Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением
администрации города Тамбова
Тамбовской области
12.11.2021 N 5391
Основные направления
долговой политики городского округа - город Тамбов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
1. Общие положения
Основные направления долговой политики городского округа - город Тамбов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - долговая политика) являются неотъемлемой частью основных направлений бюджетной политики городского округа - город Тамбов (далее - городской округ), разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации ответственной долговой политики городского округа и повышения ее эффективности.
Долговая политика городского округа направлена на эффективное управление муниципальным долгом городского округа, поддержание его объема на оптимальном уровне, минимизацию стоимости его обслуживания, равномерное распределение во времени платежей, связанных с погашением и обслуживанием муниципального долга, и снижение влияния долговой нагрузки на бюджет городского округа - город Тамбов (далее - городской бюджет).
2. Итоги реализации долговой политики городского округа - город Тамбов в 2020 и 2021 годах
Долговая политика городского округа в 2020 году и в истекшем периоде 2021 года была ориентирована на решение таких ключевых задач, как снижение объема долговых обязательств городского округа и сдерживание роста расходов на обслуживание муниципального долга, соблюдение ограничений по предельному значению показателей долговой устойчивости, установленных бюджетным законодательством.
Муниципальный долг городского округа по состоянию на 01 января 2021 года составил 2 774,1 млн. рублей, тогда как на 01 января 2020 года муниципальный долг составлял 2 788,1 млн. рублей. Объем муниципального долга в 2020 году был уменьшен на 14 млн. рублей, и составил 96,1% от фактического объема доходов городского бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В течение 2020 года проводилась работа по снижению расходов на обслуживание муниципального долга городского округа, а также работа по рефинансированию коммерческих кредитов.
Расходы на обслуживание муниципального долга в 2020 году составили 196,2 млн. рублей или 3,2% от общего объема расходов городского бюджета. В результате проведенной работы по рефинансированию коммерческих кредитов было осуществлено снижение расходов на обслуживание муниципального долга на 14,8% по сравнению с 2019 годом, что составило 34 млн. рублей.
В целях снижения долговой нагрузки и исключения рисков в отношении долговых обязательств в форме муниципальных гарантий городского округа введён мораторий на их предоставление.
По результатам оценки долговой устойчивости муниципальных образований Тамбовской области, проведенной финансовым управлением Тамбовской области как в 2020 году, так и в 2021 году, городской округ отнесен к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.
В истекшем периоде 2021 года осуществлены мероприятия по оптимизации структуры муниципального долга городского округа: из бюджета Тамбовской области по договору от 30.08.2021 в целях реализации государственной политики по замещению коммерческих кредитов бюджетными кредитами городскому округу был предоставлен бюджетный кредит в рамках государственной помощи регионам с высоким уровнем коммерческой задолженности (далее - Договор о предоставлении из бюджета Тамбовской области бюджетного кредита) с процентной ставкой за его использование 0,1% годовых.
В результате замещения коммерческих кредитов бюджетным кредитом изменилось соотношение коммерческих кредитов и бюджетных. По состоянию на 01 января 2021 года структуру долгового портфеля полностью составляли коммерческие кредиты, а по итогам проведенной работы коммерческие кредиты составляют 63,5%.
Экономия бюджетных средств по расходам на обслуживание муниципального долга составит: в 2021 году - 25,0 млн. рублей, с 2022 года по 2025 год по 76,0 млн. рублей ежегодно и в 2026 году - 40,0 млн. рублей. Сложившаяся экономия в 2021 году и в последующие годы будет направлена на погашение коммерческих кредитов.
Расходы на обслуживание муниципального долга в текущем году значительно уменьшатся по сравнению с уровнем 2020 года и составят 147,0 млн. рублей, что на 25% ниже прошлого года.
Городской округ выполняет свои долговые обязательства в полном объеме и строго в установленные сроки.
В 2020 и 2021 годах долговая политика реализовывалась в условиях выполнения городским округом обязательств по ежегодным соглашениям о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, заключенным с финансовым управлением Тамбовской области.
На конец 2021 года муниципальный долг городского округа спрогнозирован к уменьшению на 25,0 млн. рублей.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
В 2022 году и в плановом периоде 2023 и 2024 годов долговая политика сохранит преемственность задач, определенных на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
выполнение условий Договора о предоставлении из бюджета Тамбовской области бюджетного кредита;
выполнение условий соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, заключенного с финансовым управлением Тамбовской области;
отнесение городского округа к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости;
необходимость соблюдения показателей долговой устойчивости муниципальных образований Тамбовской области в соответствии с системой оценки, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 30.12.2019 N 1498 "Об утверждении Порядка оценки долговой устойчивости муниципальных образований Тамбовской области".
4. Цели и задачи долговой политики
Приоритеты долговой политики городского округа, сложившиеся в 2021 году, будут сохранены и направлены на:
сокращение муниципального долга в объемах не менее средств, полученных от экономии на процентах за пользование кредитами, привлеченными от кредитных организаций, и рефинансированных за счет бюджетных кредитов;
выполнение условий Договора о предоставлении из бюджета Тамбовской области бюджетного кредита;
поддержание предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга в объеме не выше 5% от суммы расходов городского бюджета, за исключением суммы расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
сохранение репутации городского округа - город Тамбов как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего финансовые обязательства;
обеспечение доступности информации о муниципальном долге городского округа.
Для достижения цели необходимо обеспечить:
своевременное исполнение и обслуживание долговых обязательств городского округа в полном объеме при различных обстоятельствах, включая кризисные явления в экономике и на финансовых рынках;
дальнейшую оптимизацию структуры муниципального долга городского округа по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;
прозрачность процессов управления муниципальным долгом городского округа;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных форм заимствований;
привлечение необходимого объема краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете городского бюджета, привлекаемых за счет средств федерального бюджета.
5. Инструменты реализации долговой политики
Инструментами реализации долговой политики городского округа являются:
1) минимизация стоимости заимствований;
2) принятие новых долговых обязательств исходя из принципа исполнения всех обязательств своевременно и в полном объеме, а также исходя из результатов исполнения городского бюджета;
3) осуществление привлечения новых заимствований в целях погашения долговых обязательств городского округа, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах городского бюджета с учетом соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в отношении объема муниципального долга и расходов на его обслуживание, потребности городского бюджета и экономической возможности по мобилизации ресурсов;
4) использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете городского бюджета;
5) обеспечение своевременного и полного учета долговых обязательств;
6) информирование населения городского округа о состоянии муниципального долга городского округа.
6. Анализ рисков для городского бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Важнейшая задача управления муниципальным долгом - своевременное выявление и оценка долговых рисков.
Основными рисками, возникающими при управлении муниципальным долгом городского округа, являются:
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов городского бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
процентный риск - вероятность увеличения объема расходов городского бюджета на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки;
риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые муниципальные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств городского округа. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг конъюнктуры рынка финансовых услуг, сопоставляя складывающиеся на нем тенденции с графиком погашения долговых обязательств городского округа. Способами управления риском рефинансирования являются увеличение доли долгосрочных долговых обязательств в случае привлечения городским округом кредитов кредитных организаций в общем объеме долговых обязательств городского округа; распределение платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств городского округа во времени и в целях недопущения пиковых нагрузок на бюджет; использование различных долговых инструментов;
риск ликвидности - отсутствие в городском бюджете средств для полного исполнения расходных и долговых обязательств городского округа в срок, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов.
Основными мерами, принимаемыми в целях управления рисками, связанными с реализацией долговой политики городского округа, будут являться:
осуществление достоверного прогнозирования доходов городского бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита;
осуществление мониторинга конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, условий и результатов привлечения рыночных заимствований муниципальными образованиями Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Тамбова от 12 ноября 2021 г. N 5391 "Об утверждении Основных направлений долговой политики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.