Решение Ленинградского областного суда от 22 июля 2021 г. по делу N 3а-289/2021
Настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 г. N 66а-1262/2021
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре - помощнике судьи Михейкиной М.О.
с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Тепловые сети" о признании недействующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 19 декабря 2018 года N 470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов", Установил:
19 декабря 2018 года комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) издан приказ N 470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов" (далее также приказ N 470-п).
Согласно приложению 1 к приказу N 470-п установлены одноставочные тарифы (руб./Гкал) на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов для потребителей (кроме населения) МО "Тосненский муниципальный район Ленинградской области", в случае отсутствия дифференциации тарифов по сумме подключения.
Согласно приложению 2 к приказу N 470-п установлены тарифы на горячую воду на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов для потребителей (кроме населения) МО "Тосненский муниципальный район Ленинградской области", в том числе компонент на теплоноситель (руб./куб. м) и компонент на тепловую энергию одноставочный (руб./Гкал).
Согласно приложению 2 к приказу N 470-п установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "Тепловые сети" на территории Ленинградской области на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, базовый уровень операционных расходов на 2019 год "данные изъяты" тыс. руб, индекс эффективности операционных расходов на 2019 - 2023 гг.
ОАО "Тепловые сети" (далее также - Общество) в административном иске просит признать недействующим со дня официального опубликования приказ N 470-п в части:
установленного в приложении 1 одноставочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Тепловые сети" потребителям (кроме населения), на период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.;
установленного в приложении 2 тарифа на горячую воду, поставляемую ОАО "Тепловые сети" потребителям (кроме населения), на период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.
Кроме того, просит взыскать расходы на оплату государственной пошлины.
В обоснование требований административного иска указано, что ОАО "Тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией и предоставляет услуги по теплоснабжению на территории МО "Тосненский муниципальный район".
ЛенРТК, устанавливая приказом N 470-п тарифы на тепловую энергию и горячую воду, необоснованно не включил в необходимую валовую выручку на 2019 год расходы ОАО "Тепловые сети" на расчетную предпринимательскую прибыль в размере "данные изъяты" тыс. руб.
Административный истец полагает, что приказ N 470-п противоречит положениям п. 5-7 ст. 3, п. 2-3 ст. 7, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 2, 25, 48(1), 48(2), 71, 74, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075, пунктам 7, 9.1. 11, 12, 52, 55, 56 приказа ФАС России от 13.06.2013 г. N 760-э.
В письменных возражениях представитель административного ответчика ЛенРТК Пономаренко Г.В. просил отказать в удовлетворении требований административного иска по тем основаниям, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречит. Доводы административного иска считает основанными на ошибочном толковании норм материального права.
В возражениях отмечается, что на момент подачи административного иска приказ N 470-п в части установления тарифов на 2019 год утратил юридическую силу в связи с истечением срока, на который принимались тарифы. Основные объекты теплоснабжения по всем муниципальным образованиям Тосненского муниципального района на момент установления тарифов для регулируемой организации на 2019 год находились в краткосрочном временном пользовании ОАО "Тепловые сети", заключенных на срок менее трех лет. В этом случае в соответствии с пунктом 48(2) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, расчетная предпринимательская не включается в состав необходимой валовой выручки.
Кроме этого, Общество осуществляет реализацию инвестиционной программы по реконструкции, модернизации системы теплоснабжения Тосненского муниципального района, утвержденной ЛенРТК 26.09.2013 года. Инвестиционной программой предприятия предусмотрена реализация строительства новых источников теплоснабжения и тепловых сетей до 2018 года. По инвестиционной программе собственником новых объектов становится ООО "Энергоформ", которое передает данное имущество в аренду ОАО "Тепловые сети", что подтверждает доводы комитета о нахождении объектов теплоснабжения в краткосрочной аренде.
В судебном заседании представитель административного истца Маковская И.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнениях.
Представитель административного ответчика Морозова Ю.А. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержала правовую позицию, приведенную в возражениях.
Представитель заинтересованного лица ФАС России, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, отзыв на административный иск не представил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФАС России.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Чигаркиной Е.Н, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ ОАО "Тепловые сети" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым приказом ЛенРТК от 19.12.2018 года N 470-п, следовательно, административный иск подан полномочным лицом.
Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
В целях реализации этого закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и определения методологии расчета регулируемых цен (тарифов) приказом Федеральной службы по тарифам N 760-э от 13.06.2013 г. изданы Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ).
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274. Согласно пунктам 1.6, 2.2.1 данного Положения ЛенРТК в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты Ленинградской области в форме приказов, устанавливает тарифы в сфере теплоснабжения.
27.04.2018 г. в ЛенРТК поступило заявление ОАО "Тепловые сети" о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения, предложение об установлении тарифов и материалы по обоснованию уровня тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям МО "Тосненский муниципальный район". На основании данного заявления тарифный орган открыл дело об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 гг.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ЛенРТК провел экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, выводы которой содержатся в экспертном заключении.
Приказ ЛенРТК от 19.12.2018 года N 470-п размещен на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области, а также на официальном интернет-портале правовой информации. Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административным истцом по существу не оспаривается.
Проверяя оспариваемый приказ ЛенРТК N 470-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ОАО "Тепловые сети" присвоен статус единой теплоснабжающей организацией на территории поселений Тосненского муниципального района Ленинградской области. Общество осуществляет реализацию инвестиционной программы по реконструкции (модернизации) системы теплоснабжения Тосненского муниципального района Ленинградской области на период 2013 - 2022 гг.
Регулируемая организация владеет на праве аренды 38 источниками тепловой энергии в 12 поселениях Тосненского района, установленной мощностью 363, 8 Гкал/ч, тепловыми сетями (сети отопления протяженностью 110, 99 км и ГВС протяженностью 39, 50 км в 12 поселениях Тосненского района. Источники теплоснабжения введены в эксплуатацию в период 1978 - 2015 гг.
Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области для Общества установлены тарифы в сфере теплоснабжения на 2019 - 2023 гг. с применением метода индексации установленных тарифов.
ОАО "Тепловые сети" в составе тарифной заявки просило включить расчетную предпринимательскую прибыль, которая по данным предприятия составляет: "данные изъяты" тыс. руб. - 2019 г, "данные изъяты" тыс. руб. - 2020 г, "данные изъяты" тыс. руб. - 2021 г, "данные изъяты" тыс. руб. - 2022 г, "данные изъяты" тыс. руб. - 2023 г. В обоснование представлены среди прочего договоры аренды земельных участков, объектов теплоснабжения, заключенные между Обществом и администрациями городских и сельских поселений муниципальных образований Тосненского района.
В пункте 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определено, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации - это величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.
В силу пункта 48(2) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для регулируемой организации, владеющей объектом (объектами) теплоснабжения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 190-ФЗ источник тепловой энергии - это устройство, предназначенное для производства тепловой энергии (п. 3); тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (п. 5); объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность (п. 5.1); система теплоснабжения - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями (п. 14).
ЛенРТК, определяя тарифы на тепловую энергию и горячую воду на долгосрочный период регулирования, не включил в расходы Общества расчетную предпринимательскую прибыль, поскольку основные объекты теплоснабжения по всем муниципальным образованиям Тосненского района находились в краткосрочном временном пользовании, и в этом случае согласно пункту 48(2) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расчетная предпринимательская прибыль не устанавливается.
Суд не может согласиться с таким выводом ЛенРТК, так как ОАО "Тепловые сети" на момент рассмотрения тарифной заявки и в расчетном периоде регулирования - 2019 г. владело объектами теплоснабжения на основании договоров аренды, заключенных с органами местного самоуправления на срок более 3 лет, в частности:
зданием котельной N "адрес", инв. N, расположенным по "адрес", на основании договора аренды N от 20.12.2005 г, действовавшего до 01.11.2020 г.;
зданием котельной инв. N А, расположенным по "адрес", на основании договора аренды N от 30.12.2005, действующего по 31.12.2050 г.;
зданием насосной станции, расположенным по "адрес", зданиями котельной, котельной лит. И и мазутонасосной станции, расположенными по "адрес", зданиями котельной "адрес" и мазутонасосной станции, расположенными в "адрес", зданием котельной, лит. А, расположенным в д. "адрес", зданием котельной лит. А, расположенным в "адрес", на основании договора аренды N от 16.12.2005, действующего по 31.12.2050 г.
При таком положении нельзя признать обоснованным определение Комитетом при установлении тарифа на тепловую энергию и горячую воду на период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года расчетной предпринимательской прибыли Общества в размере 0 руб.
Суд отклоняет доводы ЛенРТК о прекращении производства по делу или отказе в удовлетворении административного иска на том основании, что на момент подачи административного иска приказ от 19.12.2018 года N 470-п в части установления тарифов на 2019 год утратил юридическую силу в связи с истечением срока, на который принимались тарифы.
В силу ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
При возникновении споров в сфере тарифного регулирования необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению тарифов на соответствующие периоды.
Установленные приказом ЛенРТК N 470-п тарифы на тепловую энергию на 2019 год применялись в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права на их определение в законно установленном размере.
На основании изложенного, приказ ЛенРТК N 470-п в оспариваемой в части не соответствует законодательству в сфере теплоснабжения, нарушает права, законные интересы административного истца, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу судебного акта не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст. 3 КАС РФ.
Принимая во внимание п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
С учетом положений ч. 4 ст. 215, ч. 4 ст. 216 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт. ЛенРТК следует принять новый нормативный правовой акт в части признанной данным решением недействующей.
Удовлетворяя требования административного иска, руководствуясь ст.ст. 103, 111 КАС РФ, подлежат взысканию с комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу ОАО "Тепловые сети" понесенные им судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 рублей (платежное поручение N 1934 от 23.03.2021).
Руководствуясь статьями ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Решил:
Административный иск ОАО "Тепловые сети" удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года N 470-п "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом "Тепловые сети" потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов" в части установленных в приложении 1 одноставочного тарифа на тепловую энергию на период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, в приложении 2 тарифа на горячую воду на период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.
Возложить на комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обязанность принять новый нормативный правовой акт в части признанной данным решением недействующей.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Взыскать с комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу ОАО "Тепловые сети" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
С.А. Астапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 22 июля 2021 г. по делу N 3а-289/2021
Текст решения опубликован не был