Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
города Тынды
от 29.10.2021 г. N 2640
Положение
о системе оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории города Тында
I. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", Законом Амурской области от 06.03.1997 N 151-ОЗ "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Настоящее Положение определяет состав, структуру, основные задачи и порядок создания, задействования системы оповещения и информирования населения города Тында об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории города Тында (далее - Система оповещения).
Понятия, применяемые в настоящем Положении, используются в значениях, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Амурской области и муниципального образования г. Тында в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального характера.
Система оповещения городского округа города Тында включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - АОТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и АОТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, включающих в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающие ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Границей зоны действия Системы оповещения являются административные границы города Тында.
Система оповещения может быть задействована как в мирное, так и в военное время.
Система оповещения должна технически и программно сопрягаться с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения населения Амурской области (далее - РАСЦО), локальными системами оповещения (далее - ЛСО), создаваемыми дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий, в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
II. Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения
Система оповещения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения города Тында, органов управления и сил ГО и АОТП РСЧС.
Основной задачей системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
1) руководящего состава гражданской обороны и территориального звена АОТП РСЧС;
2) дежурно-диспетчерских служб организаций;
3) органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на территории города Тында;
4) объектов жизнеобеспечения населения и социально значимых объектов;
5) населения города Тында.
В состав Системы оповещения входят:
- аппаратура централизованного оповещения, установленная в единой дежурно-диспетчерской службе города Тында;
- линии связи, используемые для управления аппаратурой централизованного оповещения;
- сети электрических сирен и мощных акустических систем;
- сети местной телефонной связи;
- сети связи общего пользования;
- сети кабельного телерадиовещания (города Тында)
- автоматизированная система оповещения руководящего состава ГО муниципального образования;
- мобильные и носимые средства оповещения (электромегафоны, ручные сирены);
- редакция газеты "Авангард".
- сайт администрации города Тында.
Схема функционирования Системы оповещения приведена в приложении N 1 к настоящему Положению.
Система оповещения должна обеспечивать:
- оповещение руководящего состава ГО и Тындинского городского звена АОТП РСЧС, главы города Тында, дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, организаций с использованием аппаратуры автоматизированной системы оповещения;
- доведением до органов управления ГО и АОТП РСЧС, сил ГО, АОТП РСЧС, населения города Тында, сигнала оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения электросирен на территории города Тында;
- циркулярное и выборочное доведение до органов управления ГО и АОТП РСЧС информации и сигналов оповещения.
В целях создания, обеспечения и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию Системы оповещения, орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на территории города Тында:
- разрабатывает тексты сообщений для оповещения и информирования населения города Тында и организует их запись на магнитные и иные носители информации;
- организует:
осуществление подготовки оперативных дежурных дежурно-диспетчерских служб и персонала ЕДДС города Тында по передаче сигналов оповещения и информации в мирное и военное время;
планирование и проведение совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и информации;
разработку совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядка взаимодействия дежурных дежурно-диспетчерских служб при передаче сигналов оповещения и информации;
- обеспечивает в случае технической неисправности элементов, составных частей Системы оповещения доведение информации и сигналов оповещения с использованием резервного алгоритма оповещения населения городского округа города Тында об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении опасности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Тында в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению (далее - резервный алгоритм оповещения).
III. Порядок задействования
Системы оповещения Задействование по предназначению Системы оповещения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения города Тында, Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Тында, утвержденного главой города Тынды.
Дежурный оперативный ЕДДС, получив в системе управления ГО и АОТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их главы города, а в его отсутствие - лица, исполняющего обязанности главы города, руководителей организаций, а также органов управления и сил ГО и РСЧС соответствующего уровня.
Решение на задействование системы оповещения населения принимает глава города Тында или лицо его замещающее.
Решением определяется порядок задействования системы оповещения, состав привлекаемых для оповещения и информирования сил, ответственные за мероприятия должностные лица.
Информация и сигналы оповещения передаются дежурным оперативным ЕДДС незамедлительно с использованием всех имеющихся средств связи и оповещения.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматизированном, либо ручном режимах функционирования Системы оповещения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) Системы оповещения осуществляется оперативным дежурным ЕДДС, уполномоченным на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
- оперативным дежурным ЕДДС осуществляется включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляются заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- задействуются громкоговорящие средства, мобильные и носимые средства оповещения.
Основной и приоритетный режим функционирования Системы оповещения - автоматизированный.
Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению города Тынды осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания). Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС. Типовые текстовые сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно МКУ "Управление ГОЧС" города Тынды и согласовываются с Главным управлением МЧС России по Амурской области.
Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических сирен и мощных акустических систем;
- сети местной телефонной связи;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения с использованием Системы оповещения, определении способов и сроков оповещения населения города Тынды осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Тынды, утвержденной постановлением Администрации города Тынды (далее - Комиссия).
Порядок действий дежурного оперативного ЕДДС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области, правовыми актами города Тынды.
ЕДДС города Тынды организует проведение комплекса организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности Системы оповещения населения
Общее руководство поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию Системы оповещения осуществляется МКУ "Управлением ГОЧС", ЕДДС города Тынды.
Готовность системы оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы оповещения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности Системы оповещения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, системы оповещения населения.
С целью контроля за поддержанием в готовности Системы оповещения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности Системы оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения города Тынды;
технические проверки готовности к задействованию Системы оповещения населения города Тынды без включения оконечных средств оповещения населения.
Система оповещения подлежит комплексной проверке готовности Системы оповещения с включением оконечных средств оповещения и доведения проверочных сигналов и информации до населения города Тынды.
Комплексные проверки готовности Системы оповещения проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС муниципального уровня, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время.
По решению Комиссии могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности Системы оповещения при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности Системы оповещения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности Системы оповещения, а также уточняется паспорт Системы оповещения.
Технические проверки готовности к задействованию Системы оповещения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска Системы оповещения. Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок Системы оповещения не допускается.
Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Вопросы эксплуатационно-технического обслуживания Системы оповещения регулируются в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникации Российской Федерации от 31.07.2020 N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (далее - Положение об ЭТО СО), и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Эксплуатационно-техническое обслуживание МАСЦО осуществляется в соответствии с приложением N 3 к Положению об ЭТО МАСЦО. Эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств Системы оповещения осуществляется организациями связи, операторами связи или организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрещается выключать оборудование региональной автоматизированной системы оповещения из Системы оповещения без обеспечения возможности оповещения населения Амурской области с использованием резервного алгоритма оповещения.
Функционирование резервного алгоритма оповещения осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 N 1 Резервные стационарные технические средства оповещения предназначаются для:
- аварийной замены отказавших стационарных технических изделий (ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования"), а также при создании, реконструкции, ремонте Системы оповещения;
- обеспечения доведения информации и сигналов оповещения в случае технической неисправности Системы оповещения и их неготовности к осуществлению задач по предназначению;
- обеспечения максимально возможного охвата населения города Тында, до которого доводится информация и сигналы оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Тында, о правилах поведения населения города Тында и необходимости проведения мероприятий по защите.
Для резервных технических средств оповещения в резервном алгоритме оповещения должны быть заранее подготовлены тексты сообщений (речевые, текстовые) для оповещения населения города Тында на магнитных, электронных и иных носителях информации.
Разрешение на задействование резервных технических средств оповещения дает руководитель МКУ "Управление ГОЧС города Тынды".
Практическая отработка резервного алгоритма оповещения осуществляется заблаговременно МКУ "Управление ГОЧС города Тынды", ЕДДС города Тынды с соблюдением нормативных правовых актов Российской Федерации и Амурской области.
V. Порядок проверки состояния Системы оповещения
Проверка состояния Системы оповещения осуществляется в порядке, определенном Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 г. N 597/366, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения.
Проверка состояния Системы оповещения осуществляется в порядке и сроки, определенные Положением об организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения, согласно приложению N 3 к настоящему Положению, нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.