Указ Главы Республики Мордовия от 29 октября 2021 г. N 338-УГ
"Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Мордовия"
20 декабря 2021 г.
В целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации и реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Республики Мордовия.
2. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 г. N 155-УГ "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Мордовия" ("Известия Мордовии" от 30 июля 2013 г. N 108).
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия |
А. Здунов |
г. Саранск
29 октября 2021 года
N 338-УГ
Инвестиционная декларация
Республики Мордовия
(утв. Указом Главы Республики Мордовия от 29 октября 2021 г. N 338-УГ)
20 декабря 2021 г.
Глава 1. Общее описание целей инвестиционного развития Республики Мордовия
1. Настоящая Инвестиционная декларация Республики Мордовия (далее - Декларация) разработана в целях:
1) создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Мордовия;
2) достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
2. Главной целью инвестиционного развития Республики Мордовия является увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития - в увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом.
Пункт 3 изменен с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
3. При разработке Декларации учитывались следующие принципы:
1) "ответственности" - Декларация является обязательством Республики Мордовия перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса;
2) "достоверности" - обеспечение соответствия информации, содержащейся в Декларации, нормативным правовым актам Республики Мордовия, а также государственным информационным ресурсам, являющимся первоисточниками такой информации;
3) "проактивности" - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки Декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;
4) "неухудшения" положения инвестора при утверждении новой Декларации в Республике Мордовия;
5) обеспечения открытости и доступности информации;
6) обеспечения повышения эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Мордовия.
4. При разработке Декларации учитывалась инвестиционная декларация Республики Мордовия, ранее утвержденная указом Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 г. N 155-УГ.
5. В качестве основных перспектив развития Республики Мордовия можно выделить следующие направления:
1) в современный период регион входит в семёрку лидеров страны по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения. Развиваются тепличные комплексы по выращиванию свежих овощей, зелени и цветов. Республика Мордовия занимает 2 место в России по производству яйца на 1 жителя, 2 место в России по производству молока на 1 жителя, 7 место в России по производству мяса скота и птицы на 1 жителя. 15% российских роз выращены в Мордовии;
2) развитие производства кабельной продукции в Мордовии стало возможным благодаря работе крупных и узкоспециализированных заводов, продукция которых востребована на экспортном рынке. Организации производят широкий спектр продукции: от алюминиевой катанки до различных видов и типов оптических кабелей. В настоящее время кабельная продукция, произведенная в Республике Мордовия, занимает 2,3% рынка России;
3) производство в Республике Мордовия светотехнической продукции охватывает 10% всей производимой светотехнической продукции в России и имеет самый большой ассортимент в стране с широкой сбытовой сетью в России и СНГ. Данный инновационный кластер обладает устойчивыми связями с ведущими научными центрами страны;
4) вагоностроение Республики Мордовия охватывает полный цикл производства грузового подвижного состава для железных дорог, а также оборудования для нефтегазовой и нефтехимической промышленности, вертикальных резервуаров, блочно-каркасных модулей, крупного, среднего и мелкого литья. Предприятия данного кластера входят в топ-3 производителей подвижных составов в России. Ведутся работы по созданию инновационного подвижного состава;
5) фармацевтические предприятия в Республике Мордовия являются надежным партнером государства, активно участвующим в решении важнейших задач по обеспечению лекарственной безопасности страны. Фармацевтика региона является лидером по производству противовирусных препаратов, в том числе для лечения COVID-19 (1 000 000 упаковок "Арепливира" в месяц), и в сегменте производства препаратов для регулирования веса, осуществляется выпуск препаратов 150 наименований, 200 новых препаратов находятся в разработке. Благодаря достигнутым результатам предприятия входят в Топ-5 российских производителей антибиотиков и Топ-3 работодателей в России в своей отрасли;
6) в республике работают предприятия по производству цемента, фиброцементных плит, кирпича, железобетонных изделий, строительной керамики и облицовочных материалов. Производство строительных материалов мордовскими предприятиями охватывает 8% строительного рынка России, в настоящее время продукция поставляется в 13 стран Европы и Азии;
7) важное значение придается вопросам развития внешнеэкономической деятельности и увеличения несырьевого высокотехнологичного экспорта. Республика экспортирует свою продукцию в 71 страну. Действуют соглашения о сотрудничестве с Китаем, Венгрией, Беларусью и Бурунди. Рост экспорта обеспечивается за счет поставок высокотехнологичной продукции собственного производства.
В товарной структуре экспорта преобладают:
машины, оборудование и транспортные средства;
металлы и изделия из них;
продукция химической промышленности, каучук;
древесина и целлюлозно-бумажные изделия;
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё.
В Республике Мордовия действует Центр координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, который безвозмездно помогает местным компаниям выйти на международный рынок и оказывает следующие услуги:
организация участия в международных выставках и бизнес-миссиях в другие страны;
адаптация сайтов и презентационных материалов (перевод на другие языки);
исследование зарубежных рынков;
патентование и сертификация;
консультации по вопросам ВЭД;
организация приемов иностранных делегаций в Мордовии.
Глава 2. Ключевые характеристики Республики Мордовия
6. Преимуществом ведения бизнеса в регионе является выгодное географическое расположение Мордовии на пересечении важнейших транспортных магистралей, что создает высокий логистический потенциал. Кроме того, Мордовия - одна из самых экологически чистых территорий в европейской части России. Климатические условия позволяют возделывать разнообразные зерновые, технические, овощные культуры, картофель, заниматься садоводством, развивать многоотраслевое животноводство.
7. В регионе функционируют агентства развития субъекта, которые являются региональными институтами, направленными на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона.
Ключевыми задачами агентств являются:
развитие промышленных парков;
привлечение инвестиций;
финансирование инвестиционных проектов;
развитие механизмов государственно-частного партнерства (гчп);
инвестиционный маркетинг региона.
8. В регионе действует коллегиальный орган при Главе Республики Мордовия, образованный в целях содействия созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия.
9. В Республике Мордовия функционируют информационные ресурсы, содержащие всю необходимую для инвестора информацию, а именно:
инженерно-топографические планы (геоподоснова);
инженерная инфраструктура (существующая, планируемая);
транспортная инфраструктура региона;
территориальные (земельные) ресурсы перспективного инвестиционного развития;
инвестиционные площадки и преференциальные режимы;
меры поддержки (включая налоги);
тарифы;
полезные ископаемые.
10. Исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия разработан Свод инвестиционных правил с описанием конкретных пошаговых алгоритмов для решения типовых задач инвестора, таких как получение необходимых разрешений, подключение к инфраструктуре, получение льгот и финансовой поддержки, наём персонала.
11. Территория Республики Мордовия обладает всей необходимой инфраструктурой для реализации инвестиционных проектов.
Через крупную узловую железнодорожную станцию Рузаевка проходят пути, связывающие Центральную Россию с юго-восточной частью европейской территории, Уралом и Сибирью. Пассажиропоток составляет 700 тысяч человек в год. Время в пути до Москвы - 9 часов, полета - 1,5 часа.
Через Мордовию проходит федеральная трасса М5, являющаяся частью важного трансконтинентального маршрута.
Для удобного внутреннего и межрегионального сообщения в Мордовии проложено более 14 000 км автомобильных дорог и 550 км железнодорожных путей.
В республике расположены инвестиционные площадки для размещения индустриальных парков типа Greenfield и Brownfield.
На базе АУ "Технопарк-Мордовия" созданы благоприятные условия для разработки и коммерциализации инноваций, где объединены научные организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия. Основная задача АУ "Технопарк-Мордовия" - организация инновационного цикла экономики республики. Технопарк в сотрудничестве с ведущими промышленными компаниями республики оказывает поддержку по развитию и продвижению инновационных продуктов и технологий, взаимодействует с венчурными фондами, компаниями, банками, частными инвесторами с целью привлечения финансирования инновационных проектов на различных стадиях их развития от зарождения идеи до выхода на массовый рынок.
12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2017 г. N 1165 в моногороде Рузаевка Республики Мордовия создана территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
Резидентам ТОСЭР предоставляются льготы:
по страховым взносам (7,6% вместо 30%);
по налогу на прибыль организаций (федеральная часть: 0% в течение 5 лет, республиканская часть: в первые 5 лет - 5%, далее - 10%);
освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога.
13. Правительство Республики Мордовия и иные исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия в рамках установленной компетенции обеспечивают соблюдение сроков согласования и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По итогам проведенного АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" исследования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, Республика Мордовия в 2021 году значительно улучшила свои показатели. Наиболее высокие позиции регион занял по следующим пунктам:
среднее время получения разрешений на строительство;
среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство;
среднее время регистрации прав собственности;
среднее количество процедур при регистрации прав собственности;
среднее время подключения к электросетям;
количество запрошенных дополнительных документов у предприятия в год;
время постановки на кадастровый учет;
среднее количество процедур, необходимых для постановки на кадастровый учет.
14. Приоритетными направлениями инвестиционного развития в регионе являются:
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
обрабатывающие производства;
строительство зданий;
деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания;
деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;
разработка компьютерного программного обеспечения.
Актуальные меры государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты, представлены на информационном ресурсе*(1) Минэкономики Республики Мордовия.
15. Развитие новых инновационных отраслей экономики в Республике Мордовия осуществляется по следующим направлениям:
1) реализация проектов в сфере IT, которые позволяют оптимизировать работу государственных и коммерческих организаций, помогающих им выполнить стоящие перед ними задачи, стать эффективнее, используя возможности современных информационных технологий. Кроме того, создаются программные продукты в области бизнес-аналитики, помогающие в реальном времени преобразить бизнес, повысить эффективность и выйти на новый уровень конкурентоспособности;
2) формирование кластера волоконной оптики и оптоэлектроники. В регионе осуществляется разработка технологий производства специального оптического волокна и приборов на его основе. Перспективными проектами в данном направлении являются:
организация производства высокочистых кварцевых материалов;
создание Инжинирингового центра волоконной оптики;
создание региональной цифровой платформы распределенного проектирования изделий машино- и приборостроения, интегрированной в национальную и мировую сеть цифровых фабрик на базе Центра проектирования инноваций;
организация производства преформ.
16. Традиционными отраслями экономики для Республики Мордовия являются: промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспортировка и хранение, информация и связь, гостиницы и общепит.
Прогнозируется рост ВРП за трехлетний период 2022 - 2024 годов (по базовому варианту) на 9,4%: в 2022 году - на 3,1%, в 2023 году - на 3%, в 2024 году - на 3%.
В прогнозируемый период наибольшую долю в ВРП будут занимать: промышленность - 33,2 - 33,4%; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 15 - 15,2%; торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 9,4 - 9,5%; строительство - 5,1 - 5,2%; транспортировка и хранение - 4,3 - 4,4%.
17. Среди планируемых к реализации инвестиционных проектов, оказывающих влияние на инвестиционный климат Республики Мордовия, можно выделить:
1) создание единого комплекса промышленной инфраструктуры в формате промышленного технопарка и индустриального парка. Реализация данного проекта позволит: создать условия и инфраструктуру для роста действующих и создания новых высокотехнологических компаний, развития науки и образования, а также поспособствует увеличению численности занятых в сфере МСП;
2) создание федерального центра коллективного пользования в области биомедицинских технологий. Реализация проекта позволит увеличить количество зарегистрированных инновационных биомедицинских препаратов, улучшить качество и продолжительность жизни населения, создать новые производства высокотехнологичных лекарственных препаратов.
3) развитие транспортных коридоров Поволжья. В результате реализации данного мероприятия будет достигнуто:
в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" - обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;
в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
4) паломническо-туристический кластер "Санаксарь-Темников" (в рамках развития кластера "Арзамас - Дивеево - Саров"). Создание кластера поспособствует: обеспечению темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности, а также созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных ценностей;
5) комплексное развитие объектов инженерной инфраструктуры Республики Мордовия. Реализация данного проекта позволит осуществить:
снижение уровня износа действующих объектов инженерной инфраструктуры путем их реконструкции и модернизации;
строительство новых объектов инженерной инфраструктуры с применением наилучших доступных технологий;
увеличение объема инвестиций, привлеченных в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
оформление в муниципальную собственность бесхозяйных объектов.
Глава 3. Инвестиционные обязательства Республики Мордовия
18. Правительство Республики Мордовия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе:
"неухудшение" условий реализации инвестиционных проектов;
соблюдение алгоритмов действий инвестора по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории субъекта Российской Федерации, в досудебном порядке;
общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, для инвесторов;
неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Мордовия;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия;
повышение уровня доходов населения Республики Мордовия.
Глава 4. Инвестиционная команда Республики Мордовия
Пункт 19 изменен с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
19. В состав инвестиционной команды Республики Мордовия (далее - Команда) входят:
Глава Республики Мордовия;
Председатель и члены Правительства Республики Мордовия;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Мордовия;
Руководитель ООО "Корпорация развития Республики Мордовия";
Председатель Торгово-промышленной палаты Республики Мордовия;
Руководитель Микрокредитной компании "Фонд поддержки предпринимательства Республики Мордовия";
Руководитель Регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей";
Руководитель Мордовского регионального отделения "ОПОРА РОССИИ";
Руководитель Автономного учреждения "Агентство инновационного развития Республики Мордовия";
Руководитель Мордовского республиканского регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия";
Руководитель Автономного учреждения "Технопарк - Мордовия";
Руководитель Инновационно-технологического комплекса МГУ им. Н.П. Огарева;
Руководитель Центра координации поддержки экспортоориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;
Руководители региональных подразделений финансовых организаций в Республике Мордовия (по согласованию).
Пункт 20 изменен с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
20. Инвестиционные проекты сопровождаются в рамках регламента "одного окна", представители Команды привлекаются к решению проблем реализации проекта в рамках своих компетенций.
Глава 4 дополнена пунктом 21 с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
21. Условиями формирования Команды являются:
добровольность вхождения;
коллективная ответственность;
повышенная исполнительская дисциплина;
отсутствие конфликтов интересов.
В состав Команды входят представители исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и организаций, указанных в пункте 19 настоящей Декларации, независимо от их организационно-правовой формы.
Глава 4 дополнена пунктом 22 с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
22. При формировании состава Команды для участия в заседании Команды учитывается область компетенции членов Команды в соответствии с рассматриваемыми вопросами заседания для эффективного достижения целей инвестиционной декларации.
Глава 4 дополнена пунктом 23 с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
23. Состав Команды состоит из членов Команды с правом решающего голоса и правом совещательного голоса.
Глава 4 дополнена пунктом 24 с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
24. Руководитель Команды, члены Команды, а также приглашенные к работе эксперты осуществляют свою деятельность в Команде на общественных началах.
Глава 4 дополнена пунктом 25 с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
25. Руководителем Команды является Глава Республики Мордовия. Руководитель Команды как представитель субъекта Российской Федерации является гарантом инвестору о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса. В отсутствие руководителя Команды его обязанности исполняет Председатель Правительства Республики Мордовия или один из заместителей Председателя Правительства Республики Мордовия по поручению Руководителя Команды.
Глава 4 дополнена пунктом 26 с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
26. Руководитель Команды:
руководит деятельностью Команды;
направляет в соответствующие государственные органы Республики Мордовия и организации независимо от их организационно-правовой формы предложения, ходатайства, обращения от имени Команды;
определяет план работы, повестки и даты проведения заседаний Команды;
осуществляет контроль за исполнением решений, принятых Командой;
утверждает положение и состав рабочих и экспертных групп, в том числе определение прав решающего и совещательного голосов членов Команды.
Глава 4 дополнена пунктом 27 с 23 декабря 2021 г. - Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
27. Члены Команды:
участвуют лично в заседании Команды;
выполняют поручения Руководителя Команды;
выносят на обсуждение предложения по вопросам, находящимся в компетенции Команды;
знакомятся с материалами по вопросам, рассматриваемым Командой; участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов в части инвестиционной политики Республики Мордовия;
осуществляют необходимые мероприятия по подготовке, выполнению, контролю за выполнением решений Команды;
осуществляют методическую поддержку инвесторов и сопровождение инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия;
проводят работу с потенциальными инвесторами в целях привлечения инвестиций путем продвижения имиджа и инвестиционного потенциала Республики Мордовия.
В случае невозможности присутствия члена Команды на заседании в работе Команды принимает участие уполномоченный представитель по поручению руководителя соответствующего органа (организации).
_________________________
*(1) http://mineco.e-mordovia.ru/directions-of-activity/investment-policy/index.php
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Мордовия от 29 октября 2021 г. N 338-УГ "Об утверждении Инвестиционной декларации Республики Мордовия"
Вступает в силу с 12 ноября 2021 г.
Текст Указа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 12 ноября 2021 г. N 125-56
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Республики Мордовия от 4 июня 2024 г. N 139-УГ
Изменения вступают в силу с 5 июня 2024 г.
Указ Главы Республики Мордовия от 17 июля 2023 г. N 205-УГ
Изменения вступают в силу с 18 июля 2023 г.
Указ Главы Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 399-УГ
Изменения вступают в силу с 23 декабря 2021 г.