Постановление Правительства Свердловской области от 11 ноября 2021 г. N 784-ПП
"О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области"
В соответствии со статьями 6 и 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 111 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить:
1) Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области (прилагается);
2) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Свердловской области от 01.04.2019 N 203-ПП "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" ("Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), 2019, 2 апреля, N 20818) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 29.08.2019 N 555-ПП и от 27.09.2019 N 628-ПП.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого Заместителя Губернатора Свердловской области А.В. Шмыкова.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
5. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Исполняющий обязанности Губернатора Свердловской области |
А.В. Шмыков |
Утверждено
постановлением Правительства
Свердловской области
от 11.11.2021 N 784-ПП
"О региональном государственном
контроле (надзоре) в области розничной
продажи алкогольной и спиртосодержащей
продукции на территории
Свердловской области"
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Министерство) в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - контролируемые лица).
4. От имени Министерства региональный государственный контроль (надзор) вправе осуществлять:
1) Министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Министр) либо лицо, на которое временно возложено исполнение его обязанностей;
2) Заместитель Министра, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному контролю (надзору);
3) государственные гражданские служащие Министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства).
5. Должностным лицом Министерства, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), является Министр либо лицо, на которое временно возложено исполнение его обязанностей.
Глава 2. Объекты регионального государственного контроля (надзора)
6. Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
2) действия (бездействие) организаций по соблюдению лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
3) действия (бездействие) организаций и индивидуальных предпринимателей по соблюдению обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ;
4) действия (бездействие) организаций и индивидуальных предпринимателей по соблюдению обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции;
5) действия (бездействие) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, по соблюдению обязательных требований к фиксации в ЕГАИС сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
6) действия (бездействие) контролируемых лиц, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничной продаже спиртосодержащей продукции, сбору винограда для производства винодельческой продукции, по соблюдению обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции;
7) торговые объекты и складские помещения, используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции;
8) объекты общественного питания, используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
7. Учет объектов регионального государственного контроля (надзора) осуществляется Министерством в ведомственных информационно-аналитических системах, обеспечивающих деятельность Министерства при планировании и осуществлении мероприятий регионального государственного контроля (надзора), на основе данных учета, хранения, сбора, обработки и анализа сведений в рамках ЕГАИС, на основании информации, полученной в соответствии с нормативными правовыми актами, в рамках межведомственного взаимодействия, от контролируемых лиц, а также общедоступной информации, в том числе полученной из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Глава 3. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
8. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) объекты регионального государственного контроля (надзора) относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
9. Критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска приведены в приложении к настоящему положению.
10. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерство применяет индикаторы риска нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, к осуществлению деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, к фиксации в ЕГАИС лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами, к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции (далее - обязательные требования), перечень которых утверждается Правительством Свердловской области.
Глава 4. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
11. Министерством ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
12. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
13. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Министерством посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ).
14. Обобщение правоприменительной практики по результатам осуществления регионального государственного контроля (надзора) проводится Министерством ежегодно.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике), в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.
Доклад о правоприменительной практике утверждается решением Министра либо лица, на которое временно возложено исполнение его обязанностей, после проведения публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
15. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения".
По результатам рассмотрения предостережения контролируемое лицо вправе в течение десяти рабочих дней с даты получения предостережения подать в Министерство письменные возражения в отношении указанного предостережения.
В возражениях на предостережение указываются:
1) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица;
2) индивидуальный номер налогоплательщика контролируемого лица;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) дата получения контролируемым лицом предостережения;
5) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражения на предостережение направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство, либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, либо иными указанными в предостережении способами в адрес Министерства.
Министерство по итогам рассмотрения возражений направляет контролируемому лицу в течение двадцати рабочих дней со дня получения возражений ответ в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для контролируемого лица способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, с использованием сети "Интернет", в том числе по адресу электронной почты контролируемого лица, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте контролируемого лица в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг".
Данные о выданных предостережениях и результатах рассмотрения возражений на них используются Министерством для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Повторное направление возражений на предостережение по тем же основаниям не допускается.
16. Консультирование (дача разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора)) осуществляют должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи либо в ходе проведения иного профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование посредством видео-конференц-связи осуществляется по предварительной записи по телефону согласно графику, размещенному на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний не предоставляются.
Консультирование проводится по следующим вопросам:
1) организация, осуществление и особенности регионального государственного контроля (надзора);
2) порядок осуществления профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
3) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
4) соблюдение и применение обязательных требований;
5) меры, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
6) порядок обжалования решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства;
7) нормативные правовые акты (их отдельные положения), содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Министерством при проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
Консультирование по однотипным обращениям (пять и более) контролируемых лиц осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного Министром либо лицом, на которое временно возложено исполнение его обязанностей.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам не предоставляется.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
17. Профилактический визит проводится должностным лицом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении:
1) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска.
Министерство обязано предложить проведение обязательного профилактического визита в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не позднее чем в течение года со дня начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится на основании решения Министра либо лица, на которое временно возложено исполнение его обязанностей.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется в срок не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения путем направления уведомления в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, направив письменное уведомление в Министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Профилактические визиты в отношении иных категорий контролируемых лиц не являются обязательными и проводятся по инициативе самих контролируемых лиц на основании их письменных ходатайств.
Письменные ходатайства контролируемых лиц рассматриваются в течение десяти рабочих дней со дня поступления в Министерство. В ходе рассмотрения письменного ходатайства оценивается целесообразность использования указанной профилактической меры и согласовывается дата проведения профилактического визита. О проведении профилактического визита контролируемое лицо уведомляется в порядке, предусмотренном в части пятой настоящего пункта.
Срок проведения обязательного профилактического визита, профилактического визита по письменному ходатайству контролируемого лица не может превышать один рабочий день.
Глава 5. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
18. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Министерством по основаниям, предусмотренным статьей 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляются в соответствии со статьями 64-66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
19. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется Министерством при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) инспекционный визит;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с пунктом 5 статьи 23.1 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ не проводятся.
20. Контрольная закупка - это контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого должностным лицом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Министерство принимает решение о проведении контрольной закупки и осуществляет ее проведение в порядке, установленном статьями 57, 64-67, 76 и 85 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2018 N 1398 "Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)".
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
В ходе контрольной закупки должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) эксперимент.
Эксперимент проводится с использованием тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований) и (или) тест-ситуаций (ситуаций, созданных для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, при розничной продаже спиртосодержащей продукции).
Тест-субъектами являются должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, иные государственные гражданские служащие Министерства по поручению Министра либо лица, на которое временно возложено исполнение его обязанностей.
Сведения о тест-субъектах (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность) вносятся в решение о проведении контрольной закупки.
Эксперимент проводится только по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок непосредственного личного взаимодействия должностного лица, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, с контролируемым лицом в рамках проведения эксперимента не может превышать один рабочий день.
По результатам эксперимента должностным лицом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, составляется протокол эксперимента, в котором фиксируется ход проведения эксперимента.
При проведении эксперимента может применяться наличный и безналичный расчет.
В случае если эксперимент проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, тест-субъекту выдаются денежные средства, которые подлежат описи с указанием номинала и номеров банкнот. Опись и копии банкнот приобщаются к протоколу эксперимента.
При безналичном расчете сведения об используемом способе расчета, а также о способе идентификации средства платежа вносятся в протокол эксперимента.
В ходе эксперимента должностное лицо, уполномоченное на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства:
1) осуществляет выбор алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции самостоятельно либо с привлечением работника (представителя) контролируемого лица;
2) подписывает документы, а также совершает иные действия, необходимые для приобретения алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции;
3) запрашивает документы и (или) информацию о деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничной продаже спиртосодержащей продукции, об алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции, предоставление которых потребителю предусмотрено законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ;
4) использует фотосъемку, аудио и видеозапись, иные способы фиксации эксперимента при помощи любых технических средств, поддерживающих вышеуказанные функции, имеющихся в распоряжении должностного лица, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства.
Сведения об алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции, приобретенной в ходе эксперимента, позволяющие ее однозначно идентифицировать, способах, условиях ее приобретения и оплаты, упаковке вносятся в протокол эксперимента.
21. Инспекционный визит - это контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
Министерство принимает решение о проведении инспекционного визита и осуществляет его проведение в порядке, установленном статьями 57, 64-66, 70, 76 и 78-80 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
В ходе инспекционного визита должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
22. Документарная проверка - это контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения Министерства и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
Министерство принимает решение о проведении документарной проверки и осуществляет ее проведение в порядке, установленном статьями 57, 64 - 66, 72, 79 и 80 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
23. Выездная проверка - это комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
Министерство принимает решение о проведении выездной проверки и осуществляет ее проведение в порядке, установленном статьями 57, 64 - 66, 73, 76 - 81 и 84 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) осуществляется в отношении алкогольной продукции. В отношении иных видов продукции (товаров) отбор проб (образцов) продукции (товаров) не производится.
В качестве проб (образцов) продукции (товаров) могут отбираться следующие виды алкогольной продукции: спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградо-содержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха, в количестве не менее трех товарных единиц каждого наименования.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) производится должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, непосредственно в ходе проведения выездной проверки по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) включает в себя следующую последовательность действий:
1) определение (выбор) проб (образцов) продукции (товаров), подлежащих отбору, и точек отбора;
2) определение метода отбора проб (образцов) продукции (товаров), подготовка проб (образцов) продукции (товаров) в целях их получения;
3) отбор проб (образцов) продукции (товаров) и ее (их) упаковка.
В процессе отбора проб (образцов) продукции (товаров) учитываются: однородность партии продукции (товаров), представительность выборки по составу, представительность выборки по количеству, соответствие образцов идентификационным признакам продукции (товаров).
Пробы (образцы) продукции (товаров) должны быть такими же, как продукция (товары), предназначенная (предназначенные) для реализации в ходе розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Способ упаковки проб (образцов) продукции (товаров) должен обеспечивать ее (его) целостность и сохранность отобранной продукции (товаров).
По результатам отбора проб (образцов) продукции (товаров) должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, составляется протокол отбора проб (образцов) продукции (товаров), в котором указываются дата и место его составления, должности, фамилии и инициалы должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов) продукции (товаров), использованные методики отбора проб (образцов) продукции (товаров), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов) продукции (товаров).
Копия протокола отбора проб (образцов) продукции (товаров) вручается контролируемому лицу непосредственно после его составления.
В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора проб (образцов) должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, делают соответствующую отметку в протоколе отбора проб (образцов).
Протокол отбора проб (образцов) продукции (товаров) приобщается к акту выездной проверки.
24. По основаниям для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренным пунктами 1 и 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, могут проводиться внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 19 настоящего положения.
25. Контролируемые лица, за исключением организаций, при наступлении случаев, указанных в части второй настоящего пункта, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления данной информации.
К случаям невозможности присутствия контролируемого лица, за исключением организаций, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия относятся:
1) заболевание, прохождение санаторно-курортного лечения, подтвержденное справкой медицинской организации;
2) смерть супруга (супруги), близких родственников (родители, дети, дедушка, бабушка, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры), усыновителей, усыновленных;
3) выезд за пределы Российской Федерации с деловой и (или) туристической целью, подтвержденный документами, регламентирующими такой выезд;
4) избрание (применение) мер процессуального принуждения, пресечения, наказания, связанных с ограничением (лишением) свободы, подтвержденное документами об их назначении;
5) возникновение чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера на территории Свердловской области либо ее отдельной части, наступление обстоятельств непреодолимой силы.
26. Для фиксации должностным лицом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио и видеозапись, иные способы фиксации доказательств при помощи любых технических средств, поддерживающих вышеуказанные функции, имеющиеся в распоряжении должностного лица, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства.
Решение об использовании фотосъемки, аудио и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при помощи любых технических средств, поддерживающих вышеуказанные функции, принимается должностным лицом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, самостоятельно.
Фиксация доказательств нарушения обязательных требований может осуществляться при проведении контрольной закупки, инспекционного визита, документарной и выездной проверок должностным лицом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, которое проводит вышеуказанные контрольные (надзорные) мероприятия.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами, но не предусматривающих их предварительное уведомление о проведении этого контрольного (надзорного) мероприятия, уведомление контролируемого лица о применении технических средств и проведении фотосъемки, аудио и видеозаписи, а также иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований не требуется.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами, предусматривающих их предварительное уведомление о проведении этого контрольного (надзорного) мероприятия, информация о применении технических средств и проведении фотосъемки, аудио и видеозаписи, а также иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований вносится в уведомление.
Отметка о применении технических средств и проведении фотосъемки, аудио и видеозаписи, а также иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований во всех случаях их применения делается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
27. Результатами контрольного (надзорного) мероприятия являются:
1) оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований;
2) создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений;
3) восстановление нарушенного положения;
4) направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Министерством мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
Оценка соблюдения организациями лицензионных требований, установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
28. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
29. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
1) выдать после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей (представляющих) опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность контролируемых лиц, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством Российской Федерации;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Глава 6. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
30. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства.
31. Предметом досудебного обжалования являются:
1) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) акты контрольных (надзорных) мероприятий;
3) предписания об устранении выявленных нарушений;
4) действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
32. Порядок подачи и рассмотрения жалобы, ее форма и содержание определены статьями 40-43 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.
33. Жалоба на решения, действия (бездействие) Министра либо лица, на которое временно возложено исполнение его обязанностей, подается Заместителю Губернатора Свердловской области, координирующему деятельность Министерства.
34. Жалоба на решения Министерства, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства (за исключением Министра либо лица, на которое временно возложено исполнение его обязанностей), рассматривается Министром либо лицом, на которое временно возложено исполнение его обязанностей.
На основании поручения Министра либо лица, на которое временно возложено исполнение его обязанностей, должностное лицо Министерства, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит рассмотрение жалоб, в течение двадцати рабочих дней со дня регистрации жалобы проводит проверку доводов, содержащихся в жалобе.
Проект решения по результатам рассмотрения жалобы представляется на подпись Министру либо лицу, на которое временно возложено исполнение его обязанностей.
По результатам рассмотрения жалобы Министерство принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Министерства полностью или частично;
3) отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) от имени Министерства, незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Глава 7. Оценка результативности и эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора)
35. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства по региональному государственному контролю (надзору) осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности в Свердловской области и порядка (методики) оценки результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности в Свердловской области, утверждаемых Правительством Свердловской области.
Приложение
к Положению о региональном
государственном контроле
(надзоре) в области розничной
продажи алкогольной
и спиртосодержащей
продукции на территории
Свердловской области
Критерии
отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора)
Критерии риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) учитывают тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывают добросовестность контролируемых лиц.
Критерием отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к категории значительного риска является наличие за последние три года вступившего в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности контролируемого лица, его должностных лиц за совершение административного правонарушения, связанного с нарушениями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, к осуществлению деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, к фиксации в ЕГАИС лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами, к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции (далее - обязательные требования).
Критерием отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к категории среднего риска является принятие в течение последних трех лет в отношении организации, осуществляющей деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании выданной лицензии, решения о приостановлении действия лицензии либо аннулировании лицензии.
Критерием отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к категории умеренного риска является выявление у контролируемого лица в течение последних трех лет при проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) нарушений обязательных требований, не связанных с привлечением к административной ответственности, и (или) направление в адрес контролируемого лица в течение последних трех лет предписаний по устранению выявленных нарушений.
Критерием отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к категории низкого риска является отсутствие обстоятельств, являющихся основаниями к отнесению деятельности контролируемого лица к более высоким категориям риска (при отсутствии нарушений обязательных требований).
Утвержден
постановлением Правительства
Свердловской области
от 11.11.2021 N 784-ПП
"О региональном государственном
контроле (надзоре) в области
розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции на
территории Свердловской области"
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области
Индикаторами риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области являются:
1) неоднократное (два и более раз в течение года) привлечение контролируемого лица к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) неоднократное (два и более раз в течение года) объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, к осуществлению деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами, к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции;
3) неоднократное (два и более раз в течение года) поступление в адрес Министерства обращений (заявлений) граждан и организаций, информации (сведений) от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении контролируемым лицом обязательных требований, по которым достоверность поступивших сведений подтверждена в результате оценки, проведенной в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 58, статьей 60 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
4) принятие лицензирующим органом в течение двух последних лет в отношении организации решения об отказе в предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и (или) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по основаниям, связанным с нарушением ею обязательных требований;
5) принятие лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и (или) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в период действия такой лицензии;
6) принятие решения об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и (или) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
7) осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи";
8) отсутствие в ЕГАИС в течение шести месяцев зафиксированных сведений об обороте алкогольной продукции контролируемыми лицами, осуществляющими ее розничную продажу;
9) списание и (или) уничтожение алкогольной продукции в течение года в объеме более 50% от общего объема закупленной алкогольной продукции по договору поставки;
10) неоднократная (два и более раз в течение года) корректировка деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;
11) режим работы торговых объектов и складских помещений, объектов общественного питания, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, с 23 часов до 8 часов по местному времени либо круглосуточно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Предметом контроля являются:
- соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
- соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в ЕГАИС сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
- соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
Ранее действующий документ (с изменениями) признается утратившим силу.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Постановление Правительства Свердловской области от 11 ноября 2021 г. N 784-ПП "О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Свердловской области"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 12 ноября 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) опубликование от 16 ноября 2021 г. N 6600202111160013
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 14 сентября 2023 г. N 661-ПП
Изменения вступают в силу с 22 сентября 2023 г.
Подпункты 11 и 12 перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований вступают в силу с 1 марта 2024 г.
Постановление Правительства Свердловской области от 29 июня 2023 г. N 459-ПП
Изменения вступают в силу с 7 июля 2023 г.
Пункт 2 названного постановления вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Свердловской области от 28 июля 2022 г. N 506-ПП
Изменения вступают в силу с 6 августа 2022 г.