Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 13 мая 2021 г. к N 265, п. 3.
по проекту федерального закона N 1134126-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования обществ взаимного страхования" - внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, Н.П. Николаевым, В.М. Резником
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в качестве комитета-соисполнителя проект федерального закона N 1134126-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования обществ взаимного страхования", Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроект направлен на стимулирование развития в Российской Федерации получившей распространение в экономиках развитых стран, широко востребованной гражданами и хозяйствующими субъектами формы организации страховой защиты своих имущественных интересов - взаимного страхования, реализуемого посредством объединения участников в общества взаимного страхования (далее - ОВС).
На сегодняшний день в мировом объеме страховой премии доля ОВС составляет порядка 27% (примерно 1,3 трлн долларов США). Лидерами считаются Финляндия - 73%, Австрия - почти 60%, Германия - около 44%. Лидерами рынка в области взаимного имущественного страхования являются Австрия, Швеция, Франция, личного страхования - Финляндия, Германия, Дания.
Согласно данным государственного реестра субъектов страхового дела в Российской Федерации создано 11 ОВС. До принятия Федерального закона от 29.11.2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании" (далее - Федеральный закон N 286-ФЗ), предусматривающего введение лицензирования ОВС и ряда ограничений их деятельности, в Российской Федерации по данным добровольной регистрации в Департаменте страхового надзора Минфина России действовало 156 ОВС. В России последние 20 лет уровень проникновения страхования остаётся крайне низким, не более 1,4% ВВП.
Следствием постпандемийного этапа восстановления экономики стало повсеместное снижение доходов и платежеспособного спроса населения и бизнеса, в связи с чем вопросы управления рисками в новых условиях необходимо решать с использованием максимально широкого спектра предлагаемых рынком решений, оптимальных по цене и возможности заключения договора страхования. Сегодня во многих сегментах страхового рынка предложение страховых услуг или сократилось, или оказалось неэффективным или стало вообще недоступным (как страхование ответственности туроператоров или арбитражных управляющих), у ОВС появляется возможность сыграть заметную роль в обеспечении страховой защиты, поскольку ОВС, как некоммерческие страховщики, даже в ситуации сокращения выделяемых на страхование бюджетов способны поддержать достигнутый рынком уровень проникновения страхования для граждан и бизнеса, повысить вовлеченность в страхование новых субъектов как в традиционных, так и в новых секторах.
Предлагаемые ОВС понятные и прозрачные условия и механизмы страхования делает ОВС для граждан и хозяйствующих субъектов востребованным и эффективным инструментом управления рисками и страхования.
Законопроект, в целях повышения доступности и привлекательности взаимного страхования для граждан и юридических лиц, снимает установленные Федеральным законом N 286-ФЗ ограничения в части максимально допустимого числа членов ОВС, что значительным образом расширяет возможности ОВС по привлечению в свои ряды новых членов, развития дополнительных видов страхования и повышения уровня страховой защиты каждого члена ОВС. Также вносятся изменения, предусматривающие, что объектами взаимного страхования могут быть объекты личного и имущественного страхования, а также разрешающие ОВС осуществлять страхование от несчастных случаев и болезней, заниматься добровольным медицинским страхованием граждан. При этом запрещается осуществление ОВС обязательного страхования, а также добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления профессиональной деятельности. Также законопроектом устанавливается, что ОВС, членами которого являются физические лица, не вправе осуществлять взаимное страхование имущественных интересов, связанных с риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
Кроме того законопроектом проектируется распространение на ОВС требований законодательства о страховании в части обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, которые в настоящее время предусмотрены для коммерческих страховых организаций и законодательства о несостоятельности (банкротстве) в части введения в ОВС временной администрации после отзыва лицензии; устанавливается ограничение для субсидиарной ответственности граждан - членов ОВС в размере годовой страховой премии и вводится норма о распространении на отношения договоров страхования, заключенного между гражданами - членами ОВС и ОВС, положений законодательства о защите прав потребителей.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и оценивает проектируемые им изменения законодательства как актуальные.
Вместе с тем, по мнению Комитета, при доработке законопроекта необходимо учесть следующие замечания.
Проектируемые законопроектом изменения, регламентирующие деятельность на страховом рынке ОВС, являющихся по статусу некоммерческими организациями, и применяемые к ним процедуры банкротства в едином контексте требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к коммерческим страховым организациям, нуждаются в дополнительном обсуждении на предмет возможности возникновения правовых коллизий и противоречий. В частности, представляется целесообразным изложить проектируемые нормы Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части мер по предупреждению банкротства ОВС и права Банка России назначить временную администрацию, в виде отдельных статьей, посвященных ОВС, в отрыве от общих положений Закона о банкротстве, посвященных коммерческим страховым организациям.
Из текста законопроекта следует, что в качестве застрахованного лица (а следовательно, выгодоприобретателя) может выступать некое "иное лицо", не являющееся членом ОВС, "в пользу которого членом общества заключён договор личного страхования" (проектируемый пункт 2 статьи 4 Федерального закона "О взаимном страховании"). Комитет полагает, что данная норма даёт правовые основания для страхования ОВС третьих лиц и несёт серьезные риски злоупотреблений, что представляется недопустимым. В этой связи, ко второму чтению законопроект нуждается в дополнении нормой, устанавливающей запрет на страхование ОВС третьих лиц, не являющихся членами ОВС.
В целом, по мнению Комитета, развитие системы взаимного страхования и появление ОВС будет способствовать оптимизации расходов федерального бюджета на государственное страхование за счёт расширения объемов участия ОВС в реализации различного рода социально значимых видов страхования населения. К тому же это добавит здоровой конкуренции на страховом рынке и сделает условия страхования для граждан и бизнеса более прозрачными и доступными по цене.
С учетом вышеизложенного, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1134126-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования обществ взаимного страхования" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.