Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и высшему образованию
на проект федерального закона N 1191150-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части совершенствования правового регулирования формирования и ведения единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, а также создания единого реестра конечных получателей средств государственной поддержки инновационной деятельности) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию рассмотрел проект федерального закона N 1191150-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается формирование и ведение двух информационных систем:
1) единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - ЕГИС);
2) единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности.
1. В настоящее время единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - единая государственная информационная система) создана и ведется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".
Общей правовой основой создания, эксплуатации и модернизации всех государственных информационных систем является статья 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которая содержит требования к уровню правового закрепления ряда элементов правового режима государственных информационных систем. В частности, перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке поставщиками информации в государственные информационные системы, устанавливаются федеральными законами.
Таким образом, на уровне указанного выше нормативного акта Правительства Российской Федерации невозможно отразить информацию в ЕГИС обо всех стадиях научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Поэтому законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" нормы, устанавливающие правовой режим ЕГИС.
В частности, законопроектом:
1) определяется цель формирования ЕГИС - обеспечение управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью, формирования единого подхода к управлению научными исследованиями и экспериментальными разработками по всем направлениям развития науки, технологий и техники, которые планируются к проведению и (или) проводятся с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также на которые предусматривается возмещение затрат из бюджетной системы Российской Федерации;
2) приводится субъектный состав поставщиков ЕГИС, который на сегодняшний день определен Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации";
3) устанавливается, что функции заказчика и оператора ЕГИС осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности - Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. При этом Комитет обращает внимание, что в настоящее время в соответствии с пунктом 2 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 327 Министерство уже выступает в качестве заказчика и оператора ЕГИС;
4) устанавливается следующий перечень информации, подлежащей размещению в ЕГИС:
- сведения о начинаемых работах;
- сведения о результатах работ, предоставляемых в форме обязательных экземпляров неопубликованных документов (отчетов о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, защищенных диссертаций на соискание ученых степеней, алгоритмов и программ), их реферативно-библиографические описания и сведения о наличии заявления о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать такие результаты на определенных условиях или об условиях открытой лицензии на использование таких результатов;
- отчеты о выполненных работах (отдельных этапах работ), право на размещение которых налогоплательщиками в единой государственной информационной системе предусмотрено статьей 262 Налогового кодекса Российской Федерации;
- сведения о правообладателях и правах на созданные в процессе выполнения работ результаты интеллектуальной деятельности, сведения об изменении состояния их правовой охраны, а также сведения о практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
- проекты тематик научных исследований, тематики научных исследований, проекты планов научных работ и планы научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования, научное и научно-методическое руководство научной и научно-технической деятельностью которых осуществляет Российская академия наук в соответствии с пунктом 6.1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заключения Российской академии наук по ним;
5) предусматривается передача полномочий:
- по установлению порядка предоставления размещенной в ЕГИС информации пользователям - Правительству Российской Федерации;
- по формированию и ведению ЕГИС, по установлению порядка и сроков размещения и публикации информации ЕГИС, по установлению категорий пользователей - федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности;
6) устанавливается, что правообладателем на объекты интеллектуальной собственности, в том числе программы для ЭВМ и базы данных, возникшие в результате создания, модернизации и эксплуатации ЕГИС является Российская Федерация.
Учитывая, что ЕГИС уже создана и ее эксплуатация осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете, дополнительного выделения бюджетных ассигнований не потребуется.
Комитет поддерживает закрепление в законе норм, устанавливающих правовой режим ЕГИС.
2. Законопроектом также предусматривается создание информационной системы "Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности" (далее - система) в целях информационного обеспечения развития инновационной деятельности и ее государственной поддержки.
Необходимость в специальном правовом регулировании системы на уровне закона Правительство Российской Федерации обосновывает важностью задачи по выявлению компаний, осуществляющих инновационную деятельность, и технологических предпринимателей с целью определения их вовлеченности в реализацию инновационных проектов для последующего эффективного предоставления государственной поддержки инновационной деятельности.
Система относится к иным информационным системам, общий правовой режим которых установлен в статье 13 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
На базе системы предполагается формирование и ведение реестра, включающего в себя следующие сведения:
1) информация об идентификационном номере налогоплательщика конечного получателя государственной поддержки;
2) информация о субъекте, предоставляющим государственную поддержку инновационной деятельности конечному получателю государственной поддержки;
3) информация о форме государственной поддержки инновационной деятельности конечного получателя государственной поддержки;
4) информация об объеме финансового обеспечения инновационных проектов за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе об объемах средств, фактически доведенных до получателя государственной поддержки инновационной деятельности;
5) информация об инновационных проектах, реализуемых конечными получателями государственной поддержки.
Функции оператора системы законопроектом предлагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности - Министерство экономического развития Российской Федерации.
Право на объекты интеллектуальной собственности, в том числе программы для ЭВМ и базы данных, возникшие в результате создания, модернизации и эксплуатации системы, будут принадлежать Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения реестра, перечень дополнительных сведений, включаемых в реестр, порядок доступа к сведениям, содержащимся в нем, порядок размещения сведений в реестре, а также требования к информационному взаимодействию между реестром, государственными и муниципальными информационными системами, информационными системами институтов инновационного развития, информационными системами поставщиков информации в реестр предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Сведения в реестр будут предоставляться институтами инновационного развития.
В целях снижения нагрузки на компании, осуществляющие инновационную деятельность, и технологических предпринимателей, связанной со сбором и предоставлением необходимого объема информации в реестр, законопроектом предусматривается взаимодействие системы с государственными и муниципальными информационными системами, информационными системами институтов инновационного развития.
Создание системы не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, поскольку финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с ее ведением будет осуществляться в пределах выделенных Министерству экономического развития Российской Федерации бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в рамках реализации функций иных федеральных органов государственной власти, иных непрограммных мероприятий.
Комитет поддерживает создание системы и полагает, что она позволит наиболее эффективно и своевременно оказывать поддержку компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, и технологическим предпринимателям.
На законопроект поступили отзывы от:
- 34 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 34 положительных;
- 27 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 27 положительных.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Счетная палата Российской Федерации поддержали указанный законопроект без замечаний и предложений.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в заключении на законопроект отмечает ряд замечаний и предложений, которые могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию поддерживает проект Федерального закона N 1191150-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
Председатель Комитета |
С.В. Кабышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.