Решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2021 г. по делу N 3а-129/2021
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В.
с участием прокурора Шкарлет О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д М В, П О Н о признании недействующим пункта N... приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2018 года N 216-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении который налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", Установил:
Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2018 года N 216-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень). Указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 27 декабря 2018 года.
В пункт N... Перечня включен объект, расположенный по адресу: "адрес", имеющий кадастровый номер N...
Д М В и П О Н, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта N... приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2018 N 216-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", имеющее кадастровый номер N.., принадлежащее им на праве долевой собственности (далее - Объект, Здание), включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", поскольку его площадь составляет менее 1000 кв. м.
Представитель административных истцов в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в судебное заседание явилась, представила возражения на административное исковое заявление (74-77), просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что Комитетом были получены сведения из Росреестра от "дата" года, согласно которым земельный участок, на котором расположено Здание, имеет вид разрешенного использования - для размещения объектов торговли и площадь более 1000 кв. м, в связи с чем Объект был включен в проект Перечня, который был опубликован на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга 10.10.2018 года, каких-либо возражений от административных истцов против включения Объекта в проект Перечня не поступило, в связи с чем Здание было включено в Перечень без его обследования на предмет определения вида фактического использования.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административный иск, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, в городе федерального значения Санкт-Петербурге устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанного субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанного субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации (подпункт 2 статьи 15, абзац второй пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества. Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здание, строение, сооружение и помещение (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение, в том числе, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 данного Кодекса).
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество физических лиц.
Статьей 2 указанного регионального правового акта предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
При этом в силу пункта 6 статьи 3 этого же правового акта, ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2018 - 2019 годах - в размере 1 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2018 года N 216-п, который размещен на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 27 декабря 2018, т.е. оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке.
В пункт N... Перечня включен объект, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", лит. А, имеющий кадастровый N.., находящийся в долевой собственности (N...) административных истцов, право собственности на указанное имущество П О.Н. зарегистрировано "дата", право собственности Д М.В. - "дата" (л.д.9-12), П О.Н. зарегистрирована с "дата" года в качестве индивидуального предпринимателя с применением упрощенной системы налогообложения, Д М.В. зарегистрирована в указанном качестве с "дата" года (л.д.25-32), т.е. включение Объекта в Перечень затрагивает права и обязанности административных истцов, связанные с уплатой налога на имущество.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации включению в перечень недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат, наряду с иными объектами, торговые центры (комплексы), каковыми, согласно подпункту 1 пункта 4 той же статьи, признаются, в частности, отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые расположены на земельных участках, если один из видов разрешенного использования участка предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Административными истцами не оспаривается позиция административного ответчика о том, что Здание, имеющее наименование - торгово-бытовой комплекс - расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для размещения объектов торговли.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя административного ответчика, Объект был включен сначала в список объектов, предполагаемых к включению в Перечень на основании информации о виде разрешенного использования земельных участков, назначении или наименовании объектов, а затем в Перечень в связи с поступлением из Росреестра указанных сведений о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, а также информации о том, что Здание имеет площадь N... кв. м. по состоянию на 28 февраля 2018 года (л.д.78).
Вместе с тем, следует учитывать, что в силу пункта 1.2 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного
распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), формируется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4.1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании информации о виде разрешенного использования, назначении или наименовании, а также виде фактического использования недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Как следует из представленного административным ответчиком ответа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Санкт-Петербургу от 13 апреля 2021 года на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части изменения площади здания с 1030 кв. м. на 999, 1 кв. м. от 31.08.2018 года и приложенного технического плана от 21.08.2018 года, поступивших в орган регистрации, 11 сентября 2018 года был проведен государственный кадастровый учет изменений Объекта (л.д.100).
Таким образом, как на момент опубликования административным ответчиком проекта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 года (10 октября 2018 года - л.д.61), так и на дату принятия и опубликования Перечня Объект не соответствовал критериям объектов, подлежащих включению в такой перечень, установленным в статье 1.1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций", т.е. оспариваемое положение противоречит акту, имеющему большую юридическую силу, что является основанием для признания его недействующим на основании подпункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ссылка административного ответчика на то, что административный истец не обращался в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга с возражениями на проект Перечня, не может быть принята во внимание, поскольку такое обращение не является обязательным условием для предъявления административного иска о признании нормативного правового акта недействующим.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
административное исковое заявление Д М В, П О Н об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт N... приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26 декабря 2018 года N 216-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2021 г. по делу N 3а-129/2021
Текст решения опубликован не был