Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к указу
Губернатора Тульской области
от 10 ноября 2021 года N 114
Положение
об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Тульской области
1. Общие положения
Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Тульской области разработаны в целях совершенствования системы изучения наркоситуации и оценки влияния на ее формирование процессов, происходящих в сфере общественных отношений.
Положение регламентирует порядок проведения соответствующих оценочных мероприятий на региональном уровне.
Под наркоситуацией в настоящем Положении понимается ограниченная временными и пространственными рамками совокупность социальных процессов, складывающихся из последствий немедицинского потребления запрещенных и подконтрольных веществ *(1) и их незаконного оборота в сочетании с уровнем эффективности противодействия возникающим в данной связи вызовам и угрозам.
Мониторинг наркоситуации осуществляется ежегодно.
Цели и задачи мониторинга наркоситуации
Под мониторингом наркоситуации в настоящем Положении понимается система наблюдения за развитием ситуации в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков (за исключением случаев их применения в ветеринарии), лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.
Цели, задачи и порядок организации мониторинга наркоситуации в Тульской области установлены Методикой и порядком осуществления мониторинга, критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета (далее - Комитет) от 25 июня 2021 года N 48, а также настоящим Положением.
Целями осуществления мониторинга наркоситуации являются:
определение состояния наркоситуации в Тульской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
выявление, прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
оценка эффективности проводимой в Тульской области антинаркотической политики и формирование предложений по ее оптимизации.
Основными задачами мониторинга наркоситуации являются:
непрерывное получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики незаконного потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях;
своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, новых угроз национальной безопасности, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;
прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.
2. Механизм осуществления мониторинга наркоситуации
Мониторинг наркоситуации осуществляется антинаркотической комиссией в Тульской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Тульской области с участием органов местного самоуправления в Тульской области, общественных объединений и организаций.
Организационное обеспечение деятельности антинаркотической комиссии по осуществлению мониторинга наркоситуации в Тульской области осуществляется Губернатором Тульской области (председателем антинаркотической комиссии в Тульской области) посредством аппарата антинаркотической комиссии, образованного в соответствии с пунктом 10 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", при участии членов антинаркотической комиссии и представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области.
В осуществлении мониторинга также принимают участие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах установленной компетенции, прокуратура Тульской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области, Управление Судебного департамента в Тульской области, органы исполнительной власти Тульской области, органы местного самоуправления в Тульской области, общественные объединения и иные организации.
Решением председателя антинаркотической комиссии в Тульской области могут создаваться рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в выполнении данной работы.
Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации на территории Тульской области, обеспечивается из бюджета региона и может быть включено в государственные программы Тульской области, в рамках которых реализуются антинаркотические мероприятия.
Мониторинг наркоситуации осуществляется на основе правовых актов, официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представляемых территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Тульской области, данных научных и социологических исследований с учетом прогнозных и экспертных оценок по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.
Мониторинг наркоситуации предусматривает проведение исследований различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов), в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений и других организаций, а также использование информации международных организаций, международных компетентных органов, компетентных органов иностранных государств.
Указанная информация направляется участниками мониторинга наркоситуации в аппарат антинаркотической комиссии в Тульской области.
При этом представление статистических сведений и информационно-аналитических материалов участниками мониторинга осуществляется до 1 марта года, следующего за отчетным. В свою очередь данные статистического наблюдения по формам, установленным в соответствии с Порядком осуществления мониторинга наркоситуации на территории Тульской области, представляются в сроки согласно приложению N 1 к Положению.
По результатам антинаркотических мероприятий, проведенных в отчетный период, субъектами профилактики правонарушений в Тульской области составляется информационно-аналитическая справка, в которой отражаются основные результаты антинаркотической деятельности, в том числе:
описываются процессы и факторы, оказывающие влияние на уровень незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков;
проводится анализ изменений наркоситуации в Тульской области с указанием их причин;
проводится краткосрочное (1 год) прогнозирование развития наркоситуации в Тульской области;
предлагаются проекты управленческих решений, направленных на оздоровление наркоситуации в Тульской области.
При этом включение в информационно-аналитическую справку сведений, содержащих государственную тайну и служебную информацию ограниченного распространения, не допускается.
Для получения сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах потребления наркотиков в немедицинских целях и влияющих на них факторов в Тульской области аппаратом антинаркотической комиссии (либо иными органами исполнительной власти Тульской области, определенными председателем антинаркотической комиссии в Тульской области) организуется работа по проведению социологических исследований.
К этой работе привлекаются организации, которые определяются путем проведения открытого конкурса *(2).
Аналитический отчет, подготовленный по результатам социологических исследований, направляется в аппарат антинаркотической комиссии в Тульской области.
Допускается представление участниками мониторинга наркоситуации статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения представляются в антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.
Полученная в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется аппаратом антинаркотической комиссии в Тульской области (либо созданной рабочей группой), по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в Тульской области.
В проект доклада о наркоситуации в Тульской области включается следующая информация:
1. Характеристика Тульской области (площадь территории, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения на 1 января года, предшествующего отчетному, а также в среднем за год, предшествующий отчетному (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, миграционная ситуация).
2. Анализ, оценка и динамика уровня и структуры незаконного потребления наркотиков в немедицинских целях на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по Тульской области и по муниципальным образованиям).
Отражается зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровни распространенности немедицинского потребления наркотиков, структура наркопотребления с учетом немедицинского потребления наркотиков, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков, смертельных отравлений наркотиками, доступность наркотиков. Проводится анализ и оценка причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения.
3. Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков в немедицинских целях.
Анализ и оценка результатов работы по мотивации наркопотребителей к прохождению лечения от наркозависимости, комплексной реабилитации и ресоциализации.
4. Анализ, оценка и динамика результатов деятельности в сфере профилактики потребления наркотиков в немедицинских целях (в первую очередь по линии органов образования и науки, физической культуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Отражается состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе доступность досуга), ранним выявлением лиц, потребляющих наркотики, работы с группами риска, общей и индивидуальной профилактики. Анализ профилактики правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
5. Анализ, оценка и динамика ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, включая в том числе: описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (с учетом новых видов наркотиков); сведения о распространении наркотиков с использованием информационно-телекоммуникационных технологий; анализ интернет-ресурсов, распространяющих информацию о наркотиках; положение с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (с указанием данных о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений); анализ административной и судебной практики; причин и условий, оказывающих влияние на обстановку в сфере незаконного оборота наркотиков.
6. Оценка реализации государственных программ (подпрограмм) Тульской области, в рамках которых реализуются антинаркотические мероприятия.
7. Информация о ходе исполнения перечня приоритетных направлений (плана мероприятий) реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года.
8. Предварительная оценка состояния наркоситуации в Тульской области с приложением графического изображения (картограмма или картодиаграмма) статистических данных в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации на территории Тульской области (в разрезе муниципальных образований) (в динамике за три года).
9. Краткосрочное (1 год) прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации.
10. Проекты управленческих решений и предложения по оздоровлению наркоситуации в Тульской области и в Российской Федерации в целом.
К проекту доклада о наркоситуации в Тульской области прилагаются:
результаты социологических исследований (включая линейные распределения ответов в абсолютных числах и процентах);
таблицы статистических данных;
графические и иллюстративные материалы, в том числе и в отношении оценки развития наркоситуации в Тульской области в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации.
Проект доклада о наркоситуации в Тульской области выносится аппаратом антинаркотической комиссии на рассмотрение антинаркотической комиссии в Тульской области не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
Председатель антинаркотической комиссии в Тульской области по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации в Тульской области принимает решение о его утверждении и направляет доклад председателю Комитета до окончания I квартала года, следующего за отчетным. Информация о дате его утверждения на заседании региональной антинаркотической комиссии указывается на титульном листе доклада.
В целях сокращения документооборота доклад о наркоситуации в Тульской области направляется посредством системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО). Предоставление бумажной версии документов не требуется *(3).
С учетом последующего обсуждения доклада о наркоситуации в Тульской области на открытых площадках, а также опубликования выдержки из него сведений, содержащих государственную тайну и служебную информацию ограниченного распространения, не используются.
При направлении доклада о наркоситуации допускается включение в него статистических сведений, носящих предварительный характер.
Уточненные статистические данные и справка-дополнение к результатам мониторинга наркоситуации в Тульской области за подписью председателя антинаркотической комиссии (лица, его замещающего), представляются в Комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.
3. Порядок определения критериев оценки развития наркоситуации
Оценка развития наркоситуации в Тульской области (по муниципальным образованиям и в целом на федеральном уровне) осуществляется по 4 последовательным критериям: "нейтральная", "сложная", "предкризисная", "кризисная".
В графическом оформлении критерии оценки развития наркоситуации обозначаются: "нейтральная" - зеленым цветом, "сложная" - желтым цветом, "предкризисная" - оранжевым цветом, "кризисная" - красным цветом *(4).
Критерии оценки развития наркоситуации в Тульской области при проведении мониторинга определяются по следующим оценочным показателям наркоситуации:
ОП1. Вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков;
ОП2. Уровень вовлеченности несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков;
ОП3. Криминогенность наркомании;
ОП4. Уровень криминогенности наркомании среди несовершеннолетних;
ОП5. Доступность наркотиков (рассчитывается только на федеральном уровне);
ОП6. Оценочная распространенность употребления наркотиков (рассчитывается только на федеральном уровне);
ОП7. Уровень первичной заболеваемости наркоманией;
ОП8. Острые отравления наркотиками;
ОП9. Острые отравления наркотиками среди несовершеннолетних;
ОП10. Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками.
Оценочный показатель (ОП) определяется на основании расчета статистического показателя (СП) с учетом его минимального и максимального значений по всем муниципальным образованиям.
На региональном уровне оценочный показатель в Тульской области определяется как среднеарифметическое значение оценочных показателей муниципальных образований.
Статистический показатель (СП) - относительный показатель, рассчитываемый на основе статистических данных и характеризующий количественные и качественные результаты деятельности по соответствующему направлению.
Для оценочных показателей наилучшим является минимальное значение, которое рассчитывается по формуле:
где
СП - статистический показатель оценки;
СПmax - максимальное значение статистического показателя среди оцениваемых муниципальных образований;
СПmin - минимальное значение статистического показателя среди оцениваемых муниципальных образований.
Итоговая оценка наркоситуации в Российской Федерации (ИО) в целом и в каждом субъекте Российской Федерации определяется только на федеральном уровне Комитетом.
На региональном уровне на основании оценочных показателей определяется предварительная оценка наркоситуации в Тульской области (ПрО).
Оценка наркоситуации определяется как среднее арифметическое значение всех оценочных показателей. Расчет осуществляется по формуле:
где
n - количество оценочных показателей развития наркоситуации, принимаемых в расчет при определении оценки.
Расчет показателей оценки наркоситуации в Тульской области и определение критериев ее состояния проводится в соответствии со значениями показателей оценки наркоситуации в муниципальных образованиях региона (приложение N 3 к Положению об осуществлении мониторинга наркоситуации на территории Тульской области).
Оценочный показатель выражается в баллах от 0 до 100. При этом 0 (ноль) баллов - наилучшее значение, 100 (сто) баллов - наихудшее значение соответствующего показателя.
Отнесение оценочных показателей, а также итоговой оценки развития наркоситуации к тому или иному критерию основывается на следующих пороговых значениях:
"нейтральная" - от 0 до 25 включительно;
"сложная" - свыше 25 до 50 включительно;
"предкризисная" - свыше 50 до 75 включительно;
"кризисная" - свыше 75 до 100 включительно.
ОП1. Уровень вовлеченности населения в незаконный оборот наркотиков *(5).
Соотношение общего числа лиц, совершивших наркопреступления, и общего числа лиц, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, и среднегодовой численности населения в расчете на 100 000 человек (10.5 ).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
где
Vn - вовлеченность населения;
Р - общее число лиц, совершивших наркопреступления (форма межведомственной статистической отчетности N 171 "1-МВ-НОН", раздел 2, строка 1, графа 1 *(6); приложение N 8 к Порядку осуществления мониторинга *(7), графа 2);
Ар - общее число лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (форма межведомственной статистической отчетности N 174 "4-МВ-НОН", раздел 4, строка 1, графа 1; приложение N 12 к Порядку, графа 2);
Ро - среднегодовая численность населения (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 3).
ОП2. Уровень вовлеченности несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков.
Соотношение общего числа несовершеннолетних, совершивших наркопреступления, и общего числа несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, и среднегодовой численности населения в возрасте 14-17 лет в расчете на 100 000 человек (10.5 ).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
где
N - уровень вовлеченности несовершеннолетних;
Np - общее число несовершеннолетних, совершивших наркопреступления (форма межведомственной статистической отчетности N 171 "1-МВ-НОН", раздел 2, строка 1, графа 2; приложение N 8 к Порядку, графа 3);
Nap - общее число несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков (форма межведомственной статистической отчетности N 174 "4-МВ-НОН", раздел 4, сумма: строки 2, графы 1 и строки 1, графы 16; сумма: приложений N 12 к Порядку, графа 3 и N 13 к Порядку, графа 6);
Рl - среднегодовая численность населения в возрасте 14-17 лет (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 7).
ОП3. Криминогенность наркомании *(8).
Соотношение числа потребителей наркотиков, совершивших преступления, и числа лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков либо в состоянии наркотического опьянения, и среднегодовой численности населения в расчете на 100 000 человек (10.5 ).
Статистический показатель (СП) рассчитывается по формуле:
где
Кn - криминогенность наркомании;
Рn - число потребителей наркотиков, совершивших общеуголовные преступления (форма межведомственной статистической отчетности N 171 "1-МВ-НОН", раздел 2, строка 43, графа 1; приложение N 9 к Порядку, графа 3);
Арn - число лиц, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков либо в состоянии наркотического опьянения (форма межведомственной статистической отчетности N 174 "4-МВ-НОН", раздел 4, строка 1, сумма граф 3, 13, 14, 15, 16; приложение N 13 к Порядку, графа 2);
Ро - среднегодовая численность населения (по данным Росстата; приложение N 21 к Порядку, графа 3).
ОП4. Уровень криминогенности наркомании среди несовершеннолетних.
Соотношение числа несовершеннолетних потребителей наркотиков, совершивших общеуголовные преступления, и числа несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков ли
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.