Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Никольского района
Пензенской области
от 22.10.2021 N 670
Основные направления бюджетной и налоговой политики Никольского района Пензенской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Никольского района Пензенской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с подпунктом 13.2.2. пункта 13.2. раздела 3 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Никольском районе Пензенской области, утвержденным решением Собрания представителей Никольского района Пензенской области от 19.12.2019 N 244-3/4 "Об утверждении Положения бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Никольском районе Пензенской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как "N 244-32/4"
Бюджетная и налоговая политика на среднесрочную перспективу обеспечивает преемственность целей и задач предыдущего планового периода, скорректирована с учетом текущей экономической ситуации, обусловленной введением ограничительных мер для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, и направлена на реализацию основных целевых стратегических ориентиров, заданных Президентом Российской Федерации в указах от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) (далее - Указ N 204) и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474) и в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020, а также определенных в Стратегии социально-экономического развития Никольского района Пензенской области на период до 2030 года.
Целью разработки Основных направлений является определение условий и подходов к формированию проекта бюджета Никольского района Пензенской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также приоритетов развития бюджетной системы района в среднесрочной перспективе с учетом основных тенденций, заложенных в бюджетном прогнозе Никольского района Пензенской области на долгосрочный период до 2025 года, утвержденном постановлением администрации Никольского района Пензенской области от 19.02.2020 N 141 "Об утверждении бюджетного прогноза Никольского района Пензенской области на долгосрочный период до 2025 года".
2. Бюджетная политика Никольского района Пензенской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Бюджетная политика Никольского района Пензенской области в предстоящий трехлетний период будет ориентирована на сохранение сбалансированности и устойчивости финансовой системы района путем решения следующих задач:
1) стратегическая приоритизация расходов бюджета Никольского района Пензенской области;
2) обеспечение операционной эффективности использования бюджетных средств;
3) повышение качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
Начиная с 2019 года, наряду с ежегодным приростом базовых социальных обязательств, включая повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, увеличение МРОТ, индексацию детских пособий, опекунских выплат, дополнительных бюджетных ресурсов потребовала реализация приоритетных задач развития страны, определенных Указом N 204.
Сдержанный рост налоговых и неналоговых доходов обусловили зависимость сбалансированности консолидированного бюджета Никольского района Пензенской области от объема финансовой поддержки из регионального бюджета.
Проводимая в Никольском районе долговая политика направлена на снижение уровня долговой нагрузки и выполнение обязательств по соглашениям с Минфином Пензенской области о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из бюджета Пензенской области, что ограничивает возможность привлечения кредитных ресурсов на финансирование возрастающих расходных обязательств. В соответствии с системой оценки долговой устойчивости муниципальных образований Никольский район Пензенской области будет относиться к муниципалитетам со средним уровнем устойчивости.
В таких условиях основной задачей бюджетной политики Администрации Никольского района Пензенской области в среднесрочном периоде, как и в предыдущие годы, остается сохранение сбалансированности бюджетной системы района, включая следующие направления:
1) финансовое обеспечение реализации региональных проектов, направленных на достижение приоритетных задач развития Никольского района Пензенской области;
2) повышение операционной эффективности использования бюджетных средств;
3) содействие сохранению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Никольского района Пензенской области.
В целях продолжения реализации мероприятий по бюджетной консолидации, предусмотренных заключенными с Минфином Пензенской области соглашениями, в текущем году в соответствии с распоряжением администрации Никольского района Пензенской области от 29.06.2017 N 169 "Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Никольского района Пензенской области на 2019-2025 годы" (с последующими изменениями) уточнены плановые мероприятия по оздоровлению муниципальных финансов Никольского района Пензенской области на 2019-2025 годы.
2.1. Финансовое обеспечение реализации региональных проектов, направленных на достижение приоритетных задач развития Никольского района Пензенской области
В 2019, 2020, 2021 годах проведена значительная работа по приоритизации расходов бюджета исходя из показателей, зафиксированных в Указе N 204 и достигаемых путем реализации мероприятий национальных и региональных проектов. Для организации в районе эффективной системы мониторинга и управления, обеспечения прозрачности и возможности контроля использования бюджетных средств на реализацию региональных и местных проектов:
- создан и работает проектный офис, осуществляющий общую координацию реализации приоритетных проектов и программ, а также решающий задачи по организации проектной деятельности в Никольском районе Пензенской области.
- мероприятия региональных проектов обособлены в качестве отдельных структурных элементов муниципальных программ, которые детализированы на уровне кода целевой статьи расходов бюджета;
- обеспечена увязка направлений бюджетных расходов с измеримыми результатами региональных проектов, входящих в состав федеральных и национальных проектов;
- проведена работа по наполнению единого информационного ресурса в целях проведения регулярного мониторинга по всем уровням управления региональными проектами, действующим на территории Никольского района Пензенской области;
- обеспечено ежемесячное представление в Министерство финансов Пензенской области отчета о бюджетных обязательствах в части реализации региональных и национальных проектов.
Ключевыми целями Указа N 204, влияющими на структуру бюджетных расходов, являются обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение бедности, повышение уровня и качества жизни населения.
В этой связи в среднесрочной перспективе большое внимание будет уделено сохранению достигнутого уровня оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений образования, культуры, социального обслуживания, достижение которого осуществлялось в предыдущие годы в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом учтен темп роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Пензенской области по консервативному варианту проекта прогноза социально-экономического развития Пензенской области:
в 2022 году - на 6,1% (30346,0 руб.),
в 2023 году - на 6,4% (32288,2 руб.),
в 2024 году - на 6,5% (34386,9 руб.).
Планирование расходов на оплату труда работников бюджетной сферы (включая органы местного самоуправления), на которых не распространяется действие указов Президента РФ 2012 года, осуществлялось с учетом:
- повышения оплаты труда с 1 января 2022 года и с 1 октября 2023-2024 годов - на 4% ежегодно;
- увеличения МРОТ с 01.01.2022 до 13617 руб. в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
2.2. Повышение операционной эффективности использования бюджетных средств
Учитывая необходимость концентрации бюджетных средств на достижении стратегических целей, требуется принятие дополнительных мер по изысканию финансовых резервов, оптимизации бюджетных расходов и усилению муниципального финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств. В числе таких мер:
1) дальнейшее повышение эффективности использования бюджетных средств
В текущем году в целях продолжения реализации мероприятий по бюджетной консолидации, предусмотренных ежегодно заключаемым с Министерством финансов Пензенской области соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Никольского района Пензенской области, будут уточнены и продлены на период до 2025 года плановые мероприятия, образующие программу финансового оздоровления. С учетом проведенной в предыдущие годы оптимизации расходов бюджета дальнейшая работа в данном направлении будет ориентирована на снижение расходов на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, повышение эффективности управления собственностью, развитие внебюджетной деятельности учреждений.
2) совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля, развитие внутреннего финансового аудита
В целях обеспечения контроля за правомерным, результативным и экономным использованием средств бюджета, совершенствования организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита завершено создание единой системы федеральных стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Результатом стало:
- создание системы единого правового регулирования внутреннего муниципального финансового контроля (единые требования и процедуры);
- использование риск-ориентированного подхода при выборе объектов контроля, направлений их деятельности и проверяемого периода;
- установление единых подходов и требований к процедурам использования результатов контрольного мероприятия.
3) повышение эффективности казначейского исполнения бюджета
В целях совершенствования процедур казначейского исполнения бюджета в условиях ограниченных бюджетных ресурсов основные мероприятия будут направлены на достижение эффективности расходования бюджетных средств на этапе предварительного контроля и обеспечение ликвидности единого счета бюджета, включая:
- предупреждение рисков неисполнения социально значимых и первоочередных обязательств, соблюдение условий софинансирования федеральных средств, а также выполнение принятых бюджетных обязательств в рамках реализации национальных и региональных проектов;
- обеспечение ритмичности исполнения бюджета в течение финансового года, своевременную подготовку и заключение муниципальных контрактов;
- систематический мониторинг просроченной кредиторской задолженности в целях предупреждения ее роста и принятия мер по ликвидации;
- расширение практики применения механизма казначейского сопровождения на новые виды целевых средств, в том числе в случаях, когда условиями муниципальных контрактов предусматриваются авансовые платежи.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями), проводимый в настоящее время Финансовым управлением администрации Никольского района Пензенской области контроль в отношении извещений об осуществлении закупок, протоколов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условий проектов контрактов, начиная с 01.04.2020, будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации. За Финансовым управлением администрации Никольского района Пензенской области сохранятся полномочия по контролю в отношении планов-графиков закупок и иных объектов контроля, не размещаемых в Единой информационной системе.
Продолжится дальнейшее развитие таких инструментов казначейского исполнения как:
- перечисление под фактическую потребность межбюджетных трансфертов целевого характера местным бюджетам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность;
- контроль за расходованием бюджетных средств неучастниками бюджетного процесса (кроме государственных бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий) путем открытия им лицевых счетов в Финансовом управлении администрации Никольского района Пензенской области;
- применение, наряду с документальным, дополнительного визуального контроля (с выездом на место) за крупными расходами (стоимостью свыше 1 млн. руб.), связанными с ремонтом объектов муниципальной собственности и приобретением оборудования.
4) сокращение просроченной кредиторской задолженности за счет всех источников финансирования
В Соглашении о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Никольского района Пензенской области, заключенном между Никольским районом и Министерством финансов Пензенской области, установлены предельные значения показателя "доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Никольского района Пензенской области" равные нулевому значению.
В целях усиления контроля за состоянием кредиторской задолженности консолидированного бюджета Никольского района Пензенской области и предотвращения образования просроченной кредиторской задолженности, начиная с 2018 года, ежегодно утверждается План мероприятий ("дорожная карта"), предусматривающий комплекс мер для органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, направленный на погашение кредиторской задолженности. Финансовым управлением Никольского района проводится мониторинг исполнения расходных обязательств, принятых участниками бюджетного процесса Никольского района с целью определения сумм кредиторской задолженности.
5) обеспечение подотчетности бюджетных расходов
В целях повышения качества и прозрачности информации, раскрываемой в бюджетной отчетности, планируется совершенствование методологии ведения бюджетного учета, составления финансовой отчетности путем применения федеральных стандартов бухгалтерского учета муниципальных финансов.
Внедрение данных стандартов будет осуществляться в сроки, установленные программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2022-2024 годы, утвержденной Минфином России.
6) повышение прозрачности и открытости бюджетных данных
С целью реализации принципа открытости бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей Финансовым управлением администрации Никольского района размещаются данные о бюджетном процессе на территории Никольского района на сайте администрации Никольского района, в виде "Бюджет для граждан", НПА муниципального образования.
С 01.01.2020, соответствии с приказом Минфина России от 28.12.2016 N 243н "О составе и Порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации", показатели сводной бюджетной росписи и ежедневных сведений о кассовом исполнении расходов бюджета Никольского района Пензенской области используется для формирования данных о финансовом обеспечении паспортов проектов и мониторинга хода их реализации для достижения целей и задач, определенных в Указе N 204. Министерством финансов Пензенской области будет осуществляться согласование указанной информации на предмет целесообразности ее размещения, актуальности, корректности, сроков размещения.
7) повышение качества управления общественными финансами
По итогам 2020 года Никольскому району Пензенская область определена 3 степень качества управления муниципальными финансами, что нацеливает на дальнейшее совершенствование реализуемых мер по повышению качества осуществления бюджетных полномочий всеми участниками бюджетного процесса в районе.
2.3. Содействие сохранению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Никольского района Пензенской области
Традиционно основными задачами бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений являются:
- содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов с целью увеличения их доходного потенциала для выполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий;
- планирование в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, утвержденных Указом N 204;
- повышение качества управления муниципальными финансами, включая эффективное использование бюджетных средств, в том числе целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из регионального бюджета;
- недопущение образования просроченной кредиторской задолженности по социально значимым расходам (заработной плате с начислениями и социальным выплатам).
В целях сбалансированности местных бюджетов в планируемом периоде общий объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2022-2024 годы останется на уровне прошлого года. Кроме того планируется предусмотреть иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений Никольского района Пензенской области для обеспечения финансирования вопросов местного значения, возникших после утверждения бюджета поселения.
3. Налоговая политика Никольского района Пензенской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Налоговая политика Никольского района Пензенской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов по-прежнему будет направлена на повышение роста налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Никольского района Пензенской области.
Важно, что приоритетными направлениями налоговой политики нашего района будут оставаться создание условий для развития предпринимательской деятельности и роста инвестиционной активности, легализации налоговой базы и повышения качества администрирования доходных источников. Указанные направления определяются изменениями, внесенными в текущем году в федеральное и региональное законодательство о налогах и сборах.
В текущем году продолжена работа по развитию инвестиционной деятельности за счет привлечения в район инвесторов, создания дополнительных рабочих мест и роста налоговых поступлений, за период реализации которых планируется получить бюджетный эффект в виде дополнительных поступлений в консолидированный бюджет Никольского района Пензенской области налога на доходы физических лиц.
В настоящее время на территории района реализуются значимые для района инвестиционные проекты:
- инвестиционный проект "Разведение КРС мясного направления" К(Ф)Х Хасанов Р.Х. с объемом инвестиций - 70 млн. руб.;
- инвестиционный проект "Выращивание зерновых и масличных культур" ООО "Светлый путь" с объемом инвестиций - 40 млн. руб.;
- инвестиционный проект "Выращивание зерновых и масличных культур" К(Ф)Х Данилова Н.И. с объемом инвестиций - 30 млн. руб.
При этом необходимо отметить, что в результате расширения производственных мощностей, увеличения объемов производства и создания дополнительных рабочих мест от указанных организаций ожидается получить в бюджет Пензенской области и Никольского района больше налогов.
Для повышения эффективности предоставляемых налоговых льгот, достижения целей государственных (муниципальных) программ, социально-экономической политики регионов и муниципальных образований, обеспечения прозрачности и сопоставимости налоговых расходов постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 утверждены Общие требования к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с указанными требованиями скорректирован порядок оценки эффективности региональных налоговых льгот, который в настоящее время проходит установленную процедуру согласования.
Кроме того, в соответствии с указанными требованиями проведена оценка эффективности действующих в Пензенской области налоговых льгот за 2020 год, по результатам которой все льготы были признаны эффективными. Информация о результатах проведенной оценки направлена в Минфин России для использования ее при определении налогового потенциала региона и расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Одним из приоритетных направлений налоговой политики в Никольском районе Пензенской области в среднесрочной перспективе будет являться совершенствование механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления Пензенской области и территориальных органов федеральных органов государственной власти, направленных на:
- повышение уровня собираемости доходных источников, а также сокращение задолженности по платежам в бюджет, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и применение мер принудительного взыскания задолженности;
- легализацию бизнеса и "теневой" заработной платы, предотвращение уклонения от уплаты налогов;
- сверку и актуализацию баз данных, которые используются в целях налогообложения;
- повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Никольского района Пензенской области от 22 октября 2021 г. N 670 "Об основных направлениях... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.