Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 10 ноября 2021 г. N 438-р
"Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов"
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Северная Осетия-Алания от 9 июля 2008 года N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания" и распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 марта 2021 года N 74-р "Об утверждении Плана исполнения обязательств по Соглашению между Главой Республики Северная Осетия-Алания и Министерством финансов Российской Федерации о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания от 26 января 2021 г. N 01-01-06/06-19":
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Признать утратившим силу пункт 1 распоряжения Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2020 года N 531-р "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов" с 1 января 2022 года.
Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания |
Б. Джанаев |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 10 ноября 2021 г. N 438-р
Основные направления
государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
I. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - долговая политика) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Программой оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19 июля 2016 года N 251 "О Программе оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2024 годы".
Под долговой политикой понимается деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, направленная на поддержание объема государственного долга Республики Северная Осетия-Алания (далее - государственный долг) на оптимальном уровне, минимизацию стоимости обслуживания государственного долга и равномерное распределение платежей, связанных с его погашением и обслуживанием.
II. Итоги реализации долговой политики
Государственный долг за период 2018-2020 годов сократился на 651,9 млн рублей и составил на 1 января 2021 года 8 417,0 млн рублей или 66,4 процента к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2020 год.
Одним из факторов, повлиявшим на снижение долговой нагрузки на бюджет республики за период с 2018 года по 2020 год, стал рост доходов республиканского бюджета на 1 262,5 млн рублей.
Долговая нагрузка на бюджет Республики Северная Осетия-Алания в 2018-2020 годах приведена в таблице 1.
Таблица 1
Долговая нагрузка на бюджет Республики Северная Осетия-Алания
Дата |
Государственный долг республики, млн руб. |
Налоговые и неналоговые доходы республики, млн руб. |
Долговая нагрузка, % |
01.01.2021 |
8 417,0 |
12 674,4 |
66,4 |
01.01.2020 |
8 417,0 |
12 053,1 |
69,8 |
01.01.2019 |
9 068,9 |
11 411,9 |
79,5 |
01.01.2018 |
9 290,9 |
10 386,4 |
89,4 |
В результате проведения мероприятий по сокращению долговой нагрузки на бюджет республики объем государственного долга к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений сократился на 23,0 процентных пункта, из них: в 2018 году на 9,9 процента, в 2019 году на 9,7 процента и в 2020 году 3,4 и составил 66,4 процента к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Динамика показателей государственного долга в 2018-2020 годах приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика показателей государственного долга в 2018-2020 годах
N п/п |
Наименование показателя |
01.01.2019 |
01.01.2020 |
01.01.2021 |
|||
сумма (млн рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
сумма (млн рублей) |
удельный вес в объеме государственного долга (процентов) |
||
1. |
Кредиты кредитных организаций |
1400,0 |
15,4 |
1150,0 |
13,7 |
1150,0 |
13,7 |
2. |
Кредиты из федерального бюджета |
7651,7 |
84,4 |
7267,0 |
86,3 |
7267,0 |
86,3 |
3. |
Государственные гарантии |
17,2 |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Всего: |
9068,9 |
100,0 |
8417,0 |
100,0 |
8417,0 |
100,0 |
Государственные заимствования Республики Северная Осетия-Алания в 2018-2020 годах осуществлялись в целях погашения действующих долговых обязательств и для пополнения остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
В структуре государственного долга большую часть продолжают занимать бюджетные кредиты, предоставленные Республике Северная Осетия-Алания из федерального бюджета. За три года доля бюджетных кредитов увеличилась с 84,4 процента до 86,3 процента общего объема государственного долга.
Доля кредитов, полученных бюджетом Республики Северная Осетия-Алания от кредитных организаций, снизилась с 15,4 процента до 13,7 процентов.
Доля государственных гарантий Республики Северная Осетия-Алания снижалась с 0,2 процента общего объема государственного долга до 0 процентов. Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям не возникало.
В 2018-2020 годах долговая политика была ориентирована на решение таких задач, как поддержание умеренной долговой нагрузки на государственный бюджет Республики Северная Осетия-Алания, сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей долговой устойчивости, обеспечивающих сохранение позиции республики в группе субъектов Российской Федерации со средним уровнем долговой устойчивости.
Статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены показатели отнесения субъектов Российской Федерации к группам заемщиков по уровням долговой устойчивости, начиная с 2020 года.
Оценка значений показателей долговой устойчивости Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 августа 2021 года проведена в соответствии с Правилами проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года N 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации".
Показатели долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 августа 2021 года приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 августа 2021 года
(процента)
N п/п |
Наименование показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости РСО-Алания по состоянию на 1 августа 2021 года |
||
для группы заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости |
|||
1. |
Объем государственного долга к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений |
не более 50 |
более 50 - менее 85 |
более 85 |
71,2 |
2. |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов республиканского бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
не более 5 |
более 5 - менее 8 |
более 8 |
0,3 |
3. |
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
не более 13 |
более 13 - менее 18 |
более 18 |
6,7 |
4. |
Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга |
- |
- |
- |
13,7* |
* Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в размере 1,1 млн рублей.
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что Республика Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 августа 2021 года по первому показателю долговой устойчивости соответствует группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, по второму и третьему показателям долговой устойчивости - группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. Значение четвертого показателя долговой устойчивости не влияет на оценку уровня долговой устойчивости.
Особое внимание в 2018-2020 годах уделено оптимизации расходов республиканского бюджета на обслуживание государственного долга. Для этого проведены следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета под 0,1 процента годовых и временно свободные средства государственных бюджетных учреждений Республики Северная Осетия-Алания и государственных автономных учреждений Республики Северная Осетия-Алания;
с целью привлечения в республиканский бюджет кредитов от кредитных организаций по ставке на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, осуществлялся постоянный мониторинг результатов аукционов, проводимых субъектами Российской Федерации, в целях финансирования дефицита бюджета и долговых обязательств, что позволило выявить тенденцию к снижению процентных ставок по кредитам кредитных организаций. Вновь объявленные аукционы позволили снизить процентные ставки по кредитам с 8,9 до 7,0 процентов годовых.
Проведенные в 2018-2020 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов 282,3 млн рублей, а также равномерно распределить погашение долговых обязательств по годам и обеспечить безопасные условия для планового финансового обеспечения расходов республиканского бюджета и своевременного обслуживания государственного долга.
Кроме того, часть дополнительных доходов в размере 250,0 млн рублей, полученных в 2019 году при исполнении республиканского бюджета сверх утвержденного законом о республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания общего объема доходов, направлена на погашение основного долга по кредитам, предоставленным кредитными организациями в валюте Российской Федерации.
В 2018-2020 годах все платежи по погашению и обслуживанию долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания производились своевременно в соответствии с графиками платежей.
Участие республики в 2020 году во втором этапе реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Республики Северная Осетия-Алания из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета в период с 2015 по 2017 годы в общей сумме 7 693,5 млн рублей, позволило снизить долговую нагрузку по возврату бюджетных кредитов путем продления срока возврата бюджетных кредитов.
Согласно новым условиям реструктуризации задолженность по бюджетным кредитам подлежит погашению в период с 2020 по 2029 годы включительно в следующем порядке: в 2020 году в размере 0 процентов суммы задолженности, в 2021-2024 годах в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно, в 2025-2029 годах ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности. Кроме того, в период новой коронавирусной инфекции COVID-19 условиями реструктуризации предоставляются возможности направления средств бюджета республики, высвобождаемых в 2020 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики субъекта Российской Федерации, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на компенсацию снижения по итогам 2020 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом.
Таким образом, средства, предусмотренные законом о бюджете Республики Северная Осетия-Алания в 2020 году на погашение задолженности перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам в размере 769,4 млн рублей, направлены на цели, установленные условиями реструктуризации.
III. Текущее состояние государственного долга Республики Северная Осетия-Алания
Объем государственного долга на 1 сентября 2021 года составил 8 417,0 млн рублей, включая бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджета в размере 1,1 млн рублей, полученный в целях управления текущей ликвидностью государственного бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
Структура государственного долга Республики Северная Осетия-Алания на указанную дату состояла из следующих долговых обязательств: кредиты кредитных организаций - 0 процентов, бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, - 100,0 процентов.
По состоянию на 1 сентября 2021 года отношение объема государственного долга к утвержденной сумме налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Северная Осетия-Алания (долговая нагрузка) составило 68,8 процента.
Осуществлено расходов на обслуживание государственного долга Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на 1 сентября 2021 года на сумму 10,9 млн рублей.
Все установленные ограничения по объему государственного долга и сумме расходов на обслуживание государственного долга Республикой Северная Осетия-Алания соблюдены.
Кроме того, за счет проведенной в августе 2020 году Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам предоставлена возможность направления средств бюджета республики, высвобождаемых в 2021 году в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, компенсацию снижения по итогам 2021 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации по сравнению с 2019 годом, а также на обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов.
В 2021 году планируется дальнейшее сокращение государственного долга на 384,7 млн рублей.
Согласно решению, принятому на заседании президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации Республике 15 июля 2021 года, Республике Северная Осетия-Алания установлен лимит бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в размере 1 516,37 млн рублей.
По итогам отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации в октябре 2021 года, принято решение об одобрении Республике Северная Осетия-Алания заявки по четырем инфраструктурным проектам. Объем бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов составляет 811 млн рублей. Получение бюджетного кредита планируется осуществить в 2022 году в размере 639 млн рублей и в 2023 году в размере 172 млн рублей.
IV. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
В 2022-2024 годах долговая политика Республики Северная Осетия-Алания будет реализовываться в условиях кризисных явлений в экономике вследствие влияния последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Основными факторами, определяющими характер долговой политики Республики Северная Осетия-Алания, являются:
изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также в Бюджетный кодекс Российской Федерации;
рост расходных обязательств республики вследствие принятия решений о реализации задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
необходимость ежегодной индексации расходов республиканского бюджета на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг;
выполнение условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Республики Северная Осетия-Алания из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Северная Осетия-Алания, утвержденных законом Республики Северная Осетия-Алания;
снижение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания и роста расходов республиканского бюджета в рамках реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения.
V. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
сокращение объема государственного долга до уровня, обеспечивающего сохранение Республики Северная Осетия-Алания в группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости с целью дальнейшего отнесения Республики Северная Осетия-Алания к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
абсолютное исключение условий для невыполнения долговых обязательств республики;
соблюдение показателей и индикаторов, установленных программой оздоровления государственных финансов республики;
минимизация расходов республиканского бюджета по обслуживанию государственного долга.
Задачами долговой политики являются:
соблюдение условий постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" по:
обеспечению размера дефицита республиканского бюджета в 2020-2029 годах на уровне не более 10,0 процентов от суммы доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений в соответствующем году;
обеспечению поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств и доведение его до 2030 года до уровня не более 23,3 процентов суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2029 год.
Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляются путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:
1. Сокращение объема государственного долга до оптимального уровня за счет:
проведения мероприятий, направленных на рост доходной части и оптимизацию расходной части республиканского бюджета;
осуществления мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств республиканского бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и уменьшения объема заимствований при исполнении республиканского бюджета;
недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов (в том числе доходов от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания);
осуществления контроля и оценки рисков, возникающих в сфере долговых обязательств республики;
направления остатков средств на едином счете республиканского бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевое назначение и подлежащих возврату в доход федерального бюджета), образовавшихся на начало текущего финансового года, и дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении республиканского бюджета на сокращение дефицита республиканского бюджета в целях снижения объема государственного долга.
2. Минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в рамках которой предполагается:
привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств республиканского бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
привлечение в республиканский бюджет кредитов от кредитных организаций по ставке на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
проведение анализа процентных ставок на рынке кредитов в целях минимизации расходов республиканского бюджета, предусмотренных на обслуживание государственного долга;
привлечение временно свободных средств государственных бюджетных учреждений Республики Северная Осетия-Алания и государственных автономных учреждений Республики Северная Осетия-Алания в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
рефинансирование долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами.
3. Равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в рамках которого предполагается:
проведение анализа сроков погашения действующих долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания и выявление пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга;
оптимизация структуры государственного долга за счет комбинирования инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания в целях равномерного распределения долговой нагрузки на республиканский бюджет в соответствующем финансовом году и плановом периоде;
планирование графиков погашения долговых обязательств Республики Северная Осетия-Алания;
продолжение политики сокращения государственного долга.
VI. Инструменты реализации долговой политики
Инструментами долговой политики являются:
кредиты кредитных организаций;
бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
VII. Анализ рисков для республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Северная Осетия-Алания
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования - вероятность того, что заемщик не сможет провести рефинансирование накопленных долговых обязательств на приемлемых условиях или проблемы с получением достаточного и своевременного финансирования на рынках капитала.
В условиях нестабильности на финансовых рынках может возникнуть ситуация, когда кредиторы (коммерческие банки, инвесторы) могут отказаться от предоставления новых кредитов и займов (не участвовать в аукционах на оказание услуг по предоставлению кредитов), посчитав предлагаемые условия займа или кредита (процентная ставка, срок займа или кредита) неприемлемыми.
Для управления рисками, связанными со способностью республики своевременно исполнять свои долговые обязательства, осуществляется мониторинг конъюнктуры финансовых рынков с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств, привлечения заимствований на среднесрочной (более года) и долгосрочной (более пяти лет) основе;
риск процентной ставки-риск увеличения суммы расходов на обслуживание долга вследствие неблагоприятных изменений процентных ставок. В процессе управления рисками в части процентных ставок, влияющих на стоимость заимствований, будет проводиться мониторинг ситуации на финансовых рынках на постоянной основе и учет прогнозов изменения процентных ставок при планировании расходов на обслуживание государственного долга Республики Северная Осетия-Алания;
риск снижения ликвидности рынка заимствований-риск связан с неполучением денежных средств на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств республики в случае отказа кредитных организаций от предоставления заемных средств. Снижение данного риска возможно в случае замещения средств, не полученных от кредитных организаций, бюджетными кредитами, предоставляемыми из федерального бюджета, либо путем сокращения расходов республиканского бюджета на такую же сумму.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10 ноября 2021 г. N 438-р "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 10 ноября 2021 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Республики Северная Осетия-Алания (http://alania.gov.ru) 15 ноября 2021 г.
На официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 15 ноября 2021 г. N 1500202111150002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22 ноября 2022 г. N 708-р
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.