Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 27 октября 2021 г. N 4 , п. 1
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1197674-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части вовлечения в хозяйственный оборот имущества государственной казны) - внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1197674-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества является основным программным документом среднесрочного планирования по достижению цели, основных задач и целевых индикаторов (показателей) подпрограммы "Управление федеральным имуществом", в числе которых максимизация доходов от использования федерального имущества, формирование оптимального состава федерального имущества, перманентное увеличение доли объектов имущества государственной казны Российской Федерации, вовлеченных в хозяйственный оборот.
Поскольку прогнозный план (программа) приватизации предполагает представление информации об объектах федерального имущества, их характеристиках, планируемых способах отчуждения, сроках оценки и проведения приватизационных процедур, его формирование занимает продолжительное время и не позволяет Правительству Российской Федерации оперативно принимать решения в отношении продажи конкретных объектов с учетом динамики изменений конъюнктуры в рыночных условиях. При этом по своим характеристикам большая часть подлежащих продаже объектов приватизации является инвестиционно малопривлекательной и рыночно низколиквидной. Согласно данным Счетной палаты Российской Федерации, проанализировавшей итоги выполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за 2017 - 2019 годы, более половины всех продаж объектов федерального имущества было реализовано посредством "вторичных" торгов, предполагающих отчуждение по стоимости ниже первоначальной цены, определенной на основании отчета об оценке рыночной стоимости, а 29 процентов сделок стали результатом продажи имущества без объявления цены.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на ускорение темпов приватизации и вовлечения в хозяйственный оборот имущества государственной казны Российской Федерации, что должно способствовать снижению нагрузки на федеральный бюджет в части экономии средств, выделяемых на содержание и обеспечение сохранности такого рода имущества, а также призвано обеспечить поступление отложенных доходов в федеральный бюджет в виде налогов на доходы от коммерческого использования имущества.
Законопроект предусматривает предоставление Правительству Российской Федерации возможности принимать решения об отчуждении (за исключением внесения в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ) определенной категории объектов собственности без их включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период. К указанной категории относится движимое (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ) и недвижимое имущество, балансовая и кадастровая - а при отсутствии последней только балансовая - стоимость которого не превышает 100 млн. рублей. Как правило, к указанной категории относится не востребованное для целей удовлетворения государственных нужд, нерентабельное (с точки зрения генерации доходов в бюджет), низколиквидное, имеющее низкую инвестиционную привлекательность малоценное имущество. Порядок формирования и утверждения перечня объектов федерального имущества, подлежащего приватизации без включения в прогнозный план (программу) приватизации (далее - Перечень), а также внесения в него изменений будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Также законопроектом в отношении упомянутой категории федерального имущества планируется разрешить заключать договоры купли-продажи с единственным участником аукциона или продажи посредством публичного предложения. В этом случае ценой продажи будет признаваться начальная цена, или цена предложения, сложившаяся на соответствующем "шаге понижения".
Предлагаемые изменения направлены на сокращение сроков продажи, снижения затрат на повторную оценку, содержание и сохранность приватизируемого имущества.
В целях исключения рисков отчуждения объектов приватизации по частям, стоимость которых номинально будет соответствовать установленному законопроектом критерию, в отношении объектов имущества, включаемых в Перечень, законопроектом предусмотрено установление принципа их целостности и единства, не допускающего разделение (дробление) объектов на части.
Комитет одобряет концепцию законопроекта и считает инициативу Правительства Российской Федерации актуальной и обоснованной, поскольку она отражает реалии сегодняшнего дня и новые тенденции в изменении подходов государства к распоряжению федеральным имуществом в контексте повышения эффективности управления им, в связи с чем заслуживает всемерной поддержки.
Следует отметить, что обозначенный в законопроекте стоимостной критерий - балансовая и (или) кадастровая стоимость менее 100 миллионов рублей - для объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений) позволяет ограничить сферу регулирования законопроекта относительно недорогостоящими объектами федеральной собственности, не дающими в случае их продажи существенного вклада в общий объем поступлений доходов от приватизации. Вместе с тем, содержание и управление таким имуществом, находящимся в режиме государственной казны Российской Федерации, а также проведение обязательных мероприятий при подготовке его к приватизации требует со стороны государства определенных затрат, что лишний раз подтверждает рациональность предложенного Правительством Российской Федерации подхода.
Согласно законопроекту отчуждение включенных в Перечень объектов федерального имущества будет осуществляться в порядке и способами, установленными Законом о приватизации, к числу которых относятся - аукцион, продажа посредством публичного предложения и продажа без объявления цены, а также конкурс. Последовательное применение указанных способов продажи позволяет повысить эффективность приватизации этой категории имущества и получить максимально возможный размер выручки от приватизации, поскольку выбор того или иного способа продажи обусловлен инвестиционной привлекательностью приватизируемых активов, что, в свою очередь, определяет спрос на такой актив со стороны потенциальных покупателей.
Кроме того, при подготовке законопроекта ко второму чтению следует уточнить порядок размещения на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов сведений о продаже объектов федерального имущества, включенных в Перечень. При этом учитывая, что Закон о приватизации предусматривает необходимость размещения отчетности о результатах приватизации федерального имущества на сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти для размещения информации о приватизации, необходимо конкретизировать, каким образом указанные законодательные нормы будут реализовываться в отношении проектируемой законопроектом категории имущества, не подлежащего включению в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям поддерживает представленную Правительством Российской Федерации концепцию законопроекта N 1197674-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.