Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Общая характеристика текущего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Костромской области
10. В настоящее время экономика Костромской области характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями по Российской Федерации.
Энергоемкость валового внутреннего продукта (далее - ВВП) Российской Федерации в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах.
В свою очередь, энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП) Костромской области превышает показатель энергоемкости ВВП Российской Федерации в 2,6 раза, а электроемкость - соответственно почти в 1,9 раза (таблица N 1). На производство каждого миллиона рублей валовой добавленной стоимости в 2020 году Костромская область израсходовала 34,4 кг условного топлива (далее - у.т.) и 193,0 кВт.ч электроэнергии, в то время как в целом по Российской Федерации эти показатели составляли соответственно 11,96 кг у.т. и 98,5 кВт.ч.
Таблица N 1
Энерго- и электроемкость ВВП Российской Федерации и ВРП Костромской области в 2020 году
Наименование |
Единицы измерения |
Российская Федерация |
Костромская область |
Костромская область/Российская Федерация, процентов |
ВВП Российской Федерации (ВРП Костромской области) в текущих ценах 2019 года |
млн. рублей |
106 606 601,9 |
175 592,5 |
0,16 |
Потребление топливно-энергетических ресурсов (без электроэнергии) |
тыс. т у.т. |
1 275 700,0 |
6 041,6 |
0,47 |
Энергоемкость в текущих ценах 2019 года |
т у.т./млн. рублей |
11,96 |
34,40 |
2,87 |
Потребление электрической энергии |
млн. кВт.ч |
1 050 700,0 |
3 390,0 |
0,31 |
Электроемкость |
кВт.ч/млн. рублей |
98,5 |
193,0 |
1,95 |
Энергоемкость ВРП в Костромской области снизилась с 2014 года по 2020 годы с 36,6 кг у.т./тыс. рублей до 28,9, или на 21%.
11. Потребление топливно-экономических ресурсов (далее - ТЭР) в целом по Костромской области в 2020 году с электрической энергией составило 6,45 млн. тонн у.т., без электрической энергии - 6,04 млн. т у.т.
Основными видами топливно-энергетических ресурсов, потребляемых в Костромской области, являются: газ, электроэнергия, нефтепродукты (с учетом мазута) и угля.
За период с 2018 по 2020 годы отмечается стабильный рост использования местных видов топлива: отходов деревообработки - в 2,7 раза, природного газа - в 1,2 раза; снижение потребления затратных видов топлива: топочного мазута почти в 2 раза, дров в 1,2 раза.
Объемы и виды потребляемых ТЭР представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Объемы и виды потребляемых ТЭР в Костромской области, тыс. т у.т.
N |
Наименование ТЭР |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1. |
Газ природный |
4 989,78 |
5 499,36 |
5 541,87 |
2. |
Газ сжиженный |
5,57 |
5,66 |
12,5 |
3. |
Мазут |
32,79 |
11,96 |
15,92 |
4. |
Нефтепродукты |
289,5 |
290,96 |
289,44 |
5. |
Уголь каменный |
95,91 |
89,38 |
92,41 |
6. |
Дрова |
48,66 |
41,85 |
38,46 |
7. |
Торф |
30,70 |
28,56 |
27,48 |
8. |
Печное топливо |
0,40 |
0,41 |
0,39 |
9. |
Древесные отходы |
11,01 |
22,95 |
23,12 |
10. |
Итого |
5 452,32 |
5 951,09 |
6041,59 |
11. |
Темп роста, процентов |
- |
109,14 |
110,8 |
12. |
Электроэнергия |
440,63 |
458,58 |
416,97 |
13. |
Всего |
5892,95 |
6409,67 |
6458,56 |
14. |
Темп роста, процентов |
- |
108,76 |
109,59 |
12. За годы реализации государственной программы Костромской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 28 апреля 2014 года N 175-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области" (далее - программа N 175-а), намечена тенденция к снижению уровня потребления затратных энергоресурсов за счет проведения энергосберегающих мероприятий и внедрения энергоэффективных технологий. Так, с 2019 года продолжается реализация мероприятий по энергосбережению на крупном областном объекте теплоснабжения - Шарьинской ТЭЦ. В целях экономии дорогостоящего привозного вида топлива (топочного мазута) проведены мероприятия по переводу котлов на каменный уголь, что прогнозирует предприятию экономическую выгоду в последующих отопительных периодах в размере около 100 млн. рублей (в зависимости от текущих цен на топочный мазут).
С 2014 по 2021 годы в рамках реализации программы N 175-а модернизировано, реконструировано и построено 5 котельных на местных экологичных видах топлива (отходы лесной промышленности), переведено на природный газ 20 объектов теплоэнергетики, находящихся в государственной собственности Костромской области, и 40 объектов, находящихся в муниципальной собственности.
13. Не последнюю роль в осуществлении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности играет в Костромской области НКО "Костромской фонд энергосбережения", осуществляющий свою деятельность с 1997 года. Источником финансирования НКО "Костромской фонд энергосбережения" являются отчисления предприятий топливно-энергетического комплекса Костромской области, а реализуемые мероприятия направлены на проведение энергосберегающей политики в регионе, внедрение современных энергосберегающих технологий и модернизацию объектов энергетики Костромской области. С 2014 по 2020 годы НКО "Костромской фонд энергосбережения" реализовано мероприятий на общую сумму 114 млн. рублей, ожидаемый ежегодный экономический эффект от реализованных мероприятий составляет 19 млн. рублей.
14. Необходимые условия укрепления энергетической безопасности: устойчивое и надежное обеспечение всех потребителей топливом и энергией, создание резервов для подключения новых объектов к инженерным сетям, удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей. При этом надо иметь в виду, что наращивание мощностей в топливно-энергетическом комплексе (далее - ТЭК) для поддержания высоких темпов экономического роста при сохранении высокой энергоемкости чревато отвлечением огромных дополнительных капитальных вложений от развития других секторов экономики. Кроме того, мобилизация средств на повышение мощностей только за счет повышения внутренних цен на энергию приведет к выходу за пределы порогов платежеспособности потребителей и, как следствие, - торможению экономического роста. С другой стороны, высокие затраты на топливо при ограничении роста тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры. В результате будут снижаться надежность, безопасность и доступность энергетических услуг всем потребителям.
Единственной альтернативой является повышение энергоэффективности.
15. Повышение надежности теплоснабжения потребителей имеет важное социальное значение, так как технические ограничения на подключение к сетям теплоснабжения сдерживают жилищное и промышленное строительство, снижают инвестиционную привлекательность городов и населенных пунктов Костромской области. Основными проблемами теплоэнергетики Костромской области являются:
1) значительные сверхнормативные потери теплоносителя - 15,42% (на отдельных объектах до 45%);
2) наличие большого количества технологических нарушений в среднем до 47 повреждений на 100 км тепловых сетей;
3) коэффициент полезного действия энергетического оборудования составляет не выше 55%, что на 25% ниже современных энергоустановок;
4) низкий уровень коммерческого учета выработки тепловой энергии - 10,4%;
5) значительный физический и моральный износ технологического оборудования до 55%;
6) отсутствие инвесторов в связи с рисками, обусловленными отсутствием механизмов возвратности инвестиций.
16. Высокое удельное потребление топливно-энергетических ресурсов учреждениями бюджетной сферы Костромской области приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, а также оказывает прямое влияние на соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований на объектах социального назначения.
Вместе с тем проблемой при реализации в регионе мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности остается недостаточный уровень целевого финансирования бюджетной сферы и низкий уровень привлечения внебюджетных средств организациями, на низком уровне используется механизм энергосервисного контракта (договора) и концессионных соглашений.
17. В секторе жилищного фонда, в котором потребляется около 20% электроэнергии и природного газа, сосредоточен существенный потенциал энергосбережения. Вместе с тем в связи с инертностью данного сектора и сложностью принятия коллективных решений собственниками жилых помещений реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде происходит довольно медленно. Наиболее заинтересованными сторонами в процессах энергосбережения в многоквартирном жилищном фонде могут выступать товарищества собственников жилья и профессиональные жилищные управляющие организации.
Требуется активизировать работу по сокращению безучетного отпуска энергоресурсов и воды в многоквартирных домах путем установки коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета. В настоящее время обязанность по установке коллективных приборов учета возложена на ресурсоснабжающие организации.
По состоянию на конец 2020 года, оснащенность многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета составляет:
тепловой энергии - 2 738 единиц из 3 724 единиц, или 73,5%;
горячего водоснабжения - 1 077 единиц из 1 662 единиц, или 64,8%;
холодного водоснабжения - 2 534 единицы из 4 031 единицы, или 62,9%;
электрической энергии - 5 387 единиц из 5 403 единиц, или 99,7%.
18. Помимо вышеперечисленного, при формировании программ энергосбережения регионального, муниципального уровней и на уровне бюджетных учреждений необходимо учитывать сроки, объемы работ и финансирования мероприятий по газификации, которые приводят к снижению затрат на потребляемые тепловые энергоресурсы (до 50%).
Нерешенным остается вопрос эксплуатации существующих твердотопливных котельных на угле, дровах и иных неэкономичных видах топлива при проводимой газификации и неполном согласии собственников жилищного фонда на переход на индивидуальное газовое отопление или установку котлов наружного размещения.
Анализ финансово-экономической деятельности теплоснабжающих организаций показал, что в условиях существующих нормативов потребления тепловой энергии и тарифных ограничений централизованное теплоснабжение малоэтажной застройки, в первую очередь, индивидуального жилищного фонда, для теплоснабжающих организаций экономически невыгодно.
В целях повышения эффективности работы системы теплоснабжения необходимо осуществлять перевод индивидуального и малоэтажного (до трех этажей включительно) жилищного фонда области с централизованного теплоснабжения на индивидуальное отопление.
Перевод на индивидуальное отопление предполагается осуществлять в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения муниципальных образований при относительно отдаленном нахождении потребителей от источника тепловой энергии путем установки (монтажа, подключения) индивидуальных (наружного и внутреннего размещения) отопительных котлов (преимущественно газовых) в следующих случаях:
газификация населенного пункта;
модернизация системы теплоснабжения населенного пункта;
если потребителями тепла являются учреждения, организации и при этом к источнику теплоснабжения подключено несколько индивидуальных потребителей;
банкротство предприятия, осуществляющего эксплуатацию системы теплоснабжения, или вывод собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации в соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей";
предоставление муниципальным образованиям дотаций из областного бюджета на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы, в населенных пунктах которых теплоснабжение жилых домов приводит к прямым убыткам предприятий.
При установке двухконтурных газовых или электрических котлов у потребителей появляется новая коммунальная услуга - горячее водоснабжение. Прекращается несанкционированный отбор теплоносителя из системы отопления.
19. Также необходимо понимать, что проведение газификации некоторых отдаленных и малонаселенных пунктов остается экономически нецелесообразным и нуждается в нахождении альтернативных вариантов по снижению потребления энергоресурсов и неэффективного расходования средств местных бюджетов на теплоснабжение. Выходом в таком положении может стать использование местных видов топлива - отходов лесной промышленности, развитой на территории Костромской области на высоком уровне (щепы, опилок, коры и прочих).
20. Весьма актуальной является политика энергосбережения, проводимая на всех видах транспорта, совершенствование структуры транспортных средств в целях обеспечения перевозки грузов и пассажиров при минимальных энергетических затратах. По данным УГИБДД УМВД России по Костромской области, в 2020 году количество единиц автотранспортных средств, зарегистрированных на территории Костромской области, по сравнению с 2000 годом возросло в 2,6 раза (2000 год - 72,2 тыс. единиц, 2020 год - 193,8 тыс. единиц). Быстрый рост количества автотранспортных средств, несмотря на определенное повышение энергетической эффективности, увеличивает потребность в наиболее совершенных и дорогих энергоносителях - моторных топливах и электроэнергии.
Основные направления энергосбережения на автомобильном транспорте Костромской области: увеличение доли грузооборота и пассажирооборота, выполняемых автомобилями и автобусами с дизельными двигателями; снижение удельных норм расхода топлива автомобилями за счет повышения КПД двигателей, трансмиссий, снижения собственной массы и аэродинамического сопротивления, увеличения доли радиальных шин; оснащение автомобилей приборами регистрации параметров движения; замещение бензина менее дефицитными видами топлива, в первую очередь, сжатым природным и сжиженным нефтяным газом.
21. Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности напрямую связана с уровнем просвещенности населения и популяризации сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в массах, в том числе среди должностных лиц органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти, руководителей бюджетных учреждений и предприятий. В связи с этим является целесообразным проработка и проведение мероприятий, направленных на повышение информационной открытости сферы энергосбережения, популяризацию энергосбережения на территории Костромской области, а также проработка экономически мотивационных моделей для руководителей и сотрудников бюджетных учреждений и организаций, глав муниципальных образований, обеспечивающих результативную и целенаправленную деятельность на уровне учреждений, муниципальном и региональном уровнях.
Численность населения области, участвующего в процессе энергосбережения, возможно увеличить путем информационной поддержки и пропаганды сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности за счет организации ежегодных общественных мероприятий, конкурсов, фестивалей.
22. Сложившийся комплекс проблем целесообразно и необходимо решать программно-целевым методом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.