Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1221704-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части приведения положения Кодекса в соответствие с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект направлен на приведение в соответствие отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
При осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - ДМДК) юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на специальный учет.
Порядок ведения такого учета регулируется Правилами ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с ДМДК, от 1 октября 2015 года N 1052 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 названных Правил в целях постановки на специальный учет участники операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями обязаны подавать сведения о внесении необходимых изменений в карту специального учета.
За нарушение указанных требований статьей 15.43 Кодекса установлена административная ответственность.
Настоящим законопроектом предложено привести в соответствие положения статьи 15.43 Кодекса с нормами пункта 6 вышеуказанных Правил.
Предложение авторов инициативы вызвано тем, что с введением государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий (далее - ГИИС ДМДК) изменился и порядок внесения соответствующих изменений в карту специального учета.
Надо отметить, что ранее юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями подавали в уполномоченный орган заявление в произвольной форме, но с введением ГИИС ДМДК карта специального учета формируется в этой системе с помощью программных средств автоматически и сведения в нее должны вноситься в электронной форме в личном кабинете участника.
Полагаем, что предложенные авторами законодательной инициативы новеллы в указанной части полностью заслуживают внимания.
Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 года N 270 "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с 1 марта 2022 года оборот драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться только при наличии средств идентификации.
Для всех участников оборота продукции из драгоценных металлов и драгоценных камней устанавливается единое требование о направлении информации по каждому факту (случаю) оборота такой продукции.
За непредставление требуемой информации в ГИИС ДМДК для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в части первой статьи 15.47 Кодекса вводится административная ответственность.
Предложенные авторами законопроекта изменения концептуально поддерживаются. Однако следует обратить внимание на то, что обязанность направления требуемой информации в ГИИС ДМДК наступает только с 1 марта 2022 года.
Таким образом, проектные изменения в указанной части не могут вступать в силу ранее названной даты.
В законопроекте также содержится проектируемая новая статья 23.93 Кодекса, которая наделяет должностных лиц Федеральной пробирной палаты полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях за ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с ДМДК, без постановки на специальной учет либо с нарушением установленных требований (статья 15.43), за сбыт и перемещение незаконно добытых ДМДК (статья 15.44), а также за нарушение требований при их обращении (15.46), учете и хранении (статья 15.47).
Надо отметить, что рассмотрение дел о перечисленных выше административных правонарушениях в настоящее время находится в компетенции судей.
В связи с наделением Федеральной пробирной палаты полномочиями по рассмотрению дел о соответствующих административных правонарушениях законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в статью 23.1 "Судьи" Кодекса.
Также законопроектом уточняются полномочия Роспотребнадзора в части рассмотрения дел об административных правонарушениях. В случае принятия проектируемых изменений Роспотребнадзор будет рассматривать дела об административных правонарушениях только в части продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней по договору розничной купли-продажи.
Полагаем, что концептуальная направленность представленного законопроекта возражений не вызывает и заслуживает поддержки.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе законопроект N 1221704-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.