воспитания принимают участие три школы республики: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 16" г. Саранска, МБОУ "Центр образования - Средняя общеобразовательная школа N 12" г. Рузаевка и МБОУ "Чамзинская средняя общеобразовательная школа N 2".
С 1 сентября 2021 года патриотическая работа будет реализовываться в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в рамках национального проекта "Образование", и именно к этому времени всем образовательным организациям необходимо разработать и утвердить программы воспитания.
Министерством образования Республики Мордовия, Министерством культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, Министерством спорта и молодежной политики Республики Мордовия, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, ГУ МЧС России по Республике Мордовия, Региональным отделением ДОСААФ России Республики Мордовия, военными комиссариатами, советами ветеранов, а также другими общественными объединениями и организациями республики как соисполнителями региональных профильных программ на межведомственной основе в 2020 году организовано и проведено более 1000 мероприятий патриотической, спортивной и творческой направленности: классные часы, уроки мужества, семинары в режиме видео-трансляции, школьные, муниципальные этапы и республиканские финалы конкурсов и соревнований. Все мероприятия освещаются в муниципальных и республиканских средствах массовой информации.
Органами исполнительной власти Республики Мордовия внесены предложения в сводный План мероприятий по организации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в Республике Мордовия на 2021 год.
Министерство образования Республики Мордовия совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами систематически проводит работу с обучающимися образовательных организаций с позиции противодействия фальсификации истории.
В рамках выполнения мероприятий Федеральной целевой программы "Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019 - 2024 годы" образовательные организации Республики Мордовия активно присоединились к реализуемым проектам на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Информация о реализуемых мероприятиях своевременно размещается на официальных сайтах образовательных организаций и аккаунтах в сети Интернет.
В рамках увековечивания памяти героев в республике проводится большое количество спортивных соревнований, посвященных именам наших соотечественников, отдавших жизни на полях боевых действий.
Для создания условий включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность и развития высоконравственной личности в Республике Мордовия ежегодно утверждается календарь массовых мероприятий с обучающимися, в котором отражены мероприятия по всем направлениям дополнительного образования детей. Мероприятия проводятся поэтапно: школьный, муниципальный, зональный, региональный уровни, с целью тщательного отбора участников на межрегиональный и всероссийский уровни. Мероприятия проводятся совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. Организация работы с талантливыми детьми и молодежью, на решение которой направлена Региональная программа выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Мордовия на 2020 - 2024 годы (приказ Министерства образования РМ от 29 апреля 2020 г. N 425).
Одной из самых массовых и эффективных форм работы по выявлению одарённых детей остается олимпиадное движение.
В 2019 - 2020 учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам принял участие 34431 школьников, из них победителей - 1568 чел. (4,6%), призеров 8581 чел. (24,9%).
Общее количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников - 2288 чел., из них: победителей - 125 чел. (5,5%); призеров - 557 чел. (24,3%).
Согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 27 мая 2020 г. N 269 "Об утверждении итоговых результатов всероссийской олимпиады школьников, проведенной в 2019/20 учебном году, по каждому общеобразовательному предмету" 13 выпускников ГБОУ РМ "Республиканский лицей для одаренных детей" стали призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Ими завоевано 18 призовых мест.
В рамках реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на площадке ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва" открыт Дом научной коллаборации имени Е.М. Дианова (далее - ДНК). ДНК представляет собой центр дополнительного образования детей, где дети и подростки получают услуги дополнительного образования по направлениям физика, биоинженерия, IT-технологии и другие естественнонаучные области знаний. В 2019 г. деятельностью ДНК охвачено 1500 детей, в 2020 г. - более 4500 чел. В ДНК осуществлялась работа по 14 дополнительным образовательным программам.
Создан Республиканский Центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Мира". Деятельность Центра организована по трем направлениям: "Наука", "Искусство", "Спорт". Приобретенное в центр оборудование позволяет реализовывать профильные образовательные программы, в частности: "Агротехнология" и "Биотехнология", "Математика" и "Физика", "Тайны генетики и молекулярной биологии", "Основы языка Python", "Основы программируемой микроэлектроники", "Создание управляемых устройств на базе вычислительной платформы "Ардуино", "Основы 3D-моделирования и прототипирования"и др.
В 2020 году программами центра "Мира" охвачено 4693 чел., что составляет 6,4% от общего числа обучающихся по общеобразовательным программам. Проведено обучение по 22 дополнительным образовательным программам.
В 2020 году в республике создан региональный центр детско-юношеского туризма на базе ГБОДОРМ "Республиканский центр дополнительного образования детей". Его работа направлена на развитие детско-юношеского туризма и краеведения в образовательных организациях; обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности; развитие удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в экскурсионной деятельности, активном участии в массовых мероприятиях. Все конкурсные мероприятия в соответствии с Положениями проводятся поэтапно (школьный, муниципальный, республиканский уровни).
В соответствии с п. 30 Плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года приказом Министерства образования Республики Мордовия ежегодно утверждается Календарь республиканских массовых мероприятий, в т.ч. туристско-краеведческой направленности, с обучающимися образовательных организаций Республики Мордовия.
АНО "Центр поддержки и защиты детства" запущен проект "Просветительская школа "Родитель-Лидер", который проходит в рамках реализации проекта "Ресурсный Центр "Семейный консультант", поддержанного Фондом президентских грантов.
Согласно приказу "Об утверждении регионального Ресурсного центра Российского движения школьников" N 19/III от 21 мая 2018 года на базе ГБУ МРМЦ действует Региональный ресурсный центр Российского движения школьников, который осуществляет системную работу с местными и первичными отделениями. Ресурсный центр является "точкой кристаллизации" ресурсно-методического сопровождения деятельности первичных, местных и регионального отделения РДШ.
В 2020 году было подписано соглашение о взаимодействии между Министерством спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия, Министерством образования Республики Мордовия и Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией "Российское движение школьников".
В 2020 году создано 22 местных отделения и 110 первичных отделений. На сайте рдш.рф на данный момент зарегистрировано более 6000 участников, принимающих участие в федеральных проектах и сменах РДШ.
На базе ГБУ "Мордовский республиканский молодежный центр" действует Региональный ресурсный центр Российского движения школьников, который осуществляет системную работу с местными и первичными отделениями.
МРО ООГ ДЮО "Российское движение школьников" участвует в реализации национальных проектов, таких как "Классные встречи", который входит в федеральный проект "Социальные лифты для каждого" национального проекта "Образование", а также Всероссийского конкурса "Лига вожатых", реализующегося в рамках федерального проекта "Образование" национального проекта "Образование".
Республика Мордовия стала площадкой проведения Межрегионального ONLINE фестиваля РДШ, объединившего 140 активных школьников из 14 регионов ПФО, Регионального online форума РДШ, объединившего 500 активных школьников из образовательных организаций республики, а также регионального Зимнего фестиваля РДШ, организованного также в дистанционном формате.
В числе супер-финалистов Всероссийского конкурса "Большая перемена" стали активистки РДШ, ученицы МОУ "Гимназия N 12" Куприянова Агнесса и МОУ "СОШ N 35" Бакова Татьяна, получившие за победу денежный приз, который можно потратить на оплату обучения или покупку образовательных гаджетов.
Успешно функционирует детский региональный пресс-центр РДШ. Ведется активное сотрудничество с ВГТРК ГТРК "Радио России - Мордовия", где школьники являются авторами и ведущими рубрик "Из уст в уста", "РДШ берет ориентир" и "ТОП 10". Участники пресс-центра ведут официальные аккаунты РДШ в Вконтакте (7200 подписчиков), Instagram (2105 подписчиков), TikTok (56 подписчиков, более 5000 просмотров), Telegram-канал (750 подписчиков).
Министерством образования Республики Мордовия большое внимание уделяется проведению профилактической работы по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В 2020 году во всех образовательных организациях республики использовался контент-фильтр, отвечающий требованиям надежности и ограничивающий доступ к информационным ресурсам, противоречащим целям и задачам образовательного процесса.
До родителей и законных представителей детей доведена информация о возможностях использования функции "Родительский контроль", также до родителей (законных представителей) доведена информация о способах направления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия информации о выявленных интернет-ресурсах, публично пропагандирующих террористическое, суицидальное поведение, призывающих к противоправным действиям, для проведения экспертизы и дальнейшей блокировки контента.
Для обучающихся с ОВЗ разработаны дополнительные общеобразовательные программы художественной, технической, естественнонаучной направленности. Разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
На базе ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.ру" создана Региональная служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей и желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Специалистами Службы осуществляется своевременная психологическая, квалифицированная психолого-педагогическая, методическая помощь.
На безвозмездной основе родители получают данную услугу в виде очной, дистанционной или выездной консультации (за 2019 год услуг оказано - 25 148, за 2020 год - 26 930).
В 2020 году в Республике Мордовия вели свою работу 19 консультационных центров по оказанию психолого-педагогической и методической помощи родителям, имеющим детей и родителям, желающим взять на воспитание в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нарастающим итогом с 2019 года, в том числе в 2020 году открылись 3 новых центра в 3-х муниципальных районах). Более 10 000 родителей получили 15602 профессиональные психологические консультации в области воспитания детей.
В 2020 г. органами и учреждениями по работе с молодежью организовано 2261 мероприятие по основным направлениям государственной молодежной политики. Общий охват детей и молодежи, принявшей участие в проведенных мероприятиях, составил 217 946 человек, из которых 873 человека - это подростки, состоящие на профилактическом учете в органах системы профилактики.
3. Ключевые принципы, цели и задачи Концепции
3.1. Внедрение, функционирование и развитие системы организации воспитания и социализации в системе образования Республики Мордовия основывается на следующих принципах:
- опоры на духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов Российской Федерации, народов, проживающих на территории Республики Мордовия;
- консолидации - объединения целей, усилий различных институтов гражданского общества, укрепления межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях по организации воспитания и социализации обучающихся;
- преемственности - организации воспитательных мероприятий на всех уровнях образования, интеграции программ духовно-нравственного воспитания;
- ориентации на действительность - достижение результатов процесса воспитания и социализации обучающихся, в основе которых актуальные социальные и культурные компетенции как основа настоящей и будущей успешности обучающихся, приобретение и последующего совершенствования у них навыков XXI века.
3.2. Целями Стратегии являются:
1) создание условий для повышения качества системы воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях Республики Мордовия, включая деятельность по поддержке семейного воспитания; гражданскому и патриотическому воспитанию детей; формированию российской идентичности и духовно-нравственному воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей; приобщению детей к культурному наследию; популяризации среди детей научных знаний; физическому воспитанию и формированию культуры здоровья; трудовому воспитанию детей и их профессиональному самоопределению; экологическому воспитанию и развитию добровольчества (волонтерства) среди обучающихся как приоритетов российской государственной политики в сфере образования;
2) совершенствование воспитательной деятельности в образовательных организациях Республики Мордовия, в том числе направленной на адаптацию детей, для которых русский язык не является родным; обеспечение физической, информационной и психологической безопасности детей и подростков; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; подготовку и переподготовку кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся, повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей; осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для организационно-методического обеспечения воспитательной работы; психолого-педагогической поддержку воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся, повышение педагогической культуры родителей (законных представителей),организацию работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных организациях, поддержку общественных объединений в сфере воспитания;
3) учет региональных социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Республики Мордовия при создании единой воспитательной среды, организации процесса воспитания и социализации в образовательных организациях Республики Мордовия.
3.3. Основными задачами, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, являются:
1) создание условий для консолидации усилий всех субъектов образовательной деятельности по воспитанию подрастающего поколения в Республике Мордовия, совершенствование ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и усиление социальной ответственности за ее результаты;
2) формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
3) создание условий для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
4) осуществление поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в сложной жизненной ситуации, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;
5) обеспечение условий для информирования родителей о ходе воспитательной работы и повышения у них социальной, коммуникативной и педагогической компетентности, обеспечение их участия в разных формах данной деятельности.
4. Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся
4.1. Развитие социальных институтов воспитания как основного направления организации и социализации обучающихся предполагает:
4.1.1 поддержку семейного воспитания - содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами; повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей; содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей; популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных; возрождение значимости больших много поколенных семей, профессиональных династий; создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми; расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время; поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ; создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
4.1.2. развитие воспитания в системе образования - обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей; содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности; развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности; совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей; развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры; создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации; знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры;
4.1.3. расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов - создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;
4.1.4. поддержку общественных объединений в сфере воспитания - улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах; поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях; привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении; расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей;
4.2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций включает гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, трудовое, экологическое, физическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, популяризацию научных знаний, развитие добровольчества (волонтерства).
4.3. Гражданское воспитание как создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, развитие культуры межнационального общения, формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям, развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности, развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности, формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Региональной особенностью организации процесса воспитания и социализации обучающихся в сфере гражданского воспитания является проведение акций, праздников, творческих конкурсов и других мероприятий, посвященных памятные датам истории России и Республики Мордовии, посещение выставок, музеев и памятных мест в регионе. Особое значение для формирования гражданственности у обучающихся образовательных организаций Республики Мордовия имеют воспитательные мероприятия, связанные с историей мордовского народа и Республики Мордовия.
4.4. Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России предусматривает развитие программ патриотического и военно-патриотического воспитания детей, повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества, развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма. В качестве актуальных форм в воспитательную работу со школьниками по патриотическому воспитанию включаются классные часы, уроки мужества, школьные, муниципальные и республиканские конкурсы и соревнования, спортивные соревнования, посвященные именам наших соотечественников, отдавших жизни на полях боевых действий, викторины, экскурсии, развитие волонтерского движения и детских общественных объединений.
4.5. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе, к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам, расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов, оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
Региональной особенностью духовно-нравственного воспитания детей Республики Мордовия является проведение мероприятий с участием родителей с опорой на национальные традиции; организация активного участия обучающихся в работе общественных организаций, в мероприятиях по оказанию помощи различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - детям, больным, людям пожилого возраста. Особому развитию данное направление подлежит в период летних каникул и другое каникулярное время.
4.6. Приобщение детей к культурному наследию предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современном высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы, создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики, поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей, создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей, повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий, создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Региональной особенностью приобщения детей к культурному наследию является посещение музеев, театров, знакомство с фондами Национальной библиотеки имени А.С. Пушкина Республики Мордовия, изучение наследия поэтов и писателей, оставивших след в истории Республики Мордовия, а также участие обучающихся в культурно-массовых мероприятий, проводимых в республике.
4.7. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей; создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Региональной особенностью популяризации научных знаний в Республике Мордовия является проведение воспитательных мероприятий, обучение детей школьного возраста по программам дополнительного образования, в том числе в детском технопарке "Кванториум", центрах образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", а также при участии Республиканского Центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи "Мира" и высших учебных заведений, расположенных на территории Республики Мордовия (ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва", ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева").
4.8. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания, создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования, развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек, предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей, использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения, содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Региональной особенностью организации воспитательной работы с детьми по физическому воспитанию и формированию культуры здоровья в Республике Мордовия является вовлечение детей в различные виды спорта при наличии в Республике Мордовия спортивных школ олимпийского резерва, Межрегионального центра по подготовке юных футболистов Приволжья "Мордовия", ГБУ РМ "Спортивно-адаптивная школа Е.В. Швецова сурдолимпийского и паралимпийского резерва"; участия обучающихся в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в Республике Мордовия.
4.9. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством воспитания у детей уважения к труду и трудящимся, трудовым достижениям, формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Региональной особенностью организации воспитательной работы с детьми по трудовому воспитанию и профессиональному самоопределению является организация профессиональных проб для школьников по профессиям и специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям на базе профессиональных образовательных организаций, предприятиях реального сектора экономики Республики Мордовия. Также в систему трудового воспитания и профессионального самоопределения включается реализация программ дополнительного образования и внеурочной деятельности.
4.10. Экологическое воспитание включает развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Региональной особенностью экологического воспитания обучающихся Республики Мордовия является проведение мероприятий с акцентом на территориальное расположение Республики Мордовия, особенностями животного и растительного мира, природных ресурсов Республики Мордовия, полезных ископаемых. Экологическое воспитание строится на принципах политики сбережения природных ресурсов и природной среды.
4.11. Развитие добровольчества (волонтерства) обучающихся предполагает улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями и в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах, поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом; поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях, привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении, расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
Региональной особенностью развития добровольчества (волонтерства) обучающихся в Республике Мордовия является повсеместная в образовательных организациях активная проектная деятельность обучающихся в составе проектных команд, разработка и реализация социально-значимых проектов, участие в межрегиональных и Всероссийских конкурсах.
4.12. Все указанные направления реализуются в тесном взаимодействии между собой посредством различных форм и мероприятий и предусматривают опосредованное или непосредственное участие родителей (законных представителей), участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей мигрантов, обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности, достижения (или имеющие внутренние предпосылки для таких достижений) и высокий уровень мотивации в познании в той или иной деятельности.
5. Механизмы реализации Стратегии
5.1. В целях реализации Стратегии применяются нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
5.2. Нормативно-правовое регулирование в сфере воспитания включает:
1) приведение актов органов исполнительной власти Республики Мордовия в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся;
2) разработка и внедрение рабочих программ воспитания в деятельность организаций среднего профессионального образования;
3) развитие и совершенствование региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии, в том числе для осуществления сетевого и межведомственного взаимодействия, организационно-методического обеспечения воспитательной работы.
5.3. Организационно-управленческими механизмами являются:
1) внедрение рабочих программ воспитания в образовательных организациях Республики Мордовия;
2) внедрение института наставничества в систему среднего профессионального образования в Республике Мордовия;
3) реализация и анализ программы развития воспитания и плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Республике Мордовия на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2025 г.;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Стратегии развития воспитания в Республике Мордовия на период до 2025 года" следует читать "Стратегии развития воспитания обучающихся в Российской Федерации на период до 2025 года"
4) развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей;
5) обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей в целях реализации направлений системы воспитания;
6) разработка и внедрение системы мотивации обучающихся образовательных организаций;
7) проведение мониторинга внедрения рабочей программы воспитания в образовательных организациях;
8) совершенствование деятельности психологической службы в образовательных организациях, в том числе оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей;
9) мониторинг деятельности образовательных организаций по выявлению и предупреждению девиантных и антиобщественных проявлений у детей и молодежи;
10) организация и проведение Республиканского конкурса лучших практик воспитательной работы, а также профилактической работы, направленной на предупреждение различного рода случаев проявления общественно опасного поведения подростков и молодежи.
5.4. Развитие кадрового потенциала как средства воспитательной работы предполагает:
1) выявление лучших практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания;
2) развитие системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических работников, осуществляющих непосредственную организацию воспитательного процесса;
3) информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников в сфере выявления и предупреждения девиантных и антиобщественных проявлений у детей;
4) организация и проведение курсов повышения квалификации для наставников и координаторов наставничества в образовательных организациях среднего профессионального образования.
5.5. Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания включает:
1) проведение регулярных комплексных исследований потребителей и поведенческих особенностей молодежной аудитории в российском сегменте в информационно-коммуникационной системе "Интернет" в целях повышения уровня информированности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере воспитания, о влиянии информационной среды на формирование взглядов подрастающего поколения;
2) апробация и внедрение межведомственных программ просвещения, санитарно-гигиенического и психолого-педагогического просвещения родителей в области семейного воспитания;
3) проведение республиканских и муниципальных конференций, семинаров по актуальным вопросам воспитания;
4) методическое сопровождение специалистов, ответственных за реализацию воспитательной работы в образовательных организациях.
5.6. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания включает:
1) строительство на территории Республики Мордовия учебно-методического центра военно-патриотического воспитания "Авангард";
2) разработка проекта военно-патриотического парка культуры и отдыха "Патриот";
3) содействие в развитии инфраструктуры региональных отделений Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" в Республике Мордовия.
5.7. Развитие информационных механизмов в сфере воспитания предполагает:
1) организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением региональных и муниципальных средств массовой информации;
2) оказание консультативной помощи родителям (законным представителем) несовершеннолетних и педагогическим работникам по вопросам организации воспитания и социализации обучающихся.
6. Требования к порядку проведения мониторинга реализации Стратегии
6.1 Мониторинг реализации Стратегии проводится с целью управления качеством воспитательной работы в соответствии с положениями Стратегии, анализа практики ее реализации, оказания своевременной качественной методической помощи родителям, муниципальными органами управления образованием, руководителем образовательных организаций и педагогическим работникам.
6.2. Объектами мониторинга реализации Стратегии являются муниципальные системы образования.
6.3. Предметом мониторинга выступает система организации воспитания и социализации обучающихся в образовательных организациях.
6.4. Оператором проведения мониторинга реализации Стратегии выступает Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива".
6.5. Методы сбора информации определяются региональным оператором проведения мониторинга.
6.6. Показателями качества системы организации воспитания являются:
6.6.1. в области развития социальных институтов воспитания:
- наличие разработанных муниципальных программ развития воспитания и планов мероприятий по реализации Стратегии;
- наличие рабочих программ воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, их соответствие требованиям;
- использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
- использование воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;
- наличие условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- использование потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры для включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- наличие инфраструктуры для семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
- наличие условий для участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
- функционирование семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
- наличие условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
6.6.2. в области обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе научных традиций:
- наличие в рабочих программах воспитания, муниципальных программах развития воспитания и планах мероприятий по реализации Стратегии, рабочих программах воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, целей, задач и мероприятий, направленных на гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение обучающихся к культурному наследию, популяризацию среди обучающихся научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и деятельность по профессиональному самоопределению обучающихся, экологическое воспитание обучающихся, обеспечение физической, информационной и психологической безопасности и т. д.;
- наличие и реализация комплекса мер, направленных на учет и адаптацию детей мигрантов и обучающихся, для которых русский язык не является родным;
- осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;
- организация психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся и количество детей, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного времени;
6.6.3. по развитию добровольчества (волонтерства) среди обучающихся:
- проведение специальных добровольческих (волонтерских) мероприятий, функционирование добровольческих (волонтерских) отрядов;
- организованное участие обучающихся в федеральных, региональных, муниципальных волонтерских проектах и программах;
6.6.4. по развитию детских общественных объединений:
- наличие в муниципальных образованиях муниципальных ресурсных центров поддержки и развития Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников";
- наличие в образовательных организациях детских общественных объединений (РДШ, Юнармия, ЮИД и пр.);
- количество обучающихся, зарегистрированных в детских общественных объединениях;
- наличие условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
6.6.5. в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся:
- наличие в образовательных организациях служб медиации;
- реализация в образовательных организациях проектов и программ, направленных на предупреждение и ликвидацию безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, профилактику, направленную на предупреждение и раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей, в том числе предотвращение жестокого обращения с детьми;
6.6.6. в области эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству и подготовке кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся:
- прохождение обучения по программам повышения квалификации, программам переподготовки специалистов в сфере воспитания;
- наличие мероприятий по обмену эффективными воспитательными практиками.
6.7. По результатам мониторинга проводится анализ, составляются аналитические справки, формулируются адресные рекомендации, на основании которых руководителями муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций принимаются необходимые меры и управленческие решения. Анализ эффективности принятых мер проводится Министерством образования Республики Мордовия.
7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
7.1. Реализация целей Стратегии предусматривает достижение в Республике Мордовия к 2025 году результатов, соответствующих приоритетам государственной политики в области воспитания:
1) укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей; создание единого воспитательного пространства в образовательных организациях Республики Мордовия с учетом региональных социально-экономических, экологических, этнокультурных, демографических особенностей Республики Мордовия
2) повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;
3) создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
4) развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;
5) повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;
6) повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;
7) укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
8) доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
9) создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
10) утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии, снижение уровня негативных социальных явлений и уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;
11) развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;
12) повышение качества научных исследований в области воспитания детей;
13) повышение уровня информационной безопасности детей;
14) формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Республики Мордовия от 18 июня 2021 г. N 530 "Об утверждении Стратегии развития и организации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.