Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Повышение социального статуса семьи, содействие формированию гармонично развитой личности
4.1. Патриотическое воспитание, формирование личности и пропаганда семейных ценностей
Музеи
В части патриотического воспитания в музеях ежегодно проводятся следующие мероприятия:
На базе Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника создан и функционирует военно-исторические лагерь для подростков и юношей. В 2020 г. в связи с эпидемиологической ситуацией указанное мероприятие не проводилось.
В Государственном военно-историческом музее-заповеднике "Прохоровское поле" действует круглогодичный военно-исторический клуб. 2 сентября 2020 г. на территории танкодрома музея-заповедника прошел всероссийский фестиваль солдатской песни "Поле Славы".
В сентябре 2020 г. прошли торжественные мероприятия, посвященные 640-й годовщине Куликовской битвы. В программе праздника: театрализованная реконструкция средневекового сражения, показательные турниры и поединки участников Военно-исторического фестиваля "Поле Куликово", интерактивные военно-исторические биваки, театрализованный концерт "Куликово поле встречает гостей", Краснохолмская ярмарка.
9 мая 2020 г. на базе Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. состоялась международная конференция "Дети за мир", посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Участие в конференции приняли представители Франции, Турции, Республики Беларусь, Республики Кипр, активисты Детского Общественного совета Музея Победы и Детского экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в г. Москве.
По итогам международной конференции ее участниками была инициирована международная патриотическая акция "#ДетиЗаМир75", направленная на сохранение памяти о подвигах народа, вовлечение детей и молодежи в деятельность Детских Общественных советов образовательных организаций, советов при уполномоченных по правам ребенка в регионах Российской Федерации.
ФГБУК "Севастопольский военно-исторический музей-заповедник" реализует культурно-образовательную программу "Музей в гостях у школы". Программа включает в себя чтение лекций по истории Севастополя, проведение экскурсий по передвижным музейным выставкам, проведение массовых мероприятий для учащихся 1-11 классов и призвана объединить усилия музея и школы в деле всестороннего гармоничного развития подрастающего поколения, его патриотического воспитания через приобщение учащихся к военной истории России.
Тульский государственный музей оружия реализует "Равнение на Героев" - совместный проект с Центрами образования Тульской области, носящими имена Героев Советского Союза и России, школьными музеями, а также тульскими общественными организациями ветеранов. Девиз проекта "Каждой школе - имя Героя".
Культурно-просветительские проекты для детей
Внимание к семейным ценностям всегда было характерно для деятельности музеев. Они проводят экскурсии, лекции, мастер-классы, игровые мероприятия, которые содействуют объединению семьи, раскрытию творческого потенциала личности ребенка, укреплению авторитета родителей в совместных занятиях с детьми.
В период ограничительных мер музеи разработали новые форматы взаимодействия с детской аудиторией и продолжали работать для своих юных посетителей виртуально. На их сайтах, в соцсетях и интернет-каналах появилось множество интереснейших программ, экскурсий, мастер-классов. При этом принять участие в большинстве мероприятий можно в любое удобное для себя время и бесплатно.
Экскурсии и мастер-классы
Базовые образовательные мероприятия в музеях - экскурсии и тематические мастер-классы. Их преобразовали в интернет-формат первыми. Экскурсии стали виртуальными турами в виде смонтированных видеозаписей или прямых трансляций, во время которых зрители могут получить ответы на свои вопросы.
Программа "Эрмитаж-онлайн" включает знакомство с картой трехэтажного здания и возможность посетить практически любую экспозицию на выбор. Каждая экскурсия сопровождается подробным описанием, а изображение в мельчайших деталях передает неповторимые черты хранящихся здесь экспонатов. Экскурсия по залам музея захватит внимание старшеклассников на весь день, а то и на несколько.
Третьяковская галерея приглашала присоединиться к трансляциям экскурсий, лекций и концертов онлайн и переводит в домашний формат свои образовательные проекты. Самый увлекательный и доступный для детей - "Лаврус.арт" с разноплановыми материалами: от общеобразовательных подборок типа "10 картин Репина, которые надо знать" до мастер-классов по абстрактной живописи. Также разработана экскурсия по выставке "Русская сказка. От Васнецова до сих пор" (Путешествие в мир русских сказок по произведениям Васнецова, Поленова, Врубеля и других художников).
На Youtube-канале Третьяковской галереи регулярно появляются новые выпуски "Моего музея", создана серия коротких видео под названием "История одного шедевра", в которых подробно и интересно доносится история создания известных художественных картин. Там же можно услышать советы для начинающих художников, послушать рассказы Паустовского, Джеральда Даррелла и "Аленушкиных сказок".
Каждую неделю на Youtube-канале Музея Победы появлялись экскурсии-викторины. В конце программы виртуальным гостям предлагается ответить на вопросы, и самые активные получат подарки от музея.
Сотрудники лектория Государственного музея искусства народов Востока в группе в социальной сети "ВКонтакте" читают детям сказки стран Азии, которые интересно послушать даже взрослым. На онлайн-экскурсии можно познакомиться с театром Японии и узнать, какие средства перевоплощения используют актеры. Также зрители окунутся в таинственную атмосферу индонезийского театра теней.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина разработал виртуальные экскурсии по музею в прямом эфире на платформе Zoom в формате живого общения с экскурсоводом для разных возрастных групп (6-13 лет). Ребята могут познакомиться с искусством Месопотамии, древнего Египта, Средних веков, Древней Греции, древнего Рима, Итальянского Возрождения, а также с Фантастическими животными, великими археологическими открытиями и многими другими интересными темами. Для участия в экскурсии необходимо пройти регистрацию и установить приложение Zoom на компьютер или планшет. За полчаса до начала виртуальной экскурсии на адрес электронный почты, указанный при регистрации, придет ссылка, позволяющая присоединиться к мероприятию.
Организовать школьную онлайн экскурсию "Тайны Государственного исторического музея" для детей разного возраста можно, воспользовавшись ссылкой на официальном сайте Государственного исторического музея. Во время посещения дети узнают много интересного об истории и культуре России. Виртуальный тур предоставляет возможность обзора залов в формате 360°. Для просмотра материалов необходимо установить на компьютер Flash-проигрыватель. Также разработана онлайн-экскурсия "Занимательная история для детей: древние мифы в творениях античных мастеров" (для детей 8-12 лет) - юные слушатели смогут подробнее познакомиться с древними мифами и легендами Античности. Уникальные исторические памятники расскажут о воинственных амазонках и мистических грифонах, о эпичных битвах олимпийских богов и подвигах Геракла. Еще одна онлайн-экскурсия познакомит ребят с Москвой 1940-50-х гг., когда в столице строились сталинские высотки.
Музей музыки подготовил большую онлайн-программу, в которую вошли лекции, экскурсии, беседы и новый диджитал-проект "Музейные музыкальные встречи онлайн". Кроме того, ребята постарше смогут виртуально посетить тематические экскурсии и лекции. Занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста - "Что такое ноты?", "Сказки из музыкальной шкатулки", "Вперед в Выдумляндию" (путешествие музыкой, красками и поэзией), "Звуки природы". Кроме того, на Youtube-канале музея ребята постарше смогут виртуально посетить тематические экскурсии и лекции: "Русские народные инструменты", "Коллекция особого назначения", "Механические музыкальные инструменты", "Музыкальный театр Прокофьева"и многие другие.
Государственный музей-заповедник "Петергоф" разработал следующие онлайн-экскурсии - детская экскурсия по Большому Петергофскому дворцу, детская экскурсия по Дворцу "Коттедж".
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" разработал следующие виртуальные музейные путешествия для детской аудитории:
1. Кижская угадайка;
2. Дом карельского крестьянина;
3. Кижский эрудит;
4. Добро пожаловать на остров Кижи!
5. Путешествие в Старый Город;
6. Два эпоса - две культуры;
7. Дом карельского крестьянина;
8. Добро пожаловать в мир двух эпосов - карельского и русского!;
9. Кижская регата;
10. Небеса Заонежья;
11. Древнерусские храмы и иконы потолочной живописи;
12. Кижские пазлы (пазлы кижских видов + flash-версия);
13. Кижские интерактивные карты;
14. Природа острова Кижи (флора и фауна острова Кижи);
15. Иконостас Покровской церкви (виртуальная реконструкция);
16. Иконостас Преображенской церкви (виртуальная реконструкция);
17. Панорамы острова Кижи (архитектурные памятники);
18. Экскурсия по острову Кижи (панорамы острова Кижи, аудиоэкскурсия и панорамы 360°);
19. Кижские кроссворды.
Интернет-игры для детской аудитории:
1. Плотник (Адаптировано под большие экраны);
2. Найди пару, Проверь свою наблюдательность!
Онлайн Мастер-классы:
1. Плетение из бересты;
2. Прядение из шерсти и льна;
3. Подготовка рыболовной сети;
4. Лодка-кижанка;
5. Ковка спицы для кудели;
6. Досюльная вышивка;
7. Обмолот зерна и др.
Кроме того, все федеральные музеи являются активными участниками программы "Десятилетие детства". Информация обо всех мероприятиях анонсируется на официальных сайтах музеев, в социальных сетях.
Кинематограф
Киномероприятия по реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы":
XVIII Международный фестиваль военного кино имени Ю.Н. Озерова
Фестиваль проходит в России с 2003 года. Это первый фестиваль военного кино в России и мире. В 2004 году фестиваль зарегистрирован, как международный. Цель фестиваля - сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, боевом прошлом, мужестве и героизме русского народа, а также народов, входящих в состав России, отстаивавших свою независимость во все времена - от монголо-татарского ига до последних времен. "Через войну в кино - против войны в мире" - девиз фестиваля, его идеологическая установка.
XVIII международный фестиваль военного кино имени Ю.Н. Озерова в 2020 году прошел в городе Туле и Тульской области в городах Алексин, Венев, Донской, Кимовск, Чернь, Ясногорск, поселках Дубна, Заокский, Теплое с 9 по 14 ноября при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, при участии Правительства Тульской области, Государственной Думы Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Союза кинематографистов Российской Федерации, Российского Союза ветеранов и был приурочен к 75-летию Победы и 80-летию обороны Тулы.
В конкурсных программах приняли участие лучшие киноленты режиссеров художественного, телевизионного, документального, короткометражного и детско-юношеского кино, снятые кинематографистами разных стран, согласно регламенту. Всего было показано 60 фильмов на 21 площадках, количество зрителей, увидевших мероприятия фестиваля - около 10 000 человек.
Международный фестиваль военного кино имени Ю.Н. Озерова и все его мероприятия - это еще один шаг к пробуждению у молодежи духа патриотизма, любви к своей Родине, ее героической истории.
Всероссийский кинофестиваль, посвященный укреплению межнационального единства народов "Человек, познающий мир"
Кинофестиваль, посвященный укреплению межнационального единства народов "Человек, познающий мир", прошел в городах Республики Крым: Керчь, Феодосия, Щелкино, а также в пгт Ленино, с. Калиновка с 25 по 30 октября 2020 года.
Основной целью проведения Всероссийского кинофестиваля, посвященного укреплению межнационального единства народов Российской Федерации, является доведение до массового российского зрителя отечественных кинофильмов, как игровых, так и документальных, в силу различных обстоятельств, не попавших в широкий кинотеатральный прокат, но при этом имеющих высокий культурный и художественный уровень.
В конкурсе были представлены работы как известных, так и молодых режиссеров, а также студенческие фильмы, созданные в рамках учебного процесса. Участие в конкурсе наряду с признанными мастерами становится для студентов входом в профессию. Всего было показано 30 конкурсных фильмов на 9 площадках, общее количество зрителей, увидевших мероприятия фестиваля, составило 82 700 человек.
Основные результаты ежегодного мониторинга доступности культурных ценностей и благ для инвалидов в Российской Федерации
К числу подведомственных Минкультуры России библиотек, обеспечивающих максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: Российская государственная библиотека для слепых, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, Российская государственная детская библиотека.
К числу субъектов Российской Федерации, библиотеки которых обеспечили максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: г. Санкт-Петербург, г. Москва, а также Московская область.
К числу подведомственных Минкультуры России музеев, обеспечивающих максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник "Петергоф", Государственный Эрмитаж.
К числу субъектов Российской Федерации, музеи которых обеспечили максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: Московская область, г. Санкт-Петербург и г. Москва.
К числу субъектов Российской Федерации, обеспечивших максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: г. Москва, Республика Саха (Якутия).
К числу театральных и концертных организаций, подведомственных Минкультуры России, обеспечивающих максимальные результаты работы, относятся: Московский художественный академический театр имени М. Горького, Московский художественный театр имени А.П. Чехова, Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова, Государственный театр наций.
К числу субъектов Российской Федерации, в которых обеспечены максимальные результаты работы в театральных, концертных организациях и культурно-досуговых учреждениях, относятся: г. Москва, Московская и Томская области, Краснодарский край.
К числу субъектов Российской Федерации, парки культуры и отдыха которых обеспечили максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: города Москва и Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий автономный округ.
К числу субъектов Российской Федерации, зоопарки которых обеспечили максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: Свердловская область, Ярославская область и Республика Татарстан.
К числу подведомственных Минкультуры России образовательных организаций высшего образования, обеспечивающих максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Российская государственная специализированная академия искусств, Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского и Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова.
К числу профессиональных образовательных организаций, подведомственных Минкультуры России и обеспечивающих максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств и Пермское государственное хореографическое училище.
К числу субъектов Российской Федерации, профессиональные образовательные организации которых обеспечили максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: Республика Саха (Якутия), Свердловская, Московская и Ивановская области.
К числу субъектов Российской Федерации, детские школы искусств которых обеспечили максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: г. Москва, Ленинградская, Челябинская, Московская и Саратовская области.
К числу субъектов Российской Федерации, кинотеатры и кинозалы которых обеспечили максимальные результаты работы по данному направлению, относятся: Краснодарский край, Кемеровская область - Кузбасс и г. Москва.
Трудоустройство инвалидов в организациях культуры
Согласно результатам мониторинга квотирования рабочих мест для инвалидов количество сотрудников-инвалидов в подведомственных Минкультуры России организациях культуры составляет 1 607 чел. (по состоянию на 31 декабря 2020 г.), что составляет 2,75% от среднесписочной численности работников организаций, подведомственных Минкультуры России.
К числу библиотек, подведомственных Минкультуры России, в которых работает наибольшее количество сотрудников-инвалидов, относятся: Российская государственная библиотека для слепых, Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека для молодежи.
К числу субъектов Российской Федерации, в библиотеках которых работает наибольшее количество сотрудников-инвалидов, относятся: Хабаровский край, Московская область, Томская область, Архангельская область, Республика Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ.
К числу подведомственных Минкультуры России музеев, в которых работает наибольшее количество сотрудников-инвалидов, относятся: Всероссийский музей А.С. Пушкина, Российский этнографический музей, Государственный Русский музей, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Государственный музей искусства народов Востока, Российский этнографический музей, Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле", Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина", Севастопольский военно-исторический музей-заповедник.
К числу субъектов Российской Федерации, в музеях которых работает наибольшее количество сотрудников-инвалидов, относятся: Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Краснодарский край, Архангельская область, Брянская область, Курская область, Московская область, Псковская область и Тамбовская область.
К числу театральных и концертных организаций, подведомственных Минкультуры России, в которых работает наибольшее количество сотрудников-инвалидов, относятся: Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге.
К числу субъектов Российской Федерации, в которых работает наибольшее количество сотрудников-инвалидов в театральных, концертных организациях и культурно-досуговых учреждениях, относятся: Краснодарский край, Ненецкий автономный округ, Оренбургская область, Орловская область, Республика Саха (Якутия).
Востребованность организаций культуры инвалидами
К числу библиотек, подведомственных Минкультуры России, которые провели наибольшее количество мероприятий с участием инвалидов, а также мероприятий, доступных для инвалидов, относятся: Российская государственная детская библиотека, Российская государственная библиотека для молодежи и Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино.
К числу субъектов Российской Федерации, библиотеки которых провели наибольшее количество мероприятий с участием инвалидов, а также мероприятий, доступных для инвалидов, относятся: г. Москва, Московская, Белгородская и Ростовская области, Красноярский край.
К числу музеев, подведомственных Минкультуры России, которые провели наибольшее количество мероприятий с участием инвалидов, а также мероприятий, доступных для инвалидов, относятся: Государственный Эрмитаж и Государственный исторический музей.
К числу субъектов Российской Федерации, музеи которых провели наибольшее количество мероприятий с участием инвалидов, а также мероприятий, доступных для инвалидов, относятся: Ростовская, Курская области и Республика Крым.
К числу театральных и концертных организаций, подведомственных Минкультуры России, которые провели наибольшее количество мероприятий с участием инвалидов, а также мероприятий, доступных для инвалидов, относятся: Московская государственная академическая филармония, Государственный академический Мариинский театр, Национальный драматический театр России (Александринский).
К числу субъектов Российской Федерации, театральные, концертные и культурно-досуговые учреждения которых провели наибольшее количество мероприятий с участием инвалидов, а также мероприятий, доступных для инвалидов, относится Костромская область.
4.2. Развитие культурно-познавательного детского туризма
С 2019 года в рамках национального проекта "Культура" реализуются культурно-просветительские программы для школьников, которые дают возможность детям путешествовать и познавать страну, посещать музеи, театры, объекты историко-культурного и природного наследия, а также памятные места и достопримечательности регионов.
Основная задача культурно-просветительских программ - научить ребенка гордиться своей страной, зародить интерес познавать культуру и историю России. Участие в программах дает возможность увидеть родную страну, понять связь времен и эпох, сложить воедино все, о чем рассказывают учителя на уроках литературы, истории, музыки и географии, осознать величие Родины и навсегда запомнить яркие моменты соприкосновения с богатейшим культурным наследием.
Организация экскурсионных и туристских поездок учащихся - одна из наиболее эффективных образовательных технологий, обеспечивающих гармоничное развитие личности. Такая форма взаимодействия с подрастающим поколением - неотъемлемая часть современных программ гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия.
В реализации проекта "Моя Россия" принимают участие органы исполнительной власти субъектов Федерации в области культуры, образования и туризма, туристические компании, музеи, объекты питания и размещения, а также центры историко-культурного наследия и туристско-информационные центры регионов. Партнером программы является Российский союз туриндустрии.
Благодаря программе детского туризма "Моя Россия" школьникам из разных регионов удалось не только расширить свой кругозор и получить новые знания, но и побывать в тех уголках страны, куда они, возможно, не доехали бы никогда. Ощутить мощь истории своей страны, осознать красоту и просторы, понять, что такое гордость за свою Родину и оценить подвиг дедов и прадедов. Благодаря таким поездкам дети учатся любви и патриотизму, понимают, насколько разнообразна и интересна страна, в которой они живут и будут жить.
В 2020 году в рамках 8 маршрутов ("Город-герой Ленинград", "Кузбасс - Кузница Победы", "Моя Москва", "Москва - Золотое кольцо", "Тайны деревянного зодчества", "Серебряное ожерелье. Великий Новгород", "Серебряное ожерелье. Псков", "Императорский маршрут") участие в программе приняли 16 580 школьников.
Кроме того, в 98 однодневных экскурсионных патриотических программах "Дороги Победы" приняли участие 64 498 детей из 22 регионов страны. Таким образом, общее количество школьников, охваченных в 2020 году культурно-просветительскими проектами, составило более 81 000 человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.